материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.




Предмет филос.: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество. Методами философии: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

Диалектика –вещи, явления с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития,

Метафизика – метод, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм, носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:объективный идеализм; субъективный идеализм;

материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

материализм; идеализм; дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») –первичной является материя. материя реально существует;

- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и различается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием).

Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов

Идеализм («линия Платона») первичным считали сознание (идею, дух).

Согласно концепции объективного идеализма:

реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.); «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

Дуализм как философское направление был основан Декартом.

-существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

-все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

-в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

-материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; -основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

мир познаваем; возможности познания неограниченны.

Агностики (как правило, идеалисты):

мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума (Кант)

Характер. чертами: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, первоначально всего сущего считал воду («архэ»); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года – 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Гераклит Эфесский: первоначалом всего огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей, был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира, Логос – Мировой Разум; материальность человеческой и мировой души; чувственное познание действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему». Пифагорейцы. первопричиной всего считали число, выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); Элеаты. изучали проблемы познания; жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Атомисты. Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой;атомы находятся в вечном движении;

 

4. атомист. учение Демокрита Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяс. свойств вещей -их множества, изменения и движения. Атомисты предполагали существ. бесконечного множества телесных частиц, они допускали существ. пустоты, в которой происх. движ. частиц и отрицали за частицами возможность делиться. Каждая вещь, будучи суммой весьма большого кол-ва частиц, уже не может рассматр. как бесконечно большая и в то же время не имеющая величины, как это было у Зенона. Одной из главных предпосылок учения Демокрита явл. взгляд, по которому ощущения есть необход. источник познания. атомы и пустота между ними невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувств. наблюдениях размышлением. «Лишь в общем мнении сущ. сладкое, в мнении- горькое, в действ. же сущ. только атомы и пустота». Демокрит не отрицает реальность чувственности воспринимаемого. Для объяснения реального многообр. действительности Демокрит допуск., что атомы различ. по форме, порядку, положению. Согласно ему душа человека состоит из мельчайш. круглых, огненных атомов, пост. мятущихся. Он 1м высказал идею проэктивной объектизации субъект. образа: от вещи как бы отделяется тончайшая пленка, втекающая в глаза, уши.. Жизнь и смерть сводится к соединеию и разложению атомов.

 

5. Платон – основоположник идеалистического направления философии.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов)..

 

6. Аристотель: не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью,

существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной. Бытие: сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Материя: потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). -все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; -изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; -реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; -потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; -высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Три уровня души: Растительная душа: питание, рост и размножение. Животн. душа: ощущения и желания. Разумная. душа: рассуждение и мышление. Формы государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии she`s the best). Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории;

определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

 

7. эпикуреизм: механистический взгляд на мир, материалистический атомизмом, отрицание телеологии и бессмертия души, этический индивидуализм и эвдемонизм; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение. Не должно бояться богов, не должно бояться смерти, благо легко достижимо,

зло легко переносимо. стоицизм: одно из главных течений эллинистической и римской философии.

С. впервые ввёл строгое разделение философии на логику, физику и этику. Реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихиитывая в неорганической природе. Всё существующее — телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Стоики проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок (amor fati — «любовь к року. Основные категории стоической этики — бесстрастие(апатия), непоколебимая моральная «выпрямленность» и «обязанность» как честно и посильно выполняемый долг. Стоики впервые ввели термин «логика», которую они понимали как науку о словесном выражении. скептицизм: философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма С., основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм. С. приходит к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. Провозглашая отказ от окончательных суждений, С. в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически. Античный С. призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью (в т. ч. и научной) и т. д. Плотин отделяет чувственный космос от трех сверхчувственных природ или ипостасей (hypostseis) - Души, Ума, Единого. Единое является последним, наиболее общим основанием бытия, из которого проистекает всё и которому всё причастно. Существование Души, управляющей телом, не вызывает сомнений. Единое как бы переполнено самим собою, оно не может не творить, т. к. это свойство его природы, "и это-то переполнение произвело нечто другое. Произведённое им обращается к нему, наполняется им и его созерцает: таким образом возникает Ум". Душа также является творческим началом, с её помощью оформляется материальный космос. Но в то же время нельзя сказать, что вне Души что-либо существует. Вне её - небытие, материя без формы, "не более как мертвый труп, земля и вода, или даже нечто худшее - тёмная бездна вещества и небытие, - нечто такое, чего, по словам поэта, ужасаются даже боги" (Энн. V, 1, 2). Плотин различает два типа материи - чувственную и умопостигаемую. Очень важна для философа и концепция неаффицируемости высшего низшим. Мир материальный не воздействует на Душу, также и мы в силах созерцать Единое, но не в нашей власти изменить умопостигаемый мир. Материя всегда является страдательным, подчинённым началом. Принцип материя - форма сохраняется и в Едином в виде континуальной непрерывности, числовой материи и принципа её организации.

 

8. Схоластика - сред­невековая ученость. На практике представляла собой ряд сту­пеней, поднимаясь по которым, ученик мог дойти до самых высших.. Свободные искусства представлялись знанием, основанным исклю­чительно на разуме. Переход же к более высокому уровню обучения - изучению теологии - означал господство установки а веру. Отсюда возникало противопоставление веры и разума. Учение Августина о двух градах приобрело широкую известность. Это учение, отличавшееся возвышенным ха­рактером, было пессимистичным по отношению к земной жизни и земной истории. 1) Тринитарная концепция истории, выдвинутая итальянским аббатом Джоакино да Фьоре (1130-1202). История делится на 3 эпохи: Отца, Сына и Духа Святого. В первую эпоху христианская истина дана человечеству в виде божественного Закона, которому следует только подчиняться. Во вторую - в виде Откровения, предпо­лагающего взаимную любовь Бога и человека. Наконец, следует ожи­дать наступления третьей эпохи - эпохи Святого Духа, когда начнет­ся прямое действие божественного в земной истории. Новая эпоха будет знаменовать собой начало подлинного духовного освобождения людей от страстей и пороков. 2) Учение П. Абеляра - этически направлен­а. П. Абеляр выде­ляет инстинктивный план человеческой жизни. Склонности, импульсы, желания возникают самопроизвольно. Их следует рассматривать от­дельно от рационально-сознательной сферы души. В инстинктивном плане не заложено чего-то порочного - похоти, алчности и т.д. Одна­ко он может стать источником злых деяний. Все зависит от умения человека концентрироваться на инстинктивных состояниях души, анализировать их, отделяя доброе от злого. Нет оснований презирать человеческие страсти и склонности, но человек несет ответственность за свои помыслы, поступки и действия. 3) Ансельм Кентерберийский (1033-1109) - ав­тор доказательства бытия Бога, получившего название «онтологичес­кий аргумент» - попытка обосновать существование Бога посредством понятия о нем - как существа «сверх всего мыслимого». 4) «Истина - дитя времени» и «знание - сила» - эти изречения принадлежат Роджеру Бэкону - схоласту XIII в. 5) В. Оккам (1280-1349) - яркий представитель поздней схоластики. «бритва Ок­кама». Так принято называть принцип, выдвинутый мыслителем: «Не следует умножать сущности сверх необходимого» - следует избегать усложненных теоретичес­ких построений, предполагающих введение большого числа исходных допущений 6) Фома Аквинский (1225/26 — 1274), Под бытием Фома разумеет христианского бога. сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование и сущность), Фома тем не менее не противопостав­ляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи

простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении — что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма — источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потен­циальное состояния, Фома, рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах. Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле прак­тический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизнен­ным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

 

9. Направления философии Возрожд.: гуманистическое (XIV – XV в., Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ирония над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. XV – XVI вв., Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Парацельс), идеалисты, натурфилософское (XVI – нач. XVII вв., Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), пытавш. развенчать Бога, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (XVI – XVII вв., Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский) стремились пересмотреть церковную идеологию, политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли), проблемы управления государством, утопическо - социалистическое (XV– XVII вв., Томас Мор, Томмазо Кампанелла), утопия (сам знаешь) черты философии эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма;

широкое распространение идеи социального равенства.

 

10. Бэкон: Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением. Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы, так и человека с некоторой методологически единой точки зрения. Родоначальник сциентизма в философии. Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена

на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Идея Великого Восстановления Наук- Instaurationis Magnae Scientiarum -пронизывала все его философские сочинения.Наука не может быть целью самой по себе, знанием ради знания, мудрости ради мудрости. Конечная цель науки --изобретения и открытия. «Истина - дочь Времени, а не Авторитета».

 

11. "я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum).Истинность исходного принципа cogito гарантирована существованием Бога - существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны. Декарт-рационалист настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Декарт-дуалист считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) - протяжение. Тело и материальный мир в целом - res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир - res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.

 

12. Спиноза: 12. Спиноза: подобно Сократу и Платону, полагает, что все неправильные действия связаны с интеллектуальными ошибками. Удовольствие само по себе есть благо, но надежда и страх - зло, так же как покорность и раскаяние. Монизм: мир в целом есть единая субстанция, ни одна из частей которой логически не способна существовать самостоятельно; нам нужно так же покориться событиям, как мы покоряемся факту, что два плюс два - четыре, так как то и другое в одинаковой степени есть результат логической необходимости. пантеизм: под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов – бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога. Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне, некоторая часть Бога присутствует в каждой вещи. Следовательно, пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т.к. все находится в Нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической. Существует только одна субстанция, которая есть Бог. Субстанция, или Бог, является причиной самой себя. Она вечная, потому что существование заключается в ее сущности, она бесконечная, поскольку всякая субстанция необходимо бесконечная. Субстанция выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов, из которых мы знаем только два – мышление и протяжение. Всякий атрибут представляется сам через себя. Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая. Бог, или субстанция, есть свободная причина, ибо существует и действует по законам своей природы. Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне. Модусы являются состояниями субстанции, они вытекают из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога. Вытекающее из необходимости божественной природы бесконечное множество атрибутов и модусов, образует мир, т.е. можно сказать, что субстанция, атрибуты и модусы составляют одно целое.

Поскольку Бог есть имманентная причина, он неотделим от вещей, исходящих от него, Бог во всем, Бог существует не вне мира, а внутри мира. Бесконечные проявления исчерпывают природу Бога, следовательно, все вещи уже сотворены. Бог является также природой порождающей, а мир – природой порожденной.

 

13. Джон Локк (1632 – 1704). Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tabula rasa);

источником опыта выступает внешний мир; цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

 

14. Субъективный идеализм Дж. Беркли: отвергнув бытие материи, он признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Его волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное качество есть протяженность тел. Он доказать, что расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. Восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Душа создает «вещи» и придает форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые ля поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Зрение – это инструмент для сохранения жизни, но ни в коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира. Юм: все наши знания имеют опытное происхождение. Только истины математики имеют рациональное происхождение. Опыт дается нам через чувства и у нас нет никакой возможности определить меру соответствия наших представлений и понятий объективной действительности. Считает невозможным достоверно говорить о существовании какой бы то ни было действительности. Субъективный идеализм Юма ведет к полному философскому скептицизму. Законы физики не могут приниматься за истину, поскольку все они сформулированы по принципу:“Post hoc, ergo propter hoc” (Поскольку после этого, то и поэтому). Юм отрицал объективную причинность (детерминизм) явлений окружающей действительности. Он подверг уничтожающей критике богословские доказательства существования Бога, опровергал религиозные легенды и в процессе такого опровержения высказал ряд научных положений о происхождении религии, о сущности и функциях религии

 

15. Черты философии Просвещения во Франции: убежденность в особой роли просвещения и знаний в социальном развитии, специфический «рационализм» (формула «законы природы суть законы разума»), цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Эта цепочка выражает исторический и гносеологический оптимизм просветителей, их натуралистическую ориентацию. Просветительская философия в своих приложениях была философией сугубо политической: критика существующих порядков составляла ее главный нерв. Но с этим в ней было связано и противопоставление существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила бы в жизни «царство разума». Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников. 3 основные проблемы: (а) существует ли в мире зло и если да, то каков его источник? (б) материальный или же духовный источник присущ движению, жизни и сознанию? (в) Имеет ли или же не имеет исключений в своем действии фатализм?

 

16. Критич. философия Канта: философия К. делится на 2 периода. 1й (до нач. 70-х гг) проблемы о бытии, фил природы, религии, этики, логики. 2й (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить, на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления. Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о "вещах в себе" (ввс). Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения.(все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или "категорический императив."

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: