Сирия финикия и палестина в 3-2 тыс. днэ




до сих пор мы говорили об гос-вах где основой эконом. была иеригация. в с. ф. и п. нету полноводных рек – главная географ. особеность региона. есть р. оронот, Иорданн. нету никаких полноводных рек. земледелие возможно только из соберания дождевой воды. дожди не часто. между тем почва здесь каменистая, хлеб растет плохо. это означает что она не может быть полноценной землед. цивилизацией. на севере региона можно выращивать виноград. на юге возможно скотоводство. и всюду было развито разведение засухоустойвших животных (дамасские ослы). люди занимались также торговлей, в т.ч. контрабандной. в последсвтии появляются ремесленн. цехи. людям здесь приходятся много работать. была популярна геологическая разведка (олово, медь). этот регион был проходным двором для всех кто хотел поживится у этих людей. с конца 4 тыс. сюда вторгались египтяне, потом шумеры, вавилоне и др. в Ливании и Иордании огромное количество стелла в знак победы. это привело к тому что в древности люди на севере говорили на др. египет. на юге этого региона мессопотамии. в этом регионе много строит. леса. здесь рубили кедры. там много леса вообще. там можно было укрыватся разбойником. поэтому здесь появлятся очень рано бандитский регион. этот регион криминальный центр ближнего востока. бандитск. комуна Хапира.

Хронология. первые сведения на цивилиз. в этом регионе доходят от нас от середины 3 тыс. до н.э. эти сведения получены 1974 г. раскопали город эбла. там есть не только царск. дворец, но огромный клинописный архив – на 2 языках – шумерском и эблаитском. язык эблы семитский. в 1993 г. раскопали еще один город – набада. здесь был еще один клинописный архив. следовательно в этом регионе были города-гос-ва которые были сателлитами шумеров в полит. и культурн. плане (до конца 3 тыс.). город Эбла делился на внутрен. и внешн. город. во внутрен. жил чиновники, царск. администрация, в центре был царский дворец и несколько святилилищ. во внешн. городе были земледельцы и скотоводы. надо сказать что царск. дворец все время настраивался. город Эбла был монархией. монарха звали малюком. было 2 помощника они распоряжались город. финансами и хоз-ством. они занимались торговлей, в том числе транзинтой. было большое количество грамотных людей. словари. большое значение уделялось культу солнца. пока не началось время династия акада. Саргон 1 сделал их данниками. Эрмесуэпт (23 век) напал на Эблу и превратил его в развалины. в вост. средезрноморье (конец 3 – н. 2 тыс) возникают несколько крупных городов: Библ, Тир, Сидон. Хацор. Они стали лидерами др. восточной экономики. это финик. города, в которых люди говорили на западнасемит. языках. начиная с 18 века в финикии появляются монопольные производства. все начианется с цветного стекла. библ и сидон берет на него монополию. в 16 веке финик. придумывают окрашивать ткань синим и пурпурным. оно перевернуло мировую культуру. люди до этого не видели синего цвета (индиго). эта краска сразу была задействована сразу, синий цвет стал очень популярным. пурпурное одеяние было у царей. финикийцы взяли монополие на производство этих тканей. они очень сильно разбогатели. финикийцы начали морскую торговолю. к 15 веку появляются пираты. организуются стихийные рабские рынки. тогда с ними соприкасаются будущие греки – которые становятся учениками финикийцев.

это бурная деятельность привела к информац. избытку. надо было быстро фиксировать информацию, это привело к появлению алфавита (13 в.). на базе угуристкой клинописи и др. египет. ироглифики. гласных не было. их стали обазанчать только греки. появляение алфавита приводит к информац. революции. это приводит к появлению священн. писаний.

но существовало большое количество разорившихся людей. к серед. 2 тыс. появляются гос-во хапиру. хапиру значит изгнаники. в составе хапиру было представители многих древ. народов. это гос-во было монархией – Абди-Аширта. он был основоположником, можно так сказать, анархистов. в библе бедные восстали, их погнали в египет. абди-аширта чтобы спастись согласился стать поданными хеттского царства. он от них потребовал хорошую дань. таким образом он ставил офицальным разбойником. гос-во хапиру

Лекция 10. Хеттское царство.

на территории малой азии немец. архологи обнаружили несколько небольших др. городов, а в 1906 г. начали раскопки города хакуса. в 1913 году город был раскопан полностью, была обнаржуена большая клинописная библиотека. тексты были написаны на большом количестве языков. аккадский, хеттский (несситский), хуритский, лувийский, палайский и даже был обнаржун трактат на индоайриском языке. к какой группе относится хеттский? и оч. долгое время не знали. чешский ученный Бердеш Грозный. к 20 годам овладел всеми языками ближнего востока. был известный ассириолог и шумеролог. в 1915 Грозный сделал первый шаг для дешифровки шумеролог. через реконструкцию Грозный доказал что хеттский это индоевропейский язык. то что он доказал сходство шумерского латинского и санскрита было его главным открытием. появилось наука индоевропистика. окозалось что хетский это первый индоевропейский язык который был зафиксирован на письме. Грозный отправился в экспидицию на ближн. восток. были открыты наскальные надписи, хетты писали иероглифами тоже. появилась новая наука которая называется хепптология. началось громадное изучение из города хаттус, и в настоящее время издано 50 том из библиотеки, все еще издается.

территория малой азии в эконом. отношении напоминает сирию, финикию, палестину – это регион в котором нет полноводных больших рек. используется дождевая вода, вода больших рек. здесь невозоможно крупная иеригация, поэтому здесь жили люди которые занимались еще и скотоводоством и торговлей. с одной стороны есть земледльч. хозяйства, помимо злаковых были масличные рощи, культурные сады, с другой стороны большое число ремесленных цехов, которые существовали с 2 тыс. днэ. Нужно выделить здесь большое количество кузниц и заводиков по обогащению медной руды. с конца 3 тыс. уже существовали торговые объединения. в них участвовали люди семитиского происхождения. самым крупным был город канеш. занимались и контрабандой. проблема малой азии всегда было отсуствие олова. его нужно было вести через горные тропы, что было проблемой. у малой азии была тайна – огромное количество железа, как рудничного, так и метеоритного. на территории мал. азии жило большое количество народов. в конце 3 тыс. здесь селятся вост. семиты, в 2 тыс. приходят хуриты и хаты (с кавказа), в 19 в. приходят хетты + местные народны с балкан приходят. малая азия в середние 2 тыс. говорили на 6-7 языках. письменность берут из ассирии. потом появляется собственная иероглифика. потом начинаются междусобные воины между крупными городами малой азиии (несса, хатуса, куссар, пурусханда). первый известный нам по своей собственной надписи хеттский царь Анита (1790-1710 гг.) этот царь захватил курис ханту, подчинил себе нессу, сделал куссар главным городом хеттов, а также сделал хеттский (?) язык главынм, куссар – столица. далее история хеттского царства. связано с одним полит. центром – хаттуса.

Древнехетский (1650-1500 гг). Удачные походы царя хатусилиса 1 на сирию (захватил). поход мурсилиса 1 на вавилон (захватил). в древнехеттское время появилось хеттское государство. оно было монархией. царство возглавляла царская семья. царь – хасса, спец. титул – лабарна. рядом с царем всегда находилось его супруга. наследный принцип. пока царь был жив он считался обыкновенн. человеком, только с титулом царя, а когда он умирал, становился богом, в честь них утверждался особый культ. покойников сжигали, но прах обязательно сохранили, и помещали в кочевжец и ставили в саркофаг. были кладбища. сбоку были часовни где шли заупокойные службы. власть царя не была абсолютной, она ограничвалось 2 органами власти. 1) панкус – народоное собрание, состоял из мужчин, полноправных граждан. из него выделялись особо доверенные лица и их совет назывался 2) туллия. (большие полномочия). элита хеттов – войны-конники. они получали земли от царя. далее население разделялась на 2 части по признаку повинности – 1) сахан (обязанность поставлять продукты дворцу и храмам). 2) луцци (трудовая повинность). и все население страны делилось на тех кто обязан эти налоги платить, а кто нет. освобожденны: чиновники, элита. также существовали перемещенные лица. хеттские цари брали в плен большое количество плен. у хеттов появляется практика перемещенния военнопленных в свою страну. у хеттов были рабы, они использовали достаточно широко. рыбы не были осн. производительном слоем населения. осн. обязанность царя - ри–уальная. до нас дошло большое количество царских ритуалов. каждый ритуал сопровождался жертвоприношением. царь был также руководителем войска. была у него и админстр. функции.

Среднехеттский (1500-1400 гг.). мы здесь знаем мало – источников немного

новохеттский (1400-1200 гг.) Борьба с египтянами за контроль в южн. сирии. Сирия была пунктом транзита, здесь выращивались дамаск. ослы. нужно было контралировать эту территорию, чтобы взымать пошлины, тем более когда здесь начали ходить финикийцы с новыми тканьями. сирийцы предпочили египтянам хеттам. возникла система коллективной безопасности которая было основана еще рамзесом вторым и хеттским царем. в это время хеттские цари начинают создавать внутренние законы. первый вариант в 16 в, послений вариант 13 в. в отличии от законов хаммурапи брали только плату. Хеттское царство к концу 13 века достигла своего могущества – владела мал. азией, ассирией (не всей). и в начале 12 в. хеттское царство погибает под ударами народов моря. на террит. центр. малой азии устремляется большое количество народов которые участвовали в троянской войне. когда гибнет хеттское царство, на ближнем востоке узнают про железо, его вывозят сюда. в 10 в. о железе узнает индия и китая. конец хеттского царства, является рубежом перехода от бронзового века к железному

хеттская дух. культура. один из гос. символов – двухглавый орел. обычай ставить елку пошло из хеттского царства. миф про телепину.

 

Лекция 10. История Др. Израиля.

для истории др. востока, история Израиля существуют чем-то исключительно. несогласованность между текстологическими и арх. источниками (мнение преподователя). окозалась что в истории др. Израиля 2 пробела к-рые не могут закрыть археологи. 1) прибывание евреев в Египте. но нет не одного арх. свидетельства 2) отсутствия слоя Соломона в Иерусалиме. 3) почему евреи так называются. почти полное отсуствие письмен. источников синхронных с ранневрейской истории. первый памятник календарь в гизе (6 в. д.н.э.). Упоминаются Израильские цари вообще не оставляли никаких надписей. источники по др. евреем: тексты в угарещах, хеттские, вавилонские, арамейские надписи, южноараб. надписи, греч. папирусы, кумранские рукописи.

почему у данного этноса такое самоназвание. народ этот называется эбрим (перешедшие), от глагола эверу (т.е. переходить по отношению к водной переправе). в современ. науке принято считать что перешли Ефрат. когда после смерти Хаммурапи, были гонения на кочевых аммореев к-рые перешли реку Ефрат, к-рые впоследствии расселились по ливийской пустыне. 2 возможн. объеснение: предком этого народа считался некто эвера, эбрим это потомки эвера. у народов др. востока перешедшию реку это те кто прошли сильные испытания. так что возможно что это самоназвание.

какова генет. принадлежность др. еврейского языка. в настоящее время считается что заподносимитский язык и они родственники финикийцев, аммореев, сирийцы. т.е. евреии по мнению преподователя западные семмиты. здесь возникает вопрос, когда это общность почувствовала себе отдельным народом. есть свидетельства клинописные города Мари. в этом городе наряду с проичими богами есть культ Яхве, и он почитается с различными дополн. именами. община оседлых земледльцев тамже называются галл или гулл, а в др. еврейск. есть слова гой обозначающий не евреев. город мари был рагромлен в 18 веке и его жители разбрелись по региону и уже к 17 веку часть из них стало заниматся торговлей, а часть из них водить ослинные корованы по сирийской пустыни. дальнейшие для нас совершенно не известно и до конца 14 века никаких свидетельств о еврееях или протоевреях мы не имеем. но есть арх. факт. была открыта гробница советника фараона эхнатонна, к-рого звали аперэль (переводится как еврей богом которого является эль). его стали ассоциировать с Иосифом. Далее 13 век. сообщение в надписи Рамзеса II о строительстве города пер рамзес, на строительстве к-рых заняты люди из страны хурий (т.е. палестина) они заняты на каменоломнях. а это уже согласуются с данными книгами Исход. на Египет в начале 13 века напала большое количество народов, в т.ч. народы с синайского полуострова (это было массовая миграция). тогда египтяне дали им работу в каменоломнях и за это стали давать еду. был построен город пер-рамзес. второе свидетельство египет. это надпись фараона мернептаха – 1217 г. в надписи есть такие строки: «земля хухри стало вдовой из-за египта, семени Израиля больше нет». семя Израиля преследовали вплоть до Палестины и в результате этой войны мало кто уцелел. в начале 12 века на территории финикии появляются большое количество западносемит. племен. и начинаются войны между горожанами и кочевниками. финикия была единств. территорией где не было кровопролитных воин. 1 волна мигрантов была еще мирная. в 12 веке финикия начинает пылать. к середине 12 века, по мнению преподавателя, протоевреии закрепляются здесь. со стороны моря идут племена народа моря, они начинают быть конкурентами протоевреев в борьбе за финикию. в египет. источ. племена к-рые приехали называют пелтас (потом палестина). наверное это пеласги. пеласги селятся около протоевреев и начинают воевать. за финик. земли начинают конкурировать между собой 2 кочевых народа. потом эти народы будут говорить на разных языках. протоевреем нелегко теперь сущестовать на завоеванной территории. чтобы решить это необходимо гос-во и армия. протоевр. племена живут независимо друг от друга. они живут т.н. отцовскими родами. в домонарх. период евр. племена были руководимы патриархами (глава отцовского рода, главная характеристика общее кладбище и единый почитаемый предок, собственные земельные угодья)., а также судьями и пророками. у каждого рода есть свой судья – это смесь полевого командира, судьи и в знач. степени рел. лидера. пророк в др. семитских обществах выполнял разные функции. к нему приходили после нарушения кем-то закона. никто не хотел царя. и только необхадимость создания единой армии, которая могла бы успешно воевать с палестинцами, привело к мысли о создании гос-ва. в 11 в. начинаются споры между сторониками монархии и сторониками демокр. управления. в 1020 году изберается первый царь Саул, ставленник сев. племен. начинается Др. Израильская монархия. и с этого же времени начинается противоборства сев. и южн. колен Израилевых. страна делятся на 6 колен. зять Саула, по мнению преподователя, решает захватить трон и объединяется с одной из палест. племен. гвардия Саула – отборные левши. Давид составил заговор, и в результате Саул был убит. он ставленик южных племен (1004) и правил до 965 г. Давид прежде всего расторг все договоренности с палестинцами. он был помазан на царство в хивроне. Давид задумался о полит. столице. в 995 году он захватил фин. город Иерусалим (ведет отсчет от 3 тыс, в нем находился подземный источник). довольно рано возник храм посвященный шалиму. Давид захватывает это город и делает полит. столицей Израиля. особенность помазания заключалась в том что Давид был только царем и главнокомандующим, при нем число колен возросло до 12(админ-податные округа), жреческие функции выполняли ливиты. появляется военные, налоговое ведомство. представителя царя от каждого колена. фиксируется и тот соц. строй к-рый будет существовать до конца Царства. земледельцы общинники, свободные граждане выполняли нужные царю повинности. в 965 году на престол вступает Соломона. Соломон был младшим. было восстание Авессалома. при Соломоне оканч. утвердили свою власть южн. колена. впоследствии доминирования южн. колен станет причиной распадения израильск. царства. Соломон заключал браки с иноземными принцессами, отправлял экспедицию за благовониями. при Соломоне появляется Храм. Это первый Храм в истории человечества где нету образа. появляется постоянное жречество. к 926 году когда умирает Соломон сев. колена (они плотили большие налоги чем южные) начинают изнемогать под тяжестью налогов. они идут к преемнику - Ровану. Он сказал что увеличит гнет над ними. и в 926 году раскол – Сев. царство - Израиль (Самария) и Иудею (Иерусалим). в 722 году Самария захвачено войском Саргона II. Иудея продержалось до 6 века.

Атеист. версия происхождения др. евр. религии

в 12 веке евреи пришли в финикию. осн. почит. бог финикийцев был баал. в каждом фин. селении был жертвеник баалу. баал был главою большего семействаю. его сестрой была астрата. они приносили им большие жертвы. когда же фин. городам угрожала воен. опасность баалу приносили детей-первенцев. тогда Левиты начали обвинять жрицов баалов в бесчесловечности. конкуренция сначала заключалась в вопросе: когда можно приносить человеч. жертву, а когда можно. Левиты пологали что Бог требует больше исполнения закона, а не жертв. в конце концов на террит. палестины. 622 год – рел. реформа Иосии. когда разд. израильск. царство в свои права вступили Пророки. они стали искать причину почему распалось царство. за грехи Соломна – многобожье. Пророки сказали что если будем почитать только одного Бога, то Он смилуется над нами. Они говорили что благополучия народа основана на благочестии монарха. в 622 году состоялась сама реформа, к-рая выражалась одной формулой один Бог, один Храм, одна Книга. были уничтожены все святилища, и оставлен только Иерусалимский Храм. было запрещено поклоняться другим богам. был составлен первый варинат Св. Писания. с этого времени, с конца 7 века, религию евреев можно назвать строгим монотеизмом. кнги Ветх. Завета создовались с 12 по 4 век н.э. по-видимому др. часть – Книга Судей. а самая молодая – книга Еклессиаст и книга Даниила. Ветх. Завет делятся на 3 части – Тора, Писания, Пророки. Заповеди адресованы свободному мужскому еврейскому населению.

 

Снигерев, Василиадис, Райт

 

 

Лекция 11. Ассирийская империя.

Область Ассирии – север мессопотомаия, в геоклимат. зоне предгорий. Это оч. важный географ. факт, почва каменистая, нельзя снимать 2 урожая в год, нельзя жить только земледелием. люди жили продажей олова и свинца. поскольку век был бронзовый, ассирия стремительно богатела. к концу 3 тыс. край уже был богат. в ассир. городах – гос-вах появилось большое количество самост. людей которые не потерпели бы диктата над собой. уже в текстах начала 2 тыс. мы читаем что правитель носил титул староста поселений бога ашура. город. собрание выдвигал совет наиболее уваж. граждан города. у ассир. был особый способ датировки. каждый город город. собрание назначала линум (выбирали из тысячи др. людей, так и переводиться – тысяча), по имени к-рого назывался год. ассирийцы любили закабалять сосед. народы. если ты задолжал и вовремя не расплатился ты попадал в пожизн. рабство, можно было отдать за себя жену или др. членов семьи. кредиторы становились крупн. землевладельцами. этот процесс некто не мог. в ассирии с самых ранних времен существовало отчуждение земли. на юге мессопотопамии просто с болью расставались с землей, а в ассирии было по другому. было много операций с недвижимостью, все было подчинено торговле. и вот пришла др. эпоха. в конце 19 в. на Ассирию нападает аморейскей вождь Шамшиадар I. Он объявляет себя царем. он разделил всю страну на военные округа, в каждом крупном поселении построил башню, призвал муж. население ассирии в армию, и стал делать из них солдат. за 30 лет Ассирия «стала под ружье». и это войско сражалась с вавилонянами, Хаммурапи. Шамшиадар проиграл. но ассирийцы поняли что жить войной не менее выгодно чем торговать. ассирийцы представляют смесь вост. семитов и хуритов. ассир. религия. они покланялись богу ашару (откуда не знаем), у него не было жены, его долгое время почитали как одного бога. сам народ называл себя людьми ашура. они построили город ашур, был др. столицей ассирии до 8 в. до н.э. В истории ассирии есть период упадка (18-15 вв) подъема (14-11), упадок (11-9), образование имперри (9-7 вв). в период упадки они жили только за счет внутр. жизни, а во время подъема за счет экспансси. первый знак. событие захват Тукульти-Нинутра 1 в 1223 г. увез из вавилона (захватил) статую мардука и царя. вавилон теперь принадлежал ассир. он принимал под другим иминем. этот же царь разбил хуритов и дал себя царем всего. он сказала что город. собранию не подчиняются и уезжает в новую столицу – пристань Тукульти-Нинутра. он завел ритуал – к нему каждой год с пристани шли боги (их статуи). всех их он торжественно кормил их, тем самым он признавался другом богов. его офиц. обвинили сумасшедшим, и его свергли. тем самым др. цари поняли что город. собранию надо подчинятся. сложилась 2 партии: царь ставленник или военных или жрицов. царь был марионеткой полит. группировок. не один из ассир. царей не может быть назван абсолют. монархом. след. знач. эпизодом было царствование Ашшурнауирапал 2 – совершил поход на запад и омыл свое оружие в водах средиз. моря. там же поставил стеллу – о том что он явл. покорителем этого моря, он захватил сравн. большую территорию. и все это надо было как-то удерживать. когда он умер на смену пришел его сын Салманасар III и он подумал что можно удержать терр. только насилие. для примера сначала ослепить несколько сот пленных, нек-рых посадить на кол. и салманасар III вводит все вост. среденоморье в состояние ужаса, а с др. стороны образуется первая антисир. вост. коалиция. в 853 битва при Каркаре в к-рой было 40 царей шли против него. все они были разгромлены, и стали его данниками. при С III появляется идея греха против ассирии. если народ был против ассирии или не хотели платить данниками объявлялись преступниками и их можно было покорать. С III думал как настроить всех ассирийцев на войну. эту проблему разрешил Тиглатпаласар III (744-727 гг). и он придумал уводить пленых с их террит. и сажать на землю. посаженные. появляется новый соц. слой – шагну. им дают широч. спектр возможностей, они по сути не были рабами, но должны были отдовать часть урожая. таким образом в армии можно забирать все- ассир. в армии появляется разведка (руководитель всегда насл. принц) и инж. войска. начинают появляться наемники (мидийцы,иран. народы и т.д.). Т III разбивает страну на вонно-адимн. округа, с каждого округа 10 % от урожая и приплода скота. после его смерти на трон вступает Салманасар V. в 723 г. он решил отобрать у старых городов юж. мессоптомаии все привелегии в т.ч. и налоговый. и пошел в начале 722 г. на израильское царство захватить Самарию. но началсось восстание в ассирии. он ушел и был свергнут. у него наследников не было. то же самое город. собрание выдвигает незнак. царя – Саргон II (722-) идет под стены Самарии берет город штурмом и захватывает все царство. черз 2 года против неё взбуонтовались арабы. в конце концов её войско было разгомлено и наложена тяжелая дань. ассир. войска захватывают статуи араб. богов. он их заклеймил бога ашрура (т.е. его должники). их возвращают и арабы признают зависимость. вовзодиться дворец к-рый весь состоит из сцен ассир. богов. и таким оюразом появилась традиция: ассир. во 2 половине поддерживает архитектуру и искусства. в 705 во время боя с колумейцами, пропадает. вступает на его престол синаххериб (705 – 681). решает отомсить колумейам. делает столицей город нуривию. синаххериб оправляет на престол ваваилона своего евнуха – он хотел надсмеяться над мардуком. они его свергли и пригласилиси халд. вождя – злейшего врага – мардук-ахламедина II. синаххериб пошел на вавилон, но когда пришел туда сбежал. и синаххериб пошел на Иерусалим. проводится тайные переговоры и склоняет иудеев к дани. начинается длительная осада, но синаххериб уходит. но мар-ахл II опять приходит на трон. тот опять сбегает, синаххериб начинает погоню. мар-ахл II вырывает кости предков, нанимает мор. флот и отходит от ассир. берега в элам. синаххериб оказавшись на берегу понимает что флота нет, он придает приказ построить флот. они перепровляется в элам. синаххериб приходит туда и узнает что мар-ахл II умер. решает наказать город и в 689 г. и состоялась страшная расправа над вавилоном. он сперва уменшил число жителей на 1/3 потом разрушил дамбу и воды ефрата затопил город. вывез статуи мардука, и устроил над ним суд и обвинили его в лжи. синаххериб был зарезан между 2 статуями духов-хранителей во время молитвы 3 сына. 4 сын отдал приказ казнить братьев, он завладел престолом. сына звали Асархаддон (681-669 гг). оставил после себя большую литературу. оставил переписку с астрологами. он оказалася оч. удачливым правителем. начал деятельность с того что восстановил город Вавилон, был заселен – он это сделал потому что его мать была вавилонкой. он захватил тир, сидон, библ. разгромил эламское царство. завоевание египта в 673 и в 671 гг. удержать здесь власть было трудно. собрался в 3 поход, но был отравлен. за 3 года до своей смерти он заставил присягнуть свою армию Ашшурбанапалу, но поставил своего 2 сына царем Вавилона. началась страшная междоусобная война (21 год). Ашшурбанапал (668-633 гг.)победил. При Асархаддоне возникает первая в мире империя и у этого гос-ва возникают новые признаки к-рые его отличают от простого гос-ва: 1) деление на митрополию и провинцию 2) наличие ед. денежн. системы (клейменное серебро) 3) наличие общего языка (арамейский) 4) средства производства и предметы потребления производятся на террит. одного гос-ва (провинции империи) – деление Дьяконова. своего макс. расцвета она достигает при Ашшурбанапала. он знал много языков, его готовили первоночально в жрица. разгромил урартское царство, подчинил все племена к-рые были на иран. нагорье, опять завоевал египет, воевал с арамеями и арабами. он отошел от власти и Ассирия теряет свое преимущество, потому что это 1) гос-во уже отсталое 2) насилие никого не может надолго удержать 3) потомки посаженных на землю не были надежны 4) на границах ассирии усиливаются иран. племна. и в 612 г. вавилоняне и мидийцы захватывают столицу Ассирии, город нинивию. в 605 г. мид. и вав. сдается посл. ассир. гарнизон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: