Символические жесты и позы.




Повторение мантры.

Существует множество практических приемов, облегчающих концентрацию сознания в процессе духовных упражнений. Большинство из них были разработаны в рамках индийской йоги, откуда они были заимствованы другими религиозными системами. Многие методы концентрации очень сложны, или требуют чрезмерно жестких аскетических ограничений, многие из них представляют серьезную опасность для людей неподготовленных, некоторые же несовместимы с христианским мировоззрением. Наиболее простой, наиболее безопасной и наиболее благочестивой формой медитации, является метод концентрации заключающийся в многократном повторении краткого молитвенного обращения, выполняемом, в большинстве случаев, в такт дыханию. В качестве такой, многократно повторяемой, фразы может использоваться короткая молитва, изречение из священного текста, к.л. сакральная формула, или просто имя божества. Фраза может содержать от одного до двадцати четырех слогов. Подобная форма молитвы-медитации известна практически во всех развитых религиях. В индуизме она называется мантра-йога, широкое распространение мантра-йога получила также в буддизме, в особенности в амидаизме. В исламском суфизме она известна под названием зикр, сходная практика существует и у евреев-хасидов. В христианстве же эта форма медитации известна под названием «Иисусова молитва» («Иисусовой молитвой» может называться, как сам текст этой молитвы, так и форма медитации, ее использующая). Иисусова молитва составляет основу духовных упражнений в греческом исихазме, распространена она также и среди католиков, а в последнее время к ней начинают проявлять интерес и многие протестанты. Основу медитативных упражнений крейцмарга, также составляет многократное повторение на четках краткой молитвы, являющейся одним из вариантов Иисусовой молитвы. Мы будем называть нашу молитву-мантру «Езус-мантрой»
Езус-мантра представляет собой короткую, всего из нескольких слов, и очень простую латинскую молитву: «Domine Jesu Christe, miserere me. Amen» (Господь Иисус Христос, помилуй меня. Аминь»). Эту молитву желательно произносить на латыни, поскольку при переводе теряется общая мелодика и ритм фразы, однако допустимо произносить ее и на любом другом языке. Езус-мантра никогда не произносится вслух, повторять ее нужно только мысленно, но, при этом, правильно и четко. Однократное произнесение Езус-мантры должно занимать около пяти секунд. Во время медитации мантра повторяется только на выдохе. Выговаривать ее следует медленно, не спеша, несколько растягивая, встречающийся в тексте звук «М». Таким образом, Езус-мантра должна звучать так: «Дом-минэ Езу Христэ, м-мизэрэрэ м-мэ. Ам-мэн». При повторении этой фразы, допускается напрягать мышцы речевого аппарата, участвующие в ее произнесении, но, не открывая рта, и не издавая никаких звуков. Как уже было сказано, выдох должен осуществляться за счет сокращения брюшных мышц. Во время выдоха, движение передней стенки живота, вовсе не обязательно должно быть абсолютно плавным. Напротив, оно может, то замедляться, то усиливаться в такт мысленно произносимым словам и даже, на короткое время останавливаться. Не допускается только прерывать выдох, делая короткие судорожные вдохи. В течение первых шести месяцев занятий, Езус-мантра произносится по одному разу на каждый выдох, затем ее можно будет произносить дважды на одном выдохе, таким образом, продолжительность выдоха будет увеличиваться. Однако следует предупредить, что переходить к двукратному произнесению мантры нужно очень осторожно и только после уверенного освоения позы и техники дыхания. Затем, когда двукратное повторение Езус-мантры станет привычным, можно будет перейти, наконец, к трехкратному. Время такого перехода каждый должен определить для себя сам, исходя из того влияния, которое медитация оказывает на общее состояние сознания и тела. Медитация не должна вызывать отдышки, головокружения, нарушения сердечного ритма и других неприятных ощущений. Не нужно спешить увеличивать продолжительность выдоха. Переходить к трехкратному произнесению мантры нужно очень осторожно и не раньше, чем через шесть месяцев упражнения в двукратном.
Произнесение Езус-мантры более трех раз на одном выдохе, не рекомендуется. Следует также отметить, что постепенное увеличение продолжительности выдоха, хотя и желательно, но не является принципиально важным. Люди со слабыми легкими вполне могут достичь желаемых результатов, обходясь выдохом с однократным произнесением мантры, или даже использовать упрощенный вариант, произнося первую часть мантры на выдохе, а вторую на вдохе. В этих случаях нужно увеличивать не продолжительность выдоха, а количество кругов (но не более, чем в два – три раза). Увеличение же продолжительности выдоха, требующее чрезмерно большого усилия может принести вред. Разумное же использование этой формы молитвы не только приносит духовную пользу, но и способствует лечению многих болезней
Регулярное упражнение в этой молитве, даже без специальной позы и особых техник дыхания, способно буквально преобразить жизнь человека. Многократно повторяемое имя Господа, если оно произносится с глубокой верой и любовью, как бы «пропитывает» собой сознание, очищая его и наполняя покоем и тихой радостью. Эта молитва сопровождает человека в течение всей его жизни, защищая от зла и помогая сохранить душевное спокойствие в любых жизненных ситуациях. Человеку, который в течение длительного времени упражнялся в этой молитве, бывает достаточно, просто выдохнуть воздух, напрягая при этом мышцы живота и трижды произнести эту молитву на задержке дыхания, для того, чтобы восстановить эмоциональное равновесие при любых неблагоприятных обстоятельствах, уничтожить страх, или предотвратить вспышку гнева. Троекратное произнесение этой молитвы перед началом к.л. дела, дает возможность мобилизовать духовные и телесные силы, добиться необходимой концентрации сознания для выполнения той, или иной работы. В Библии говорится, что никто не может назвать Иисуса Господом, иначе, как по наитию Святого Духа. По этому человек, даже не знающий никаких других молитв, никогда в жизни не бывший в церкви, одной только этой молитвой, произносимой с искренней верой, может достичь высшего Божьего дара - крещения Духом Святым.


4.Концентрация внимания.

Поза, дыхание и повторение мантры составляют технику медитации. Но существует еще один составной элемент, наиболее важный и наиболее трудновыполнимый, без которого невозможна никакая медитативная практика – это концентрация внимания. Объекты концентрации, в различных системах, могут быть самые разные, крейцмарг использует наиболее простой способ концентрации – концентрацию на определенной точке тела. В процессе выполнения упражнений хатха-йоги, внимание концентрируется на различных точках, напр., на сердце, щитовидной железе, позвоночнике и т.д. Во время же крейцмарг-медитации внимание удерживается всегда на одной точке, крейцмаргеры называли эту точку Манипура, и хотя это не совсем правильно, мы сохраним это название. Эта точка так же является основной точкой концентрации в системе дзэн. Манипура находится на животе, на один дюйм ниже пупка, именно на этот участок должно приходиться основное мышечное напряжение во время брюшного дыхания в позе Падмасана. Под концентрацией внимания на определенной точке тела, подразумевается не концентрация взгляда (глаза во время медитации желательно закрыть), а концентрация мысли. Сконцентрировать внимание на определенной точке, значит не просто представить себе ее мысленно, не просто ощутить исходящие от нее тактильные импульсы, это значит отождествить с этой точкой свою личность, добиться такого состояния, когда не головной мозг, а именно эта точка, во время выполнения упражнения, становится местонахождением сознания. Этого вполне можно добиться при помощи регулярной тренировки.
Одним из основных принципов крейцмарг-медитации, является строгое правило – не создавать в сознании к.л. мысленных образов. Хотя существует множество медитативных практик, предполагающих активное участие воображения, все они принципиально отвергаются крейцмаргом, который считает подобные методы весьма опасными, способными привести к появлению видений, или слуховых галлюцинаций, и в итоге закончиться психическим расстройством. Суть крейцмарг-медитации сводится не к концентрации внимания на к.л. зрительном объекте, или абстрактной идее, а к полному исключению любых мыслей, образов и чувств, к сосредоточению всей мыслительной активности в одной точке. И, хотя конечной целью и объектом медитации является Бог, не следует пытаться представлять себе образ Божий, или сознательно концентрировать внимание на к.л. из Его проявлений. Бог не имеет формы и непостижим для человеческого разума, по этому, созданный нашим сознанием образ, будет не чем иным, как своего рода идолом, который, в конечном счете, может стать препятствием на пути действительного богопознания. Некоторый элемент воображения допускается во время обычной молитвы, медитация же, как высшая форма молитвы, призвана исключить рациональное мышление, освободить, на некоторое время, сознание от пут материального мира, предоставив Богу Самому действовать в нас и направлять нас Ему Одному известным путем. Не следует также, в процессе медитации, пытаться проникнуть в суть произносимой молитвы, размышлять над ее словами, молитву нужно просто произносить. Слова молитвы сами проникнут в подсознание, направляя его по нужному руслу, наши же усилия могут только помешать этому. Не нужно заранее стремиться испытать к.л. ощущения и, тем более, ожидать каких-то блаженных состояний и духовных радостей, это также препятствует медитации. И хотя состояние полного сосредоточения можно определить и как состояние блаженства, не следует сознательно стремиться к этому состоянию, или огорчаться из-за того, что оно не наступает. Бог Сам знает, когда ему лучше явить Себя нам и очень часто, само отсутствие ощутимых результатов медитации, способствует обретению, в конечном итоге, наиболее высокого состояния озарения. По этому мы не должны искать в медитации к.л. удовольствий, а терпеливо и настойчиво работать над собой.
Остановить поток неконтролируемых мыслей, сконцентрироваться в одной точке, подобно тому, как линза концентрирует в одной точке световой луч, в этом и заключается задача медитации. Однако сделать это чрезвычайно трудно, посторонние мысли, помимо нашей воли, неизбежно будут препятствовать концентрации. Для того же, чтобы избавиться от этих «блуждающих мыслей», следует не столько препятствовать их возникновению (чем больше мы будем пытаться отогнать их, тем больше они будут одолевать нас), сколько игнорировать их, не позволяя сознанию увлечься ими. Следует просто концентрировать внимание на определенной точке, не задумываясь над тем, есть ли в сознании посторонние мысли, или нет. Подобным же образом следует относиться и к любым внешним помехам, напр., к шуму, или неприятным телесным ощущениям, боли, зуду и т.п. Их также следует рассматривать, как неизбежное внешнее зло, не затрагивающее глубин личности и относящееся к области безразличного. Если же мы замечаем, что наше сознание, увлекшись «блуждающими мыслями», или внешними раздражителями, уклоняется от точки концентрации, мы должны просто вернуть его обратно. Но при этом не следует раздражаться, помня о том, что временные отклонения сознания от объекта совершенно естественны и медитация как раз и сводится к тому, чтобы периодически возвращать сознание в нужное русло. Подобно тому, как рыбак время от времени возвращает поплавок, уносимый течением, на его место.
Итак, сидя в позе лотоса, закрыв глаза и поручив себя Божьей воле, мы фиксируем внимание в одной точке и погружаемся в глубокую внутреннюю тишину, в которой отсутствуют к.л. мысли и образы. Из этой глубины мы произносим слова молитвы. И хотя перед глазами мы не видим ничего, кроме темноты, в этом состоянии душевного безмолвия, в глубокой и прекрасной пустоте, мы обнаруживаем внутренний Свет, исполненный мудрости и любви. Свет тихий, Свет радостный, Он зажигается не нами, но Духом Христовым нисходящим на нас, Он поглощает нас целиком и мы уже не чувствуем себя, не чувствуем своей личности, но сливаемся с Ним, становимся Ним Самим. Мы обнаруживаем присутствие Бога внутри себя. Сущность этого состояния апостол Павел выразил словами: «Уже не я живу, но Христос живет во мне». Это и есть крещение Святым Духом, или иначе – просветление. Впрочем, это состояние может наступить не только во время медитации, но в любом случае, медитация, или иные формы углубленной молитвы, выполняемые индивидуально, или в собрании верующих, как правило, предваряют его обретение.

 

 

Использование четок.

Во время крейцмарг-медитации, необходимо выполнить строго определенное количество дыханий с одновременным произнесением Езус-мантры. Однако мысленный подсчет дыханий будет неизбежно отвлекать внимание от объекта концентрации. Для того чтобы этого избежать, с глубокой древности, на востоке, во время молитвы и других духовных упражнений, использовались четки. Со временем, четки прочно укоренились и в западно-христианской молитвенной практике. Для различных целей используются разные четки. В крейцмарге применяются четки из сорока маленьких и десяти больших бусин, нанизанных на одну нить, к концу четок обычно крепится небольшой крестик. Если достать подходящие четки нет возможности, их можно сделать самому, нанизав на прочную, напр. капроновую, нить определенное количество бусин. Четки, как правило, хранятся на алтаре, следует помнить, что четки являются не только приспособлением для счета, но еще и священным символом.
Для медитации в позе Падмасана, обе руки следует положить запястьями на колени, но таким образом, чтобы локти свободно, без напряжения свисали вдоль туловища. Четки нужно держать в правой руке, перебирать их желательно большим и указательным пальцем. Переходить с одной бусины на другую следует только на вдохе, во время выдоха обе руки должны быть абсолютно неподвижными. Сорок дыханий, отсчитанных на четках, составляют один т.н. «круг». За одно занятие выполняется от одного до шести кругов медитации с четками. Различные комплексы ежедневных упражнений включают не одинаковое число кругов. Вопрос о количестве кругов, выполняемых ежедневно, будет подробно рассмотрен в главе «Комплексы упражнений». Десять больших бусин используются для десятикратного повторения Езус-мантры в начале и в конце молитвы, а также для отсчета десяти т.н. «полных дыханий», при выполнении упражнений хатха-йоги. Если за одно занятие выполняется больше двух кругов, для их подсчета также можно использовать эти десять бусин, предварительно отсчитав на них нужное число. В этом случае, четки следует держать двумя руками, считая правой дыхания, а левой количество кругов. При повторении Езус-мантры в положении стоя, четки также следует держать двумя руками (руки располагаются на уровне груди).


 


Глава вторая
РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

Прежде, чем приступить к занятиям, необходимо внимательно ознакомиться с данным руководством и в дальнейшем строго придерживаться всего изложенного в нем. Использовать же, в качестве практического руководства, к.л. другие книги по йоге и медитации, необходимо крайне осторожно. Совершенно недопустимо сочетать крейцмарг с практикой к.л. иных школ йоги. Разумеется, крейцмарг не претендует на роль единственно правильной формы медитации, однако тот, кто избрал для себя именно крейцмарг, должен придерживаться практики только одной этой школы. Вообще, к медитативным практикам следует относиться с очень большой осторожностью, многие из них представляют серьезную опасность, некоторые же упражнения и методы концентрации, сами по себе и неплохие, могут причинить вред при неправильном сочетании с другими упражнениями. Упражнения, описанные в этой книге, тщательно подобраны и опробованы более ста пятидесяти лет назад, мастерами Рейнского Братства, предпринимавшими специальные экспедиции на Восток, для изучения индо-буддийских медитативных практик. В силу определенных причин, Рейнское Братство, как организационная структура, не может и не должно быть восстановлено. Однако учение Братства и особенно система практических занятий, не должны быть забыты. И те, кто пытается продолжить традицию Братства, должны строго придерживаться данного руководства, только таким способом можно сохранить определенную преемственность и получить реальную пользу от занятий.
Впрочем, создание небольших медитативных групп, не подчиненных единому центру, возможно и сейчас. Любые несколько человек, имеющие намерение совместно практиковать крейцмарг, могут основать медитативную группу. Однако принадлежность к группе ни для кого не является обязательной – крейцмарг, в своей основе, глубоко индивидуалистичен. Медитативные группы могут быть организованы по-разному, в зависимости от обстоятельств. Следует только предупредить, что в подобных группах не должно быть людей претендующих на власть, или духовное наставничество (роль инструктора, если, если он имеется в группе, сводится исключительно к обучению технике медитации). Кроме того, медитативная группа не должна принимать на себя функции церкви (напр., совершать таинства) за исключением тех случаев, когда крейцмарг подвергается преследованиям со стороны официальных церквей. Помимо медитативных групп, возможно также создание ашрамов, по образцу католического ашрама Шантиванам, основанного в Индии монахом-бенедиктинцем Жюлем Моншаненом. В Европе подобные ашрамы могут иметь форму летних палаточных городков, располагаемых в уединенных местах на лоне природы, в которых последователи крейцмарга будут собираться для отдыха и совместных занятий.

 

 


1.Упражнения йоги.

Крейцмарг-система ставит перед собой исключительно духовные цели, по этому главным в упражнениях крейцмарга, безусловно, является медитация. Однако медитация требует полного и абсолютного контроля над сознанием, добиться которого невозможно без контроля над телом. Одних только аскетических ограничений для этого бывает недостаточно, т.к. трудно установить контроль над слабым и больным организмом. Разумеется, ни старость, ни болезнь, ни к.л. физический недостаток, не могут стать препятствием на пути человека, идущего к высшей цели. Однако сильный и хорошо тренированный человек, быстрее и легче сможет установить контроль над сознанием. По этому крейцмарг-система включает в себя также некоторые упражнения хатха-йоги – древней науки о построении здорового, гармонично развитого тела. Выполнение этих упражнений, вовсе не является строго обязательным для всех последователей крейцмарга. Однако те, кто все же выполняет их, получает возможность обрести, помимо существенной помощи в духовном развитии, также еще и отличное здоровье, долголетие и дополнительный источник сил для выполнения своих жизненных задач.
Упражнения хатха-йоги делятся на две категории – это пранаямы (дыхательные упражнения) и асаны (гимнастические упражнения). Однако называть асаны гимнастическими упражнениями можно только с определенной долей условности, т.к. асаны очень сильно отличаются от упражнений применяемых в европейских системах физической культуры. Если упражнения европейской гимнастики, как правило, заключаются в многократном повторении одного и того же действия, чаще всего со значительным мышечным усилием, то асаны, выполняются один, максимум два-три раза, их выполнение заключается в принятии некой сложной позы и удержании ее в течение определенного времени. Выполнение асан, в отличие от занятий спортом, не требует больших физических нагрузок, не требует оно также дорогостоящего инвентаря и особых затрат времени. И хотя секрет терапевтического действия асан изучен далеко не полностью, практика показывает, что асаны обладают просто поразительным лечебным действием и в отличие от занятий спортом, дающим силу и ловкость, но мало способствующим лечению болезней, а иногда и наносящих ущерб здоровью, являются прекрасным терапевтическим средством. Регулярное выполнение упражнений хатха-йоги, делает занятия спортом просто излишними. Однако йога вовсе не запрещает желающим, занятия спортом, хотя и предупреждает, что спортивные упражнения можно выполнять не раньше, чем через два часа после занятий йогой (в свою очередь, заниматься йогой можно не раньше, чем через два часа после занятий спортом).
Упражнения хатха-йоги составляют единый комплекс с духовными упражнениями крейцмарга (комплексы ежедневных занятий приводятся в третьей главе). Заниматься йогой желательно в тихом, хорошо проветренном помещении. Упражнения хатха-йоги, как и занятия медитацией, следует выполнять на полу, простелив на него коврик, или циновку. Не допускается выполнять к.л. упражнения крейцмарга, включая упражнения йоги раньше, чем через полтора-два часа после еды. Выполняя упражнения, необходимо строжайшим образом придерживаться всех рекомендаций, даваемых в руководстве. Особенно недопустимо превышать норму (т.е. количество и продолжительность) выполняемых упражнений. Это одна из самых распространенных и опасных ошибок, допускаемых начинающими. Приступая к занятиям, необходимо отбросить все посторонние мысли, полностью сосредоточившись на выполнении упражнений. Во время занятий, глаза лучше всего закрыть, желательно также расслабить мышцы лица. При выполнении упражнений, как асан, так и пранаям, очень важно концентрировать внимание на определенном участке тела (точка концентрации для каждого упражнения, всегда указывается в руководстве). О том, что представляет собой концентрация внимания на участке тела, говорится в главе посвященной медитации. Без концентрации сознания, эффект от выполняемых упражнений на половину снижается. К тому же сосредоточение внимания, в процессе выполнения упражнений хатха-йоги, не только развивает способность концентрации, столь необходимую для медитативной практики, но и само по себе является, своего рода, формой медитации. Эффективность медитации значительно усиливается, после предварительно проделанных асан и пранаям. Выполнять асаны следует медленно, очень плавно, избегая рывков и резких движений. Напряжение мышц, при выполнении асан, должно быть максимально сильным, но при этом, не вызывать болевых ощущений. Те, кто не обладает достаточной гибкостью, не должны форсировать выполнение упражнений, прибегая к рывкам и чрезмерным усилиям, гибкость приходит со временем. Если, вследствие недостаточной гибкости, нет возможности выполнить упражнение полностью, следует ограничиться его частичным выполнением. Удерживать позу необходимо до появления легкого чувства усталости, поза должна вызывать приятные ощущения, мышцы, не участвующие в ее выполнении должны быть расслаблены. Упражнения не должны вызывать отдышки, переходить к следующему упражнению можно только после того, как дыхание полностью нормализуется.
Упражнения не следует выполнять во время болезни, особенно при повышенной температуре, женщинам при беременности и во время месячных. В этих случаях упражнения хатха-йоги должны быть заменены дополнительной медитацией (во время беременности, женщины не должны выполнять медитацию в позе лотоса, ограничиваясь повторением мантры без напряжения брюшных мышц). Начинать учить йоге детей, можно с восьмилетнего возраста, для них лучше всего подойдет сокращенный комплекс, включающий упражнения хатха-йоги и выполняемый днем. Однако до шестнадцатилетнего возраста не рекомендуется осваивать медитативную практику. В комплексе упражнений для детей, медитацию желательно ограничить десятикратным повторением мантры в позе Падмасана, без использования специальных техник дыхания. Для пожилых людей, занятия йогой не имеют к.л. возрастных ограничений, многие люди с успехом практикуют хатха-йогу в восемьдесят и более лет. Однако людям преклонного возраста следует соблюдать повышенную осторожность. В частности, помнить о том, что нельзя выполнять упражнения с перевернутым положением тела при артериосклерозе и повышенном давлении крови. Очень старым и очень больным людям следует ограничиться комплексом занятий по медитации, не включающим упражнений хатха-йоги.

Молитва.

Все, кто приступает к занятиям медитацией, должны твердо усвоить, что медитация невозможна без веры. Вера же находит свое выражение в молитве. И, хотя молитва достигает совершенства в медитации, сама по себе медитация, без молитвы – ничто. Существует две основных формы молитвы: молитва-импровизация, формулируемая в собственных словах и чтение установленных молитв. Обе они совершенно необходимы для духовной жизни верующего. О молитве-импровизации, говорится в главе «Вечерние занятия», здесь же мы очень коротко рассмотрим вопросы о том, как следует читать молитвы установленные церковью.
В комплексе упражнений крейцмарга, используются всего лишь несколько основных молитв. Наиболее важными из них, являются Символ Веры и Молитва Господня, ежедневное чтение этих молитв, строго обязательно для всех. Приводимые здесь Утренняя и Вечерняя молитвы, взяты из молитвенника принятого лютеранской церковью. Тексты этих молитв, по нашему мнению, приемлемы для христиан всех исповеданий. Однако желающие могут заменить их аналогичными молитвами, принятыми в их конфессии, а также добавить к ним, еще и другие, по своему усмотрению. Добавлять слишком много дополнительных молитв не следует, лучше ограничиться только самыми необходимыми.
Молитвы обычно читаются перед домашним алтарем. Перед началом, а также по окончании, чтения молитв, желательно выполнять специальные действия, описанные в разделе «Символические жесты и позы». Во время молитвы, по книге читаются только Псалмы и Крейцмарг-канон, остальные молитвы желательно знать наизусть. Большинство молитв (кроме Крейцмарг-канона и молитвы-прошения) читаются стоя, не преклоняя колен. Стоять во время молитвы нужно ровно (ноги вместе, позвоночник прямой). Не следует топтаться на месте, или переминаться с ноги на ногу. Ладони нужно сложить в молитвенном жесте (как в индийском приветствии намастэ) на уровне груди. Четки проходят между большим и указательным пальцем левой руки и зажаты между ладонями. Голову можно чуть-чуть наклонить вперед. Глаза, во время молитвы, желательно закрыть, однако, благословляя себя крестным знамением, следует обратить глаза к распятию. Произносить слова молитвы нужно мысленно, но, при этом, правильно и четко. Несмотря на то, что сосредоточение во время молитвы предполагает, прежде всего, концентрацию внимания на словах молитвы, а не устранение всех мыслей и чувств, как во время медитации, в молитве следует придерживаться тех же правил, которые установлены для медитации. Хотя существуют и определенные отличия, в частности, в молитве допускается некоторый элемент воображения – мы представляем себя предстоящими пред Богом. Другое существенное отличие заключается в том, что точкой сосредоточения во время молитвы является сердце, а не точка Манипура, как в процессе медитации. Молитва, в отличие от медитации, не требует специальной техники дыхания. Все остальные правила, относящиеся к медитации, в равной мере относятся и к молитве (особенно это касается преодоления «блуждающих мыслей»). В заключение, следует добавить, что к молитве не следует относиться, как к заклинанию – это пережиток язычества. Цель молитвы заключается, прежде всего, в обретении определенного состояния сознания, состояния непосредственного единства с Богом, когда Его присутствие и Его любовь, ощущается всем существом, очищая и преобразуя молящегося в новую, более совершенную, личность.

Изучение Св. Писания.

Вопрос о значении Нового Завета для нашей жизни и о правильном подходе к нему рассматривается в главе «Вечерние занятия», здесь же мы очень коротко рассмотрим вопросы, связанные с Ветхим Заветом. Ветхий Завет – священная книга древнееврейской религии и, хотя мы являемся христианами, мы не должны забывать, что именно на основе религии евреев возникло первоначальное христианство. По этому, без знания Ветхого Завета, невозможно полноценное понимание Завета Нового. Существует мнение, что все принципиальные положения Нового Завета, в скрытой, аллегорической форме, уже содержатся в Ветхом Завете. Однако в отличие от Нового Завета, книги полностью богооткровенной и имеющей для нас абсолютный и безусловный авторитет, Ветхий Завет, несомненно, содержащий великие откровения, данные Богом через святых пророков, включает в себя также определенный чисто человеческий элемент, нередко затемняющий богооткровенную основу этой святой книги. В Ветхом Завете, в едином клубке, переплелись божественное откровение и человеческие суеверия, реальные исторические факты и древние мифы, великие нравственные законы и аморальные поступки многих персонажей. Есть только одна возможность распутать этот клубок, отделить божественную и человеческую составляющую – обратиться к Новому Завету, который является, своего рода, ключом к пониманию Божьего слова, скрытого в ветхозаветных текстах. Однако, различая в Ветхом Завете божественное и человеческое, не нужно пренебрегать и чисто человеческим его аспектом. Следует помнить, что эта книга представляет собой совершенно уникальный сборник древнейших литературных произведений, оказавших огромное влияние на всю последующую историю мировой культуры. Совершенно неправы те, кто считает древнейшие тексты Ветхого Завета, такие, как напр., первые главы книги Бытия, чем-то примитивным и не заслуживающим серьезного внимания. Эти тексты, если конечно учесть время их написания, вполне можно назвать величайшими литературными произведениями, подобно тому, как гениальными изобретениями можно назвать первые примитивные орудия труда. Впрочем, нужно отметить, что в составе Ветхого Завета есть книги, которые и в наши дни могут служить образцом подлинно высокой литературы.
Однако в еще большей степени неправы также и те, кто пытается в буквальном понимании Ветхого Завета, отыскать к.л. факты, могущие служить материалом для естественнонаучной картины мира. Буквализм в понимании ветхозаветных текстов, наряду с примитивными представлениями об антропоморфном (человекоподобном) Боге, характерные, прежде всего, для различных сектантских движений, наподобие свидетелей Иеговы, наносит христианству огромный вред. Иногда, при чтении брошюрок, которые сектанты во множестве раздают на каждом углу, невольно создается впечатление, что эти брошюрки пишутся некими скрытыми противниками христианства, которые умышленно доводят христианскую веру до абсурда для того, чтобы скомпрометировать ее в глазах современного человека. Чего стоит напр., буквальное понимание мифа о сотворении в шесть дней. Ни у кого из ученых занимающихся проблемой происхождения жизни, давно уже нет никаких сомнений в правильности эволюционной теории. И хотя механизм эволюции все еще изучен не до конца, сам по себе принцип эволюционного развития жизни, уже ни кем из серьезных ученых не оспаривается. Теория эволюции, в наши дни, признается подавляющим большинством христианских теологов, как католических, так и протестантских, она преподается во многих христианских учебных заведениях и давно уже не вызывает споров среди духовенства. Однако и сейчас еще находятся люди, которые на полном серьезе утверждают, что мир был сотворен около шести тысяч лет назад, в течение шести суток и утверждают это, как догмат веры, несмотря на то, что аллегорического метода толкования библейских мифов придерживались, еще в глубокой древности, наиболее авторитетные из отцов церкви и даже сам апостол Павел рассматривал ветхозаветные повествования, как символические образы. Безусловно, жизнь на земле возникла в ходе длительного эволюционного процесса, другое дело, что движущей, направляющей и контролирующей силой эволюции является деятельность Создателя, который отнюдь не есть человек с руками и ногами, каким Его представляют, вопреки Писанию, многие невежественные люди, а непостижимое Творческое Начало, Мировой Дух, находящийся вне времени и пространства, и к Которому неприменимы к.л. характеристики. В Нем, Непостижимом и Вечном, берет начало все существующее, Ним движется и к Нему устремляется, Он начало и конец эволюции, Он Великий Мировой Разум, обладающий способностью не только созидать, но и сострадать и любить. Он объемлет Собою все существующее, от огромных небесных тел, до мельчайших элементарных частиц и с Ним сохраняет неразрывную связь каждое живое существо, созданное Им. Бог – есть тайна, за которую не может проникнуть человеческий разум и для того, чтобы хотя бы приблизительно определить то, что скрывается за этой тайной, Св. Писание пользуется методом притчи и аллегории. По этому, при изучении Библии и в особенности Ветхого Завета, необходимо учитывать образный, аллегорический, характер ее языка.
Несмотря на то, что чтения из Ветхого Завета не входят в комплекс утренних и вечерних занятий, изучением его не следует пренебрегать. Для того, чтобы сделать чтение Ветхого Завета регулярным, аббат Ламбер предлагает придерживаться следующего правила: ежедневно, при любых обстоятельствах, посвящать чтению различной литературы один-два часа (в исключительных случаях можно ограничиться получасом), после каждой прочитанной книги, духовного или светского содержания, прочитывать по одной книге из Ветхого Завета, начиная с книги Бытия и до самого конца. Это даст возможность, без особого напряжения, прочитывать Ветхий Завет регулярно каждые полтора-два года. Чтение не должно быть бессистемным, желательно составить для себя определенный план.

Бхагавадгита.

Теперь перейдем к вопросу о нехристианских священных книгах. В целом, учение крейцмаргеров разделяет представления о различных религиях, как различных формах почитания одного и того же Бога, хотя и не рассматривает их, как равноценные или равные друг другу. Крейцмаргеры настаивают на необходимости изучать самые разные религиозные традиции, воспринимая все лучшее, что было ими накоплено. И нужно отметить, что в таком подходе, по существу, нет ничего нового. Использование языческой философии христианскими богословами берет начало еще в Новом Завете и имеет двухтысячелетнюю историю. Напр., Платон и Аристотель имели огромное значение для христианской религиозной мысли во все времена, начиная с эпохи апологетов и отцов церкви и заканчивая современным богословием. И сейчас, когда западная рационалистическая философия оказалась в глухом тупике, нет абсолютно никаких оснований отказываться от богатейшего духовного наследия мистического Востока. Однако, воспринимая духовные богатства иных культур, необходимо проявлять разумную умеренность. Далеко не каждая религия имеет божественное основание. Невозможно рассматривать в качестве одного из путей ведущих к Богу, напр., верования американских индейцев, совершавших массовые человеческие жертвоприношения, или африканский культ вуду. И то и другое является скорее разновидностями сатанизма. Нельзя также считать формами богопочитания, всевозможные сектантские движения, создаваемые ловкими мошенниками, наподобие Сен Мун Мена, только для того, чтобы нажиться за счет человеческого легковерия. И хотя диалог с представителями нехристианских религий, не только возможен, но и необходим, в этом вопросе нужна определенная сдержанность. Как не может быть никакого диалога между христианами и последователями различных демонических культов, так не может быть никакого диалога с представителями тех нехристианских сектантских группировок, которые, подобно кришнаитам, занимаются вербовкой своих адептов среди христиан. И, по моему личному мнению, невозможен диалог также с исламом. Однако, отвергая враждебные христианству учения, мы не можем вместе с ними отбрасывать и те древние религии, которые, пусть и не обладая абсолютной полнотой истины, каждая по своему, готовили человечество к принятию Благой Вести. Так древнеевре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: