II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

 

Итоговая аттестация выпускников школ


 

Астана, 2017


ВВЕДЕНИЕ

 

В рамках интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности отечественного образования необходимо обновление содержания образования, ориентированного на переход от концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни». Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы определено, что «в целях совершенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз... ».

 

Итоговая аттестация выпускников – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой аттестации.

 

Согласно приказу Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» итоговая аттестация выпускников школ будет проводиться по 5 предметам в следующих формах:

 

– письменный экзамен по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;

 

– письменный экзамен по алгебре и началам анализа;

– устный экзамен по истории Казахстана;

 

– тестирование по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; русскому языку в школах с казахским языком обучения;

– предмет по выбору – тестирование.

 

Разнообразие форм контроля по конкретным предметам выбрано с учетом их специфики. Проведение итоговых экзаменов позволит проверить умения и навыки выпускников, указанные в государственном общеобязательном стандарте образования и сформированные в рамках школьных предметов в течение всех учебных лет.

 

Цель данного пособия – дать методические рекомендации по написанию эссе и представить критерии оценивания письменного экзамена по русскому языку и литературе. В пособии также указана специфика эссе и его отличие от сочинения, приведены примеры эссе с анализом.

 


I ЭССЕ. СТРУКТУРА ЭССЕ

 

Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность.

 

Эссе –это прозаическое сочинение,имеющее композиционнуюцельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта.

 

Целью написания эссе является развитие умения учащихсятворчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию.

 

Задачи:

 

1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение.

 

2. Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме.

3. Показать навыки ассоциативного и критического мышления.

 

4. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста.

 

5. Показать разнообразие словарного запаса.

 

Отличительные признаки эссе:

- прозаическое произведение;

- небольшой объем;

- субъективные впечатления и размышления автора;

 

- композиционная цельность;

- образность и цитирование.

 

В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении». Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю (таблица 1).

 

 


Таблица 1 – Отличие эссе от сочинения

  Эссе Сочинение
Определение разновидность очеркового творческая работа по
  жанра или вид творческой заданной теме, которая
  работы, представленной в может быть выполнена как
  форме описание, повествование,
  аргументированного рассуждение или анализ
  рассуждения и художественного текста,
  отражающей литературных образов,
  субъективную авторскую эстетических концепций
  позицию по отношению к  
  общественно значимой  
  проблеме социального,  
  морально-этического,  
  научного, культурно-  
  исторического плана  
Цель побудить читателей к развить навыки устной и
  размышлению, вызвать у письменной речи,
  них эмоциональный отклик связанные с умением
  на прочитанное благодаря формулировать
  убедительности и яркости собственные суждения по
  изложения проблемным вопросам,
    анализировать отдельные
    явления, факты или
    фрагменты текста,
    излагать мысли в
    логической
    последовательности,
    производить обобщения и
    делать выводы
Способ субъективная авторская объективный анализ
раскрытия позиция  
темы    
Композиция свободная структурированная
     

 

Существует несколько видов эссе.

 

По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.

 

Обязательные компоненты эссе:

· осмысление предложенной темы

 

· выделение проблемы

 

· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)

 

· аргументация авторской позиции

 

· авторская оценка темы и выбранной проблемы

 


Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.

Ø Осмысление темы

 

Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.

Ø Выделение проблемы

 

Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.

Ø Формулирование идеи эссе

 

Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.

Ø Аргументация

 

Тезис (тезисы) требует аргументации. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников.

 

Аргументы должны быть вескими и убедительными.

Ø Авторская оценка темы и выбранной проблемы

 

Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.

 

Примечание: оригинальным считается то эссе,в которомавтор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.

 

Рекомендации для учащихся по работе над эссе:

 

Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний.

 

Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.

 


Вводная часть

 

· В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе.

 

· Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе.

 

Основная часть

 

· Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов.

 

· Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе.

 

· Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста.

 

Заключение

· В заключительной части автору необходимо сделать выводы

 

и подвести итоги.

 

· Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).

 

· В заключении можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме.

 

Успешность написания эссе зависит от четко составленного плана для организации своих мыслей (написание плана в окончательной редакции работы не требуется), установления связей между ними, от систематической практики и от умения интегрировать знания и навыки, полученные из различных предметных областей, а также знание художественных текстов.

 

Форма проведения эссе. На написание эссе по родному языку илитературе отводится 3 астрономических часа. На выбор будет предложено 10 тем эссе: 5 литературных тем, 5 свободных тем.

 

Рекомендуемое количество слов – 250-300 слов. Участникам экзамена разрешается пользоваться хрестоматиями, текстами произведений, орфографическими, толковыми словарями, энциклопедическими словарями крылатых слов и выражений.

 

 


II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ

 

Эссе учащихся оценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-6.

 

Таблица 2 – Критерии оценивания содержания эссе

Критерии   Дескрипторы   Баллы
Глубина раскрытия убедительное осмысление    
темы и предложенной темы      
убедительность эссе не соответствует основной теме  
суждений выделение проблемы      
2 балла неверно выделена проблема или  
  проблема не обозначена    
Аргументация наличие аргумента(-ов) из  
3 балла художественного произведения,  
  соответствующего теме эссе    
  отсутствие аргумента(-ов) из  
  художественного произведения    
  наличие аргумента(-ов) из других    
  источников, подтверждающего    
  позицию автора      
  отсутствие аргумента(-ов) из других  
  источников, подтверждающего    
  позицию автора      
  наличие индивидуальной позиции    
  автора        
  отсутствие индивидуальной позиции  
  автора        
Композиционная наличие композиционной цельности,  
цельность и части высказывания логически    
логичность связаны, мысль последовательно    
3 балла развивается      
  нарушена композиционная цельность  
  наличие внутренней логики, умение  
  идти от частного к общему, от общего  
  к частному        
  нарушена последовательность    
  изложения мысли во всех частях    
  работы, нет внутренней логики    
  оригинальность (интересные    
  сцепления, неожиданные повороты),  
  новизна выводов      
  не продемонстрирован      
  индивидуальный и творческий подход  
           


Речевая культура использование художественно-  
2 балла   изобразительных средств и  
    стилистических фигур    
    однообразие грамматического строя  
    речи, бедный словарь    
    эмоциональность, живость речи  
    низкое качество речи    
      Максимальный балл  
Таблица – 3 Шкала перевода баллов в отметку  
           
Баллы Отметка        
9-10          
7-8          
4-6          
0-3          

 


Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе

 

Критерии Дескрипторы     Баллы
Орфография орфографических ошибок нет или  
3 балла допущена 1 негрубая ошибка    
    допущено 1-2 ошибки      
    допущено 3-5 ошибок      
    допущено более 5 ошибок      
Пунктуация пунктуационных ошибок нет или  
3 балла допущена 1 ошибка      
    допущено 2-3 ошибки      
    допущено 4-5 ошибок      
    допущено более 5 ошибок      
Соблюдение грамматических ошибок нет или  
грамматических норм допущена 1 ошибка      
2 балла допущено 2-3 ошибки      
    допущено более 4 ошибок      
Соблюдение речевых стилистических и речевых ошибок нет  
и стилистических норм или допущена 1 ошибка      
2 балла допущено 2 - 3 ошибки      
    допущено более 3 ошибок      
    Максимальный балл      
Таблица 5 – Шкала перевода баллов в отметку      
Баллы   Оценка          
9-10              
7-8              
4-6              
0-3              
               

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: