Последовательные стадии детства А.Валлона




Тема 10. Познавательное развитие ребенка

Тематическое планирование лекции:

1. Последовательные стадии детства А. Валлона

2. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

 

Последовательные стадии детства А.Валлона

Анри Валлон - основатель парижской школы генетической психологии. Интерес к проблемам развития возник у Валлона при изучении психозов. Он предположил, что в основе психозов лежит нарушение отношений человека с другими людьми, предпосылки которого кроются в детском возрасте. Разрабатывая представления о психическом развитии ребенка, Валлон изучал его в единстве психомоторных, сенсорно-перцептивных, двигательных, эмоционально-коммуникативных, вербальных форм активности. Исследование психомоторики было обусловлено фактом наблюдений за трудными детьми, чья гиперактивность препятствовала их психическому развитию. Неспособность гиперактивного ребенка сосредоточить свое внимание на предметах, указаниях взрослых, делает невозможным регуляцию собственных действий, а следовательно, задерживается становление произвольной регуляции всего поведения, что сказывается на развитии личности. Валлон считал, что человек изначально социальное существо. Человеческая природа, по словам Валлона, требует общества, так же как легкие — кислорода. Общество выступает органической средой для человека. По Валлону, именно взаимодействие ребенка с миром людей опосредуют все его отношения с окружением. Эта позиция Валлона созвучна идеям отечественной психологии, особенно Л. С. Выготского.

На ранних этапах развития ребенка такое взаимодействие строится на эмоциональном взаимодействии со взрослым. Поэтому ребенку до развития специфически человеческой вербальной коммуникации необходимо овладеть эмоциональными способами взаимодействия: понимать мимику, интонации, жесты, позы взрослого, научиться управлять своими эмоциональными реакциями, их воздействием на взрослого. На последующих этапах психического развития подобная задача эмоциональных взаимодействий и управления своими эмоциями сохраняется, но переплетается с другими задачами, усложняя эмоциональные переживания, способствуя освоению предметного мира. В процессе взаимодействия с предметами, людьми, животными ребенок принимает определенные постурально-тонические позы, удержание которых требует усилий со стороны ребенка. В таких телесных усилиях Валлон видит источник формирования внутренних образов окружающих объектов. Овладевая внутренними образами в отсутствие реальных объектов, ребенок начинает оперировать ими, что дает ему возможность перейти на стадии речевого развития, понятийных обобщений, классификаций и схем. Это позволяет совершенствовать способы саморегуляции: эмоции переживаются молча, становясь чувствами, мысль, отделившись от практической деятельности, преобразуется в познавательную активность. Основной движущей силой психического развития ребенка, обусловливающей переходы на новые стадии, Валлон считает условия социальной жизни ребенка, которые приводят к новообразованиям благодаря усложнению взаимодействий ребенка с обществом. Данное положение Валлона также принципиально созвучно с представлениями отечественной школы о социальной детерминации психического развития, наиболее полно выраженной в работах JI. С. Выготского.

Обсуждая проблему непрерывности и стадийности развития, А. Валлон подчеркивает, что невозможно отождествить возраст и психическое развитие, даже несмотря на то, что все последовательные этапы и формы развития переплетены и продолжают сосуществовать. Он пишет: «...существуют функциональные ансамбли, каждый из которых имеет свой признак, свою специфическую направленность и является оригинальным этапом в развитии ребенка».

Валлон представляет последовательность периодов детства следующим образом.

1.Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлекторных ответов на воздействие. Постепенно рефлексы сменяются контролируемыми движениями с новыми формами поведения, однако эти изменения связаны в основном с питанием ребенка. Акт питания объединяет и направляет первые упорядоченные движения ребенка. Они дополняются жестикуляцией, развитие которой идет в двух направлениях: исчезают спонтанные движения, которые заменяются менее автоматизированной деятельностью, и появляются новые движения, часто соответствующие дифференцированной мускульной активности.

2.Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, удивление и т.д.), что необходимо для социальной коммуникации: ребенок может выразить свои желания, намерения, показать свое состояние, он может также оценить состояние и отношения других людей, распознавая их эмоции.

3. Сенсомоторная стадия (с 10 до 14 месяцев). Образуется связь между действиями с предметами и перцептивными впечатлениями, которые могут являться следствием этих действий, что становится основой практического мышления: если потрясти погремушку, то она зазвучит, если повернуть куклу - можно увидеть ее лицо.

4.Проективная стадия (с 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок приобретает новые возможности освоения окружения, может воздействовать на объекты, исследовать их свойства, что позволяет перейти к их категоризации и называнию (обозначению категории). Новые возможности делают ребенка более независимым, что способствует росту самоутверждения индивида.

5.Персоналистическая стадия (с 3 до 6 лет) включает три периода, связанные с развитием независимости ребенка и обогащением его «Я».

- период противопоставления (3-4 года) - ребенок начинает испытывать потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит его ко многим конфликтам: ребенок противопоставляет себя другим, самоутверждает себя и при этом невольно оскорбляет окружающих людей, родителей, проявляет непослушание, негативизм. Этот кризис необходим в развитии ребенка. С этого момента, отмечает Валлон, ребенок начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Одновременно в когнитивном плане ребенок приобретает способность различать предметы по форме, цвету, размерам;

- период нарциссизма (4-5 лет) - ребенок проявляет усиленный интерес к самому себе, стремится выставить себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности (например, что он сильнее тока), упорствует в достижении своих желаний, целей. В когнитивном плане восприятие становится более абстрактным, ребенок способен различать линии, графические обозначения;

- период подражания (5-6 лет) - ребенок проявляет внимание к людям, к миру, испытывает привязанность к людям, поэтому воспитание ребенка в этот период «должно быть насыщено симпатией». Если в этом возрасте лишить ребенка привязанности к людям, то «он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия», след которой сохраняется в течение всей жизни. В этот период ребенок подражает и усваивает роли, придумывает себе героя. На протяжении всей персоналистской стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он расшифровывает ситуации по какой-нибудь одной детали или по набору деталей, между которыми не способен установить причинно-следственные связи.

6.Учебная стадия (с 6 до 12-14 лет) - стадия, на которой ребенок опирается больше на суть вещей и явлений, чем на их видимость. Синкретизм сменяется объективностью. Деятельность ребенка ведет в категоризации вещей и людей. Это способствует углублению знаний об окружающем мире, приводит к возрастанию независимости ребенка.

7.Стадия полового созревания - ребенок сосредоточен на собственном «Я». Поиск большей независимости и индивидуальности дает возможность открыть новый ракурс при взгляде на вещи и явления, что развивает абстрактное мышление и логику суждений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: