Владимир Георгиевич Маранцман. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».




Как писать сочинение.

Во – первых, чтобы написать сочинение, нужно хорошо знать текст произведения, по которому вы это сочинение пишете. Во – вторых, надо чётко уяснить, что сочинение – это ваши рассуждения, размышления по определённой теме. Рассуждения должны занимать основную часть вашего сочинения.

І. Начнём с того, что вы должны определиться с темой сочинения, по теме подобрать материал. Это может быть биография писателя, мнения исследователей о произведении. Самое главное: вам необходимо найти отрывки из самой комедии, чтобы цитировать их в своём сочинении при характеристике образа персонажа или персонажей.

Предлагаю вам несколько тем на выбор по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

• «Живы ли ещё Митрофанушки?» (?)

• «Благородство, ум и честь в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (?)

• «Чем ужасен мир «простаковщины» в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль?» (?)

ІІ. Будет замечательно, если вы подберёте по теме комедии эпиграф (небольшое изречение, цитата, которое располагается в правом верхнем углу листа). Вот некоторые эпиграфы:

• «Ты был писатель знаменитый,

Известный русский весельчак.

Насмешник, лаврами увитый.

Денис – невежде бич и страх»

(А. С. Пушкин)

• «Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек»

(Д. И. Фонвизин)

• «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний.., самые интересные писатели нашей литературы… они говорят мне о живой действительности, о правах общества…»

(В. Г. Белинский)

ІІІ. Композиция сочинения.

1. Вступление. Во вступлении вы можете немного написать о биографии автора, мнения исследователей о произведении. В нашем случае, в качестве «путеводителя по комедии», мы возьмём учебник 9 класса по литературе В. Г. Маранцмана (Маранцман В. Г. Литература: Учеб. Пособие для 9 класса. – М., 1994. – С. 99 – 107.) и ваш рабочий учебник В. Я. Коровиной (Литература. 8 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.- сост. В. Я. Коровина. – 8 – е изд. – М., 2009. – С. 77 – 79.)

• По биографии: стр. 99 – 101. (В. Г. Маранцман).

• По произведению: стр. 103, 105 – 107. (В. Г. Маранцман).

• По произведению: стр. 77 – 78. Раздел «Вопросы и задания». Мнения о комедии: вопр. 3, 5 (В. Я. Коровина).

Основная часть. Здесь вы должны рассуждать по выбранной вами теме, имея под рукой текст комедии.

Если вы взяли тему «Чем ужасен мир «простаковщины»….», то должны показать всю необразованность, глупость, жестокость семьи Простаковых. В отдельности написать о самой Простаковой, о Скотинине. Как они говорят? О чём говорят? Как относятся к другим? В этом вам помогут эпизоды из самой комедии, которые вы должны цитировать. Для характеристики каждого персонажа подберите 6, 7 цитат из текста комедии.

Например: «Мир Простаковых, Скотининых – это мир невежественных, жестоких, самовлюблённых помещиков. Как это ужасно! Они хотят присвоить себе всю власть. Делают это грубо, нагло, не боясь ничего! Посмотрим хотя бы на Простакову в действии первом, явлении втором. Она говорит: «цитата…». Как это глупо. Этими словами она показывает своё невежество. Невежество, не имеющее границ. Невежество зверя, который действует только по инстинктам. Мои мысли подтверждают и другие слова Простаковой: «цитата…». Вот уж действительно звериные замашки. Но зверя можно простить – он не понимает, что делает, а вот человека – нет! Нельзя простить бесчеловечие Простаковой…».

И так далее. На каждый персонаж - цитата и ваше объяснение - размышление цитаты.

Правильно цитируйте текст! Существует несколько способов цитирования:

1. Как пишет В. Г. Маранцман: «Фонвизин славился своим остроумием…» (цитирование с использованием прямой речи).

2. «Фонвизин славился своим остроумием», - пишет В. Г. Маранцман (цитирование с использованием прямой речи).

3. В. Г. Маранцман пишет, что Фонвизин «славился своим остроумием» (цитирование с использованием косвенной речи).

4. По словам В. Г. Маранцмана, «Фонвизин славился своим остроумием» (цитирование с использованием вводных слов).

Заключение. Сделайте вывод по тому, что вы написали. Хорошо это или плохо? Есть ли сегодня такие «Простаковы», «Скотинины»? Как с ними бороться? Ваш рецепт борьбы?

Владимир Георгиевич Маранцман. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумные герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадёт движение, противоборство добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых и Скотининых - невежественных, жестоких, самовлюблённых помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, к которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчётливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Помните Простакову на уроке Митрофана? («Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит… Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги – ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»).

А теперь вспомните сцену, где Стародум говорит с Софьей («Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»).

Может быть, фразы Стародума вам покажутся архаичными по форме, но так ли архаичны мысли Стародума о воспитании, о чести, о любви к Отчизне?

И разве перевелись чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании? Разве потакание всем желаниям «дитяти» не приводит многих на грань катастрофы? Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», то есть людей, живущих лишь сугубо частными интересами? Противостояние идей, исповедуемых героями Фонвизина, их разное отношение к детям не могут не волновать и сегодня.

Комизм «Недоросля» ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место её братца – хлев с свиньями, что Митрофан – обжора: с трудом отдохнув от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, «деликатного сложения», не обременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спину няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях. Но есть в «Недоросле» комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающаяся великодушием, невежество, претендующее на образованность.

Комическое основано на нелепости, несоответствии формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородный, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро и действует при этом весьма энергично.

Прочитав по лицам явления 5, 6, 7 первого действия, задумайтесь над вопросом: чем смешна и одновременно страшна эта сцена? Невежество, скотоподобство Простаковой и её брата делают их пороки откровенными. Эти люди видны как на ладони, им свою животность прикрыть нечем, да они и не считают нужным это делать. Всевластие, крепостное право освободило их от необходимости хоть что – нибудь знать (без помощи Правдина им письмо не прочесть). Да и зачем уметь что – то делать? Зачем, если все прорехи можно залатать обдиранием крепостных мужиков? Крепостное право не только мужиков низводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет, по мысли Фонвизина. Кстати, в «Недоросле» не все безропотны. Вспомним первую сцену с портным Тришкой, который огрызается, дерзит госпоже.

По мысли драматурга, крепостное право – бедствие и для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своеволие становится основой её натуры. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотинина, лишённого каких бы то ни было достоинств. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным, привычным оружием. Поэтому первое их побуждение - принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных.

Но способна ли Простакова долго носить маску? Она так привыкла повелевать и презирать всех, что игра в благородство с Софьей, со Стародумом, с Правдиным требует от неё невероятных усилий. Ласково принимая Милона, льстя Стародуму, Простакова постоянно срывается, хотя намерена показать доброе гостеприимство своего дома и достоинство Митрофана. Простакова хочет обольстить добро маскою благородства, но из – под маски то и дело проглядывает звериный оскал. В финале комедии смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делают Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы её простить. Однако, Простакова ведёт себя безрассудно и оказывается игрушкой своих страстей. По мнению Фонвизина, возмездие пороку таится в самих его свойствах. Необузданность любви Простаковой к сыну и ненависть ко всем губительны и для неё, и для окружающих. Сын отворачивается от матери в трагическую минуту жизни. Брат спешно ретируется, чтобы не быть привлечённым к делу.

Но добрые герои Фонвизина могут победить только благодаря резкому вмешательству властей. Не будь Правдин таким стойким хранителем законов, не получи он письмо от наместника, всё обернулось бы иначе. Фонвизин вынужден был прикрывать сатирическую остроту комедии надеждой на законное правление.

Маранцман В. Г. Литература: Учеб. Пособие для 9 класса. – М., 1994. – С. 99 – 107.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: