Земельный налог как фактор бюджетной политики




Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. Прежде всего, с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

Большие надежды возлагаются на разработанный проект Налогового кодекса, обсуждаемый в Государственной Думе: ведь именно налоги, формируя финансовую базу деятельности государства, создают предпосылки для успешного проведения бюджетного регулирования. Налоговый кодекс должен стать своего рода налоговой конституцией, определять основы построения налогов, принципы федерализма и т. п. Он вобрал в себя множество областей права: гражданское, административное, уголовное, налоговое. Все же детали, связанные с конкретным налогообложением - это предмет регулирования законодательства о бюджете, об отдельных видах налогов, о санкциях и т. п. С принятием Налогового кодекса и реальным разграничением налоговой базы в России может быть осуществлен переход к качественно новой системе бюджетного федерализма.

Налоговый кодекс Российской Федерации допускает ряд особенностей: закон о федеральном бюджете или даже сам Кодекс может в порядке исключения разрешить зачисление части федерального налога в бюджеты других уровней; перечень региональных и местных налогов находится в компетенции федеральной власти и устанавливается сверху. Допускается зачисление региональных налогов с согласия субъекта Федерации в местные бюджеты (вне системы трансфертов); вводится совместная компетенция региональных и местных властей в отношении введения налога на недвижимость, прекращения налога на землю, налога на имущество физических лиц и регионального налога на имущество предприятий.

К проблемам современного бюджетного устройства следует отнести и чрезвычайную бюджетную децентрализованность, что противоречит тенденциям формирования единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной денежно-кредитной (в том числе и эмиссионной) политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы. В США, к примеру, в бюджетном законодательстве действуют правила, предписывающие штатам и местным правительствам утверждать только сбалансированный, бездефицитный бюджет. Это правило желательно ввести ив Российской Федерации, чтобы предотвратить появление еще 89 эмиссионных центров.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади и исчисляется исходя из налогооблагаемой базы (площади участка, облагаемого налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот (ст.3, 8 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 г. № 1738-1 (с изменениями и дополнениями)).

Общее правило для расчета земельного налога (если нет льгот):

E = S х Бст х К

где S - площадь земельного участка, м2;

Бст - базовая ставка, руб/м2;

К - коэффициент к базовой ставке.

Базовые ставки утверждены решением Городского Совета от 04.02.99 г. № 205 "Об изменении базовых ставок земельного налога в соответствии с кадастровым зонированием территории города Новосибирска". Базовая ставка земельного участка зависит от кадастрового номера земельного участка. В Центральном районе минимальная базовая ставка -13,116749 руб./м2, максимальная базовая ставка - 52,820622 руб./м2. Коэффициент к базовой ставке на текущий год утверждается Федеральным законом. Коэффициент к базовой ставке за 2002 год утвержден Федеральным законом № 163-ФЗ от 14.12.2001г. "Об индексации ставок земельного налога" и равен 1,44.

Пример: гр. Иванов И. В. является собственником земельного участка площадью 250 м2, кадастровый номер земельного участка - 101730. В соответствии с кадастровым номером земельного участка выбираем базовую ставку земельного налога за единицу площади: ставка 20,342719 руб./кв.м

Следовательно, налог = 250 кв.м х 20,342719 руб./кв.м х 1,44 = 7323,38 руб.

В случае, если у собственника на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, налог рассчитывается следующим образом:

E налога за 2002 г. = (S х Бст x К x 0,03) / 2

где: 0,03 - льгота по ставке в размере 3 %, применяющаяся, если на земельном участке располагается индивидуальный жилой дом (п. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" № 1738-1 от 11.10.1991 г. с изменениями и дополнениями);

2 - льгота местного бюджета в размере 50 % для тех, у кого на земельном участке имеется индивидуальный жилой дом (п.6 разд. III приложения к Решению Городского Совета от 17.11.1999 г. в ред. 25.10.2000 г. № 372; ст.11 Федерального Закона от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." и ст.12 Федерального Закона от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г.").

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: