Периодизации психического развития в биогенетических теориях
Автор | Стадия филогенеза | Стадия онтогенеза | Характеристика стадии |
Холл–Гетчинсон. | Стадия рытья и копания. (первобытность) | От рождения до 5 лет. | Дети любят играть с песком. |
Стадия охоты и захвата. (первобытность) | От 5 до 11 лет. | Появляется замкнутость, неосторожность по отношению к окружающим. | |
Пастушеская стадия. (первобытность) | От 8 до 12 лет. | Стремление строить «домики», желание иметь домашних животных, заботиться. | |
Земледелие. (от первобытности до средних веков) | От 11 до 15 лет. | Интерес к явлениям природы, садоводству, наблюдательность. | |
Стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. (Новое время). | От 14 до 20 лет. | Осознание роли науки, экономических отношений, стремление к коллекционированию и обмену. | |
Э.Мейман | Первобытность. (стадия фантастического синтеза) | От 0 до 7 лет. | Синтез представлений без участия логики, на основе воображения. |
Античность – средние века. (стадия анализа) | От 7 до 12 лет. | Дифференциация знаний, освоение отдельных научных фактов, адекватных представлений об отдельных явлениях. | |
Новое время (стадия рассудительного синтеза). Низшие животные (стадия интеллекта). | От 12 до 16 лет. | Интеграция научных знаний в единую картину мира. | |
К.Бюлер. | |||
Новорожденность | Обеспечивается врожденными приспособленными механизмами. | ||
Позвоночные (стадия дрессуры). | От 1 месяца до 1 года | Обеспечивается формированием условных рефлексов, навыков. | |
Антропоиды и человек (стадия инсайта). | От 1 года | Появляются «ага-переживания», позволяющие мгновенно решать задачу. |
Периодизация развития личности в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона
Название | Возраст | Основные проблемы | Достижения по Фрейду | Новообразования по Эриксону |
1) Оральная стадия. | 0-1 год | Рот (сосание, кусание, жевание.) Отвыкание (от груди или рожка). | Отделение себя от материнского тела. | Базальное доверие - базальное недоверие, Надежда. (В зависимости от материнского по- ведения и удовлет- ворения потреб- ностей ребенка формируется либо базовое доверие, либо недоверие). |
2) Анальная стадия | 1-3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий). | Приучение к туалету (самоконтроль). | В зависимости от родительского по- ведения при при- учении ребенка к опрятности фор- мируется либо ав- тономность, либо стыд (сомнение) |
3)Фаллическая стадия. | 3-5 лет | Половые органы (мастурбация). | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. | Инициативность. Развитие самосознания приводит к становлению способности самостоя- тельно определять цели собственной деятельности. В зависимости от ро- дительского отношения к волеизъявлению ребенка формируется либо инициа- тива, либо чувство вины. |
4) Латентная стадия. | 5-12 лет | Отсутствует (сексуальное бездействие). | Расширение социальных контактов со сверстниками. | Трудолюбие – неполноценность, Компетентность. В зависимости от отношения родителей к успехам и неудачам ребенка в учебе формируется либо трудолюбие, либо чувство неполноценности |
5)Генитальная стадия | 12- I8 лет. | Половое созревание. Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям). | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. | Становление индивидуальности - ролевое смешение, Верность. Расширение сферы соци- альных взаимодействий и способность интегри- ровать знания о себе при- водит к формированию «Эго-идентичности». Если таких предпосылок нет – возможна диффузия иден- тичности. |
Периодизация психического развития в учении Ж. Пиаже
Стадия | Возраст | Характеристика |
Сенсомоторная стадия | От рождения до 18-24 месяцев. | Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия. |
Дооперационная стадия | От 1,5–2 до 7 лет | Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними. |
Стадия конкретных операций | От 7 до 12 лет | Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дите могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами. |
Стадия формальных операций | От 12 до 17 лет | Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению. |