Бактериологического исследования аэробных бактерий




Крымский государственный медицинский университет

Им. С. И. Георгиевского

Практические задания

По медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии

«Морфология и физиология микроорганизмов.

Общая вирусология»

(учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета)

Ф.И.О. ________________________________________________________

Факультет ____________________________________________________

Курс __________________________________________________________

Группа ________________________________________________________

Симферополь – 2015 г.


Дата __________________

Занятие №1

 

Тема: Организация микробиологической лаборатории. Правила работы. Выполнение требований биологической безопасности. Методы микробиологического исследования. Методы микроскопического исследования. Техника микроскопии. Методы окраски. Морфология микробов (бактерий и грибов).

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Микробиологическая лаборатория.
  2. Типы лабораторий: бактериологическая, паразитологическая, микологическая, вирусологическая, иммунологическая, специальная (особо-опасных инфекций).
  3. Структура бактериологической лаборатории.
  4. Оборудование бактериологической лаборатории.
  5. Правила работы в микробиологической лаборатории.
  6. Методы лабораторной диагностики инфекционных болезней.
  7. Микроскопия и её методы:

 

1) световая; 4) люминесцентная;
2) в тёмном поле; 5) электронная.
3) фазовоконтрастная;  

 

  1. Основные формы бактерий
  2. Методы окраски бактерий.
  3. Морфология грибов.

Практические задания:

1. Ознакомиться с организацией и правилами работы кафедры микробиологии как микробиологической лаборатории.

2. Изучить методы микроскопии и правила работы с иммерсионным объективом.

3. Записать методы микробиологического исследования:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Микроскопировать окрашенный препарат Sarcina flava. Зарисовать.

 
 

 


 

    Рис. 1. Sarcina flava  

5. Микроскопировать окрашенные препараты с бактериями различной формы:

а) кокки (Staphylococcus aureus, Streptococcus pyogenes);

 
 

 

Рис. 2. Стафилококк _______________________ Рис. 3. Стрептококк _______________________

б) палочковидные (Escherichia coli, Bacillus anthracis);

 
 

 

Рис. 4. Кишечная палочка _______________________ Рис. 5. Возбудитель сибирской язвы __________________________

в) извитые (Treponema pallidum).

 
 

 

 

  Рис. 6. Возбудитель сифилиса ___________________________  

6. Микроскопировать окрашенные препараты дрожжеподобных грибов (Candida spp.) и плесневых грибов (Mucor spp.).

 
 

 

Рис. 7. Мукор ________________ Рис. 8. Кандида ________________

Подпись преподавателя _________________


Дата__________________

Занятие №2

 

Тема: Прокариоты и эукариоты. Классификация прокариот. Структура бактериальной клетки. Капсулы. Жгутики. Споры. Методы их выявления. Сложные методы окраски. Окраска по Граму.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Отличия прокариотов от эукариотов.
  2. Классификация прокариотов.
  3. Ультраструктура бактериальной клетки и методы выявления элементов ультраструктуры.
  4. Нуклеоид, его функция.
  5. Цитоплазма, органоиды, включения.
  6. Цитоплазматическая мембрана и мезосомы.
  7. Клеточная стенка бактерий, ее строение.
  8. Жгутики. Строение, функция, методы обнаружения.
  9. Капсула, значение, методы выявления.
  10. Споры. Методы окраски спор.
  11. Сложные методы окраски бактерий.
  12. Метод Грама, его практическое значение.
  13. Окраска по Цилю-Нильсену, её практическое применение.

 

Практические задания:

 

1. Окрасить по Граму фиксированный препарат, приготовленный из смеси бактерий (Escherichia coli и Bacillus cerеus), микроскопировать.

 

 
 

 

 

    Рис. 1. Препарат из смеси бактерий ______________________________ ______________________________ Окраска_____________________

 

2. Микроскопировать препарат Mycobacterium tuberculosis в мокроте больного, окрашенный по Цилю-Нильсену.

       
 
 
   

    Рис. 2. Возбудитель туберкулёза ____________________________ Окраска_____________________

3. Выявить гранулы волютина в окрашенных по Нейссеру/Лёффлеру мазках из Corynebacterium diphtheriae, зарисовать.

 

 
 

 

 

    Рис. 3. Гранулы волютина   Окраска ________________________

 

4. Приготовить препарат-мазок из культуры Klebsiella pneumoniae, окрасить по Бурри-Гинсу, микроскопировать, зарисовать.

 

 
 

 

 

  Рис. 4. Капсулы   Окраска ________________________

 

 

5. Микроскопировать препараты, приготовленные из спорообразующих бактерий (бациллы и клостридии), окрашенных по Пешкову/Ожешко, зарисовать.

 

 
 

 

 

    Рис. 5. Споры бацилл и клостридий   Окраска ________________________

 

 

6. Наблюдать подвижность микроорганизмов в препарате «раздавленная капля» из сенного настоя.

 

 

7. Определить тип строения клеточной стенки и отметить основные её структурные компоненты.

 

 

 

8. Написать обязательные и непостоянные элементы бактериальной клетки:

 

Обязательные элементы Непостоянные элементы

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

Подпись преподавателя _________________


Дата__________________

Занятие №3

 

Тема: Физиология прокариот: питание бактерий. Культивирование бактерий. Питательные среды. Методы стерилизации и дезинфекции.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Метаболизм бактерий: конструктивный и энергетический.
  2. Типы питания бактерий.
  3. Ферменты бактерий и их роль в метаболизме.
  4. Факторы, влияющие на рост и размножение бактерий.
  5. Прототрофы и ауксотрофы.
  6. Питательные среды, их классификация и назначение.
  7. Требования, предъявляемые к приготовлению питательных сред.
  8. Стерилизация. Методы стерилизации.
  9. Дезинфекция. Методы дезинфекции.
  10. Дезинфектанты и антисептики.

 

Практические задания:

 

1. Изучить питательные среды и их компоненты:

а) компоненты питательных сред: пептон, агар-агар, желатин, NaCl и другие;

б) питательные среды: мясо-пептонный бульон (МПБ), мясо-пептонный агар (МПА), кровяной агар, сывороточный агар, среды Эндо и Плоскирева.

2. Заполнить таблицу:

Таблица 1.

 

Классификация ферментов

Биохимическая Генетическая Биологическая
конститутивные ферменты(кодируются обычно генами хромосомы) индуцибельные ферменты (чаще кодируются генами плазмид и транспозонов) Экзо- ферменты Эндо- ферменты
         
         
         
         
         
         

 

3. Ознакомиться с применяемой в микробиологических исследованиях лабораторной посудой (чашки Петри, пипетки, шпатели, колбы, пробирки) и правилами подготовки ее к стерилизации.

4. Ознакомиться с работой парового (автоклава) и сухожарового стерилизаторов, бактериальных фильтров.

5. Ознакомиться с наиболее часто применяемыми дезинфектантами (хлорамин, хлорная известь) и антисептиками (70% этанол, 5% спиртовый раствор йода, растворы калия перманганата, хлоргексидина, мирамистина и другие).

 

 

6. Заполнить таблицу:

Таблица 2.

№ п/п Метод Аппаратура Режим стерилизации Стерилизуемый материал
  Прокаливание        
  Горячий воздух            
  Пар под давлением            
  Текучий пар (дробная стерилизация)        
  Щадящее прогревание (тиндализация)      

 

Стерилизация - __________________________________________________

________________________________________________________________

Дезинфекция - ___________________________________________________

________________________________________________________________

Асептика - ______________________________________________________

________________________________________________________________ Антисептика - ___________________________________________________

________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя ________________


Дата__________________

Занятие №4

 

Тема: Дыхание, размножение и рост бактерий. Выделение чистой культуры аэробных бактерий (1-й день исследования).

Вопросы для обсуждения:

1. Дыхание бактерий, сущность процесса.

2. Типы дыхания бактерий.

3. Ферменты и структуры клетки, принимающие участие в процессе дыхания.

4. Рост и способы размножения бактерий.

5. Механизм деления бактериальной клетки.

6. Фазы размножения культуры бактерий в стационарных условиях.

7. Культивирование аэробных бактерий. Факторы, влияющие на рост и размножение бактерий.

8. Бактериологический метод исследования, его этапы.

 

Практические задания:

1. Заполнить таблицу:

 

Дыхательные ферменты Наличие дыхательных ферментов у:
аэробов факультативных анаэробов облигатных анаэробов
ДегидрогиназыНАД      
Флавинзависимые дегидрогиназы ФАД      
Убихиноны Co Q      
Цитохромы: a, b, c (гемопротеины)      

 

2. Изучить технику посева исследуемого материала на плотные и в жидкие питательные среды.

3. Приготовить мазок из исследуемого материала (смесь бактерий), окрасить по Граму и микроскопировать.

4. Посеять исследуемый материал в чашку Петри с мясо-пептонным агаром.

5. Поставить посевы в термостат.

6. Оформить протокол исследования культуры аэробных бактерий (1-ый день).

Протокол

бактериологического исследования аэробных бактерий

(1-й день исследования)

1. Приготовлен мазок из исследуемого материала (смесь бактерий).

Рис. 1. Смесь бактерий

(стрелкой указать грамположительные

и грамотрицательные бактерии).

 

 

2. При окраске по Граму выявлены ________________________________

 

3. Произведен посев исследуемого материала на ______________________

 

4. Посевы помещены в термостат при t ___ C на __________ часов.

 

Подпись преподавателя ________________

Дата__________________

Занятие №5

 

Тема: Факторы влияющие на рост и размножение бактерий. Выделение чистой культуры аэробных бактерий (2 и 3-й дни исследования).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризивать вид, подвид, штамм, клон бактерий.

2. Культуральные свойства бактерий и способы их изучения.

3. Чистая и смешанная культура бактерий.

4. Оценка чистоты культур аэробных бактерий на 2 этапе бактериологического исследования.

Практические задания:

1. Ознакомиться с характером роста бактерий разных видов на плотных и в жидких питательных средах.

2. Изучить культуральные свойства бактерий, входящих в состав бактериальной смеси, посеянной на предыдущем занятии на чашки Петри с МПА (см. протокол, занятие № 4).

3. Выделить изолированные колонии двух типов (№1 и № 2), приготовить из них мазки, окрасить по Граму, микроскопировать.

4. Пересеять колонии культур №1 и №2 на скошенный мясо-пептонный агар (МПА).

5. Исследовать характер роста культур №1 и №2 на скошенном МПА и определить чистоту культур.

6. Пересеять чистые культуры №1 и №2 со скошенного МПА на дифференциально-диагностические среды.

7. Оформить протокол исследования культур аэробных бактерий (2 и 3 дни).

 

 

Протокол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: