Норвежская культура (обзор)
Из истории норвежского государства.
Со времён Средневековья были известны племена норов и вегов, которые, объединившись, образовали государство Норвегию. Долгое время Норвегия была зависима от Швеции и Дании. Национально-освободительное движение в XIX в. завершилось обретением Норвегией самостоятельности, независимости.
Эпос Норвегии.
Норвежцы обожествляли силы природы и населили мир сказочными существами. Среди них: тролли, кобольды (духи ветров), эльфы, верховное божество – Горный Король (Доврский Дед). Все они – герои норвежских сказок, легенд.
3. Музыкальный фольклор Норвегии:
- Куллок – пастуший сигнал (I - VII♯ - V в миноре);
- богатая песенная традиция; своеобразен жанр воинственных баллад в исполнении скальдов (сказителей);
- танцы: гангар (парный танец-шествие в размере 6/8, 9/8); халлинг (сольный мужской танец на 2/4); спринг-данс (танец с прыжками).
Эдвард Григ
(1843-1907)
1. Григ – основоположник норвежской национальной музыкальной школы, композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Выпускник Лейпцигской консерватории (1858-1862). В 1868 г. продолжил занятия композицией в Копенгагене у Нильса Гаде (1817-1890), крупнейшего датского композитора, органиста, скрипача и дирижёра XIX века. Там же познакомился с норвежским композитором, пианистом, собирателем народных песен Рикардом Нурдроком (1842-1866), организовал межскандинавское музыкальное общество «Евтерпа». Грига связывает творческое общение с поэтом Бьёрнстьерне Бьёрнсоном (1832-1910). С 1885 г. Григ поселяется в Тролльхаугене (уединённом доме в лесу, «на холме троллей», как он его называл). В конце творческого пути (1880-90-е) к Григу пришла мировая слава. В 1888 г. композитор познакомился с П. Чайковским.
Жена Грига – певица Нина Хагеруп, первая и самая лучшая исполнительница его песен.
2. Черты стиля:
- воплощение романтической эстетики;
- изобразительность и изобретательность в тембровых решениях;
- обращение к музыкальным особенностям норвежского фольклора: лидийский и дорийский лады, тонико-доминантовые («волыночные») органные пункты, танцевальная ритмика, сочетающая дуоли и триоли, именная гармония («григовский аккорд») – IV7 в натуральном и гармоническом мажоре в плагальном обороте (т.е. IV7 – Т).
- работа преимущественно в жанрах фортепианной и симфонической миниатюры.
3. Жанры творчества:
- для фортепиано: «Лирические пьесы» (10 тетрадей), «Баллада», «Листки из альбома», «Настроения», соната e-moll, фортепианный концерт a-moll;
- романсы (около 150), в том числе вокальные циклы «Мелодии сердца» (на стихи Г.Х. Андерсена), «По скалам и фьордам» (на ст. Драхмана) и т.д.;
- камерно-инструментальные ансамбли: струнный квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано;
- хоровые сочинения a capella: 4 псалма на темы старинных норвежских церковных песнопений;
- опера «Улаф Трюгвасон» (не окончена);
- музыка к драматическим спектаклям «Сигурд Юрсальфар» (по Б. Бьёрнсону), «Пер Гюнт» (по Г. Ибсену);
- для симфонического оркестра: Симфония (1864), Увертюра «Осенью», «Симфонические танцы».
4. Темы творчества:
- внутренний мир человека;
- образы народной фантастики;
- образы Норвегии;
- образы природы.
«Лирические пьесы»
(10 тетрадей, 1867-1901)
История создания.
Это цикл фортепианных миниатюр, состоящий из 10-ти тетрадей. Григ создавал этот цикл на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому можно судить о развитии стиля композитора на примере «Лирических пьес».
2. Особенность жанра:
Григ продолжает традицию циклов романтических миниатюр Р. Шумана («Карнавал») и Ф. Мендельсона («Песни без слов»).
3. Музыкальный язык пьес ярко национален.
4. Образные сферы:
- пьесы-настроения («Ариетта», «Листок из альбома», «Ноктюрн»);
- образы народной фантастики («Шествие гномов», «Кобольд»);
- бытовые зарисовки («Свадебный день в Тролльхаугене», «Норвежский танец»);
- образы природы («Птичка», «Бабочка»).
Темы: учебник «Музыкальная литература зарубежных стран» вып. 5.
№№ 115, 116, 117, 118, 123, 124, 125 (тема начинается во 2-м такте).
Концерт для фортепиано с оркестром a-moll
(1-я редакция - 1868, 2-я редакция -1907)
1. Это – единственный фортепианный концерт Грига, созданный в ранний период творчества и оказавший большое влияние на Первый фортепианный концерт (fis-moll) С. Рахманинова.
2. Концерт, представляющий собой традиционный трёхчастный цикл, раскрывает романтическую тематику (внутренний мир человека, образы природы, Родины).
3. 1 часть - a-moll, сонатная форма.
- Концерт открывается драматической темой вступления, основанной на интонациях норвежского куллока (пастушьего наигрыша).
- Г.П. - a-moll, состоит из 2-х элементов:
1-й – марш; 2-й – выразительная песенная тема.
- Св.п. – в жанре халлинга.
- П.П. - C-dur – c-moll, песня с красочным ладовым переливом.
- Закл.п. – на интонациях куллока из темы вступления.
В разработке (весьма скромной по масштабу) драматизируются Г.П. и тема вступления.
Реприза динамизированная, включает каденцу солиста (на интонациях Г.П.) и генеральную кульминацию 1-й части.
Кода основана на интонациях темы вступления.
2-я часть – Des-dur, сложная 3-хчастная форма.
А В А1
Песня Звукоизобразительность Гимн
(пение птиц)
я часть – a-moll – A-dur, рондо-соната.
Г.П (рефрен) - a-moll, в жанре халлинга, энергичная.
Лирический эпизод – F-dur (соло флейты) – песня в традициях норвежского фольклора (интонации куллока).
В коде тема лирического эпизода звучит в A-dur как гимн и связывается с образом Родины.
Шпаргалка: Повторение – мать учения))) Норвежские народные танцы:
Гангар – парный танец-шествие (6/8, 9/8, 12/8); халлинг – сольный мужской танец, демонстрирующий удаль и ловкость; спринг-данс – танец с прыжками.
Темы: учебник «Музыкальная литература зарубежных стран» вып. 5.
Я ч.: Г.П. (1-й элемент, марш) – № 126