Подходы к решению проблемы периодизации психического развития ребенка




Периодизации психического развития в биогенетических теориях

Автор Стадия филогенеза Стадия онтогенеза Характеристика стадии
Холл–Гетчинсон.     Стадия рытья и копания. (первобытность) От рождения до 5 лет. Дети любят играть с песком.
Стадия охоты и захвата. (первобытность) От 5 до 11 лет. Появляется замкнутость, неосторожность по отношению к окружающим.
Пастушеская стадия. (первобытность) От 8 до 12 лет. Стремление строить «домики», желание иметь домашних животных, заботиться.
Земледелие. (от первобытности до средних веков) От 11 до 15 лет. Интерес к явлениям природы, садоводству, наблюдательность.
Стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. (Новое время). От 14 до 20 лет. Осознание роли науки, экономических отношений, стремление к коллекционированию и обмену.
Э.Мейман Первобытность. (стадия фантастического синтеза) От 0 до 7 лет.   Синтез представлений без участия логики, на основе воображения.  
Античность – средние века. (стадия анализа)   От 7 до 12 лет.   Дифференциация знаний, освоение отдельных научных фактов, адекватных представлений об отдельных явлениях.
Новое время (стадия рассудительного синтеза). Низшие животные (стадия интеллекта). От 12 до 16 лет. Интеграция научных знаний в единую картину мира.
К.Бюлер.    
Новорожденность   Обеспечивается врожденными приспособленными механизмами.
Позвоночные (стадия дрессуры). От 1 месяца до 1 года Обеспечивается формированием условных рефлексов, навыков.
Антропоиды и человек (стадия инсайта). От 1 года Появляются «ага-переживания», позволяющие мгновенно решать задачу.

 

Периодизация развития личности в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона

Название Возраст Основные проблемы Достижения по Фрейду Новообразования по Эриксону
1) Оральная стадия.   0-1 год   Рот (сосание, кусание, жевание.) Отвыкание (от груди или рожка).     Отделение себя от материнского тела.     Базальное доверие - базальное недоверие, Надежда. (В зависимости от материнского по- ведения и удовлет- ворения потреб- ностей ребенка формируется либо базовое доверие, либо недоверие).
2) Анальная стадия     1-3 года     Анус (удержание или выталкивание фекалий).   Приучение к туалету (самоконтроль).   В зависимости от родительского по- ведения при при- учении ребенка к опрятности фор- мируется либо ав- тономность, либо стыд (сомнение)
3)Фаллическая стадия.     3-5 лет     Половые органы (мастурбация).   Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. Инициативность. Развитие самосознания приводит к становлению способности самостоя- тельно определять цели собственной деятельности. В зависимости от ро- дительского отношения к волеизъявлению ребенка формируется либо инициа- тива, либо чувство вины.  
4) Латентная стадия.   5-12 лет   Отсутствует (сексуальное бездействие).   Расширение социальных контактов со сверстниками.   Трудолюбие – неполноценность, Компетентность. В зависимости от отношения родителей к успехам и неудачам ребенка в учебе формируется либо трудолюбие, либо чувство неполноценности
  5)Генитальная стадия   12- I8 лет.   Половое созревание. Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям). Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. Становление индивидуальности - ролевое смешение, Верность. Расширение сферы соци- альных взаимодействий и способность интегри- ровать знания о себе при- водит к формированию «Эго-идентичности». Если таких предпосылок нет – возможна диффузия иден- тичности.

Периодизация психического развития в учении Ж. Пиаже

Стадия Возраст Характеристика
Сенсомоторная стадия   От рождения до 18-24 месяцев. Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия.
Дооперационная стадия   От 1,5–2 до 7 лет Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними.
Стадия конкретных операций От 7 до 12 лет   Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дите могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами.
Стадия формальных операций От 12 до 17 лет Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: