Восточное направление внешней политики




Задание для группы № 23 за 04 июня 2020 года.

1. Прочитать учебник истории § 99 (с. 348-350) «История» учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2018 (текст размещён ниже) тема: «Российская Федерация в конце 20- начале 21 века.– В.В.Путин вновь Президент России »; и дополнительный материал

2.Записать в рабочей тетради по истории дату, тему и план урока

3. Посмотреть видео - материал по изучаемой теме: https://youtube.com/watch?v=JiQPwWUnPX4

текст § 99 размещён внизу

________________________________________________________________________________

Дата: 04.06. 2020 г. Урок № 81.

Тема урока: «Президентские выборы 2012 года. В.В.Путин вновь Президент России».

План (записать в тетрадь)

Избрание В.В. Путина Президентом России в 2012 году.

2. Проблемы внешней политики.

Россия и США

Россия и ЕС

Восточное направление внешней политики

СНГ

7.Россия и страны Латинской Америки

Избрание В.В. Путина Президентом России в 2012 году.

На парламентских выборах в декабре 2011 г. победу одержала партия «Единая Россия». В марте 2012 г. В. В. Путин был вновь избран президентом. Д.А.Медведев стал главой правительства. Руководство страны приступило к реализации планов дальнейшего реформирования. В 2011 — 2012 гг. в российском обществе усилилась политическая активность. После парламентских и президентских выборов прошли демонстрации и митинги, как в поддержку, так и против их результатов. Важным событием стало проведение в феврале 2014 г. в Сочи первых в нашей стране (XXII) зимних Олимпийских игр. На них сборная команда России добилась большого успеха, заняв первое место в неофициальном медальном зачете (33 медали, включая 13 золотых). Паралимпиада-2014 принесла России еще больший успех — 80 медалей, в том числе 30 золотых.

Проблемы внешней политики.

В области внешней политики действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире, подрыв роли ООН и международного права, вызвали противодействие многих стран, включая Россию. Российская дипломатия действует на всех направлениях. В 2001 г. подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Все большую роль в международных отношениях играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникшая в 2002 г. на базе так называемой «шанхайской пятерки» в составе России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, созданной еще в 1996 г. О намерении вступить в ШОС заявили Индия, Пакистан, Иран. В августе 2008 г. России пришлось отражать нападение Грузии на Южную Осетию. После этого Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Крупнейшим событием на постсоветском пространстве стало формирование Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана. С 2012 г. заработало интеграционное объединение этих государств — Единое экономическое пространство. Базовым принципом его является свобода торговли товарами и услугами, свобода перемещения капиталов и людей.

Главная отличительная черта российской внешней политики в начале XXI в. —

многовекторность и большая сбалансированность. Утратив фактически статус великой державы, и в силу экономической слабости не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия все чаще и не без успеха стала играть роль посредника при разрешении сложных международных и региональных проблем, например на Ближнем Востоке, в ситуации с Ираком, Афганистаном, Югославией и в других случаях. Новый фактор российской политики - защита интересов российского бизнеса, содействие осуществлению экономических реформ.

Внешняя политика начала приносить экономические результаты. Вот итоги только 2002 г.:

правительство сняло ограничения на экспорт нефти и договорилось о ее поставках в США,

Россию исключили из «черного списка» FATF, а ЕС и США признали российскую экономику рыночной. Еще одна черта — внешнеполитическая деятельность перестала быть монополией президента и подконтрольных ему МИДа и Совета Безопасности. Осваивается опыт молодой российской парламентской демократии. Совет Федерации и Государственная Дума в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств. При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с субъектами федерации и неправительственными организациями России.

Россия и США

Российско-американские отношения 2000-2003 гг. характеризуют нестабильность,

импульсивность, определенный элемент фрагментарности со взлетами и падениями.

Администрация Дж. Буша пришла к власти с совершенно новой концепцией

внешнеполитических отношений применительно к ее российскому направлению,

ориентированной на серьезные коррективы. Россия вновь стала отождествляться с

потенциальной угрозой для США. Свертывались наработанные структуры координации.

Сокращались программы помощи. Ставилась задача переформулирования стратегических

ориентиров с перспективой вывода России из числа первоочередных приоритетов.

Сотрудничество обуславливалось точечным взаимодействием по зонам совпадающих

интересов. Во главу угла было поставлено обеспечение глобального американского лидерства.

Решающим средством развития отношений оставался политический диалог с приоритетной

ролью контактов на высшем уровне. Первая встреча президента России В.В. Путина и

президента США Дж. Буша произошла на саммите в Любляне в июне 2001 г. Стороны подошли к ней с более чем неопределенным характером отношений, с длинным шлейфом накопившихся к тому времени проблем чуть ли не конфронтационного плана. После саммита в Любляне ключевые расхождения сторон остались, но при этом обозначилась обоюдная настроенность на совместный поиск путей их преодоления. Вторая встреча — в рамках саммита стран «восьмерки» в Генуе В июле 2001 г. сохранила расхождения по принципиальным позициям (ПРО, расширение НАТО и т.д.).

Трагические события 11 сентября 2001 г. временно вывели отношения России и США на

новый уровень. Общий враг — международный терроризм, сблизил позиции двух стран. На

третьей встрече лидеров двух стран в рамках форума АТЭС в Шанхае в октябре 2001 г.

появилась идея трансформации отношений России с НАТО. Кульминационной точкой

стартового периода российско-американских отношений стал официальный визит 12-15 ноября 2001 г. В.В. Путин в Вашингтон-Кроуфорд. В ходе саммитаДутин и Буш подтвердили готовность крепить де только партнерство, но и дружбу. Впервые официально была yтверждена идея формирования нового мехашгама взаимодействия Россия – НАТО в формате «двадцатки».

CША дали согласие содействовать в таких вопросах, как вступление России в ВТО,

предоставление России статуса страны с рыночной экономикой, отмена поправки Джексона-

Вэника. Америка демонстрировала общность позиций с Россией по сокращениям СНВ (до

1700—2200 ядерных боезарядов в течение 10 лет). Болъшое достижение представлял собой

подписанный в мае 2002 г. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов

(СНП), хотя он не затронул многих вопросов, в том числе такой важный вопрос, как порядок

учета и сокращения ядерных боеголовок.

Однако «стратегическое партнерство», провозглашенное после 11 сентября 2001 г., не

носило глубокого характера. По набору средств достижения стратегических целей Россия и

США оказались по-прежнему по разную сторону баррикад. Магистральный интерес США —

утверждение своего лидерства и окончательный демонтаж остатков прежней биполярной

модели регулирования международных отношений. Россия же заинтересована в полицен-

тризме, нейтрализующем международные дисбалансы, и опоре на адаптированные к

современным требованиям механизмы прежней международной системы безопасности (ООН, ОБСЕ).

С самого начала во многом декларативным было и единство России и США в борьбе с

международным терроризмом. Интересы Москвы и Вашингтона реально совпадали в

Афганистане, поскольку режим талибов угрожал безопасности обеих держав. В остальном

совпадение интересов было частичным, а расхождения более существенными. США были

заинтересованы в российской поддержке их борьбы с «Аль-Каидой», а затем в ликвидации «оси зла». Задача российской дипломатии сводилась основном к тому, чтобы добиться от США и ЕС признания операции в Чечне как части борьбы с международным терроризмом.

Кризис партнерства явственно проявился в 2003 г. в ходе иракского кризиса и

последовавшей войны. Намерение США провести военную операцию против Ирака, игнорируя позицию ООН, не было поддержано рядом крупнейших стран, в том числе и Россией. 21 марта 2003 г., после начала операции «Шок и трепет», российская сторона официально заявила, что военные действия США против Ирака не имеют правовых оснований. По словам министра иностранных дел И.С. Иванова, «американцы начали военные действия именно в тот момент, когда перспектива разоружения Ирака с помощью инспекторских проверок была вполне реальна». Оккупировав Ирак, США приняли решение отстранить ряд стран, не входящих в антииракскую коалицию, от участия в восстановлении Ирака. Это решение подтверждало намерения США решать все вопросы, касающиеся Ирака, односторонним путем, не считаясь с мнением международного сообщества. Более того, США выступили с инициативой списания долгов с Ирака, что явно противоречилоинтересам России как одного из главных кредиторов Ирака.

Неудача российской дипломатии — выход США из Договора по ПРО в 2002 г. Этот шаг не

был направлен непосредственно против России, но он ломал сложившуюся за предыдущие

десятилетия международную систему ограничения гонки вооружений. Получило старт

очередное расширение НАТО на восток — приглашение в военный блок бывших республик

СССР — Латвии, Литвы и Эстонии, против чего Россия выступала категорически. Было

осуществлено военно-политическое проникновение США в чувствительные зоны российского «мягкого подбрюшья» — Среднюю Азию (Кыргызстан) и Заккавказье (Грузия). США поддержали в ущерб интересам России проект прокладки каспийских трубопроводов в обход российской территории. Периодически разгорались «торговые войны», как это было с

повышением тарифов на импорт стали в США и российскими ограничениями на ввоз

американской курятины. Не лучшим образом сказалась на отношениях Москвы и Вашингтона ситуация вокруг «ЮКОСа». США в большей степени, чем страны Европейского Союза, оказались озабочены делом российской нефтяной кампании, против руководства которой летом 2003 г. было возбуждено уголовное дело. Представители влиятельных кругов США пришли к выводу о том, что арест главы «ЮКОСа» М.Б.Ходорковского окончательно подводит черту под демократическим рыночным экспериментом в России. Ряд конгрессменов и сенаторов США, как республиканцев, так и демократов, выступили с предложением исключить Россию из «большой восьмерки», а сенатор Д. Маккейн предложил отложить в конгрессе рассмотрение вопроса об отмене поправки Джексона-Вэника.

 

Россия и ЕС

На Западе перспективным партнером России являлся Европейский Союз, диалог с которым

весьма актуален с учетом процесса европейской интеграции. Отношения России с Европейским

Союзом затрагивают комплексно все основные направления политики Европейского

Сообщества.

На Парижском саммите Россия – ЕС в октябре 2000 г. было принято решение начать

регулярный энергодиалог, инициатором которого выступил Брюссель. Разработка концепции

«общего европейского экономического пространства», начатая в соответствии с решениями

саммитов Россия — ЕС в мае — октябре 2001 г. в перспективе может привести к тесному

сотрудничеству в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии при условии

общей либерализации торговли, упрощения торговых процедур и гармонизации их режимов

(технические стандарты и сертификация, транспорт, таможенное дело, финансовые рынки и

т.д.). Россия и ЕС признают необходимость наращивания сотрудничества в области нефтяной промышленности, выступают в поддержку постепенной интеграции рынков электроэнергии и энергоносителей. Разрабатывается проект строительства Северо-Европейского газопровода.

В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система

консультаций в виде двухсторонних «саммитов» заседаний Совета сотрудничества, встреч на

уровне председатель правительства России — председатель комиссии ЕС. Политическое

сотрудничество включает в себя ряд межрегиональных интеграционных проектов,

осуществляемых под эгидой ЕС, крупнейшим среди которых является «Северное измерение». В рамках этого проекта осуществляется финансирование Евролейским инвестиционным банком экологических проектов в российском секторе Балтики (в Санкт-Петербурге и Калининграде).

В сфере правоохранительной деятельности и правосудия обе стороны быстро наращивают

объем сотрудничества, хотя это направление является новым для самого Европейского Союза.

Трудным оказался диалог России с ЕС по Калининградской области, под знаком этого

диалога прошел 2002 год. Россия настаивала на безвизовом железнодорожном транзите между

Климат отношений России с Евросоюзом удалось улучшить, однако Запад продолжал

мыслить двойными стандартами в оценке чеченского терроризма. Россия так и не сумела

объяснить общественному мнению Запада причины военной операции в Чечне, настроив

против себя общественное мнение немалой части Европы.

 

Восточное направление внешней политики

На азиатском направлении серьезный прогресс был достигнут в отношениях России с

Китаем и Индией. Активизировалась работа по проблематике безопасности в Азии, прежде

всего в поддержку межкорейского урегулирования. Россия стала полноправным участником

ключевых азиатских интеграционных структур — Азиатско-Тихоокеанского экономического

сотрудничества и Асеановского регионального форума.

Серьезно укрепился такой азиатский многосторонний механизм, как Шанхайская

организации экономического сотрудничества (ШОС). О том, что у этой организации неплохие перспективы, свидетельствует заинтересованность Индии и даже США в налаживании взаимодействия с ШОС.

9 февраля 2000 г. в ходе официального визита в Пхеньян министра иностранных дел России

И.С. Иванова был подписан новый договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Визит в КНДР В.В. Путина в июле 2000 г. стал первой поездкой руководителя России в Пхеньян за всю историю российско-корейских отношений. Оздоровление ситуации на Корейском полуострове в результате межкорейского саммита в июне 2000 г. и развития межкорейского диалога поставило в практическую плоскость вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения между севером и югом Кореи и организации железнодорожных перевозок грузов с юга Корейского полуострова в Россию, Китай и транзитом в Европу, что весьма важно для

обеспечения интересов России как трансевразийского «моста». Железнодорожные перевозки по этим маршрутам позволяют значительно сократить транзитное время и экономически более эффективны, чем перевозки морем. По расчетам специалистов, время в пути до Европы и расходы могут сократиться на треть.

Китай демонстрирует общие с Россией подходы ко многим международным вопросам, активно

развивает с ней торговлю. Особое значение имеет российско-китайское взаимодействие в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата

международного права в мировых делах. Россия и Китай имеют единый взгляд по такой

важнейшей проблеме, как борьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и

международным терроризмом. Китай поддерживает действия правительства России в Чечне. Со своей стороны Российская Федерация не поддерживает концепцию «независимости Тайваня», выступает против принятия Тайваня в ООН и другиемеждународные организации, членами которых являются лишь суверенные государства, не намерена поставлять вооружения Тайваню. Успешно развиваются отношения России и Индии. Одной из важнейших составляющих всего комплекса двусторонних отношений является военное и военно-техническое сотрудничество. Индия один из крупнейших импортеров российского вооружения. Позитивных тенденции и в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве: в осуществлении таких крупныхпроектов, как нефтедобыча (проект «Сахалин-1»), строительство АЭС «Куданкулам» на юге Индии, разведка углеводородного сырья на шельфе Бенгальского залива, в реализации крупных перспективных проектов в металлургии, гражданской авиации.

После долгих лет конкуренции и взаимной подозрительности наметился прорыв в

экономических и политических отношениях России и Саудовской Аравии. Две ведущих

нефтедобывающих страны, у которых в прошлом практически не было точек соприкосновения, начали реальное энергетическое сотрудничество. Россия и Саудовская Аравия совместно выступают за стабильные цены на нефть и готовы к полномасштабному сотрудничеству для достижения этой цели. Создан российско-саудовский деловой клуб, призванный на постоянной основе осуществлять координацию и взаимодействие между предпринимательскими кругами обеих стран. После финансового кризиса 1998 г. и девальвации рубля нефтяная промышленность России ускоренно консолидировалась. Уже в 2000 г. впервые с советских времен экспорт нефти из России начал расти. Российские нефтяные компании начали действовать жестко, открыто и по правилам, принятым на мировом нефтяном рынке. В свободной продаже появились акции, а вместе с ними и капитал для модернизации нефтедобывающего и перерабатывающего комплекса и инвестиций в разработку новых месторождений.

В августе 2003 г. во время официального визита в Малайзию президент В.В.Путин объявил о желании России быть представленной в Организации Исламская конференция (ОИК). Эта организация вкючает 57 стран (в том числе шесть стран СНГ) и является своего рода мини-ООН для исламского мира: она имеет широкую сеть ассоциированных учреждений, в том числе Исламский банк развития — аналог Всемирного банка, а также собственные объединения — аналоги ЮНЕСКО, Олимпийского комитета, Международного Красного Креста и т. п.

В 2000-2003 гг., как и в предыдущие годы, России не удалось добиться прорыва в

отношениях с Японией. Летом 2001 г. российская сторона предложила Японии провести

экспертные консультации для достижения единообразного толкования 9-й статьи совместной

советско-японской Декларации 1956 г. Однако этот процесс не привел к каким-либо

позитивным сдвигам в решении проблемы «северных территорий» и не приблизил подписание мирного договора. В свою очередь российская общественность продолжала выступать против каких-либо территориальных уступок Японии, опасаясь «цепной реакции» — возникновения аналогичных проблем в других регионах (Калининградская область, Карельский перешеек). В действительности «цепная реакция» невозможна, поскольку границы с Германией и Финляндией установлены в юридическом порядке, подтверждены соответствующими международными документами, а в случае с Японией таких документов (прежде всего мирного договора) по-прежнему не существует.

Подписано и планируется к подписанию большое количество долгосрочных проектов с

Китаем, Южной Кореей, Японией, реализация которых могла бы серьезно повысить

экономическую роль России как фактора развития АТР. Но весь этот процесс развивается

крайне медленно. Доля России во внешнеторговом обороте азиатских стран колеблется на

уровне 1%, а доля азиатских стран в российском экспорте составляет 15%. При этом азиатские страны проявляют интерес к России прежде всего как к стране развивающейся, поставляющей сырье — сырую нефть, необработанные руды, металлолом.

Россия, заявляя о том, что она не только европейская, но и азиатская держава, до сих пор не

стала членом Азиатского банка и некоторых других региональных организаций, не участвует в Олимпийских азиатских играх.

СНГ

Приоритетным направлением в отношениях России с СНГ в новой концепции внешней

политики было признано обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего

сотрудничества с государствами-участниками Содружества задачам национальной

безопасности страны. Поставлена задача строить практические отношения с каждым из

участников содружества с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности

должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав

российских соотечественников. Исходя из концепции раз-носкоростной и разноуровневой

интеграции в рамках СНГ, Россия намерена определять параметры и характер своего

взаимодействия с государствами-участниками СНГ как в целом в Содружестве, так и в более

узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, Договоре о коллективной

безопасности, а также развивать двусторонние отношения.

10 октября 2000 г. в Астане (Казахстан) пять стран Таможенного союза (Россия, Казахстан,

Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан) учредили Евразийское экономическое сообщество

(ЕврАз-ЭС). Цель новой структуры в рамках СНГ — продвижение процесса формирования

Таможенного союза и единого, экономического пространства. А в ходе финского саммита СНГ (1 июня 2001 г.) Россия подписала с государствами-участниками СНГ (за исключением, Украины и Туркменистана) двусторонние соглашения о свободной торговле, которые при их реализации могли стать опорным элементом создания зоны свободной торговли. Приоритетными продолжали оставаться совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах — участниках СНГ, развитие сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Первостепенной задачей в развитии двустороннего сотрудничества стало укрепление Союза

Белоруссии и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных

государств. Но отношения с братской славянской республикой складывались непросто. Много важных документов, исторических договоров было подписано, но реального объединения так и не произошло. Многие объективные и субъективные факторы мешали сближению двух стран. В 2002 г. едва не произошел разрыв между российским и белорусским президентами по вопросу о дальнейших путях объединения.

Российско-грузинские отношения по-прежнему осложнял «абхазский синдром» (опасение

Тбилиси по поводу сближения этой части Грузинской Республики с Россией и возможной

перспективы ее вхождения в состав РФ). В целях активизации переговорного процесса, в марте 2003 г. в Сочи состоялась встреча президента России В.В. Путина и президента Грузии Э.А. Шеварднадзе с участием представителя Абхазии. Важным итогом встречи явились

договоренности относительно восстановления железнодорожного сообщения по маршрут Сочи — Сухуми — Тбилиси — Ереван, модернизации каскада «Йнгури-ГЭС», а также безопасного возвращения беженцев в Галльский район. Выступая в поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии, Россия продолжала играть посредническую роль в

урегулировании и грузино-осетинского конфликта. Российские миротворцы в рамках

коллективных сил СНГ по поддержанию мира в Абхазии и смешанных сил по поддержанию

мира в Южной Осетии обеспечивают стабильность на максимально возможном уровне.

Болезненным в отношениях между Москвой и Тбилиси стал фактический отказ грузинской

стороны сотрудничать в борьбе с чеченскими террористами. Российская сторона выступает за усиление двустороннего взаимодействия в борьбе с находящимися на территории Грузии

чеченскими террористами и их пособниками. Однако Тбилиси не проявлял должной

активности в этой сфере взаимоотношений. В 2000-2002 гг. регулярные «заморозки» на

российско-грузинской почве неизменно сменялись очередной «оттепелью» при личных

встречах Э.А. Шеварнадзе с В.В.Путиным.

В ноябре 2003 г. в Грузии произошла «бархатная революция» — бескровная смена власти.

23 ноября под мощным давлением оппозиции, захватившей канцелярию президента и

парламент, Э.А. Шеварнадзе был вынужден уйти в отставку. Уход с политической сцены

бессменного лидера Грузии дал новый повод для беспокойства. Восстановление управляемости в Грузии требовало от Тбилиси поиска устойчивой модели отношений не только с Абхазией и Южной Осетией, но и с Аджарией, руководство которой заявило о бойкоте назначенных на 4 января 2004 г. президентских выборов. Перед Россией в отношении Грузии теперь стоят две взаимоисключающих друг друга задачи: с одной стороны, не допустить распада соседнего государства, с другой — сохранить дружественные отношения с Аджарией, Абхазией и Южной Осетией.

В 2000-2003 гг. Россия продолжала терять свои позиции в некоторых постсоветских странах.

После размещения войск США в республиках Средней Азии (Узбекистан, Кыргызстан) России были даны гарантии того, что это присутствие будет исключительно временным и завертится с окончанием контртеррористической операции в Афганистане. Однако основная фаза операции миновала, ситуация в Афганистане изменилась в лучшую сторону, а число американских военнослужащих не сократилось. Вслед за Средней Азией настал черед Грузии. В 2002 г. в эту республику прибыла группа американских специалистов для подготовки офицерских кадров и планирования антитеррористической операции в Панкисском ущелье. Озабоченность российского руководства вызывает продолжающийся отток русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья. Причины этого разные: социально-экономические трудности, сложности с трудоустройством, получением образования на русском языке, сокращение теле- и радиовещания на русском языке и т.д. В результате, например, из Киргизии в 2000 г. выехало около 20 тыс. человек, а в 2001 г. — уже 25 тыс. С 1989 по 2002 г. по причинам социально-экономического характера число этнических россиян, проживающих в Армении, сократилось с 51 до 15 тыс. человек.

В начале XXI в. сложилась благоприятная обстановка для развития отношений России с

Арменией, Украиной и Казахстаном. Взаимодействие России и Армении особенно динамично развивается в политической и военной областях. По большинству ключевых международных проблем позиции России и Армении совпадают либо близки. Ереван поддерживает меры, предпринимаемые Россией по наведению конституционного порядка в Чечне.

По итогам визита В.В. Путина в Ереван в сентябре 2001 г. был подписан российско-

армянский Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г. 17

поля 2002 г. в Ереване подписано российско-армянское соглашение о порядке погашения

государственного долга Армении (98,3 млн. долл) в имущественной форме. В 2003 г. Армения передала Российской Федерации в собственность ряд предприятий (среди них завод «Марс», Разданская ТЭС). Россия занимает ключевые позиции в топливно-энергетическом комплексе Армении. Пущенный с ее помощью и работающий на российском топливе энергоблок Армянской АЭС вырабатывает до 40% потребляемой в республике электроэнергии. Отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан носят стратегический характер, отличаются интенсивностью и солидной договорно-правовой базой. Особенно важно тесное взаимодействие в рамках СНГ, Договора о коллективной безопасности и ЕврАзЭС, а также в Шанхайской организации сотрудничества.

Во внешнеэкономических связях России с государствами СНГ Казахстан занимает третье место (после Украины и Белоруссии). В структуре российского экспорта в Казахстан увеличилась доля готовых изделий. Ведущее место принадлежит продукции топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Увеличился объем поставок из Казахстана в Россию сырьевых товаров, включая энергоносители и черные металлы, а также зерновые и другую сельхозпродукцию. Успешно развивается и инвестиционное сотрудничество, представленное в основном деятельностью предприятий соучастием российского капитала. Ведется работа по созданию совместного предприятия с участием РАО ЕЭС России на базе Экибастузской ГРЭС-2. Компания «Башнефть» приступила к буровым работам на юге Актюбинской области, став второй после «Лукойла» российской компанией в нефтегазовом секторе Казахстана. Заметно активизировалась деятельность в Казахстане и российских автомобильных заводов — как по поставкам автомобилей, так и по расширению сборочного производства на местных совместных предприятиях. В ноябре 2001 г. завершена реализация инвестиционного проекта Каспийского трубопроводного консорциума стоимостью 2,6 млрд. долл. Договорно-правовая база двусторонних отношений в 2001 г. пополнилась межправительственными соглашениями о сотрудничестве в газовой отрасли, а также о порядке и форме возмещения товарами части арендной платы за использование российской стороной космодрома Байконур. Продолжаются российско-казахстанские консультации по правовому статусу Каспийского моря и международно-правовому оформлению 7,5 тыс. км государственной границы между двумя странами. Согласованы линия границы и ее описание на отрезке протяженностью 4,5 тыс. км. В последние годы заметно активизировались культурно-гуманитарные связи России с Казахстаном, в котором проживают 4,3 млн. этнических русских.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: