Потенциал дидактической игры в процессе развития личности ребёнка




 

Игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение: на основе внешней занимательности, заданной игровой ситуацией, учитель осуществляет переход к учебным заданиям. Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждают к развитию мышления и внимания, а затем переходят на второй план, когда сюжет перестает быть основой активности учащихся.

Напротив, "чрезмерное увлечение внешней занимательностью и перенасыщение урока броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра - собственно учебное задание.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Особым видом игр, реализующих функцию включения учащихся в учение, являются разнообразные игры-соревнования и эстафеты, в которых предлагается, например, записать все примеры на сложение к заданному числу, вставить в пример недостающее число и др. Но к таким играм следует относиться с осторожностью: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьезным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы.

Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определенный уровень сформированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Именно поэтому мы выделяем дидактические игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию произвольности психических процессов. Примерами таких игр являются игра «Продолжи счет», игры с мячом на развитие внимания, игры-задачи с геометрическим материалом на развитие мышления. Использование таких игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.

Другая функция дидактических игр - формирование в процессе игры обще учебных умений и навыков самостоятельной работы.

"Среди обще учебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса как частного вида дидактической игры" [4, c. 108]. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры "учитель - ученик". В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие - оценщика, третьи - контролера. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно и чтобы тебя слушали.

При этом все многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками. Еще пример: один ученик ставит задачу, другой решает ее, а третий оценивает правильность решения.

Подобные игры могут реализовываться в парной или групповой работе. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения заданий друг у друга. Особый момент использования данных игр - формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки.

Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату Система дидактических игр играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

При создании дидактических игр руководствуются не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли.

Важно, чтобы в ходе игры учащиеся получали более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала понимание и интерес к реальной деятельности взрослых людей.

Можно отметить, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Например, игра «Капитал». Цели: повторить пройденный материал; проверить знания, умения и навыки по данной теме.

Учитель выступает в качестве президента Банка Знаний и предлагает всем учащимся открыть счет. Минимальный вклад равен 4 оникам. Монеты названы ониками не случайно. Слово "оник" расшифровывается следующим образом: очень надежная и конвертируемая (валюта).

Одно правильно выполненное задание соответствует вложению одного или нескольких учеников. Президент Банка предупреждает, что согласен работать только с надежными клиентами. Для этого все должны пройти вступительные экзамены (тесты).

этап. Учитель предлагает одно задание для самостоятельной работы, например: тест (с выбором одного правильного ответа), задание с заведомо ошибочным решением и т.п. Задание оценивается в 1 оник. Дети выполняют задание, сверяют свои ответы с образцом. Те ученики, которые выполнили задание без ошибок, отдают свой оник в Банк Знаний (кладут в специально приготовленную коробочку).

Учитель сообщает о результатах проверки и фиксирует степень надежности (уровень подготовки) учеников.этап. Учитель предлагает познакомиться с банковской системой, узнать, в каких городах России существуют филиалы нашего Банка Знаний, и раздает задания для работы в парах. У каждой пары в результате выполнения задания составляется название города из 6 букв.

Учащимся предлагаются одни и те же задания, но набор букв у каждой пары разный. Ниже - пример указанных заданий для урока математики. На доске записаны выражения:

) 468-13; 2) 524 - 26; 3) 817+43; 4) 408 + 560.

На партах у учеников лежат карточки с ответами. Каждому ответу соответствует определенная буква. Вычислив значение первого выражения, ученики узнают первую букву и т.д.

В результате у каждой пары получается название города. Учащиеся находят карточку с названием этого города, тем самым осуществляя самопроверку. Если ученик правильно решил примеры и нашел название города, то он «вкладывает» в Банк 2 оника. Учитель фиксирует полученные результаты на доске, называя города, в которых существуют филиалы Банка Знаний.

Перечень городов: Ростов, Охотск, Якутск, Курган, Москва, Сургут, Тамбов, Липецк, Абакан, Брянск, Рязань, Тюмень, Братск, Самара.этап. Учитель сообщает, что компания «Капитал», которая является учредителем Банка Знаний, объявляет 20-минутные курсы по подготовке специалистов широкого профиля. На этом этапе учащимся предлагаются задания трех уровней сложности. Каждый учащийся может выбрать для себя любой уровень.

При правильном выполнении заданий первого уровня ученик вкладывает в Банк Знаний 1 оник; второго уровня - 2 оника; третьего уровня - 3 оника.этап. Подведение итогов игры. Учитель сообщает, что учащиеся, вложившие в ходе игры в Банк по 4 оника, становятся вкладчиками, вложившие по 5 оников, становятся агентами Банка, вложившие по 6 оников, становятся консультантами.

Агенты и консультанты Банка Знаний награждаются соответствующими значками.

Таким образом, приведенный пример иллюстрирует потенциал игры в развитии личности ребёнка через ряд функций игры: развивающую, воспитательную и психологическую.

 


 

Заключение

 

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра - это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра - это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека "игра - дитя труда".

Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности.

Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде как источнике игры является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, как деятельности, которая, вместо того чтобы, как жизнедеятельность животных, просто приспособляться к природе, изменяет ее. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.

Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Виман С.Я. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: "Проспект", 2009. - 288 с.

2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой - М.: Гардарики, 2008. - 382 с.

3. Журавлёв, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев - М.: Педагогика, 2010. - 164 с.

. Кроль В.М. Психология и педагогика. Учебное пособие. - М.: "Дашков & Со", 2010. - 310 с.

. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. / Под ред. В.В Давыдова. - М.: "Высшая школа", 2009. - 207 с.

. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: "Роспедагентство", 2009. - 272 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: