ВАЛТОРНОВЫЕ ИЛИ ВАГНЕРОВСКИЕ ТУБЫ




Эти инструменты впервые были введены в симфонический оркестр Р. Вагнером в тетралогии «Кольцо нибелунга». Овальная форма делает их похожими на тубы, мундштук используется валторновый. Звучат валторновые тубы достаточно полно, мягко и вместе с тем несколько вязко.

В паритурах Вагнера применялись следующие разновидности валторновых туб: басовые тубы в строях фа и си-бемоль и теноровые тубы — в строях си-бемоль и ми-бемоль. Йотировались инструменты в скрипичном и басовом ключах. Запись их партий почти во всех случаях совпадает с записью партий валторн тех же строев, за исключением басовых туб в строе фа, которые и в басовом ключе котировались квинтой выше действительного звучания.

Тромбон

(ит.— trombone, фр.— trombone, нем.— Posaune, англ.— trombone)

Далекой предшественницей тромбона считают большую изогнутую трубу древних римлян — букцину (buccina), которая использовалась в военном быту. Непосредственными его предшественницами явились европейские низкие (басовые) трубы.

В результате усовершенствования они постепенно приняли изогнутую форму, а в XV в. на их основе была изобретена кулисная труба (zugtrompete). Кулисой для этого инструмента служила удлиненная до 25 см мундштучная гильза, по которой передвигался весь инструмент. Передвижение инструмента по кулисе создавало для исполнителя непреодолимые трудности — нарушалась работа губного аппарата. Поэтому вскоре мастера создали вместо одинарной двойную кулису, по которой стало передвигаться нижнее колено инструмента вдоль его ствола.

Таким образом, в начале XVI в. возник первый хроматический медный духовой инструмент — тромбон. М. Преториус в «Своде музыкальной науки» («Syntagma musicum», ч. II, 1618) указывает четыре разновидности тромбона: альтовый или дискантовый — для верхнего регистра с объемом от си большой до ре (ми) второй октавы, простой или прямой с объемом от ми (ре, до) большой до ля (си) первой, квартовый с объемом от соль контроктавы до до (ре—соль) первой, октавный с объе-мом от ми (до — ре) контроктавы до ля малой (см малой — до первой).

В начале XVIII в. тромбоны использовались в церковной или башенной музыке и в редких случаях в оркестре. В то время существовали также четыре разновидности тромбона: малый альтовый или сопрановый в строе си-бемоль, большой альтовый в строе ми-бемоль и фа, теноровый в строе си-бемоль, басовый в строе фа и ми-бемоль. В начале XIX в. в Германии был сконструирован контрабасовый тромбон, настроенный октавой ниже тенорового. Р. Вагнер использовал этот инструмент в тетралогии «Кольцо нибелунга», но в дальнейшем контрабасовый тромбон применения не получил. С изоберетением вентильного механизма появились вентильные тромбоны. Их стали часто использовать в военных оркестрах. В настоящее время вентильные тромбоны встречаются очень редко.

К середине XIX в. из всех разновидностей инструмента остались лишь теноровый и тенор-бас-тромбон. Правда, некоторые композиторы в партитурах своих произведений продолжали писать партии альтовых и басовых тромбонов, но в оркестре партии альтового тромбона исполнялись на теноровом, а партии басового тромбона — на тенор-бас-тромбоне.

Теноровый тромбон. Его конструкция до настоящего времени осталась почти без изменений, расширился лишь раструб. Современный тромбон представляет собой инструмент, трубка которого вдвое длиннее, чем у трубы. Состоит он из трех частей: двух параллельных трубок, которые называют штангами, подвижной трубки — кулисы, которая вставляется в штанги, и раструба. Тромбон — инструмент нетранспонирующий, партии его записываются в басовом и теноровом ключах. Как правило, в басовом ключе записываются партии третьего тромбона (бас- тромбона).

Хроматический звукоряд воспроизводится посредством последовательного выдвигания кулисы. Положение, когда кулиса плотно прилегает к мундштучной части инструмента, называется I позицией. В этом положении возможно извлечение звуков натурального звукоряда со второго по десятый (от си-бемоль большой до ре второй октавы). II, III, IV, V, VI и VII позиции последовательно понижают натуральный звукоряд хроматически на три тона. Кулиса приводится в движение правой рукой, левая поддерживает инструмент. Таким образом, принцип понижения натурального звукоряда посредством кулисы сходен с принципом его понижения с помощью вентильного механизма. Полный хроматический звукоряд тромбона (см. пример 93). На I, II, III и IV позициях можно получить основные тона 17 (см. пример 94). Эти звуки называются педальными. Извлекаются они в нюансах р и рр и используются в качестве выдержанных. Звуки от ми-бемоль большой до си контроктавы на теноровом тромбоне исполнить невозможно, этот отрезок звукоряда принято называть «мертвой зоной». Характеристика регистров тромбона (см. пример 95). По тембру тромбон резко отличается от остальных медных духовых инструментов. Этому способствует его трубка, не имеющая кронов и завитков, которые неизбежны при вентильном механизме. Техника игры на тромбоне обусловлена кулисным механизмом. Сравнительно с вентильными инструментами быстрая и четкая смена звуков на тромбоне затруднительна. Однако с помощью кулисного механизма достигается точное интонирование, что выгодно отличает тромбон от других инструментов. Отсутствие на тромбоне беглой пальцевой техники возмещается возможностью применения глиссандо, которое может быть исполнено в любом темпе и с любым нюансом. Различные пассажи, построенные на натуральных звуках, легко исполнимы даже в подвижном темпе. Легато на тромбоне получается лучше всего на звуках одной или соседних позиций. Возможна одинарная и двойная атака. На восьмом и девятом обертонах каждой позиции возможны губные трели. Нередко при игре на тромбоне используется сурдина; иногда с целью ослабления звука. В нюансе ff она придает звучанию инструмента характерный треск.

Разновидности тромбона.

Тенор-бас-тромбон отличается от тенорового наличием добавочного крона с квартвентилем, который понижает весь звукоряд тромбона на чистую кварту.

В результате включения добавочного крона тромбон значительно увеличивается в длину, за счет этого вместо семи позиций тенорового тромбона при включении квартвентиля можно получить лишь шесть. С помощью этих шести позиций может воспроизводиться следующий звукоряд (см. пример 96). Но в основном квартвен- тиль применяется для извлечения самых низких звуков второго обертона: ми-бемоль, ре, ре-бемоль и до большой октавы. Таким образом заполняется «мертвая зона», кроме звука си контроктавы, который на тромбоне вообще не извлекается. Кварт - вентиль используется также при глиссандо. Кроме того, его часто применяют в технически сложных построениях, когда звуки извлекаются с помощью отдаленных друг от друга позиций.

Труба

(ит.— tromba, фр.— trompette, нем.— Trompete, англ.— trumpet)

История возникновения трубы уходит в далекое прошлое и в настоящее время трудно установить, кому из древних народов принадлежит ее изобретение. Натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента.

В эпоху Средних веков прямая металлическая труба употребляется уже не только как сигнальный инструмент, но и для сопровождения всевозможных торжественных церемоний и ритуалов. Пользовались этим инструментом лишь дворяне и рыцари. Европейская труба называлась бузине (старофр.— buisine). Первое упоминание об использовании труб на Руси относится к X в.

Уже в начале XIII в. произошло разделение труб на высокие (дискантовые) и низкие (басовые). Впоследствии трубы, как и валторны, стали разделяться на низкие, средние и высокие разных строев. В XVII в. чаще других использовались инструменты в строях ре, до, позднее си-бемоль, изготовленные немецкими музыкальными мастерами Шмидтом, Нагелем, Хайнлейном, Фейтом и английскими мастерами Дадли и У. Булем. На рубеже XVII—XVIII вв. одними из лучших были трубы И. Хаса из Нюрнберга. Инструменты изготовлялись из меди, бронзы, серебра. В XVIII — начале XIX в. наиболее распространены были трубы строя фа с добавочными кронами в строях ми, ми-бемоль, ре-бемолъ и до. В этот период широкое распространение получили трубы, изготовленные на Московской фабрике музыкальных инструментов русскими мастерами Н. П. Котельниковым, Д. и С. Михайловыми и И. С. Храповицким.

С изоберетением в начале XIX в. вентильного механизма натуральные трубы стали постепенно вытесняться хроматическими, а в конце столетия и вовсе вышли из употребления. Из многочисленного семейства труб чаще других использовались инструменты средних строев: ми-бемоль, ми и фа. Их нижний и средний регистры отличались широким полным звуком, верхний звучал напряженно и представлял большую трудность для исполнителей.

В конце 80-х годов XIX в. были сконструированы новые хроматические трубы высоких строев: ля, си-бемоль и до. На них стало возможно извлекать все звуки второй октавы. Наиболее удачной из этих инструментов явилась сопрановая труба си-бемоль, которая употребляется и в настоящее время. Во Франции, Бельгии, Швейцарии и некоторых других странах наибольшее распространение в исполнительской практике получила труба строя до. В России в начале XX в. чаще других использовались вентильные трубы фирмы Ю. Г. Циммермана.

В настоящее время широкое распространение получили инструменты французской фирмы «Сельмер» и американской «Бах — Страдивариус». Для эстрадных и джазовых оркестров изготовляются трубы особых конструкций, приспособленные для извлечения высоких звуков.

Труба, или сопрановая труба изготовляется из латуни или томпака (сплава меди с цинком). Состоит из цилиндрической трубки длиной около 1,5 м, диаметром около 11 мм, переходящей в коническую, и мундштука в виде полумесяца. Ствол дважды согнут и представляет единое целое с раструбом. Аппликатура трубы аналогична аппликатуре корнета (см. пример 97). Труба строя си-бемоль является инструментом транспонирующим. Нотируется в скрипичном ключе, звучит большой секундой ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 92).

Труба является самым высоким из медных духовых инструментов. Ее звучание отличается силой, блеском и в то же время легкостью и подвижностью. Вентильный механизм инструмента позволяет блестяще исполнять всевозможные пассажи, арпеджио, скачки, вентильные трели, одинарное, двойное и тройное стаккато. Возможен также прием фрулято, имеющий некоторое сходство с дробью малого барабана. В процессе исполнения часто используются различные виды сурдин, которые служат главным образом для искусственного изменения тембра инструмента.

Разновидности трубы.

Труба-пикколо строя си-бемоль и ля была сконструирована для сольного исполнения старинной музыки (стиль кларино и пр.), а также для исполнения партий трубы высокого регистра в оркестре («Весна священная» И. Стравинского, «Болеро» М. Равеля, «Озорные частушки» Р. Щедрина и др.).

Труба-пикколо строя си-бемоль звучит октавой, а строя ля — большой септимой выше основного инструмента. Инструмент имеет четыре вентиля. Четвертый вентиль служит для извлечения четырех нижних звуков (для расширения диапазона инструмента вниз), а также для более точного интонирования некоторых нестройных звуков.

Малая труба строя ре и ми-бемоль. Инструмент был сконструирован для исполнения партий высоких труб в некоторых произведениях Баха и Генделя. Этот инструмент использовали также в своих произведениях Римский-Корсаков и Вагнер. Малая труба строя ре настроена большой терцией, а строя ми-бемоль — чистой квартой выше основного инструмента. Конструкция и технические возможности малой трубы аналогичны сопрановой трубе.

Альтовая труба строя фа и соль. Инструмент сконструирован по инициативе Римского-Корсакова с целью достижения большей полноты звучания низкого регистра. Римский-Корсаков впервые применил этот инструмент в опере- балете «Млада» и ряде других сочинений. Затем его использовал в некоторых своих произведениях Глазунов. Альтовая труба строя фа настроена чистой квартой, строя соль — малой терцией ниже сопрановой трубы. В техническом отношении этот инструмент менее подвижен, чем основной.

Басовая труба строя до, ре, ми-бемоль. Инструмент был построен по инициативе Р. Вагнера, использовавшего басовые трубы в тетралогии «Кольцо нибелунга». Йотировался в скрипичном ключе. Впоследствии была построена басовая труба строя си-бемоль, звучащая октавой ниже основного инструмента. Технические возможности басовой трубы по сравнению с сопрановой — более ограничены. Этот инструмент имеет тембр, сходный с тембрами тромбона и валторны одновременно. Применяется он очень редко.

Мелофон

(ит.— melofono, фр.— melophone, нем.— Melophon)

По внешнему виду инструмент имеет сходство с валторной, но его основная трубка имеет несколько меньшую длину. Тембр также похож на валторновый, но приближается и к тембру трубы. Партии мелофона нотируются в скрипичном ключе.

Инструмент транспонирующий, имеет обычно строй фа. Партии его записываются чистой квинтой выше реального звучания. Диапазон мелофона (см. пример 91). Нижний регистр инструмента звучит полно, но несколько тяжеловесно. Средний регистр является наиболее выразительным. Высокий регистр звучит напряженно, а самые высокие звуки имеют сдавленный характер. Способы извлечения закрытых звуков те же, что и на валторне, иногда применяются сурдины.

Валторна

(ит.— согпо, фр.— сог, нем.— Waldhorn, Horn, англ.— french horn)

Валторна ведет свое происхождение от охотничьего рога (нем.— Waldhorn — лесной рог). В конце XVII в. во Франции в результате усовершенствования инструмент получил цилиндрическую форму с конусообразным расширением в нижней части, оканчивающимся широким раструбом.

На нем можно было извлекать 16-17 натуральных звуков, обладающих красивым, мягким тембром. Фактически это была уже валторна. В 1681 г. она появилась в Чехии, а вскоре - в Германии.

Ограниченный звукоряд валторны явился причиной создания различных по величине инструментов. В начале XVIII в. в оркестрах использовались валторны следующих строев: си-бемоль (басовая), до, ре, ми-бемоль, ми, фа, соль, ля, си- бемоль (альтовая). Инструменты низких строев были громоздки и обладали слабым звуком. Инструменты высоких строев, наоборот, отличались неприятным резким звучанием. Наиболее выразительно звучали инструменты строя ми-бемоль, ми, фа, соль.

Главным направлением в усовершенствовании валторны было стремление к ее хроматизации. В 1750 г. дрезденский валторнист А. Й. Хампель предложил применение закрытых звуков на валторне с помощью особого положения руки исполнителя в раструбе инструмента: вставляя в раструб на разную глубину сложенные вместе пальцы правой руки, можно было добиться понижения натуральных звуков на полутон или тон. В качестве эффекта этот прием используется и в настоящее время. Немецкое его обозначение — stopfen (заткнуть), английское — stopping (остановка). Использование этого приема в процессе игры потребовало изменения положения инструмента по отношению к исполнителю: валторну нужно было повернуть вправо и вниз, в результате чего значительно смягчился ее тембр.

К этому же времени относится подключение к валторнам переменных кронов. Между мундштуком и началом трубки вставлялись кольцеобразные трубки (кроны) различной длины. Благодаря этому количество строев натуральных валторн увеличилось до 16. С помощью переменных кронов можно было производить смену различных строев валторны в процессе исполнения. Затем Хампель вместо кронов ввел инвенции — дугообразные разновеликие трубки. Изобретение переменных кронов и применение закрытых звуков явились важнейшими вехами на пути создания хроматической валторны.

В 1760 г. валторнист петербургского придворного оркестра Ф. Кёльбель сконструировал хроматическую валторну из сигнального охотничьего рога с помощью системы клапанов. Но этот инструмент, обладая преимуществами в технике, уступал натуральному по качеству звука и чистоте интонирования.

В 1814 г. немецкие музыкальные мастера Ф. Блюмель и Г. Штельцель изобрели двухвентильную валторну. Вентильный механизм значительно обогатил звукоряд инструмента, однако получить полный хроматический звукоряд на нем было невозможно. Полностью хроматическим инструментом стала трехвентильная валторна, изобретенная в конце 20-х годов XIX в. Однако из-за недостатков в конструкции вентильного инструмента по чистоте интонации и качеству звука его превосходила натуральная валторна. Поэтому композиторы очень осторожно использовали хроматическую валторну в симфоническом оркестре. Позже в результате дальнейшего усовершенствования хроматическая валторна постепенно вытесняла натуральную.

Из многочисленных строев хроматических валторн к концу XIX в. выделилась валторна среднего строя — фа. В состав духового оркестра хроматическая валторна вошла с момента ее изобретения. Применялся инструмент строя ми-бемоль, который в настоящее время почти полностью также вытеснила валторна строя фа.

Валторна современная имеет длинный (3,74 м), узкий, дважды уложенный в форму круга цилиндрический ствол, переходящий вблизи широкого раструба в конический. Глубокий и узкий мундштук имеет воронкообразную форму. В отличие от остальных медных духовых инструментов на валторне играют левой рукой. Правая рука поддерживает инструмент, а также используется для извлечения закрытых звуков.

Валторна строя фа является инструментом транспонирующим. Ее партии записываются обычно в скрипичном ключе и звучат чистой квинтой ниже. Звуки нижнего регистра инструмента могут быть записаны в басовом ключе. В этом случае звучат они чистой квартой выше. Но в симфонических партитурах (а чаще в педагогической литературе) встречаются партии валторны, записанные в басовом ключе чистой квинтой выше реального звучания (как в скрипичном). Применяемая иногда в духовом оркестре валторна строя ми-бемоль транспонирует на большую сексту вниз.

В начале XX в. появилась двойная валторна. Этот инструмент имеет двойной ряд кронов и квартвентиль, с помощью которого инструмент строя фа перестраивается в строй си-бемоль. Квартвентиль валторны отличается от квартвентилей тромбона, баритона и тубы тем, что посредством его включения длина общей трубки инструмента не увеличивается, а уменьшается. Это изобретение значительно облегчило извлечение звуков верхнего регистра. Вместе с тем, переключение валторны в строй си-бемоль расширило диапазон инструмента в нижнем регистре — от основного тона натурального звукоряда (си-бемоль контроктавы по звучанию) появилась возможность получить еще несколько педальных звуков в контроктаве.

Однако наличие двух независимых систем кронов двойной валторны сделало инструмент более громоздким, поэтому продолжалось его конструктивное усовершенствование. В результате появилась комбинированная валторна, которая имеет также два ряда кронов меньшего размера, которые в процессе игры действуют взаимосвязанно. При игре в строе фа струя воздуха проходит и через малые, и через большие (дополнительные) кроны. При игре в строе си-бемоль (с квартвентилем) струя воздуха проходит лишь через большие кроны. На некоторых современных инструментах имеется пятый вентиль, переключающий валторну строя фа в строй ми, а валторну строя си-бемоль (с квартвентилем) — в строй ля. Он служит главным образом для извлечения закрытых звуков без транспонирования.

Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее широким диапазоном. При наличии узкой мензуры и длинной трубки инструмент обладает натуральным звукорядом от второго до шестнадцатого (иногда до восемнадцатого) обертона. Вентильный механизм позволяет заполнить все интервалы между обертонами, а также дает возможность получить интонационно более чистые 7, 11, 13 и 14-й обертоны. Полный диапазон и аппликатура двойной валторны (см. пример 90).

Конструктивные особенности инструмента значительно повлияли на его тембр и динамику. По богатству тембровых и динамических красок с валторной не может сравниться ни один из медных духовых инструментов. Ее звучание может быть и мягким, и блестящим. Применение закрытых звуков создает эффектную смену тембров. В нижнем регистре (до до первой октавы) инструмент звучит мягко, нежно, но самые низкие звуки грубоваты и по тембру несколько напоминают тромбон. Более высокие звуки нижнего регистра (от соль малой октавы и выше) имеют светлый, выразительный характер. Но наиболее ярко и выразительно валторна звучит в среднем регистре (до первой — ре второй октавы), звукоизвлечение возможно в широком динамическом диапазоне — от рр до ff. Верхний регистр инструмента характеризуется яркостью и конкретностью, но по мере повышения звук приобретает напряженный характер. Самые высокие звуки (от ля-бемоль второй октавы и выше) затруднительны на р, резки на f и ff.

Валторна обладает большими техническими возможностями. На этом инструменте возможны различные диатонические и хроматические пассажи в быстром темпе, скачки (удачнее всего на интервалы не более октавы), двойное, тройное стаккато, губные трели в верхнем регистре (вентильные трели звучат менее отчетливо). Однако наиболее характерным для валторны является спокойное, певучее звучание.

Сурдины на валторне применяются редко, т. к. тембр закрытых звуков сходен со звучанием засурдиненного инструмента. Разновидностью закрытого звука является застопоренный звук, извлекаемый посредством sforzando с одновременным введением кисти руки в раструб. В результате получается резкое, звенящее звучание. Для создания яркого, мощного звучания на валторне употребляется эффект игры раструбом вверх (ит.— campana in aria, фр.— pavilion en Fair, нем.— Schal- ltrichter in die Hohe).

Большой диапазон инструмента полностью не используется не только в оркестре, но и сольной практике, за редким исключением. Как правило, в симфоническом оркестре объем инструмента распределяется между четырьмя (иногда шестью) партиями валторн. При этом первой, третьей и пятой партиям поручают более высокие звуки, а второй, четвертой и шестой — более низкие

Саксофон

(ит.— saxofono, фр.— saxophone, нем.— Saxophon, англ.— saxophone)

Семейство саксофонов представляет собой группу инструментов, охватывающих самые разнообразные тесситуры, начиная от сопранино и кончая субконтрабасом.

Корпус инструмента металлический, широкомензурный с характерным изогнутым (за исключением сопрано и сопранино) раструбом.

В отличие от большинства духовых инструментов саксофон не имеет прототипа в древности. Он был изобретен в 40-х годах прошлого столетия бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом. Работу над усовершенствованием нового инструмента А. Сакс продолжил в Париже. Он был и первым исполнителем на этом инструменте, и первым педагогом по классу саксофона в Парижской консерватории.

Конструкция инструмента сохранилась до настоящего времени почти без изменений, усовершенствовался лишь клапанный механизм. В 1887 г. добавился клапан для нижнего си-бемолъ, а в саксофоне-баритоне новой конструкции и клапан для нижнего ля. Тяжелый медный корпус инструмента был заменен специальным легким металлическим сплавом.

Мундштук и трость саксофона имеют сходство с кларнетом, а его аппликатура совпадает с аппликатурой гобоя. По сравнению с другими язычковыми инструментами саксофон имеет более широкую трубку, что существенно влияет на полноту и силу звука. Саксофоны сопранино и сопрано снабжены прямой конусообразной трубкой, все остальные — отводной «подмундштучной» трубкой, отогнутой назад. На эту трубку насаживается мундштук. Чубукообразный металлический корпус и большой диаметр игровых отверстий дают возможность извлекать на саксофоне сильный и интонационно чистый звук.

Саксофон имеет до 24 (баритон и бас — до 25) игровых отверстий с клапанами, а также два октавных. Первые 16 звуков хроматического звукоряда, начиная с нижнего си-бемоль, извлекаются с помощью последовательного открывания клапанов. Следующие 12 звуков (от ре второй до до-диез третьей октавы) являются вторыми обертонами от основных тонов, расположенных октавой ниже, и для их извлечения используется та же аппликатура, но с открытым октавным отверстием (причем для извлечения звуков от ля второй октавы и выше используется верхний октавный клапан, расположенный на «подмундштучной» трубке, а для извлечения звуков ниже ля второй октавы — нижний октавный клапан). Звуки выше до-диез третьей октавы (по письму) извлекаются с помощью добавочных клапанов. Звук фа третьей октавы является предельным для саксофона, однако с применением особо сложной аппликатуры возможно извлечь и более высокие звуки, включая и до четвертой октавы. Для саксофона сопрано, баса, контрабаса и субконтрабаса предельным звуком является ми-бемоль третьей октавы.

Семейство саксофонов включает в себя восемь разновидностей: сопранино ми-бемоль, сопрано си-бемоль, альт ми-бемоль, тенор си-бемоль, баритон ми- бемоль, бас си-бемолъ, контрабас ми-бемоль, субконтрабас си-бемолъ. Все инструменты транспонирующие и имеют одинаковую аппликатуру. Партии их записываются в скрипичном ключе (см. пример 87). Полный диапазон и характеристика регистров (см. пример 88).

Саксофон очень подвижен в техническом отношении, но наиболее удобными для него являются тональности, имеющие при ключе от одного бемоля до четырех диезов. Инструмент гибок в динамическом отношении. Сила его звука в среднем идентична унисону двух-трех кларнетов. Вместе с тем, по замечанию композитора Г. Берлиоза, никакой другой инструмент не обладает pianissimo, «стоящим на границе безмолвия». На саксофоне исполнимы почти все трели, трудноисполнимы следующие (см. пример 89). Возможно восходящее глиссандо, трудноисполнимо нисходящее глиссандо и применяется оно крайне редко. В процессе исполнения могут использоваться и специальные приемы звукоизвлечения: sub tone — тусклый звук, dead tone — невыразительный, «безжизненный» звук, slap tone — резкий короткий звук, похожий на щелчок. Возможен также прием vibrato — игра с вибрирующим звуком. Для уменьшения силы звука и изменения тембровой окраски применяются сурдины.

Из всего семейства саксофонов наибольшее распространение получили альт и тенор. Сочетание красивого тембра с большими техническими возможностями позволяют широко использовать эти инструменты как в сольной практике (в особенности саксофон-альт), так и в различных оркестрах и ансамблях.

Сарюсофон

(ит.— sarrusofono, фр.— sarrussophone, нем.— Sarrusophon)

Создан в 1856 г. французским военным капельмейстером В. Саррюсом. Сарюсофон представляет собой широкомензурный инструмент, изготовленный из латуни. Его конический изогнутый ствол, имеющий 18 клапанов, завершается небольшим раструбом.

Звукоизвлечение производится с помощью большой двойной трости, насаженной на узкую металлическую трубку, соединенную со стволом инструмента. Сарюсофон подвижен в техническом отношении, обладает густым, полным звуком в нижнем регистре и слабым, неустойчивым — в верхнем. Тембр звука имеет носовой, несколько потрескивающий оттенок.

Около 1863 г. французский мастер П. Л. Готро усовершенствовал инструмент и сконструировал семейство сарюсофонов. Оно состоит из шести разновидностей — от контрабаса до сопрано. Все инструменты транспонирующие, нотируются в скрипичном ключе (кроме контрабаса), имеют по письму единый диапазон (си- бемоль малой — ми-бемоль третьей октавы); по звучанию: сопрано строя си-бемоль (ля-бемоль малой — ре-бемоль третьей октавы), контральто строя ми-бемоль (ре-бемоль малой — соль-бемоль второй октавы), тенор строя си-бемоль (ля-бемоль большой — ре-бемоль второй октавы), баритон строя ми-бемоль (ре-бемоль большой — соль-бемоль первой октавы), бас строя си-бемоль (ля-бемоль контроктавы — ре-бемоль первой октавы), контрабас строя ми-бемоль (ре-бемоль контроктавы — соль-бемоль малой октавы, партии его записываются в басовом ключе).

Сарюсофоны использовались в духовом оркестре, сарюсофон-контрабас французские композиторы-импрессионисты иногда использовали и в симфоническом (вместо контрафагота). В настоящее время вышел из употребления.

Фагот

(ит.— fagotto, фр.— basson, нем.— Fagott, англ.— bassoon)

Непосредственной предшественницей фагота явилась басовая свирель — бомбарда. Этот инструмент изготавливался из дерева, имел форму прямой широкой трубы с воронкообразным раструбом и был снабжен 7 игровыми отверстиями.

Звук извлекался с помощью двойной трости. Бомбарда располагала диатоническим звукорядом почти в две октавы. Наибольшее распространение получила в Германии.

Во второй четверти XVI в. бомбарда претерпела ряд конструктивных изменений, главным из которых явилось придание ей формы латинской буквы U. Исполнителям стало удобнее обращаться с инструментом. Была также уменьшена мензура, а трость извлечена из чашеобразного мундштука-капсюлы. Тембр усовершенствованного инструмента приобрел мягкость и нежность, что обусловило его название — дольчиан, дольциан, дольцын (от ит. dolce — нежный, сладкий). Фактически этот инструмент обладал всеми признаками фагота.

В XVI—XVIII вв. семейство фаготов состояло из контрафагота, двойного фагота, хорист-фагота (инструмента, наиболее близкого к современному фаготу), дискант-фагота и октав-фагота. Из всего семейства впоследствии, кроме основного инструмента, распространение получил лишь контрафагот.

К концу XVII в. фагот состоял из четырех колен и имел уже три клапана (си- бемоль, ре и фа). Диапазон его охватывал две с половиной октавы (от си-бемоль контроктавы до фа-диез первой). Впоследствии появился четвертый клапан ля- бемоль, а в конце XVIII в.— клапан ми-бемоль. В это же время появляются октавные клапаны на малом колене, значительно расширившие верхний регистр инструмента (при наличии четырех октавных клапанов — до фа второй октавы).

В начале XIX в. ведущее положение в исполнительской практике занимали фаготы французской системы. Фагот конструкции прославленного парижского мастера Савари-младшего имел 11 клапанов. Инструмент обладал нежным, но суховатым тембром подчеркнуто носового оттенка и имел неустойчивую интонацию. Суженный канал конической формы ограничивал его динамический диапазон. В середине XIX в. широкое распространение получили французские фаготы, усовершенствованные известными конструкторами А. Бюффе, и Ф. Триебертом. Эти инструменты имели 16 и 19 клапанов. В 1850 г. Ф. Триеберт пытался применить к фаготу систему Бёма, однако из-за сложности конструкции и бедности тембра новый инструмент не получил широкого распространения. Неудачными были и другие попытки применить к фаготу систему Бёма.

С 1825 г. усовершенствованием фагота занимался капельмейстер и камер-музыкант в Нассау Карл Альменредер (1786—1843). Он тщательно откорректировал механизм классического инструмента бетховенской эпохи, добавил несколько игровых отверстий и клапанов. В результате была создана новая модель фагота немецкой системы, усовершенствованная затем знаменитой фирмой «Геккель». Она представляет собой инструмент с широким каналом конической формы и совершенным клапанным механизмом. Эту модель воспроизводят и в настоящее время многие европейские фирмы, изготавливающие фаготы. По образцам Геккеля выпускаются фаготы и в нашей стране Ленинградским заводом духовых инструментов.

Французские фаготы в настоящее время имеют распространение помимо Франции в Испании и частично в Италии. Их изготовляет парижская фирма «Бюффе-Крампон».

Фагот современный состоит из ствола, раструба и эса (изогнутой металлической трубки), длина его более 2,5 м. Материалом для изготовления служит клен (ранее также бук, самшит, явор), реже пластмасса. Ствол инструмента состоит из двух сложенных вместе трубок в форме латинской буквы U. Извлечение звука происходит с помощью двойной (двухлепестковой) трости, насаженной на эс. Клапан, расположенный на эсе, способствует более свободному извлечению звуков верхнего регистра. Инструмент имеет 25-30 игровых отверстий, большинство из которых снабжены клапанами, остальные могут быть закрыты пальцами. Открывая последовательно игровые отверстия и используя добавочные клапаны, на фаготе возможно получить хроматический звукоряд от си-бемоль контроктавы до фа малой октавы. Звуки от фа-диез малой октавы до ре первой извлекаются путем октавного передувания, причем при извлечении фа-диез, соль и соль-диез малой октавы нужно открыть половину игрового отверстия фа. При извлечении ля, си-бемоль, си малой и до первой октавы необходимо открыть октавный клапан, хотя исполнители-профессионалы довольно часто обходятся и без него. Звуки выше ре первой октавы извлекаются при помощи сложной аппликатуры. Фагот является нетранспонирующим инструментом. Нотируется в басовом, теноровом и редко (самые высокие ноты) в скрипичном ключе. Диапазон и характеристика регистров (см. пример 85).

В техническом отношении фагот несколько уступает кларнету и гобою. Особенно это проявляется при исполнении быстрых пассажей и трелей в тональностях с большим количеством ключевых знаков. В нижнем регистре инструмент технически менее подвижен. Стаккато на фаготе звучит остро и отчетливо. Возможны скачки на октаву и даже большие интервалы. В верхнем и нижнем регистрах стаккатная техника по скорости уступает среднему регистру. Современные исполнители широко используют двойную атаку при исполнении быстро чередующихся звуков. Хотя усовершенствования инструмента советским фаготистом-конструктором В. Бубновичем и румынским - Г. Кучуряну значительно облегчили исполнение тремоло и трелей, все же тремоло на фаготе затруднительно и звучит недостаточно отчетливо, а трели возможны не на всех звуках. Неисполнимые трели (см. пример 86).

Первым применил сурдину на фаготе советский фаготист Ю. Ф. Неклюдов. Она используется главным образом при извлечении рр в нижнем регистре. На самые высокие звуки сурдина не действует, а самый низкий звук при сурдине не извлекается.

Разновидности фагота

Контрафагот (ит.— contrafagotto, фр.— contrebasson, нем.— Kontrafagott, англ.— contrafagotto, double-basson). По сравнению с фаготом этот инструмент имеет вдвое больший размер. По конструкции и аппликатуре он в основном сходен с фаготом, хотя имеет некоторые конструктивные отличия (отсутствие эсного клапана). Нотируется контрафагот в басовом ключе, звучит октавой ниже. Наиболее ценным является нижний регистр инструмента (от си-бемоль контроктавы до си- бемоль большой), обладающий густым, мощным звуком. Более высокие звуки не представляют особого интереса, на фаготе они звучат полнее. По техническим возможностям этот инструмент уступает фаготу.

Кларнет

(ит.— clarinetto, фр.— clarinette, нем.— Klarinette, англ.— clarinet)

Название инструмента происходит от латинского слова clarus — ясный (звук). К дальним предшественникам кларнета принадлежат известные еще с древних веков различные народные музыкальные инструменты,

имевшие трубку цилиндрической формы и одинарный язычок (трость).

Европейскими предками кларнета можно считать итальянскую лаунеду (launedda), испанскую альбогейю (albogyea), английский пибгорн (pibcorn), а также карельский лиру, латышский ганурагс, литовскую бирбине. Но непосредственным предшественником кларнета был инструмент, имевший широкое распространение в Средние века в центральной Европе и особенно во Франции — шалюмо (chalumeau). Он представлял собой деревянную трубку цилиндрической формы с одинарным надрезным язычком и 9 игровыми отверстиями. Во второй половине XVIII в. получил название цампонь (zampogne). Этот инструмент имел цилиндрический ствол бе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: