Госорганы внешних сношений




Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. – правовая оценка

Основой современного дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Она определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов.

Подписана в Вене 18 апреля 1961 года. Конвенция вступила в силу в апреле 1964. В ней участвуют 190 государств. Состоит из 53 статей и двух факультативных договоров. Факультативные протоколы о приобретении гражданства (48 государств участвуют, состоит из 8 статей) и об обязательном разрешении споров (61 государство участвует, 10 статей) вступили в силу также в апреле1964 года. Россия не участвует.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14 января 2003 г. N 3/557. Вступила в силу для Белорусской ССР 13 июня 1964 года.

 

Иммунитеты

Конвенцией определены иммунитет и привилегии в целом дипломатического представительства и сугубо личные иммунитеты и привилегии технического и дипломатического персонала. Наиболее важным считается неприкосновенность помещения. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях запрещает властям государств пребывания входить без согласия самого главы представительства. Напротив, власти должны охранять представительства от любого вторжения и даже незначительного нанесения ущерба, от нарушения спокойствия представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. налагают на аккредитующее государство многие табу и даже обязанности.

В помещениях представительства нельзя производить обыск, реквизицию, арест и тому подобное. Неприкосновенной также должна быть почта и другие сношения представительства со своим государством. Персонал и их семьи тоже пользуются таким правом: их личности и жилища неприкосновенны в отношении юрисдикции страны пребывания. Обслуга освобождается от налога с заработка. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях имеет два факультативных протокола: законы о гражданстве страны пребывания не применяются, юрисдикция международного суда обязательна.

 

Данное положение часто оспаривается определенными странами по поводу проникновения в посольство без согласия, к примеру, в случаях пожаров. Однако данные попытки отклоняются. Помимо запрета на проникновение, страны пребывания обязаны соблюдать все необходимые меры защиты помещений диппредставительств от вторжения или причинения ущерба и для предупреждения любого нарушения спокойствия диппредставительства. К примеру, 14 июня 2014 г. в Киеве пожарные залили водой и пеной территорию около посольства РФ в Киеве

и за забором диппредставительства, для того, чтобы воспрепятствовать поджогу посольства радикалами, устроившими митинг около здания.

Здание диппредставительства не может быть использовано для силового удержания какого-либо человека. Равно, так же оно не может быть использовано для убежища. Однако, прямого запрета на предоставление убежища Конвенция не устанавливает. Таким образом, возникает коллизия, которую различные государства толкуют по-разному. К примеру, статья 41 конвенции гласит: «Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Исходя из указанной статьи, предоставление убежища не входит в прямые функции представительства, а следовательно, здание диппредставительства не может быть использовано для этих целей.

Тем не менее, в 2012 г. Джулиан Ассанж долгое время укрывался в здании эквадорского посольства в Лондоне. 16 августа 2012 г. в 13:00 по Лондонскому времени, Эквадор официально предоставил Ассанжу политическое убежище. Все эти два с половиной месяца Ассанж находился на территории посольства и не покидал его. Первоначально сообщалось, что полиция возьмет посольство штурмом, чтобы арестовать Ассанжа, однако позже министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил, что штурма посольства не будет, однако власти могут отобрать у посольства дипломатический статус, ссылаясь на закон «О дипломатических помещениях», по которому это возможно в случае использования территории посольства не по дипломатическому назначению, а для укрывания преступника.

Таким образом, проблемы наличия и юридической силы права на обретения убежища от политического гонения, продолжительное время остается дискуссионным. На европейском континенте эта практика в большей степени остановилась. Подобные спорные вопросы регулируются исключительно посредством переговоров, так как Венская Конвенция, гарантирует неприкосновенность зданий дипломатического представительств, но в нее не включены пункты о выезде любого лица, не имеющего привилегий. Исключение из данного принципа составляют страны Латинской Америки, подписавшее 20 февраля 1928 года в Гаване, столице Кубы между собой отдельные конвенции, дающие возможность использовать здание диппредставительства для предоставления политического убежища.

Дипломатическое право

Это часть международного права с совокупностью норм, которые задают регламент статусу и функциям госорганов внешних сношений. Здесь полное соответствие с основными дипломатическими формами: двусторонняя дипломатия осуществляется через специальные миссии, многостороннюю дипломатию осуществляют делегации посредством сессий органов международных организаций или представительства стран, находящихся при международных организациях постоянно.

Основной договорный акт - Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях. В 1969 году в Гааге также принималась Конвенция относительно специальных миссий, а в 1975 году в Вене - Конвенция об универсальном характере отношений представительств и международных организаций. Это уже не первая Венская конвенция о дипломатических сношениях. Вена дважды принимала у себя представителей стран. Российская Федерация участвовала в обеих Венских конвенциях.

 

Госорганы внешних сношений

Органы внешних сношений подразделяются на зарубежные и внутригосударственные. К последним относятся высший госорган, определяющий внешнюю политику государства, коллегиальный или единоличный глава государства, представляющий данную страну на международной арене, правительство, руководящее внешней политикой, и орган этого правительства - министерство иностранных дел.

Зарубежные органы внешних сношений могут быть временные и постоянные. Последние - это посольства или миссии, представительства в международных организациях, консульства. Временные - это специальные делегации или миссии в международных органах или на конференциях.

 

Функции и состав

Установившиеся дипломатические отношения между государствами обмениваются представительствами по специальной договорённости относительно класса главы представительства. Здесь существует три уровня: поверенный в делах, посланник, посол. Просто поверенного нужно отличать от временного поверенного, который в отсутствие посла делает его работу. Венская конвенция 1961 года определила эти три класса: послы и посланники аккредитуются главами государств, а поверенные в делах - министрами иностранных дел.

Ранги в структуре дипломатического представительства определяются согласно внутреннему законодательству аккредитующей страны. Персонал тоже имеет три категории: помимо дипломатического есть административно-технический (шифровальщики, бухгалтеры, переводчики, работники канцелярии и так далее) и обслуживающий персонал (повара, охрана, шофёры, садовники и так далее). Дипломатический персонал неприкосновенен и не подвергается таможенному досмотру. Второй и третьей категориям персонала провозить любые вещи для обзаведения можно, но от таможни они не освобождаются. Венская конвенция (1961) и её значение были очень скоро и положительно оценены государствами-участниками.

 

Дипломатические отношения устанавливаются, и представительства учреждаются только по соглашению стран. Но, кстати, первое не всегда влечёт за собой второе. Дипломатические отношения могут установиться и без учреждения представительства, Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 год) специально оговаривает это. Назначение и принятие дипломатического представителя - это аккредитование. Здесь четыре стадии:

1. Агреман. Это согласие государства пребывания относительно назначения конкретного лица в том или ином качестве, причём право на отказ у принимающей страны есть. Запрос агремана делается конфиденциально и не обязательно письменно. С получением согласия (агремана) глава этого представительства автоматически будет персоной грата (persona grata в переводе с латыни - желательное лицо).

2. Официальное назначение главы представительства.

3. Прибытие в государство назначения.

4. Вручение подписанных главой государства верительных грамот - полномочия в общем виде.

Затем следует непосредственное выполнение своей работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: