Конструктивный текст экскурсии




Рыбинский полиграфический колледж

 

 

Экскурсия по городу Рыбинск

 

 

43.02.10 Туризм

 

Рыбинск 2016 г.

 

 

Рисунок 1. Схема маршрута по району Полиграф до Соборной площади.

 

Рисунок 2. Схема маршрута экскурсии по историческому центру города Рыбинск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

Конструктивный текст экскурсии

Вводная речь
Здравствуйте, меня зовут__________________________________________. Я Ваш экскурсовод, я расскажу вам о ________________________________ Прошу соблюдать тишину, в процессе экскурсии не отставать от группы и придерживаться заданного маршрута. Обратите внимание, на активное движение транспорта, поэтому убедительная просьба пересекать проезжую часть только по пешеходному переходу и на зеленый свет.
Памятник Людвигу Нобелю
Эмануил Нобель, отец братьев, будущих знаменитостей, приехал из Швеции в Петербург в 1837 году. Здесь он совместно с губернатором Нижегородской губернии, промышленником Николаем Огарёвым построил механический завод. Приехал в Россию в долгах, а через несколько лет не только рассчитался со своими шведскими кредиторами, но уже и сам мог давать в долг". Именно здесь, в России, в полной мере раскрылся талант не только Эмануила Нобеля, но и его сыновей, которых он перевёз сюда в 1842 году и заставил учить русский язык, другие европейские языки, изучать естественные науки. Интересная деталь - среди учителей мальчиков был и Дмитрий Менделеев. Позже он трижды номинировался на Нобелевскую премию. И ему трижды было отказано. Масштабность Нобелей - в их универсализме. Это были высокообразованные инженеры, конструкторы, экономисты, бухгалтера, слесари. Образование обеспечило им знания на любой случай жизни. Если ломались механизмы – они сами вставали к станку. Вся стройная система нефтепромышленности была заложена именно ими. В мае 1879 года три брата: Роберт, Людвиг и Альфред Нобели основали акционерное общество «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Через несколько лет семья шведских техников Нобель развернула нефтяной бизнес по всей Волге. "Среди всех Нобелей Людвиг был, наверное, самым талантливым – он создал крупную нефтяную компанию России, успешно решал вопросы укрепления обороноспособности страны, социального партнёрства. Именно он создал первые профсоюзы, метрическую систему мер. Если у рабочего был какой-то талант, Людвиг Нобель отправлял его учиться за границу, причём, полностью оплачивал образование". Как они попали в Рыбинск? Так же, как и многие знаменитые люди, прекрасно понимающие стратегическое значение города на пересечении всех транспортных путей. Неподалеку от Рыбинска (микрорайон Копаево) были сооружены огромные складские помещения для керосина, нефти, бензина. А сам Рыбинск являлся крупной перевалочной базой. Нефть и нефтепродукты отправлялись с этих складов в 39 городов Российской империи за границу. В 1912 году фактически братьями Нобелями построен первый нефтеперерабатывающий завод в России. К 1917 году на нефтяных складах Товарищества Бранобель в Ярославле и Рыбинске построено 113 резервуаров общей емкостью более 150 тыс. пудов. К тому времени капитал «Бранобеля» превысил 32 миллиона рублей. Построенные Товареществом Бранобель мастерские по ремонту нефтеналивных судов в Ярославле и Рыбинске выросли в дальнейшем в судостроительные заводы. Строительство судостроительного завода Предприятие основано «Товариществом Нефтяного Производства Братьев Нобель» («Бранобель»). Для поддержания флота в хорошем состоянии руководство Товарищества «Бранобель» принимает решение о строительстве судоремонтных мастерских в Рыбинске. Именно здесь в 1904 году начинается установка первого в России инженерного сооружения для подъема и спуска судов на воду – слипа, а уже в 1907 году впервые производится подъем судна на берег. Этот год считается годом основания предприятия. Предприятие показалось владельцам настолько перспективным, что с 1908 по 1917 год на верфи были построены самые первые волжские пароходы – «Комар», «Шмель», «Тунгус». В 1911 году построено первое самоходное судно: разъездной катер «Мошка», мощностью 25 л.с. Перед первой мировой войной на Волге возник мощный специализированный нефтеналивной флот, который в феврале 1918 года был национализирован. Суда братьев Нобель служили советской власти до 1950 годов. • 1907–1923 гг. – Слип «Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель» • 1923–1961 гг. – «Верфь им. Володарского» • 1961–1993 гг. – «Судостроительный завод им. Володарского» • 1993–1999 гг. – ОАО «Судостроительный завод «СЛИП» • 1999–2007 гг. – ЗАО «Рыбинский судостроительный завод» В 2007 году на базе производственных мощностей ЗАО «Рыбинский судостроительный завод» создано ООО «Верфь братьев Нобель». Верфь братьев Нобель – одно из ведущих предприятий судостроительной промышленности России и крупнейшее предприятие по судостроению и судоремонту на Верхней Волге. Удобное географическое положение ООО «Верфь братьев Нобель», выход в Балтийское, Черное и Каспийское моря позволяет поставлять построенные суда заказчикам в любую точку земного шара в кратчайшие сроки. В 2007 году верфи исполнилось 100 лет. Со дня своего основания предприятие прошло путь от небольших мастерских по ремонту речных барж до современного судостроительного завода, выпускающего высокотехнологичные морские и речные суда. В настоящее время завод является современным предприятием европейского уровня, имеющим неоспоримые преимущества в строительстве судов различных типов, а также нефтеналивных судов с повышенным классом экологической безопасности и автоматизации. Памятник Людвигу Нобелю открыт 26 июля 2013 года. Людвиг Нобель — российский и шведский инженер, ученый, промышленник, меценат, старший брат и деловой партнер знаменитого учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля (в Санкт-Петербурге). Открытый в Рыбинске монумент стал первым в России памятником Людвигу Нобелю. Постамент, автором которого стал московский скульптор Ярослав Бородин. Вокруг памятника благоустроена территория и проведены ландшафтные работы, в результате была образована аллея лауреатов премии Людвига Нобеля. И присуждается она только российским выдающимся деятелям. Сегодня обладателями этой премии, возрожденной в 2005 году, спустя 120 лет после ее основания, являются 39 человек – знаковые личности современности с выдающимися профессиональными достижениями. "Глыба, установленная позади бюста Людвига Нобеля, её сколы придают северный характер самому монументу, ведь Нобели родом из северной страны, на глыбах – дизельные двигатели, танкеры, нефтяные вышки – основные изобретения Людвига". Подобных музеев, посвященных Нобелям всего 2 в мире. В Рыбинске и в Швеции, родине братьев Нобелей. Официальное название музея в Рыбинске звучит так: «Нобели и нобелевское движение». Экспозиция размещается в бывших конторах товарищества братьев Нобелей. При входе на выставку вы обнаружите сейф товарищества, который доподлинно сохранился здесь. А всю экспозицию, условно, можно разделить на логические части: — Швеция и Россия — Род и дело Нобелей — Нобелевское движение, нобелевские лауреаты На выставке вы найдете материалы по истории «нобелитета»: — карты России и мира, представляющие географию деятельности товарищества; — образцы продукции, вырабатывавшейся из нефти в XIX и начале XX веков; — макеты нобелевских городков, судоремонтного завода СЛИП в Рыбинске; — акции, деньги и векселя
Соборная площадь.
Рыбинск – знаменитый город, бывшая «столица бурлачества», до сих пор сохранивший свой старинный купеческий колорит. Попадая сюда, словно переносишься в атмосферу полотен передвижников, с их любовью к русским пейзажам и типажам. В конце 19, начале 20 века Рыбинск по праву можно назвать городом купеческим. Большую часть своих средств купцы вкладывали в строительство соборов, храмов, богоугодных заведений, приютов. Многие фамилии известны не только в провинции, но и в столицах: Дурдины, Журавлевы, Тюменевы, Калашниковы. В начале ХХ столетия в Рыбинске существовал интереснейший архитектурный ансамбль. На соборной площади города рядом стояли два очень непохожих здания. Небольшой Никольский собор, построенный в 1720 году, некогда был зимним храмом при летней Спасо-Преображенской церкви XVII века. Первая, в своё время ещё деревянная, церковь возникла на этом месте почти одновременно с образованием города. В 1838 году разобрали старый храм, и на деньги рыбинских купцов началось строительство нового пятиглавого собора, который мог бы вместить одновременно 4000 прихожан. Когда ту церковь сменил новый Спасо-Преображенский собор, имевший совершенную систему отопления, позволявшую совершать в нем богослужения круглый год, надобность в зимнем храме отпала. Однако он сохранялся как один из старейших храмов города; его живописный силуэт с фигурной главой и кровлей крыльца как бы подчеркивал строгую нарядность его величавого соседа. В 1940-х годах здание Никольского храма было снесено. Главный храм Петербурга – Исаакиевский собор был построен по проекту архитектора Монферана, который стал победителем конкурса, объявленного в связи со строительством собора. Другой участник этого конкурса академик А.И. Мельников продал свой проект Рыбинску. Строительство собора имело долгую историю. Еще в 1811 году в связи с ростом города и ведущимся обширным строительством встал вопрос о строительстве в городе нового храма. Мнения купцов разделились: большинство стремилось сохранить старый Преображенский собор как «древность благоукрашенную усердием предков… оставить нерушимою в память и пример будущим своим родам»; другие, ссылаясь на ветхость здания, не находили другого достойного места. «14 июня (1838 года) в старом соборе отслужили последнюю литургию. При входе с паперти находился написанный на стене почитаемый чудотворный образ иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», и ему неминуемо грозила гибель. Чтобы как-то сохранить память о нем, иконописец Холуйской слободы Алексей Емельянов заранее сделал список настенного образа, но у строителей не поднимались руки разрушить святыню. Тогда вырубили часть стены, на которой с одной стороны находилась икона Божией Матери, а с другой Нерукотворный образ Спасителя, и, обложив его листовым железом, с особой осторожностью вынули из кладки, чтобы на специальных катках перевезти к паперти Никольского собора, где и вставили в существующие стены. Почитаемые изображения вновь стали доступны и сохранены для потомков на многие годы». 29 июня 1851 года торжественным архиерейским чином архиепископ Евгений (Казанцев) освятил только что устроенный храм. Колокола также отливались на средства купечества, один из колоколов собора был по своему весу третьим в Ярославской губернии. Гранитные работы по собору выполнял крепостной тверской крестьянин И. Львов. Лепнину купола и карнизов делал крепостной скульптор П. Антонов, орнаменты в технике гризайля выполнял Ярославский живописец Л.Л. Лотошилов, а живопись в клеймах – крепостной из села Палех Н.Л.Сафонов. 4-ярусный иконостас основного собора выполнял ростовский мастер А. Бычков. Иконостасы для боковых пределов были заказаны в Угличском Покровском монастыре. Иконы писал крепостной живописец из деревни Веретеи С. Михайлов. Серебряные ризы на местные иконы собора делал бежецкий серебряных дел мастер И.И. Тыранов. Соборная колокольня – редкий случай – старше самого храма. В 1797-1804 годах крестьянином деревни Кочевки Ярославского уезда С.М. Карповым была выстроена новая, существующая ныне колокольня собора. Первоначально она стояла отдельно. Колокольня выполнена в традициях раннего классицизма с элементами барокко. Её украшенные ионическими колоннами ярусы возносят золоченый шпиль на высоту 116 метров. Колокольня состоит из пяти постепенно уменьшающихся ярусов. Интересной конструктивной особенностью являются специально устроенные внутри угловых устоев круглые камеры; в западных размещаются две лестницы, ведущие на ярус звона. Декоративное убранство колокольни, построенной на 50 лет раньше собора, более оригинально и пластично. Оно выполнено в традициях раннего классицизма с элементами барокко. Сложно раскрепованные столбы колокольни украшены в нижнем ярусе рустом и пилястрами, а в верхних ярусах – ионическим колоннами. В глухом, украшенном волютами, верхнем ярусе расположены часы. Колокольня увенчана 8-гранной вальмовой крышей и высоким граненым шпилем. Спасо-Преображенский собор по своему типу – пятиглавый центрально-купольный храм, получивший большое распространение в период русского классицизма. Центральная часть собора увенчана сферическим куполом, основанным на подпружных арках, перекинутых между четырьмя мощными, семиугольными в плане, столбами; угловые части основного объема завершают четыре малых световых купола. Остальные помещения собора, включая трапезную, перекрыты цилиндрическими сводами. План собора имеет вид равноконечного креста, вписанного в квадрат, и представляет собой систему из центрального объема и гармонически связанных с ним прямоугольных объемов алтаря и боковых нефов. Боковые крылья собора заканчиваются 6-колонными фронтонными портиками с широкими маршами лестниц. С запада к центральному нефу узкая трапезная, соединяющая храм с колокольней. Декоративное убранство собора характерно для позднего классицизма. Стены и колонны в своё время были облицованы искусственным мрамором, но, к сожалению, богатейшее внутреннее убранство собора не сохранилось, так как в 1929 году он был закрыт, в 30-х годах были разрушены барабаны глав, а интерьер разделён на два этажа и приспособлен под конторские помещения. В 1963 году начались работы по реставрации собора. В 1971 году силами ЯСНРМ восстановлен и позолочен шпиль колокольни. По проекту архитекторов А.К. и Т.Я. Россовых реставрируются главы собора. В 1991 году при Спасо-Преображенском соборе зарегистрирована церковная община, но только в 1996 году ей передали в пользование колокольню собора. 22 августа 1997 года собор посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, во время его визита архиепископ Костромской и Галичский Александр передал общине собора икону Божьей Матери «Недремлющее око», которая долгое время принадлежала настоятелю собора Родиону Путятину. 18 ноября 1999 года Спасо-Преображенский собор передан в безвозмездное пользование Ярославской епархии. В 2003 году по инициативе губернатора Анатолия Лисицына и при поддержке столичного предпринимателя Виктора Тырышкина началась комплексаная реставрация собора. 19 августа 2006 года после долгих лет реставрации в Спасо-Преображенском соборе прошла первая архиерейская служба.
Музей Мологи
История Рыбинского водохранилища началась еще в 1932 году. В это время по инициативе партии и правительства в 1923 году был намечен масштабный план – “Большая Волга”. Целью правительства было превратить реку Волгу в крупную транспортную сеть. Планировалось создание восьми крупных гидроузлов – сейчас это Волжский каскад. В наше время план “Большая Волга” уже реализован. Построено множество каналов, которые позволили называть Москву портом пяти морей. В систему Волжского каскада вошло 8 гидроузлов, один из них – Рыбинский. У каждого узла выше плотины находится водохранилище. Рыбинское море планировалось, как самое большое в мире (самым большим в России считается Куйбышевское водохранилище, площадью 6500 квадратных километров, Рыбинское водохранилище — 4580 кв. километров). Для воплощения плана Большая Волга была собрана специальная организация – Волгострой. Волголаг был создан для строительства Угличского, Рыбинского гидроузлов (Волгострой). 1936 г в лагере находилось 19 420 заключённых. Две трети заключённых имели уголовное наказание, около 20 % были осуждены по 58-й статье УК РСФСР (политзаключенные). Но были люди, участие которых официальная пресса того времени обходила молчанием. 1938 год, - примерно пятая часть заключенных (около 15 тыс. чел.) была осуждена за контрреволюционную деятельность. Когда все основные работы по сооружению гидроузлов ГЭС были завершены, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь. Мрачной столицей Волголага называют наш микрорайон. К 1941 году жилые дома и другие здания «Волгостроя» окружили маленькую деревню Переборы. Улицы в поселке носили специфические названия—Инженерная, Архитектурная, Строительная, Плотинная, Шлюзовая, Гэсовская. Главную улицу поселка назвали Волжским проспектом в честь великой русской реки. Сегодня он газывается проспект 50 лет Октября. К началу войны основные объёмы работ по сооружению ГЭС и гидроузлов были завершены, и Волголаг был преобразован в -Рыбинский исправительно-трудовой лагерь - Рыбинлаг. Он просуществовал с 24 февраля 1942 года по 26 февраля 1944 года. Численность заключенных в эти годы составляла 34 441, а в марте 1944года - 24 844 человек. С этого времени Волгострой начал наращивать хозяйственную базу, нанимать рабочих, создавать инфраструктуру для строительства. Представьте, общая длинна железнодорожных путей организации равнялась 280 километрам, даже кирпичные и бетонные заводы были созданы для грандиозной стройки. Но самым “грандиозным” событием для многих людей и всей природы стало затопление Молого-Шекснинского междуречья. Одновременно со строительством Рыбинского гидроузла началась подготовка к затоплению территорий для Рыбинского водохранилища. Для ощущения масштабов планов, приведем некоторые цифры. Для создания Рыбинского водохранилища необходимо было: — Затопить 5 тыс. квадратных километров — Отдать древнерусский город Мологу и еще 663 (примерное число) деревни под затопление — Переселить 130 тыс. человек на новые территории — Вырубить 3645 квадратных километров леса и реконструировать инфраструктуру Все это планировалось реализовать к весне 1941 года, на это время было намечено наполнение Рыбинского водохранилища. Наполнение искусственного моря должно было происходить за счет частичного перекрытия рек Волги и Шексны. Весной, летом и осенью 1940 года у Рыбинска все силы были брошены на перекрытие основных русел Волги и Шексны. После успешного выполнения этих работ, весной 1941 года оставалось только ждать весеннего паводка для затопления земель. 13 апреля 1941 года Рыбинская плотина полностью перекрыла путь воде. Именно 13 апреля 1941 года— стало началом затопления Рыбинского водохранилища. На этом история Рыбинского водохранилища не заканчивается. Затопление проходило не сразу, постепенно. Некоторые территории ушли под воду сразу и пароходы пошли по судоходным трассам. Первый агрегат Рыбинской ГЭС был пущен в эксплуатацию 19 ноября 1941 года, второй – в январе 1942 г. Далее был пущен ток до Москвы из Рыбинска и Углича. Все это происходило в тяжелое время для России, в годы Отечественной войны. Для обеспечения большим количеством электроэнергии Рыбинская ГЭС срабатывала воду до самых низких отметок. Вот почему наполнить водохранилище до проектной отметки удалось лишь к 1947 году. Сейчас Рыбинское водохранилище используется для рекреации людей и является важным транспортным узлом для судоходства. Цели снабжения электроэнергией стали не такими стратегически важными. Имелось 5 благотворительных учреждений: в том числе общество спасения на водах, попечительство о бедных города Мологи (с 1872), 2 богадельни — Бахиревская и Подосеновская. Владея достаточным количеством леса, город приходил на помощь беднякам, раздавая им его для топлива. Весь город попечительство о бедных разбило на участки, и каждым участком заведовал особый попечитель. За 1895 год попечительство израсходовало 1769 р.; имелась столовая для бедных. Встретить в городе нищего было большой редкостью. Среди достопримечательностей города числилась и пожарная каланча, построенная по проекту ярославского губернского архитектора А.М. Достоевского, брата великого писателя. Культурный облик горожан поддерживали три библиотеки, две гимназии, четыре училища, две церковноприходские школы, одна из первых в России гимнастических школ. Она была открыта в 1888 году на средства купца П.М.Подосенова в специально построенном «манеже» - предметом особой гордости мологжан. Расположенный в центре Мологи, он был приспособлен для спортивных игр, фехтования, верховой езды и театральных постановок. Две трети семей города получали «Ярославские ведомости», более половины были подписчиками различных столичных изданий и литературных приложений к ним. С 1915 года издавалась местная газета «Родной край». Работали телеграф, почта, кинотеатр. Город содержал два приюта, две богадельни, столовую для бедных, полностью финансировал больницу, амбулаторию, глазную клинику, аптеку. Вплоть до революции 1917 года Молога – богатый купеческий город на перекрестке водных торговых путей – рек Шексны, Мологи и Волги. Помимо торговли в городе было хорошо развито сельское хозяйство. Бескрайние пойменные луга давали великолепную траву для коров, что положительно сказывалось на вкусе молока и масла. Моложское масло было известно во всех крупных российских городах. Хозяйственные купцы богатели, строили каменные дома, возводили храмы, школы, больницы. К началу ХХ века в Мологе проживали пять тысяч человек. Действовали шесть соборов и церквей, девять учебных заведений, работало несколько фабрик и заводов. И вот началась революция 17-го года... Настоящее русское перестало быть душой народа. Это заменили коммунистической идеей, и многие русские города стали называться именами нерусских революционных деятелей... Советская власть в городе была установлена 15 декабря 1917. В годы Гражданской войны ощущалась нехватка продовольствия, особо острая в начале 1918 года. В 1929—1940 годах Молога была центром одноимённого района. В 1931 году в Мологе организуется машинно-тракторная станция семеноводческого направления, её тракторный парк, однако, насчитывал в 1933 году только 54 единицы. В этом же году строится элеватор для семян лугопастбищных трав, организуется семеноводческий колхоз и техникум. В 1932 году, открывается зональная семеноводческая станция. В этом же году в городе возник промкомбинат, объединяющий электростанцию, мельницу, маслобойный и крахмало-паточный заводы, баню. В 1930-х годах в городе было более 900 домов, из них около ста каменных, на торговой площади и около неё располагалось 200 лавок и магазинов. Население не превышало 7 тысяч человек. На момент ликвидации город жил полноценной жизнью, в нём располагалось 6 соборов и церквей, 9 учебных заведений, заводы и фабрики. Город Молога лежал на отметке 98 м над уровнем моря и, таким образом, попадал в зону затопления. Это подразумевало затопление сотен тысяч гектаров суши вместе с расположенными на ней поселениями, 700 деревень и город Молога. Осенью 1936 года моложцам было объявлено о грядущем переселении. Местные власти решили уже до конца года переселить около 60 % жителей города и вывезти их дома, невзирая на то, что было невозможно успеть за два месяца, оставшихся до замерзания Мологи и Волги, кроме того, сплавляемые дома остались бы сырыми до лета. Однако, выполнить это решение не удалось — переселение жителей началось весной 1937 года и длилось четыре года. 3 апреля 1941 года был перекрыт последний проём плотины. Воды Волги, Шексны и Мологи стали выходить из берегов и затапливать территорию. Самые высокие здания города, церкви сровняли с землёй. Все здания нужно было сровнять по крайней мере до уровня второго этажа – чтобы в будущем они не мешали судоходству. Разумеется, проще всего было дома взрывать динамитом. Когда город начали разорять, жителям даже не объяснили, что же с ними будет. Им оставалось только смотреть на то, как Мологу-рай превращали в ад. Для работы пригнали сотни тысяч заключённых, которые трудились днями и ночами, ломали город и строили гидроузел. 14 апреля 1941 года в 13 часов 10 минут по приказу майора НКВД СССР Журина монтажники с помощью двух мощных 300-тонных кранов закрыли стальными щитами-затворами отверстия водосбросной плотины на Волге возле Рыбинска остановив таким образом, течение великой реки. А ровно через час был опущен последний щит в пролеты Рыбинской ГЭС на реке Шексна. Так, с 14 часов 10 минут началось заполнение огромного искусственного моря и затопление Молого-Шекснинского междуречья. После наполнения гигантской чаши Рыбинского водохранилища ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть ярославской земли. Затоплено 80 тыс. га лучших в Поволжье драгоценных пойменных заливных лугов, которые по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов. В общей сложности при строительстве гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов. Под воду ушла вся историческая часть Мологи. Перенесено на новое место старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены летописно известные села и храмы, расположенные вдоль бывших берегов Мологи, в частности, село Борисоглеб - бывший Холопий Городок, впервые упомянутый в XII веке. Ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь; обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором. Оказались подтопленными Мышкин, Углич, Пошехонье, Весьегонск, Брейтово. Невосполнимыми были утраты старинных усадеб: Алексеевское, Андреевка, Борочек, Букшино, Владимирское, Екатерининское, Елесиха, Кершино, Кокорино, Коротнево, Липовик, Михалево, Новинка, Николаевское и другие. В настоящее время уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются мощение улиц, фундаменты домов, кладбище с надгробиями. Более 20 лет подряд собираются в Рыбинске на один день мологжане, чтобы символически «вернуться к родным берегам». Иногда это удается почти наяву, как случилось в 1992 - 1993 г.г., когда уровень Рыбинского моря понизился более чем на 1,5 метра, обнажив мостовые, узнаваемые, улицы города, контуры фундаментов, кованые решетки, могильные плиты на кладбище.
Следует вдоль Красного гостиного двора. Рассказываем о истории купечества в Рыбинске
Купеческий Рыбинск зародился в начале XVIII века, когда Петр Первый основал новую столицу Российского государства – Санкт-Петербург. Тогда же была введена в строй Вышневолоцкая водная система, соединившая северную столицу с крупнейшей транспортной артерией страны – Волгой. Волею судьбы и географического положения Рыбная слобода, как до 1777 года назывался Рыбинск, была в одной из самых северных точек Волги. В этом месте Волга становилась значительно полноводнее, принимая воды еще двух крупных рек – Шексны и Мологи. Выше слияния этих рек Волга была значительно мелководнее, поэтому огромный поток грузов, следовавших по Волге и Вышневолоцкой системе к Петербургу, в Рыбной слободе приходилось перегружать на мелкоосадочные, так называемые “зарыбенские” суденышки. И таким образом Рыбная слобода превратилась в важнейший перевалочный пункт на Верхней Волге, что создало в Рыбной слободе благоприятнейшие условия для развития торговли. Именно в это время рыбные ловцы начинают брать казенные подряды на доставку к Петербургу хлебных грузов. Во второй половине XVIII века Рыбинская пристань уже значится в Каспийско-Балтийском торговом пути, что было значительным достижением для негубернского населенного пункта. О торговом значении города говорит и тот факт, что в 1796 году в России только в трех городах существовали конторы по размену ассигнаций на медные деньги, что делалось для удобства торговли, и одним из этих городов был Рыбинск. Во второй половине XVIII века в Рыбной слободе начинают намечаться купеческие династии, такие, как Поповы, Ильинские, Сыроежины, Жиловы и другие. В 1766 году рыбинское купеческое общество посылает своего представителя в комиссию по составлению нового Уложения России. Новый мощный толчок развитию рыбинского купечества дала первая половина XIX века. Вводятся в строй еще две водные системы – Тихвинская и Мариинская, также соединившие Рыбинск с Санкт-Петербургом. Резко увеличивается количество грузов, в основном хлебных, следующих водным путем через Рыбинск к Петербургу. На пристанях и торговых площадях Рыбинска кипит деловая жизнь. Ежеминутно заключаются торговые сделки на хлеб, прибывающий из низовых хлебородных губерний. В Рыбинске его покупают купцы, которые повезут хлеб дальше, к Петербургу и Прибалтике. Сведения о ценах каждый добывает самостоятельно. Кто больше осведомлен, тот и будет в выигрыше. Если не знаешь цен – бойся, “прогоришь!” Жизнь настоятельно требовала упорядочения торговли, введения ее цивилизованных форм, что давно уже существовало на Западе. В конце XVIII века смотритель конторы водяных коммуникаций в Рыбинске Фохт подает в Петербург предложение об устройстве в Рыбинске биржи. Ходатайство получило высочайшее утверждение, и уже в 1806 году приступили к строительству Рыбинской биржи. К тому времени биржи в России существовали только в Петербурге и Москве. Показателем роста влияния рыбинского купечества может служить и та застройка нынешнего исторического центра Рыбинска, которая в основном создавалась в первой половине XIX века после трех разрушительных пожаров на границе веков. Нельзя остаться равнодушным к этим уютным, успокаивающим улочкам, кварталам, переулкам, выстроенным нашими купцам. Знаменитый купец Федор Ильич Тюменев, городской голова, не дождавшись разрешения из Ярославля, начал обкладывать волжскую набережную камнем за свой счет. В 1846 году Рыбинск был уравнен в торговых правах с губернскими городами, а в 1834–1856 годах, учитывая огромную значимость Рыбинска для развития торговли, город был освобожден от воинского постоя.
Дом Попова
Рыбинске остался лишь один жилой дом постройки XVIII века – усадьба купца Попова. Алексей Иванович Попов был незаурядной личностью и одной из самых известных фигур не только в Рыбинске, но и во всей губернии. Достаточно сказать, что он был единственным представителем от всего Ярославского купечества в Уложенной комиссии (съезд народных представителей от всех сословий, кроме крепостных крестьян, с целью выработки общего свода государственных законов– прим.авт) при Екатерине IIв 1767 году. Основной его купеческой «специализацией» было зерно, которое он перевозил на судах, построенных в собственных мастерских на реках Мологе и Шексне. Причем в судостроительстве Алексей Иванович преуспел настолько, что в свое время его обвинили в монополизации корабельного рынка и установлении собственных цен на речные суда. Его даже собирались судить согласно тогдашним антимонопольным законам, но по документально неустановленным, но вполне угадываемым причинам суд не состоялся. Кроме того, Алексей Попов был владельцем двух писчебумажных фабрик в Угличском уезде. Бумага, которая на них изготавливалась, была настолько высокого качества, что при Павле I Попов за свою продукцию был представлен к государственной награде и получил медаль на шею с надписью «За полезное». Новаторство и предприимчивость рыбинского «владельца заводов и параходов» проявилось и в строительстве собственного дома. Он единственный поставил на свой дом металлические ставни, а под крышу — металлические стропила. Именно это спасло дом от сильнейших пожаров, бушевавших в Рыбинске на рубеже XVIII – XIX веков, в результате которых город выгорел до основания. Пострадали не только деревянные постройки, но и два из трех каменных домов, построенных в Рыбинске к тому времени. Дальнейшее строительство на месте пожарищ уже шло согласно плану Левенгагена. Так дом Попова оказался единственным гражданским строением, сохранившимся с тех времен до наших дней. О том, когда купец Алексей Попов начал строительство своего особняка, точных данных не сохранилось – известно лишь, что речь идет о 80-х годах XVIII века. В то время город, простиравшийся на пару километров к западу от устья Черемухи, был застроен деревянными домами. Улиц в современном понимании еще не было, дороги изгибались во всех мыслимых направлениях. Фасадная часть деревянных домов находилась во дворе, в то время как хозяйственный двор выходил на улицу. Стоит ли говорить, что молодой город производил впечатление большой, хоть и богатой, деревни. Изменить положение был призван регулярный план города, утвержденный в 1784 году лично императрицей Екатериной II. Автором плана стал губернский архитектор Иван Матвеевич Левенгаген. На смену стихийной застройке должна была прийти планировка с расстановкой домов вдоль «красной линии» улицы или площади, одинаковая ширина улиц и переулков на всем их протяжении. Архитектор удачно вписал новые кварталы правильной формы в очертания перешейка между Волгой и Черемухой. Сложность возникла лишь с домом Попова, который не вписывался в детально продуманный регулярный план. Дело в том, что тот участок земли по тогдашним меркам располагался за пределами города, и купец Попов поставил свой дом так, как разумел, окружил его садом. А когда был утвержден Екатерининский план, оказалось, что новая улица должна была пройти так, как сейчас идет Крестовая. Поэтому дом оказался под углом. Деревянные дома простых горожан ради выполнения указа императрицы еще можно было снести, застроив освободившиеся места постройкой современной архитектуры. Но как быть с недавно построенным каменным домом, к тому же принадлежащим самому влиятельному горожанину тех лет? Левенгаген пошел на компромисс с владельцем особняка, «сгладив» с помощью пристройки угол между каменным домом и новой улицей – Крестовой. Пристройка, как и дом, сохранились до сих пор.
Красный гостиный двор и Мучной гостиный двор
Мучной гостиный двор Мучной гостиный двор располагается в Рыбинске. В настоящее время сохранившийся комплекс зданий, как и в былые времена, занимает квартал от Красной площади до Стоялой улицы. Представляет собой памятник архитектуры, включенный в экскурсионные маршруты по Рыбинску. Еще во второй половине ХVIII столетия на Волжской набережной было задумано возвести Мучной гостиный двор. Стремительно развивающемуся купеческому Рыбинску он был просто необходим. В 1796 году была проведена работа по закладке первых фундаментов, и началось строительство лавок Мучного гостиного двора. Строительные работы проходили медленными темпами, и их окончание произошло в 1830 году. Изначально проект предполагал построить лавки кам


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: