Начало празднику Покрова положила история, происшедшая в октябре 910 года во время всенощной службы во Влахернской церкви в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В окружении пророков, апостолов и ангелов с небес сошла Божья матерь и остановилась в воздухе над склоненными в молитве людьми.
Внезапно она сняла с себя блестящий омофор, т. е. широкий пояс, покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, о6 избавлении людей от бед и страданий. Не видели этого припавшие в глубоком поклоне прихожане, только блаженный и его наперсник успели разглядеть короткое и дивное видение.
Рассказ Андрея и Епифания о чудесном видении Богородицы с восторженным благоговением был принят во всей Византии. К рассказу отнеслись с доверием, тем более что Епифаний принадлежал к знатному роду, входил в императорское окружение и пользовался безупречной репутацией.
Впоследствии ревностный христианин и страстный проповедник, он стал патриархом Византийской церкви. Влахернское видение Богородицы было истолковано как признак особой милости, покровительства и благоволения царицы небесной.
Со временем этот день стал церковным, а затем и народным праздником. На Руси Покров стали отмечать спустя два с половиной века.
О том, как отмечали этот праздник казаки, цитируем по источнику:
Рыблова, М. А. Календарные праздники донских казаков / М. Рыблова. – Волгоград: Издатель, 2014. – С. 130-131.
Как великий праздник почитался на Дону Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемый 1/14 октября. В ст-це Усть-Бузулукской в начале ХХ в. на Покров устраивались молодежные гулянья:
|
Молодежь гулять собирается. Покров он теплый был. Зябь пахали с Покрова. И вот девушки песни пели. И все в нарядах уже не в летних, а в осеннем, убраты все хорошо. А старые примечали, если ветер с юга на Покров — будет урожай, а если северный — зажега — неурожай.
В общерусской народной традиции Покров также был связан с молодыми девушками и их молитвами о скором и удачном замужестве. На Дону девушки также, встав рано утром, выходили во двор и «просили себе женихов». На сам Покров нельзя было венчаться и «делать свадьбы», но время от Покрова до Филиппова поста было временем свадеб. Однако на Дону этот праздник имел особое значение и для мужчин-казаков. Это было связано с преданием о явлении казакам-участникам осады Азова в 1641 г. Пресвятой Девы — «жены прекрасной в багряной ризе», которая выступила как их покровительница и защитница. В столичном Новочеркасске этот праздник отмечали особенно пышно — здесь устраивали войсковую панихиду с выступлениями певчих хоров, воинским парадом, конноспортивными состязаниями и трапезой. На Монастырском урочище (где были похоронены защитники Азова) собирался казачий круг, на котором совершалась торжественная панихида и поминки. Торжественно праздновали этот день и в крупных верховых станицах. Наши информанты рассказывали, что Покров считался днем окончания лета («лету провожали»). В этот день на гулянья собирались компании родственников и соседей, «ходили с песнями и гармонями». В некоторых поселениях ходили друг к другу в гости в течение всей недели после Покрова. Если в этот день шел снег, то дети приговаривали: «Покров, скорей землю укрой!». Готовясь к зиме, хозяйки рубили по балкам так называемую сибирьковую траву (сибирьку) и вязали из нее веники, которыми потом обметали с обуви снег и подметали полы. Мужчины ломали по ярам и буграм камни, которые использовались затем при сооружении хозяйственных построек и изгородей; заготавливали на зиму дрова, налаживали сани.
|
Литература:
Вечеркина, Е. Покрова на Дону / Е. Вечеркина // Казарла. - 2011. - № 5. - С. 4: фото.
Загирова, И. Н. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы / И. Н. Загирова // Открытый урок: методика, сценарии, примеры: [12+]. - 2014. - № 8. - С. 22-29.
Киселев, А. Покров Пресвятой Богородицы / А. Киселев // Киселев, А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории / А. Киселев. – Москва: Русская книга, 1992. – С. 87-91.
Крупин, В. Покров Божией Матери. 14 октября / В. Крупин // Крупин, В. Детский церковный календарь. Детские христианские чтения / В. Крупин. – Москва: Олма-Пресс, 2002. – С. 204-206.
Лаврентьева, Л. С. Всякая душа празднику рада / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов // Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор. - Санкт-Петербург: Паритет, 2005. - С. 267-334.
Покров. - С. 327-328.
Марговская, М. Под покровом Богородицы / М. Марговская // Наука и религия. - 2014. - № 10. - С. 36-39: ил.
Матвеенкова, Е. В. Покровская ярмарка: сценарий праздника / Е. В. Матвеенкова // Открытый урок: методика, сценарии, примеры. - 2013. - № 9. - С. 73-83.
Матвеенкова, Е. В. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы: занятие для учащихся среднего школьного возраста / Е. В. Матвеенкова // Открытый урок: методика, сценарии, примеры. - 2012. - № 9. - С. 34-39.
|
Петров, В. Встанем за веру православную / В. Петров // Казачий круг. - 2010. – 22 октября. - С. 2.
Покров Богородицы // Земная жизнь Пресвятой Богородицы / сост. С. Снессорева. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1994. – С. 330-332.
Покров-зазимье // Русский праздник: Традиции и обычаи / авт.-сост. В. А. Нэй. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – С. 231-237.
Покров Пресвятой Владычицы нашея Богородицы, и приснодевы Марии // Святой дух праздников Христовых / сост. О. Ганченко. – Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 1996. – С. 160-162.
Покров Пресвятой Богородицы // Праздники Русской Православной Церкви. – Москва: Ниола 21-й век, 2002. – С. 70-73.
Праздник Покрова Пресв. Богородицы // О великих господских и богородичных праздниках. – Москва: Культура, 1990. – С. 93-97.
Сазанова, О. Н. Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» / О. Н. Сазанова // Досуг в школе. - 2013. - № 7. - С. 26-29.