МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Итоговая аттестация выпускников школ

Астана, 2017
ВВЕДЕНИЕ
В рамках интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности отечественного образования необходимо обновление содержания образования, ориентированного на переход от концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни». Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы определено, что «в целях совершенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз... ».
Итоговая аттестация выпускников – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой аттестации.
Согласно приказу Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» итоговая аттестация выпускников школ будет проводиться по 5 предметам в следующих формах:
– письменный экзамен по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;
– письменный экзамен по алгебре и началам анализа;
– устный экзамен по истории Казахстана;
– тестирование по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; русскому языку в школах с казахским языком обучения;
– предмет по выбору – тестирование.
Разнообразие форм контроля по конкретным предметам выбрано с учетом их специфики. Проведение итоговых экзаменов позволит проверить умения и навыки выпускников, указанные в государственном общеобязательном стандарте образования и сформированные в рамках школьных предметов в течение всех учебных лет.
Цель данного пособия – дать методические рекомендации по написанию эссе и представить критерии оценивания письменного экзамена по русскому языку и литературе. В пособии также указана специфика эссе и его отличие от сочинения, приведены примеры эссе с анализом.
I ЭССЕ. СТРУКТУРА ЭССЕ
Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность.
Эссе –это прозаическое сочинение,имеющее композиционнуюцельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта.
Целью написания эссе является развитие умения учащихсятворчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию.
Задачи:
1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение.
2. Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме.
3. Показать навыки ассоциативного и критического мышления.
4. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста.
5. Показать разнообразие словарного запаса.
Отличительные признаки эссе:
- прозаическое произведение;
- небольшой объем;
- субъективные впечатления и размышления автора;
- композиционная цельность;
- образность и цитирование.
В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении». Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю (таблица 1).
Таблица 1 – Отличие эссе от сочинения
| Эссе | Сочинение | |
| Определение | разновидность очеркового | творческая работа по |
| жанра или вид творческой | заданной теме, которая | |
| работы, представленной в | может быть выполнена как | |
| форме | описание, повествование, | |
| аргументированного | рассуждение или анализ | |
| рассуждения и | художественного текста, | |
| отражающей | литературных образов, | |
| субъективную авторскую | эстетических концепций | |
| позицию по отношению к | ||
| общественно значимой | ||
| проблеме социального, | ||
| морально-этического, | ||
| научного, культурно- | ||
| исторического плана | ||
| Цель | побудить читателей к | развить навыки устной и |
| размышлению, вызвать у | письменной речи, | |
| них эмоциональный отклик | связанные с умением | |
| на прочитанное благодаря | формулировать | |
| убедительности и яркости | собственные суждения по | |
| изложения | проблемным вопросам, | |
| анализировать отдельные | ||
| явления, факты или | ||
| фрагменты текста, | ||
| излагать мысли в | ||
| логической | ||
| последовательности, | ||
| производить обобщения и | ||
| делать выводы | ||
| Способ | субъективная авторская | объективный анализ |
| раскрытия | позиция | |
| темы | ||
| Композиция | свободная | структурированная |
Существует несколько видов эссе.
По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.
Обязательные компоненты эссе:
· осмысление предложенной темы
· выделение проблемы
· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)
· аргументация авторской позиции
· авторская оценка темы и выбранной проблемы
Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.
Ø Осмысление темы
Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.
Ø Выделение проблемы
Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.
Ø Формулирование идеи эссе
Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.
Ø Аргументация
Тезис (тезисы) требует аргументации. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников.
Аргументы должны быть вескими и убедительными.
Ø Авторская оценка темы и выбранной проблемы
Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.
Примечание: оригинальным считается то эссе,в которомавтор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.
Рекомендации для учащихся по работе над эссе:
Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний.
Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.
Вводная часть
· В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе.
· Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе.
Основная часть
· Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов.
· Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе.
· Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста.
Заключение
· В заключительной части автору необходимо сделать выводы
и подвести итоги.
· Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).
· В заключении можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме.
Успешность написания эссе зависит от четко составленного плана для организации своих мыслей (написание плана в окончательной редакции работы не требуется), установления связей между ними, от систематической практики и от умения интегрировать знания и навыки, полученные из различных предметных областей, а также знание художественных текстов.
Форма проведения эссе. На написание эссе по родному языку илитературе отводится 3 астрономических часа. На выбор будет предложено 10 тем эссе: 5 литературных тем, 5 свободных тем.
Рекомендуемое количество слов – 250-300 слов. Участникам экзамена разрешается пользоваться хрестоматиями, текстами произведений, орфографическими, толковыми словарями, энциклопедическими словарями крылатых слов и выражений.
II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ
Эссе учащихся оценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-6.
Таблица 2 – Критерии оценивания содержания эссе
| Критерии | Дескрипторы | Баллы | |||
| Глубина раскрытия | убедительное осмысление | ||||
| темы и | предложенной темы | ||||
| убедительность | эссе не соответствует основной теме | ||||
| суждений | выделение проблемы | ||||
| 2 балла | неверно | выделена | проблема | или | |
| проблема не обозначена | |||||
| Аргументация | наличие | аргумента(-ов) | из | ||
| 3 балла | художественного | произведения, | |||
| соответствующего теме эссе | |||||
| отсутствие | аргумента(-ов) | из | |||
| художественного произведения | |||||
| наличие аргумента(-ов) из других | |||||
| источников, подтверждающего | |||||
| позицию автора | |||||
| отсутствие аргумента(-ов) из других | |||||
| источников, подтверждающего | |||||
| позицию автора | |||||
| наличие индивидуальной позиции | |||||
| автора | |||||
| отсутствие индивидуальной позиции | |||||
| автора | |||||
| Композиционная | наличие композиционной цельности, | ||||
| цельность и | части высказывания логически | ||||
| логичность | связаны, мысль последовательно | ||||
| 3 балла | развивается | ||||
| нарушена композиционная цельность | |||||
| наличие внутренней логики, умение | |||||
| идти от частного к общему, от общего | |||||
| к частному | |||||
| нарушена последовательность | |||||
| изложения мысли во всех частях | |||||
| работы, нет внутренней логики | |||||
| оригинальность (интересные | |||||
| сцепления, неожиданные повороты), | |||||
| новизна выводов | |||||
| не продемонстрирован | |||||
| индивидуальный и творческий подход | |||||

| Речевая культура | использование | художественно- | |||
| 2 балла | изобразительных средств и | ||||
| стилистических фигур | |||||
| однообразие грамматического строя | |||||
| речи, бедный словарь | |||||
| эмоциональность, живость речи | |||||
| низкое качество речи | |||||
| Максимальный балл | |||||
| Таблица – 3 Шкала перевода баллов в отметку | |||||
| Баллы | Отметка | ||||
| 9-10 | |||||
| 7-8 | |||||
| 4-6 | |||||
| 0-3 |
Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе
| Критерии | Дескрипторы | Баллы | |||||
| Орфография | орфографических | ошибок | нет | или | |||
| 3 балла | допущена 1 негрубая ошибка | ||||||
| допущено 1-2 ошибки | |||||||
| допущено 3-5 ошибок | |||||||
| допущено более 5 ошибок | |||||||
| Пунктуация | пунктуационных | ошибок | нет | или | |||
| 3 балла | допущена 1 ошибка | ||||||
| допущено 2-3 ошибки | |||||||
| допущено 4-5 ошибок | |||||||
| допущено более 5 ошибок | |||||||
| Соблюдение | грамматических | ошибок | нет | или | |||
| грамматических норм | допущена 1 ошибка | ||||||
| 2 балла | допущено 2-3 ошибки | ||||||
| допущено более 4 ошибок | |||||||
| Соблюдение речевых | стилистических и речевых ошибок нет | ||||||
| и стилистических норм | или допущена 1 ошибка | ||||||
| 2 балла | допущено 2 - 3 ошибки | ||||||
| допущено более 3 ошибок | |||||||
| Максимальный балл | |||||||
| Таблица 5 – Шкала перевода баллов в отметку | |||||||
| Баллы | Оценка | ||||||
| 9-10 | |||||||
| 7-8 | |||||||
| 4-6 | |||||||
| 0-3 | |||||||