ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21, 22.
Тема:Определение дефектов, установление причин их возникновения.
Цель работы: изучить классификацию дефектов по признакам.
Задание к выполнению работы:
1. Изучить градации качества товаров.
2. Изучить общую классификацию дефектов.
3. Ознакомиться с особенностями классификационных признаков.
4. Закрепить изученный материал, выполнив практическое задание.
Пособия: учебник, справочник товароведа продовольственных и непродовольственных товаров, ГОСТы на отдельные группы товаров.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Основные понятия:
Градация, класс, сорт — категория или разряд, присвоенныеразличным требованиям к качеству продукции, процессов илисистем, имеющих то же самое функциональное применение (ИСО 9000-2001 международный стандарт).Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые, в своюочередь, устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат.Для принятия окончательного решения о градации качестватовара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.
Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявленонесоответствие, товару не может быть присвоена стандартнаяградация, а только пониженная — нестандартная или брак.
К нестандартному относится товар, который не соответствуетустановленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным). Брак — товар с выявленными устранимыми или неустранимыминесоответствиями по одному или комплексу показателей.
|
В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества. К первой градации относятся товары, пригодные к использованию по назначению. Вторая градация — товары, условно пригодные для использования по назначению.
Третья градация — опасные товары, непригодные для использования по назначению.
Сортамент товаров. Одной из важных задач оценки качества является установление категорий стандартной продукции, которые представлены сортами.
Дефект — невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ИСО 9000-2012).
Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени
значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или
устранения степени наносимого вреда, месту обнаружения.
По степени значимости различают критерии критические,
значительные и малозначительные.
Критические дефекты — несоответствия товаров установленнымтребованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью,имуществу потребителей или окружающей среде.
Значительные дефекты — несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но невлияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды.
Малозначительные дефекты — несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
|
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты
подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.
В зависимости от наличия методов и средств устранени я дефекты делят на устранимые и неустранимые.
Устранимые дефекты — дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению.
Неустранимые дефекты — дефекты, которые невозможно или
экономически невыгодно устранять.
В зависимости от степени наносимого вреда различают допустимые и недопустимые дефекты.
Допустимые дефекты — дефекты, ухудшающиекачество товаров,
но при этом товары не утрачивают безопасность.
Недопустимые дефекты — несоответствия, вызывающие снижение уровня качества для определенной градации качества или утрату безопасности.
В зависимости от места возникновения все дефекты условно
подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные.
Технологические дефекты — дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов.
Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров.
Послереализационные дефекты возникают при хранении,
эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть.
2. Практическое задание:
1) Составить схему классификации дефектов.
|
2) Пользуясь ГОСТами привести по одному примеру на каждое определение дефекта и дать обоснование приведенному примеру и причине возникновения дефекта.
Контрольные вопросы:
1. Какие градации качества Вы знаете?
2. Дать определение понятию сортамент.
3. Что такое дефект и несоотвествие?.
4. Назвать основополагающие признаки классификации дефектов.
После выполнения работы студент должен:
Знать:
1. Основные градации качества товаров.
2. Классификацию дефектов по признакам.
Уметь:
1. Определять градацию качества товаров.
2. Определять дефект и устанавливать причину его возникновения
3. Пользоваться нормативной документацией.