Дискуссионные формы мероприятий




Устные формы работы библиотеки. Дискуссионные формы

Досуговая деятельность – это функция библиотеки, предполагающая организацию культурного и интеллектуального проведения свободного времени людей. Она реализуется через проведение массовых мероприятий.

Цели устных форм работы:

1. Информирование читателей о документах имеющихся в фонде библиотеки

2. Привлечение новых читателей в библиотеку

3. Повышение познавательного уровня читателя (Пример: вечер Есенина, рассказать такие факты, которые не рассказываются в школе)

4. Повышение положительного имиджа библиотеки

К устным формам работы предъявляются следующие требования:

1. Актуальность темы

2. Информационная ценность и новизна

3. Четкое читательское и целевое назначение (форма мероприятия должна соответствовать возрастной категории читателей)

4. Соответствие запросам и интересам читателей

К любому мероприятию составляется план подготовки, план проведения и смета расходов

Пример:

План подготовки мероприятия: игра-путешествие

 

Наименование мероприятия Дата Место проведения Ответственный Отметка о выполнении
  Выбор темы 17.10.2018 ГУНБ КК Гукович И.Н. 17.10.2018
  Определение читательского и целевого назначения 18.10.2018 ГУНБ КК Гукович И.Н. 18.10.2018
  Подбор литературы 18.10.2018 ГУНБ КК Гукович И.Н. 18.10.2018
  Написание сценария 20.10.2018 ГУНБ КК Гукович И.Н. 22.10.2018
  Оформление наглядности: – информац. библ. плакат; – книжная выставка; – оформление помещения; – декорации и т.д. 21.10.2018 ГУНБ КК Черута П.С. 23.10.2018
  Музыкальное оформление/ Видео оформление 21.10.2018 ГУНБ КК Курнатов В.С. 21.10.2018
  Распределение ролей 23.10.2018 ГУНБ КК Гукович И.Н. 23.10.2018
  Подбор реквизитов (костюмов) 24.10.2018 ГУНБ КК Курнатов В.С. Черута П.С. 24.10.2018
  Репетиции 25.10.2018 ГУНБ КК Гукович И.Н. Курнатов В.С. Черута П.С. 25.10.2018
  Проведение игры-путешествия 26.10.2018 ГУНБ КК Гукович И.Н. Курнатов В.С.   26.10.2018

 

План проведения

Состоит из 3-х частей:

1. Вступление

2. Основная часть

3. Заключительная часть

 

Смета расходов на мероприятие

 

Наименование расходов Цена Количество Сумма
  бумага      
  гуашь      
  карандаши      
  шары      
  брелоки      
Итог    

 

Устные формы работы условно можно разделить на 3-и группы:

1. Дискуссионные

2. Информационно-познавательные

3. Игровые

 

Дискуссионные формы мероприятий

 

Роль дискуссионных форм заключается в следующем:

– обмениваться информацией о прочитанных изданиях;

– способствовать приобретению навыков межличностного общения;

– воспитывать умение слушать;

– принимать чужое мнение и формулировать собственное;

– учить культуре полемики;

– реклама книг.

Значительное место в структуре используемых досуговых форм занимают дискуссии читателей, в том числе диспуты и читательские конференции.

Диспут – это обсуждении какой-либо актуальной жизненной проблемы, связанной с нравственным выбором.

Решающее значение для его успеха имеет правильный выбор темы. Она должна быть общественно значимой и заключать в себе определённую нравственную проблему, волнующую присутствующих. Темы диспутов могут быть самые разнообразные:

«Новое время. Как мы его понимаем?»

«Гражданский брак: За и против»

«Место в жизни. Как его найти?»

Диспут возможен, когда назрела необходимость поговорить, поспорить по определённому кругу вопросов. На диспуте вырабатывается общественное мнение по тем или иным нравственным проблемам. Столкновение и выяснение различных мнений и точек зрения связаны с различиями во взглядах людей, в жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях.

Поводом для диспута могут служить конкретные факты, поведение людей, их поступки.

Целевое и читательское назначение диспута, его тематика диктует круг вопросов, которые выносят на обсуждение.

Вопросник вывешивается рядом с информационным библиотечным плакатом о диспуте. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы дать простор размышлениям и спорам, чтобы ответы на них не были однозначны. Вопросов может быть от 3 до 5.

Для лучшего ознакомления с вопросами диспута необходимо представить список документов по теме, который обычно включает 5-6 названий, в том числе книги, периодические издания, компьютерные версии.

При подготовке диспутов, традиционный вопросник может быть заменён лаконичными отрывками из опубликованных газетой читательских писем, после перечня которых, читателей просят дать оценку изложенным ситуациям. (Например: «Как бы вы поступили на месте действующих лиц?»)

Диспуты строятся, по-разному. Чаще всего их открывает вступление ведущего, который кратко характеризует тему, напоминает вопросы, по которым будет проходить диспут, освещает правила проведения диспута.

Один из трудных моментов – начало диспута. Необходимо поставить удачный вопрос для активизации аудитории.

Требования к ведущему при обсуждении вопросов диспута, те же, что и у читательской конференции.

В структуру диспута могут быть включены театрализованные элементы, в частности шутливые сценки, пантомимы на тему диспута. После показа ведущий просит присутствующих дать оценку содержательной стороне изображенной ситуации.

В заключении ведущий подводит итоги диспута, даёт окончательные ответы на спорные вопросы. Желательно, чтобы в заключении были выделены и по достоинству оценены наиболее удачные выступления, а также те, которые по содержанию были не совсем правильные, но носили аргументированный характер.

Значительную роль для создания атмосферы непринуждённого, откровенного разговора, играет оформление аудитории. При проведении диспута это могут быть развешанные на стене или стенде шутливые рисунки, лозунги, афоризмы, шаржи. Можно предложить выступающим памятку:

– прежде чем спорить, подумай, о чём будешь говорить;

– спорь искренне и честно не искажай мысли и слова своих оппонентов;

– начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать;

– помни, что лучшим доказательством являются факты;

– выступая, можно привести примеры из своей жизни, жизни своих товарищей, из литературы;

– заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.

Читательская конференция – Наиболее сложная форма обсуждения. Это обмен мнениями о прочитанном.

Читательскую конференцию, как правило, организуют по конкретной книге или группе изданий, объединенных серией, жанром, темой.

Выделяют различные виды читательских конференций:

· Читательская конференция по одному произведению

(Например: Читательская конференция по книге В.П. Астафьева «Прокляты и убиты»)

· Читательская конференция по творчеству одного автора (персональная)

(Например: Читательская конференция по произведениям В. Быкова «Подвигу жить в веках»)

· Читательская конференция по определенной теме (тематическая)

(Например: Читательская конференция «Любовь во время войны»)

Заочная читательская конференция происходит через газету или журнал. Библиотека в газете дает объявление о читательской конференции по определённому произведению, читатели отсылают свои отзывы в газету. Наиболее удачные печатаются, в заключении библиотека подводит итоги через статью.

Обсуждение книг способствует:

– возбуждению читательской активности;

– выработке умений и навыков критического мышления;

– самостоятельной работы над книгой;

– формированию эстетических взглядов и вкусов.

Чтобы обсуждение было принципиальным и активным, требуется и длительная подготовка.

Одним из решающих условий обеспечивающих живой, полезный обмен мнениями о книгах, является правильный выбор произведения. Если большинство считает произведение хорошим или плохим, то вряд ли целесообразно проводить обсуждение. Если же мнения разделились, то проведение читательской конференции необходимо.

При подготовке конференции необходимо предварительно разработать вопросник и вывесить его рядом с информационным библиотечным плакатом за неделю до обсуждения.

Вопросов может быть от 3 до 6. Формулировка вопросов к конференции не должна допускать однозначных ответов, и в тоже время расширенного толкования, ухода от темы.

Формируя вопрос к читательской конференции по литературно-художественному произведению, желательно выйти за рамки сюжетного восприятия книги. Следует выявить понимание творческой манеры писателя, художественных достоинств повести. При этом можно использовать такие формулировки:

– «В чём смысл заглавия повести?»

– «Какие эпизоды данного произведения Вам больше всего запомнились?»

Углубить образное, ассоциативное восприятие книги, помогает выставка, оформленная к читательской конференции.

Обсуждение книги или серии книг, жанра, предполагает перенесение в аудиторию экспозиций изданий, по возможности увеличенного портрета автор, иллюстраций к произведениям. Отбирая литературу к конференции необходимо учитывать состояние библиотечно-информационных ресурсов. Чтобы все смогли ознакомиться с книгой, экземплярность изданий должна быть достаточно высокой.

Повысить экземплярность можно через внестационарные формы обслуживания ВСО и МБА.

После выбора произведения (одного или нескольких) составляется план проведения конференции.

План проведения обычно состоит из 3 -х частей:

1. Вступительная часть

2. Основная часть

3. Заключительная часть

1. Вступительная часть. Открывается кратким (5-10 минут) Вступительным словом ведущего, которое определяет важность темы. Во вступительной части могут быть история создания произведения, краткая биографическая справка писателя, интересный факт, касающийся этого произведения.

Кроме того, предлагаются условия обсуждения данного произведения.

2. Основная часть. Она занимает большую часть времени. Это непосредственное обсуждение по вопросам читательской конференции.

Обсуждение произведений предполагает воздействие на эмоционально-чувствительную сторону. Это обуславливает включение приёмов сравнения, комментариев в форме цитирования поэтических произведений, отрывков из художественной прозы. При обсуждении данного произведения, ведущему необходимо:

– делать переходы от одного вопроса к другому;

– резюмировать ответы выступающих;

– тактично поправить читателя, высказавшего неверные суждения;

– умело выводить читателей из спорных ситуаций;

– провоцировать читателей на откровенный разговор.

Но, вместе с тем, ведущий не должен навязывать свою точку зрения.

3. Заключительная часть. Заключительному слову отводится столько времени, сколько и вступительному слову. В нём подводятся итоги конференции. Особенно важно сформировать основные положения, освещающих предмет конференции, охарактеризовать правильную позицию и ошибочные мнения. На основе этих выступлений даётся оценка произведения.

Дискуссия – это форма работы, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждого из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого участника дискуссии.

Дискуссия – наиболее эффективный способ привлечь внимание читателей к чтению, проблеме, творчеству писателя и т.д. Это давно доказали специалисты – педагоги и библиотекари – во всем мире. В некоторых странах библиотекарей, особенно школьных, специально учат методикам проведения дискуссий. Использование различных дискуссионных форм работы в библиотеке – дело непростое, но чрезвычайно важное и интересное. Именно неформальные отношения читателя с библиотекой, куда он приходит вне уроков и работы, где не связан обязательной программой и страхом проверки знаний, наиболее располагают к свободным дискуссиям, развивающим критическое мышление и умение формулировать и отстаивать свои взгляды.

Целью дискуссии является обмен знаниями, мнениями, различными точками зрения, что приводит к новому взгляду на ситуацию, позволяет сформировать более эффективную модель поведения. Поскольку цель дискуссии – не элементарная проверка усвоения, а оценка понимания дискуссионного материала, то к дискуссионным темам предъявляется ряд требований:

1. Соответствие теме

2. Научность – не стоит делать темой дискуссии ненаучные факты и явления.

3. Проблемность – наличие в теме определенных противоречий, которые могут быть сняты после того, как присутствующие проработали материал и обсудили свои мысли с другими.

Существует несколько форм ведения дискуссий чтения вслух (выбор зависит от целей, аудитории и вида текста):

1. Беседа-дискуссия после чтения

2. Дискуссия в ходе чтения

3. Дискуссия-беседа без подготовки

4. Подиум-дискуссия

Несколько общих правил организации дискуссий:

– Ведущий даёт каждому возможность высказать свою точку зрения и не ставит себе целью привести всех участников дискуссии к одному мнению.

– Ведущий и другие участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные и не правильные.

– Ни за какие высказывания или факт участия/неучастия в дискуссии не ставятся оценки по предмету, даже если дискуссия в библиотеке связана с учебной темой.

– Эффективность мероприятия оценивается по степени открытости участников и доброжелательности общего тона в его ходе, а также по тому, влечет ли она за собой продолжение в виде интереса к чтению по теме. Количество высказываний и их правильность не должны служить оценкой эффективности дискуссии.

– «Подсадные утки» в аудитории, знающие заранее доводы оппонентов и готовые в любую минуту начать отстаивать нужную организатору точку зрения, чаще мешают в итоге, чем помогают.

Дискуссия обычно проводится в несколько этапов:

Этап 1. Введение в дискуссию:

– Формулирование проблемы и целей дискуссии.

– Создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на установление регламента дискуссии, ее основных этапов.

– Совместная выработка правил дискуссии.

Этап 2. Обсуждение проблемы:

– Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений.

– Обязанности координатора дискуссии.

– Соблюдение регламента дискуссии.

– Обеспечение возможности высказаться каждому участнику дискуссии, поддержка и стимулирование работы наименее активных участников с помощью вопросов («А как считаете вы?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.).

– Невозможность отклонений от темы дискуссии.

– Предупреждение перехода дискуссии в спор ради спора и перехода на уровень межличностного противостояния и конфликта.

– Стимулирование активности участников в случае спада дискуссии.

Этап 3. Подведение итогов обсуждения:

– Выработка участниками согласованного мнения и принятие группового решения.

– Настрой участников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения.

– Совместная оценка эффективности дискуссии.

Правила ведения дискуссии:

– Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.

– Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

– Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.

– Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.

– Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

– Обсуждению подлежат все высказанные мнения.

– Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

– Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Активные дискуссионные формы библиотечной работы: диспут, деловая игра, дебаты, ток-шоу, круглый стол.

Дебаты – формализованная дискуссия на заданную тему. Как правило, мероприятие проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая. Представители команд выступают по очереди, последовательность и время выступлений определено заранее и, как правило, жестко ограничено. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для участников. Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Три принципа дебатов:

1. Дебаты учат многому (обучение).

2. Обязательство честности (честность – стержень дебатов). Задача участника дебатов – быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в период перекрестных вопросов.

3. Уважение (Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с кем-либо не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, участник должен «нападать» на аргументы, рассуждения и свидетельства – но не на оппонента).

Ток-шоу – подготовка к дискуссии в форме ток-шоу проходит в течение 2-3 дней. В первый день проводится «мозговой штурм» по планированию предстоящего мероприятия. Кратко технология проведения «мозгового штурма» может быть представлена из нескольких этапов:

1. Делим коллектив на микрогруппы по 5-7 человек в каждой.

2. Предлагаем каждой группе за полминуты придумать порядок проведения ток-шоу, в котором они хотели бы участвовать.

3. Через полминуты выслушиваем краткие описания проектов, придуманных каждой микрогруппой.

4. Выбираем все вместе наиболее понравившийся вариант, либо комбинируем разные идеи, либо усовершенствуем наиболее подходящую.

Используем технологию проведения «мозгового штурма» для детализации коллективного проекта ток-шоу. Уточняем порядок деления аудитории на группы на ток-шоу, выбираем ведущих или ведущего, определяем способ преподнесения проблемы дискуссии.

Библиотекарь, организующий «мозговой штурм», должен соблюдать ряд правил:

1. Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея.

2. Запрещается критиковать, высмеивать какие-либо идеи, предложения, высказанные в ходе «штурма».

3. Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идеи.

4. Нельзя заставлять кого-либо высказываться. В ходе «мозгового штурма» идет быстрый свободный, добровольный обмен идеями. Завершается этап коллективного планирования, когда всем участникам ясно, что:

– в определенный день и час

– в конкретном помещении

– будет проходить ток-шоу по проблеме (теме)...

– ведущие (Ф.И.О.)...

– участники будут разделены на группы (организаторы точно знают, каким способом будем создавать эти группы)

– коллективу известны ответственные (инициативная группа) за подготовку зала к дискуссии и уборку его после проведения диспута, сформулированы правила ведения дискуссии.

Правила ведения ток-шоу:

1. С уважением относимся друг к другу.

2. Чтобы высказаться, поднимаем руку.

3. Порядок выступлений определяет ведущий.

4.Свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.

5. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.

6. Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

В ходе подготовки организатор помогает ведущим продумать в деталях ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, ситуацию нравственного выбора, средства ее презентации, консультирует инициативную группу по вопросам оформления помещения, проводит вместе с ведущими деление коллектива на группы, если это предусмотрено сценарием ток-шоу.

Технологическая цепочка проведения ток-шоу:

1. Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.

2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.

3.Выдвигается проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора).

4.Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.

5.Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущих. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения нравственной проблемы, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального нравственно обоснованного решения проблемы).

6. Подведение итогов ток-шоу.

Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы, однако в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются основные нравственные принципы, соотносятся нравственные ценности участников дискуссии с общечеловеческими ценностями.

Круглый стол – это мероприятие проблемного характера, на котором в ходе модерируемой дискуссии обсуждается та или иная тема в одном из следующих ракурсов:

– постановка проблемы и обмен мнениями;

– обобщение идей и мнений, касающихся заявленной проблематики;

– поиск путей развития и решения обозначенной проблемы.

Круглый стол может быть как отдельным событием, так и проводиться в рамках более крупных мероприятий, являясь одной из предлагаемых форм работы на семинаре, конференции или форуме.

Количество участников может варьироваться в количестве 10-25 человек. Формат круглого стола пригоден практически для любой «взрослой» аудитории. Круглый стол – это мероприятие закрытое, на которое приглашаются участники по предварительно составленному списку. Приглашения могут быть как личными, так и «на организацию». Приглашение должно содержать просьбу подтвердить своё участие в круглом столе по электронной почте или телефону. Смысл этих ограничений: прогнозирование количества участников, т.к. плодотворное обсуждение заявленной проблематики в формате круглого стола возможно лишь в случае, когда каждый из участников будет иметь возможность высказаться. При проведении круглого стола в рамках более крупного мероприятия (семинара, конференции, форума) желательно организовать предварительную запись, а также заранее отправить именные приглашения тем персонам, которых вы хотели бы обязательно видеть на своём круглом столе.

Ведущий (модератор) четко формулирует проблематику круглого стола и озвучивает предполагаемый регламент дискуссии (вопросы, реплики, выступления). Заранее подготовленный эксперт делает вводное выступление («затравку») в форме доклада, мини-доклада справки и др. В отдельных случаях (особенно при небольшом количестве участников круглого стола) возможно совмещение роли ведущего и «затравщика». Все приглашенные являются равноправными участниками дискуссии, которые на основе своего опыта и знаний обсуждают предлагаемый вопрос в заданном формате. Ведущий (модератор) направляет ход беседы, предоставляет слово выступающим, задаст вопросы для обсуждения. Помощник ведущего (модератора) фиксирует вопросы и ключевые моменты дискуссии (проблемные вопросы, развилки, варианты и пр.) на флип-чарте, экране (набирая в компьютере и проецируя через проектор) или просто на листе бумаги. В отдельных случаях (особенно при небольшом количестве участников круглого стола) возможно выполнение этих функций самим ведущим. Ведущий (модератор) аккумулирует идеи, формулирует результаты и подводит итоги дискуссии.

Возможные содержательные итоги мероприятия

– Обмен информацией по отдельным аспектам проблемы с выработкой возможных вариантов решения.

– Обозначение ключевых вопросов и проблемных областей.

– Выявление развилок по представленным позициям участников.

– Выработка единой обобщенной позиции (соглашения, консенсуса).

– Выработка компромиссного решения.

– Перечни путей развития обозначенной проблемы или вариантов её решения и др.

Методика организации и проведения «круглого стола »:

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

І. Подготовительный этап включает:

– выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

– подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

– подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

– подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

1. Определение понятийного аппарата (тезауруса);

2. Краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

3. Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

4. Разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;

5. Заключительную речь модератора;

Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.

Консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться).

Подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

ІІ. Дискуссионный этап состоит из:

1. Выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

– избегай общих фраз;

– ориентируйся на цель (задачу);

– умей слушать;

– будь активен в беседе;

– будь краток;

– осуществляй конструктивную критику;

– не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника;

– ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола».

2. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

3. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы.

4. Ответов на дискуссионные вопросы.

5. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

– подведение заключительных итогов ведущим;

– выработку рекомендаций или решений;

– установление общих результатов проводимого мероприятия.

 

2. Информационно-познавательные формы мероприятий

 

Это мероприятия, которые знакомят пользователей библиотек с различными фактами, событиями изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов.

Их цель – привлечь внимание к лучшим произведениям печати, обеспечивать широкую информацию о них, раскрыть особенности произведений или актуальных вопросов, тем самым способствовать повышению общеобразовательного, общекультурного и профессионального уровня читателей.

Литературно-музыкальные гостиные, встречи с интересными людьми, презентации книг, вернисажи местных художников и т.д. стали неотъемлемой частью библиотечного обслуживания.

Презентация книги (премьера книги, журнала, новой газеты). Эта форма используется для информирования пользователей библиотек о выходе нового издания, показа его достоинства.

В презентации книги участвуют представители издательства, автор, художник и другие лица, «причастие» к ней (в том числе и прототипы произведения, участники событий, описанных в книге и т.п.). План проведения презентации книги, как и любой другой формы, состоит из 3 х частей:

Вступительная часть. Выступающие аргументировано объясняют, почему именно эту книгу они решили представить. Дают краткую биографическую справку писателя, историю создания произведения.

Основная часть. Это сама презентация книги, где читателей информирует о достоинствах данного издания, о её информационной ценности и значимости.

Цель заключительной части – заинтересовать читателей, убедить их в необходимости чтения рекомендованного произведения. У присутствующих появляется возможность оценить интересна ли данная книга и определить стоит ли ее читать.

Презентация книги сопровождается:

– книжной выставкой по теме;

– продажей книжной новинки с автографом автора; может быть подпиской на
соответствующее периодическое издание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: