Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью




 

В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа местного самоуправления, основы которой заложены в положениях Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

Результатом преобразований должно стать создание стройной единой структуры местного самоуправления и четкое разграничение властных полномочий между муниципальными образованиями. Важным компонентом реформы является формирование ясной системы муниципальной собственности, так как эффективность местного самоуправления зависит от его обеспеченности материально - финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для выполнения своих задач, а также иметь право самостоятельного владения, управления и распоряжения ими.

Предпосылками реформы стала необходимость упорядочить "правила игры" на муниципальном уровне. Можно заметить, что до недавнего времени в Российской Федерации существовала разнородная структура муниципальных органов.

Помимо этого, реформа должна создать прочную финансовую базу для осуществления муниципалитетами возложенных на них функций, в том числе путем более четкого разграничения собственности между муниципальными органами и органами государственной власти.

Основополагающими элементами, которые затрагивает реформа, являются следующие отношения:

административно-территориальное устройство муниципальных образований;

имущественная база муниципалитетов.

Под административно-территориальными аспектами реформы понимается:

Созданная в настоящее время двухуровневая система управления - это городские и сельские поселения (1 уровень) и муниципальные районы (2 уровень), а также городские округа (городской округ сочетает в себе функции как поселения, так и района). Ранее субъекты РФ, самостоятельно определяли структуры местного самоуправления в границах своей территории, это приводило к смещению полномочий и неопределенности.

После введения единой территориальной системы местного самоуправления подлежат разграничению и властные полномочия, а также необходимая для их осуществления собственность.

Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля над их исполнением.

Полномочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

Полномочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, в процессе ее потребления. Полномочие пользования обычно опирается на полномочие владения.

Полномочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов по отношению этой вещи.

Деятельность органов местного самоуправления осуществляется по следующему принципу: законодатель определяет перечень того, чем органы местного самоуправления могут заниматься. Другие вопросы, не определенные в законе, относятся к сфере деятельности других органов власти, не местного самоуправления. Этот принцип соответствует поговорке: "запрещено все, что не разрешено". Еще этот принцип называют иногда принципом наделения компетенцией "сверху". Если "верхи" получают много власти, а "низы" - ничего, то может получиться "крепостной строй". Если же "низам" отдано право самим решать свои проблемы, то говорят о демократическом государстве. Главный недостаток этого способа тот, что при смене законодателей, есть опасность в ограничении компетенции органов местного самоуправления, в ущемлении их свободы.

Конституция РФ запрещает субъектам федерации, другим органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией (статья 133). На практике реализация конституционных предписаний встречается с трудностями. Одна из причин - принципиальное различие новой конституционной концепции местного самоуправления и сложившегося за долгие годы стереотипа управления на местах как централизованного управления “сверху".

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п.1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции Российской Федерации ни в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Управление муниципальной собственностью должно учитывать как социальные, так инвестиционные цели. Реализовать эти цели возможно, если:

будет создана эффективная систем учета муниципального имущества;

будут разработаны критерии эффективного использования муниципальной собственности; созданы условия для инвестиционной привлекательности муниципального имущества;

будет разработана эффективная система аудита и контроля сохранности и целевого назначения муниципального имущества.

Одной из самых сложных задач является разработка критериев эффективного использования собственности. Это связано с тем, что в силу разных причин до сих пор сохраняются монополия муниципальных предприятий в отдельных отраслях; административные барьеры, препятствующие развитию в отраслях городского хозяйства частного бизнеса; ограничивается доходность бизнеса из-за регулирования тарифов на отдельные услуги и т.д..

Выполняя свои задачи, органы местного самоуправления часто сталкиваются с проблемами и к числу наиболее острых можно отнести:

отсутствие у местного самоуправления стимулов развивать собственное производство, поскольку с увеличением заработанных средств растут и отчисления в региональный бюджет и сокращаются установленные федеральным законом отчисления от федеральных и региональных налогов, а предусмотренные на сей счет гарантии региональным законодательством не закреплены;

неадекватный подход к доходам муниципальных образований-доноров. Заработанные ими средства перераспределяются в интересах "бедных" территорий, а размер средств, оставляемых в их распоряжении, закладывается с общим дефицитом по муниципальным образованиям всей территории субъекта Федерации;

отсутствие реальной компенсации местному самоуправлению на выплату федеральных льгот, предусмотренных центральной властью для различных групп населения.

Очевидно, что необходима коренная реформа, так как:

отсутствует координация между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В этих условиях властные структуры местных сообществ нередко дестабилизируют ситуацию в peгионах;

местные самоуправления беспомощны, большинство муниципальных образований "сидят" на дотациях, между ними нет реальных связей и взаимопомощи;

потерян контроль государства за деятельностью местных сообществ на региональном уровне;

муниципальные образования отдельных территорий практически неуправляемы (с учетом значительных расстояний на востоке страны).

Итак, органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. Это дает органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

 

Проблема эффективности использования муниципальной собственности

 

В настоящее время в теоретической литературе и на законодательном уровне некоторых муниципалитетов разрабатываются концепции наиболее эффективного использования муниципальной собственности. Так, например, «муниципализация собственности на объекты социальной и производственной инфраструктуры является эффективным средством устойчивого функционирования и развития муниципальных образований как единого целого, объединения и рационального использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов, обеспечения населению социальных гарантий. Хотя процесс муниципализации имеет экономические границы».

В связи с этим в готовящихся к принятию законодательных актах необходимо отрегулировать проблемы собственности органов местного самоуправления на землю, участия их в установлении и осуществлении арендных и залоговых отношений в имущественной и земельной сферах. Также целесообразным представляется закрепление в муниципальной собственности земли в границах муниципального образования. Перспективным, на наш взгляд, является развитие наряду с муниципальной корпоративной собственности, которое позволит согласовывать территориальные и отраслевые интересы.

Необходима реализация на муниципальном уровне определенных организационно-экономических механизмов, которые позволят эффективно использовать муниципальную собственность, что, в свою очередь, может оказать существенное влияние на формирование доходной части местного бюджета. Такими механизмами могут стать:

продолжение реформирования отношений собственности на основе введения новых форм приватизации (долевое участие и т.д.), внедрения конкурсов по отводу земельных участков, размещения заказов на нужды социальной сферы, полного выявления и регистрации землепользователей;

использование муниципальной собственности в качестве залога для получения кредитов, гарантии для приглашения инвесторов;

предоставление в аренду помещений, земельных участков и др.;

получение средств от приватизации муниципальной собственности и аукционов; применение к предприятиям-должникам процедуры банкротства и получение в муниципальную собственность их основных фондов за долги в бюджет.

При создании таких организационно-экономических механизмов необходимо учитывать положительный российский и зарубежный опыт коллективных форм собственности. Так, например, В.С. Варламов в качестве одного из факторов эффективного использования муниципальной собственности предлагает использование стратегического партнерства. По его мнению, «стратегическое партнерство муниципального образования ориентировано на возможность и способность органов местного самоуправления обеспечивать тесную социально-политическую и организационно-экономическую координацию деятельности субъектов хозяйствования и эффективного использования ресурсного потенциала территории, задействовать экономические возможности реализации муниципальной собственности при формировании бюджета региона, а также реализовать механизмы муниципального взаимодействия в системе управления для эффективного социально-экономического развития муниципального образования».

В.С. Варламовым предлагается структурно-функциональный механизм реализации данной стратегии управления муниципальной собственностью (рис. 1).

 

Рис. 1. Структурно-функциональный механизм реализации стратегии управления муниципальной собственностью муниципальных образований

 

Опираясь на работу В.С. Варламова, можно выделить следующие приоритетные направления реализации стратегического партнерства в системе управления муниципальной собственностью:

внедрение стратегически ориентированного муниципального управления имущественным комплексом, который включает в себя определение структуры имущественного комплекса на муниципальном уровне; разработку концепции стратегии управления муниципальной собственностью; формирование механизма реализации стратегии; оценку и постоянный мониторинг программ, проектов и мероприятий реализации стратегии;

внедрение принципов электронного учета состояния элементов имущественного комплекса на муниципальном уровне с оценкой эффективности использования муниципальной собственности.

развитие социального партнерства и экономического патернализма на муниципальном уровне на основе полного использования доверительных социальных отношений между обществом и муниципальной властью для эффективного использования потенциала муниципальной собственности.

По нашему мнению, достаточный интерес представляет позиция С.Ю. Семенова, который немаловажным фактором эффективности использования государственной собственности считает технологический прогресс. С.Ю. Семенов выделяет следующие направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью:

в каждом регионе России должны быть разработаны четкие системы управления государственными предприятиями, которые бы сопрягались с федеральной системой управления. Главной составляющей таких систем должна стать продуманная политика финансового менеджмента, которая бы охватывала все звенья систем управления;

необходимо уйти от порочной практики представления интересов государства в акционерных обществах чиновниками различных рангов. Необходимо скорее и шире вводить институт доверительных управляющих, которые бы постоянно и на профессиональной основе осуществляли управление пакетами акций в интересах государства;

необходимо навести порядок в учете недвижимости, рынок которой сложился за годы реформ. Недвижимость должна выступать как один из основных источников пополнения государственного бюджета Основным принципом установления дифференцированного налога на имущество должен стать принцип уплаты большой сумму налога за более качественную недвижимость;

значительные усилия должны быть направлены на серьезные изменения в сфере управления земельными отношениями. В ряду первоочередных задач - создание механизма реализации различных сервитутов на пользование землей, установление более реальных цен на земельные участки и экономически обоснованных отчислений от продажи земли в местные бюджеты. Необходимо создать стимулирующие условия для улучшения земель арендаторами, дав им серьезные гарантии длительного пользования землей, в том числе возможность наследовать ее.

Как было отмечено выше, попытки совершенствования механизмов использования муниципальной собственности предпринимаются в некоторых регионах местными органами власти на законодательном уровне. Так например, в некоторых муниципальных образованиях в настоящее время приняты и реализуются Концепции управления муниципальной собственностью муниципального образования. Примером такой Концепции может служить, например, документ, принятый властями города Кирова.

Концепция регламентирует следующие направления в области управления муниципальной собственности:

управление имуществом муниципальных учреждений;

управление муниципальными унитарными предприятиями;

управление имуществом казны муниципального образования;

управление акциями, долями муниципального образования в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Задачами реализации данной Концепции являются:

- определение перечней муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и имущества казны, необходимых муниципальному образованию «город Киров» для решения вопросов местного значения;

- приватизация или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, не соответствующего требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

- безвозмездная передача в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в муниципальной собственности имущества;

- усиление контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики;

- внедрение в практику управления всеми объектами собственности принципов индикативного регулирования, предполагающих введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение;

- организация системы всеобщего учета и инвентаризации имущества;

- расширение использования в качестве способов распоряжения муниципальным имуществом механизмов рыночной оценки, торгов, публичного предложения.

Проблемной стороной в области управления муниципальной собственностью в настоящее время является система налогообложения в муниципальных финансах. Так, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы выплачивается юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории города. Данный налог устанавливается муниципальными властями и не может превышать 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг). Из сумм налога вычитаются расходы по содержанию объектов ЖКХ находящихся на балансе предприятия. Данный способ налогообложения на практике оказывается не эффективным.

В связи с чем необходимо пересмотреть на федеральном и муниципальном уровнях систему местного налогообложения. Конкретные шаги в данном направлении уже были сделаны в связи с вступлением в силу Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», когда был отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Суммы, получаемые от сборов налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, как правило, занимают в доходной части муниципальных бюджетов довольно весомую часть. В связи с этим налог на содержание жилищного фонда и налог с продаж целесообразней было бы заменить на налог на прибыль с предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым муниципальными органами власти в размере не выше 5 процентов.

Предлагается также отменить налог с продаж. Данный налог был введен во многих субъектах Российской Федерации с целью получения дополнительных средств на решение социальных вопросов. Однако на практике он показал свою неэффективность.

Итак, на этапе реформирования системы местного самоуправления на сегодняшний день одним из важнейших вопросов является совершенствование системы местного налогообложения. На сегодняшний день очевидной является необходимость выработки новых принципов распределения в системе муниципального налогообложения. На федеральном и местном уровнях необходимо закрепить за местными налогами их социальную значимость для конкретной территории, а также придать системе местного налогообложения тенденции к увеличению местных доходов за счет муниципальных налогов и сборов. Предложенные шаги, на наш взгляд, могут способствовать увеличению доходов местных бюджетов и снижению затрат на содержание муниципального жилищного фонда.

Итак, механизмы эффективности использования муниципальной собственности в России нуждаются на сегодняшний день в доработке и совершенствовании. При решении данной проблемы необходимо учитывать положительный опыт регионов, а также Российской Федерации в целом и зарубежных государств. Одной из важнейших проблем является несовершенство налоговой системы муниципалитетов. Основным принципом в направлении совершенствования данной системы, на наш взгляд, должен стать территориальный принцип. Таким образом, сегодня необходимо изыскивать наиболее оптимальные и результативные методы и способы повышения эффективности управления муниципальной собственностью.

 

Выводы по главе I

 

Резюмируя выше изложенное, отметим, что в литературе выделяются следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная, коллективная, общественная, смешанная.

Для осуществления полномочий местными органами власти необходима определенная материальная и финансовая база. На уровне муниципального образования такую основу составляет муниципальная собственность, которая включает в себя муниципальное имущество и муниципальные финансы.

В настоящее время понятие муниципальной собственности не имеет достаточно четкого определения в действующем российском законодательстве, хотя выделено в отдельную категорию наряду с государственной, частной и иными видами собственности.

Помимо необходимости совершенствования законодательства, регулирующего управление муниципальной собственностью, в настоящее время в существенной доработке нуждаются и механизмы ее использования.

В контексте данной работы нами были рассмотрены следующие основные направления в данной области:

использование стратегий социального партнерства как одного из важнейших факторов повышения эффективности использования муниципальной собственности;

опора на технологический прогресс;

изучение и закрепление на федеральном и региональном уровнях положительного опыта муниципальных образований в области управления и эффективного использования объектов муниципальной собственности;

совершенствование системы местного налогообложения с учетом территориальных особенностей каждого муниципального образования.


Глава II. Механизмы управления муниципальной собственностью в Таймырском муниципальном районе (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского поселения Дудинка)

 

Проблема повышения эффективности управления муниципальной собственностью на территории городского поселения Дудинка является сегодня весьма актуальной. Базой настоящего исследования является Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского поселения Дудинка. В данной главе будут рассмотрены основные проблемы управления муниципальной собственностью городского поселения Дудинка в общем, и управления муниципальным жилищным фондом, в частности. На основе выявленных проблем предполагается разработать адекватные направления деятельности в области совершенствования механизмов использования муниципальной собственности на территории муниципального образования.

 

2.1 Общая характеристика управления собственностью муниципального образования «Город Дудинка»

 

Прежде, чем перейти к анализу проблем в области управления муниципальной собственностью города Дудинка, необходимо определить круг ее объектов. Согласно ст. 69 Устава городского поселения Дудинка к муниципальной собственности городского поселения относятся:

имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения;

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Красноярского края, а также имущество, предназначенное для осуществления переданных отдельных полномочий органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;

имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с решениями Городского Совета;

имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов города Дудинки;

автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе Дудинке и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах города Дудинки;

имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Дудинки;

объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

имущество библиотек поселения;

имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей города Дудинки услугами организаций культуры;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

имущество, предназначенное для развития на территории города Дудинки физической культуры и массового спорта;

имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории города Дудинки, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами;

пруды, обводненные карьеры на территории городского поселения Дудинка;

имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города Дудинки;

имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории городского поселения Дудинка от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории городского поселения Дудинка;

иное имущество в соответствии с законодательством.

Ст. 70 Устава регламентирует порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

От имени города Дудинки права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Городской Совет и Администрация города.

Городской Совет устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, утверждает перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации.

Управление муниципальным имуществом в соответствии с Уставом и решениями Городского Совета осуществляет Администрация города, в том числе в лице уполномоченных органов.

Администрация города, осуществляя управление муниципальной собственностью, вправе:

передавать на договорной основе объекты (имущество) муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, отчуждать, передавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом в порядке, установленном федеральными законами, законами Красноярского края и решениями Городского Совета;

осуществлять контроль за использованием объектов муниципальной собственности;

выполнять программу приватизации муниципального имущества, утвержденную Городским Советом;

защищать имущественные права всеми установленными гражданским законодательством способами;

участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Уставом также предусмотрен порядок создания и ликвидации муниципальных предприятий на территории городского поселения Дудинка.

Основными задачами в области управления муниципальной собственностью на территории города Дудинка являются:

осуществление и защита прав городского поселения Дудинка на имущество, в том числе на землю;

управление и распоряжение в установленном порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

осуществление межотраслевой координации управления муниципальным имуществом в целях повышения эффективности его использования для реализации социально-экономических и целевых программ развития городского поселения Дудинка;

реализация в соответствии с действующим законодательством политики приватизации муниципальных предприятий, объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся у приватизируемых муниципальных предприятиях;

формирование и ведение Реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности;

организация и осуществление контроля за использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности;

осуществление муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель, находящихся в муниципальной собственности.

На сегодняшний день в собственности муниципального образования «Город Дудинка» находятся:

- муниципальных унитарных предприятий - 4 (из прекративших свою деятельность - 1; находящихся в стадии банкротства - 1);

муниципальных учреждений - 15;

объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, квартир, иных помещений) - 2 969;

автотранспортной и дорожно-строительной техники - 103 ед.;

объектов инженерной инфраструктуры (жилищно-коммунального назначения, улично-дорожная сеть, благоустройства) - 81.

Последние три года наблюдалось увеличение числа объектов муниципальной собственности. Основной причиной увеличения является передача объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, улично-дорожной сети в муниципальную собственность из собственности Российской Федерации, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Анализ показал, что наибольший удельный вес в структуре доходов от использования муниципальной собственности города Дудинки занимают доходы от сдачи в аренду муниципального имущества и земельных участков.

Это обусловлено:

· передачей в муниципальную собственность города Дудинки новых объектов и последующая сдача их в аренду;

· вовлечение в гражданский оборот, а следовательно более эффективное использование существующего ранее неиспользуемого имущества;

· принятие новой методики расчета арендной платы при сдаче в аренду муниципальной собственности;

· переход на новый порядок исчисления размера арендной платы за землю в зависимости от ее кадастровой стоимости.

Комплексной программой социально-экономического развития муниципального образования «Город Дудинка» на 2008-2017 годы определены следующие проблемы, существующие в области управления муниципальным имуществом:

· неполный учет объектов прав собственности и разграничение прав на них;

· наличие в муниципальной собственности имущества, которое не служит и не может служить для решения вопросов местного значения муниципального образования;

· наличие муниципальных предприятий, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии или в стадии банкротства;

· в поселках муниципального образования граждане не имеют возможности, не покидая своего населенного пункта, получить услуги по технической паспортизации зданий и сооружений, кадастровому учету земельных участков и государственной регистрации, прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


 

 

Рис. 2. Доходы городского бюджета, полученные от сдачи в аренду муниципальной собственности 2008-2010 гг. тыс. руб.

 

 

 

Рис. 3. Доходы полученные от приватизации муниципальной собственности 2008-2010 гг. тыс. руб.

 

Таким образом, Уставом муниципального образования определен круг объектов муниципальной собственности.

На основе проведенного анализа нами были выявлены следующие проблемы:

несовершенство системы учета объектов муниципальной собственности;

несостоятельность многих муниципальных предприятий;

неотработанность механизмов управления муниципальной собственностью на уровне отдаленных поселков городского поселения.

 

2.2 Муниципальный жилищный фонд как объект управления (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского поселения Дудинка)

 

Муниципальный жилищный фонд как объект муниципальной собственностью находится в распоряжении Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского поселения Дудинка. На сегодняшний день общая площадь жилищного фонда, находящегося в ведении органов местного самоуправления, составляет 475,7тыс. м2 или 10807 квартир и 4 общежития.

С 2003 года строительство жилья в муниципальном образовании свелось к минимуму, что, прежде всего, вызвано с:

недостатком бюджетных средств;

высокой себестоимостью строительства;

сложной транспортной схемой доставки строительных материалов в поселки;

- отсутствие на местах подрядчиков, имеющих лицензию на выполнение строительно-монтажных работ.

В 2009 году объем ветхого и непригодного для проживания жилья составил 6,7 тыс. м2, в том числе: в городской местности - 6,1тыс. м2 и сельской местности - 0,6 тыс.м2.

Уровень благоустройства жилищного фонда обеспечен следующими видами услуг:

центральным отоплением - 95,4 %,

горячим водоснабжением - 94,4 %;

водопроводом - 95,2 %;

канализацией - 95,2 %;

напольными электрическими плитами - 84,9 %;

В городской местности уровень благоустройства составляет около 100 %, в сельской местности жилищный фонд оборудован центральным отоплением только в одном поселке на 34,4 %. Централизованное горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и канализация в сельской местности отсутствуют.

Средний износ основных конструктивных элементов жилищного фонда города Дудинки составляет 18,2 %, в том числе:

металлической кровли - 52 %;

мягкой кровли - 25 %;

чердачных перекрытий - 66 %.

Жилищно-коммунальный комплекс муниципального образования - сложный многофункциональный технический комплекс, включающий в себя все необходимые для жизнедеятельности виды услуг. В данный комплекс входят 4 предприятия ЖКХ (2 частных предприятия и 2 открытых акционерных общества со 100% долей собственности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: