Музыка 5 класс
Г.
Тема урока: «Небесное и земное» в звуках и красках.
Цели и задачи урока: образовательная: показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки через воплощение образа матери в духовном искусстве. Развивающая:развитие аналитико-синтетической деятельности, умение обобщать;развитие интонационно-слухового опыта. Воспитательная:воспитывать интерес, любовь и уважение к духовной культуре через синтез двух искусств – музыки и изобразительного искусства.
Музыкальный материал: презентация («Аве, Мария!» Ф.Шуберта, в исполнении Робертино Лоретти, картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти); «Аве, Мария!» Ф.Шуберта в исполнении симфонического оркестра; Песня «Моя мама» фонограмма.
Этапы урока:
Организационный момент.
Повторение темы прошлого урока.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов.
- Вспомните средства художественной выразительности музыки и живописи:
Мелодия Линия
Лад Колорит
Ритм Ритм
Тембр Цвет
Форма Композиция
Тема нашего урока:
Небесное и земное в звуках и красках.
В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников и музыкантов всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
Я верю, что женщина-чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая»- слово святое,
То трижды священное - «женщина-мать»
Объяснение новой темы.
- О святом и священном мы будем говорить с вами на уроке.
- Сегодня мы выявим, как взаимосвязаны изобразительное искусство и музыка.
- Сравним средства художественной выразительности в музыке и живописи, как они помогают нам понять художественный и музыкальный образ.
- Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои прекрасные картины более 500 лет назад. Одна из прекрасных картин Рафаэля «Сикстинская мадонна». В основу содержания картины художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках.
Посмотрите, какими средствами художественной выразительности пользовался художник: Линии – плавные
Колорит – гармония красок
Ритм – размеренный
Цвет – тёплые, светлые тона
Композиция- стройность, закруглённость линий
- Посмотрите, какой взгляд у матери? (добрый, нежный и в тоже время в нём страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идёт к людям)
Имя младенца - Христос, имя его матери - Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна»).
- Какую музыку надо было сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передаёт нам художник?
- Возможно эту?
Слушание «Аве, Мария»
https://youtu.be/AsrIi8fE6OY
- Что общего в произведении «Аве, Мария» австрийского композитора Ф.Шуберта и картине итальянского художника Рафаэля Санти?
- Какие музыкальные краски делают произведение Ф.Шуберта возвышенным гимном женской доброте и высокородности?
- Какая группа симфонического оркестра исполняет музыку?
- Какие средства художественной выразительности использовал австрийский композитор Франц Шуберт в произведении?
Мелодия – певучая, плавная
Лад – минор
Тембр – высокие звуки (скрипка)
Динамика – от пиано к форте.
Форма – трёхчастная, похожа на молитву (музыка выступает в главной роли, создающей музыкальный образ в произведении – как обращение к Богородице).
Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Аве, Мария», что значит «Славься, Мария!».
- Что сближает художественный образ матери в картине и в музыке?
- Можем мы сказать, что небесная мама красива?
Каждая мама красива и небесная и земная.
Красива по – своему каждая мама –
любовью своей материнской красива!
Действительно в работах и художников и композиторов много схожих средств художественной выразительности.
- Насколько сильное впечатление создаётся у созерцателя, слушающего при этом музыку, мы с вами сейчас узнаем. Посмотрим ещё раз картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» и послушаем «Аве, Мария!» Ф.Шуберта, в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
- Как вы считаете картина художника и музыкальное произведение созвучны между собой, гармоничны?