Любой тематический вечер требует, чтобы в его основе лежала социально-значимая и близкая аудитории тема.
Наблюдается большое разнообразие форм тематических вечеров:
· Вечер-лекция. Сопровождается библиографическими обзорами и демонстрацией выставки.
· Литературный вечер. В основу положено литературное произведение.
· Литературно-музыкальный вечер. Посвящён музыкантам, исполнителям, писателям, поэтам.
На мероприятии активно используются аудиовизуальные средства.
· Вечер-встречи с интересными людьми (писателями, учёными, общественными деятелями и т.д.).
· Вечер-портрет. Позволяет подробно рассказать о конкретном человеке, показать достоинства и раскрыть его характер. Проведению вечера-портрета предшествует большая подготовительная работа.
Необходимо собрать большой фактический материал, на основе которого составляется сценарий. В нём могут присутствовать: рассказ о юбиляре и интервью, кинофрагмент, фоторепортаж и демонстрация семейных фотографий, чтение стихов, исполнение песен, прослушивание любимых музыкальных произведений.
Необходимо оформить выставку книг по теме.
Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сердечность. По существу это комплексный театрализованный рассказ о конкретном человеке.
· Вечер вопросов и ответов. Эта форма вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и активизация чтения отраслевой и художественной литературы.
О теме встречи пользователи библиотек извещаются заранее. В период подготовки: 1) для привлечения внимания к теме и её раскрытию оформляется книжная выставка или библиотечный плакат, рядом помещают ящик для сбора вопросов; 2) активно рекомендуется литература, проводятся беседы, индивидуальные консультации; 3) Рассылаются письменные приглашения.
За неделю до проведения вечера из ящика вынимают вопросы, которые потом систематизируют. Начинается вечер с краткого вступительного слова ведущего. Далее задаётся первый вопрос и желающим предлагается дать на него ответ. По каждому вопросу ведущий обобщает высказанные мнения и даёт резюме. Он также рекомендует, что можно дополнительно прочитать по этому вопросу, называет интересные библиографические пособия. Далее ведущий выясняет, не появились ли по ходу обсуждения новые вопросы. Если вопросы возникли – повторяется предыдущая процедура ответов на каждый новый вопрос.
В библиотеке эти вечера проводятся по-разному:
1. периодически по одной теме;
2. по разным темам в зависимости от изменения интересов пользователей.
Иногда тема конкретно не обозначается, а собираются разные вопросы. В этом случае мероприятие называют:
«Отвечаем на ваши вопросы»
«Специалисты отвечают»
При систематизации вопросов определяется, каких специалистов необходимо пригласить.
Обращение к русской классике стимулировало использование таких форм, как костюмированные литературные балы – Грибоедовские, Пушкинские. Сценарий такого бала построен так, чтобы это было не просто мероприятие, а попытка воссоздать бытовую жизнь той эпохи:
· приглашённых на бал гостей встречают и провожают в зал убранный в соответствии с эпохой;
· ведущие в старинных костюмах проводят экскурсию по произведениям автора;
· герои произведений играют сценки, читают монологи;
· и как на настоящем балу – танцы и фуршетный стол.
Час интересных сообщений, час сенсаций
В течение часа даётся новейшая интереснейшая информация по какой-либо теме, проблеме В этот рассказ обязательно вписывается информация о книгах или статьях по данной теме. Например: «Кто они эти гуманоиды?»
Час полезного совета
В течение часа читателям даются советы по различным вопросам, связанные с реальными событиями, реальной жизнью.
Например: «Уход за кожей лица», «Кулинария», «Рецепты» и т.д. В заключении рекомендуются книги по данной теме.
Досье
· информационное
· литературное
· экологическое
С помощью этой формы предоставляются все факты, собранные по какой-либо теме. Но эти факты должны быть обязательно подтверждёнными.
Игровые формы мероприятий
В наше время популярные формы досуговой деятельности - конкурсные - игровые программы. Именно эта форма имеет большие воспитательные возможности. Отсюда выделяют 2 главные функции:
· рекреакционно-развлекательная функция, направленная на снятия бытовой усталости через организацию досуга;
· воспитательная функция, направленная на духовное обогащение и совершенствование личности.