Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоциональных переживаний, устойчивость чувств. Проявляет ли учащийся аффективность и при каких обстоятельствах. Какое преобладающее настроение. Живость или вялость, быстрота или медлительность.
5. Особенности познавательной деятельности и умственного развития учащегося.
1) Особенности внимания школьника. Когда и в чем проявляет внимательность или невнимательность. Развитие произвольного внимания. В какой мере устойчиво внимание учащегося и в чем оно отвлекается. Наблюдается ли рассеянность и чем она вызвана.
2) Наблюдательность.
3) Особенности и виды памяти. Осмысленность и прочность запоминания. Точность воспроизведения. Приемы заучивания.
4) Особенности мышления и речи. Проявляет ли самостоятельность в суждениях и выводах. Умеет ли анализировать и обобщать материал. Культура речи. Умеет ли правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
5) Особенности выражения и творческой деятельности.
6) Какие способности проявляются у учащегося.
Задачи работы с учащимся.
Какие черты или проявления личности надлежит развивать, какие сглаживать, какие искоренять. Краткие выводы о направлении дальнейшей воспитательной работы. Методы
и приемы педагогического воздействия.
Характеристика составлена студентом-практикантом Ф.И.О.
(факультет, курс, специализация, кафедра).
Дата. Подпись.
Приложение № 9. План написания характеристики класса как коллектива.
Психолого-педагогическая характеристика
____класса школы (гимназии, лицея, …) №____, г.Санкт-Петербурга.
Общие сведения о классе.
1) Школа _________________________ Класс ________________
2) Количество учащихся: мальчиков _________ девочек _______
3) Возраст учащихся (от ___ до ___), средний возраст _________
4) Классный руководитель: Ф.И.О. ________________________________________, какой предмет
ведет ____________________________________, как давно работает с классом ____
5) Общая успеваемость класса в этом учебном году, сравнение ее с прошлым годом.
6) Особенности успеваемости по разным предметам (причины хорошей или плохой успеваемости).
7) Состояние дисциплины в классе на различных уроках, на перемене, на производственной практике.
Характеристика класса как коллектива.
1) Как давно основной состав класса учится вместе, указать, если они были, изменения в составе класса.
2) Что представляет собой актив класса, его состав, причины, выдвинувшие данных учащихся в состав актива класса.
3) Отмечаются ли в классе внутренние группировки (микрогруппировки), что их объединяет, каковы взаимоотношения этих группировок между собой.
4) Место данного класса в общешкольном коллективе.
Деятельность данного коллектива, его направленность.
1) Отношение класса к учению в целом и к равным дисциплинам (активность, внимательность, сознательность, на уроках и при выполнении домашних заданий).
2) Уровень организации производственного обучения в школе и отношение к нему учащихся: а) занятия по труду, б) производственная практика на заводе, в) работа в мастерских.
3) Уровень самообслуживания в классе, отношение к выполнению трудовых поручений (инициативность, качество и количество выполняемых поручений).
4) Участие в организации вечеров, выпуск стенгазет и пр.
5) Интерес к современным политическим событиям, их понимание, чтение газет и другой текущей литературы.
6) Интерес к искусству (коллективные посещения музеев, спектаклей, кино, обсуждение увиденного).
7) Интерес к спорту, участие в спортивных мероприятиях классов, школы.
8) Интерес к художественной литературе (чтение книг, какие книги преимущественно читаются, обсуждаются ли и как).
9) Интерес к современным информационным технологиям (интернет, электронная почта и т.п.).
10) Участие в кружковой работе, выступления в масштабах школы, района, городов.
11) Взаимоотношения класса с классным руководителем, учителем, администрацией школы.
Перспективы и цели классного коллектива.
1) Какие задачи ставит перед собой коллектив на ближайшее и отдаленное время.
2) Факторы роста и развития коллектива:
а) хороший классный руководитель и актив класса,
б) повышение требовательности к коллективу в целом и отдельным учащимся,
в) преодоление трудностей.
Взаимоотношения в коллективе.
1) Истинное и ложное товарищество.
2) Дружба.
3) Сотрудничество и взаимопомощь.
4) Влияние коллектива в целом на интеллектуальный, эмоциональный и волевой уровень отдельных учеников.
Заключение.
Общее впечатление от класса и школы.
Предложения:
а) рекомендации и советы по развитию и дальнейшему сплочению коллектива,
б) указать конкретные мероприятия, способные положительно повлиять на повышение уровня
развития коллектива,
в) назвать учащихся, играющих положительную роль в организации коллектива и его дисциплины.
Характеристика составлена студентом-практикантом Ф.И.О.
(факультет, курс, специализация, кафедра).
Дата. Подпись.