Присоединение к конвенции




Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях предусматривает открытость для подписания далеко не всеми категориями государств. Страны должны быть членами ООН или других специализированных учреждений, участвовать в Статуте Международного суда или быть приглашёнными Генеральной Ассамблеей ООН. Это прямо прописывается в статьях 48 (документы 1961 г.) и 76 (документы 1963 г.).

Например, по этой причине Южную Осетию не признали участником Венской конвенции. Южноосетинский парламент сознался, что их страна не попадает ни в одну из категорий и что некоторые статьи Конвенции носят явный дискриминационный характер. Однако Южная Осетия стала участником Венской конвенции о дипломатических отношениях (1961), но присоединилась она к этим документам в одностороннем порядке.

 

Одна из проблем применения конвенции - это зачастую ненаказуемость дипломатов, нарушающих законы страны пребывания и совершающих административные и уголовные преступления.

Пример. В конце октября этого года Российский дипломат Александр Евсюков, сбивший 21 октября девушку на пешеходном переходе в Бухаресте, срочно покинул Румынию и вернулся в Россию. В заявлении российского посольства говорится о невозможности в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях снятия иммунитета с совершившего ДТП дипломата. В этой связи, российская сторона приняла решение о незамедлительном прекращении его командировки.

Другой скандал, связанный с дипломатическими работниками, произошел в Екатеринбурге в 2010 году, когда инспекторы ГИБДД остановили автомобиль консульства Кыргызстана и попытались задержать его водителя – атташе дипмиссии, который ехал по улице, игнорирую запрещающие сигналы светофора. Генеральное консультсво Кыргызстана направило в Представительство МИДа РФ официальную ноту, в которой выразило возмущение действиями инспекторов, т.к. в отношении дипломата должны применяться абсолютно другие процедуры, предусмотренные Венской конвенцией, которая стоит выше законодательства отдельного государства - члена этого соглашения. Даже если сотрудник консульства был пьян, милиционеры не имели права применять к нему физическую силу и вообще задерживать.

По международному законодательству дипломаты в случае подобных ДТП не только неподсудны, но и не должны платить штраф при незначительных дорожных нарушениях. Согласно статье 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях иностранные дипломаты обладают иммунитетом от уголовной и гражданско-правовой юрисдикции судов страны пребывания. Как пишут СМИ, такая безнаказанность приводит к тому, что дипломаты все чаще становятся виновниками аварий в Европе. По статистике, чаще всего в ДТП в европейских странах попадают дипломатические работники из России, Китая и арабских стран.

Ещё одной проблемой является то, что Венская конвенция о дип.сношениях, принятая в 1961 году, не учитывает и не регулирует деятельность и роль средств массовой информации, особенно Интернета.

В качестве примера можно привести случай, который произошел в марте с послом США Майклаом Макфолом, который заявил о прослушивании его телефонов и перехвате электронных сообщений в Москве средствами массовой информации (каналом НТВ). Майкл Макфол назвал действия журналистов нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях. "Куда бы я ни пошел, НТВ уже там. Интересно, кто им дает мое расписание? Они мне не ответят. Интересно, какие законы существуют для таких вещей?" — задался вопросом американский дипломат.
на своей страничке в Twitter дипломат написал: "Интересно, какие законы существуют для таких вещей?" Далее Макфол пишет: "Я уважаю право прессы ходить куда угодно и задавать любые вопросы. Но имеют ли они право читать мою электронную почту и прослушивать мой телефон?".

Еще один случай, когда в 2009 году во время встречи министр иностранных дел Владимир Огрызко предупредил посла России Виктора Черномырдина о возможности объявления его персоной нон-грата в Украине за его недружественные и крайне недипломатичные оценки, комментарии и высказывания в адрес Украины и ее руководства. В газете "Комсомольская правда в Украине" было опубликовано интервью, в котором Черномырдин отметил невозможность проведения с руководством Украины конструктивного диалога. "С этим украинским руководством договориться нельзя. Придут другие люди - посмотрим", - заявил он. Черномырдин также раскритиковал украинские власти за публичное выяснение отношений.

Министр отметил, что такие действия посла противоречат положениям Венской конвенции о дипломатических отношениях, являются грубым нарушением норм дипломатической этики и международного права и несовместимы со статусом руководителя дипломатического представительства в стране пребывания.

 

Таким образом, термин «дипломатический иммунитет» нужно понимать как предоставление дипломату преимуществ, необходимых для эффективного выполнения своих должностных обязанностей, которое заключается в изъятии их из юрисдикции страны пребывания.

Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств прописаны в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Данная Конвенция достаточно полно раскрывает их сущность, однако существуют некоторые пробелы, затрудняющие работу диппредставительств. К ним можно отнести вопрос о возможности предоставления убежища на территории посольства, ненаказуемость дипломатов за совершение преступления в стране пребывания. В целом же, данная правовая сфера достаточно детализирована и освещена в различных нормативно-правовых актах, как международного, так и национального уровня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: