Общие суды в действующей судебной системе, их звенья и судебные инстанции




 

Судебная система - закрепленная в законе совокупность взаимосвязанных между собой судов, организованных и действующих на общих конституционных принципах с учетом существующего административно-территориального устройства страны и возглавляемых Верховным Судом Республики Беларусь.

Всякая судебная система состоит из отдельных элементов и ступеней. каждая из которых обладает определенной суммой полномочий. Поэтому различают такие понятия, как "звено" судебной системы и "судебная инстанция".

Понятие "звена" в судебной системе связано с определенным положением данного суда среди других судов и органов правосудия. Суды, наделенные одинаковой компетенцией, т.е. равным объемом прав и полномочий, относятся к одному звену судебной системы. Причем число звеньев, как правило, зависит от административно-территориального устройства государства. Поскольку оно предполагает многозвенность судебной системы (скажем, в наших условиях 3-звенность: район и город; область; республика), то это порождает такие понятия, гак "нижестоящие" и "вышестоящие" суды. Однако в силу специфики судебной власти и правосудия эти категории весьма условны и относительны, поскольку один и тот жесуд может быть вышестоящим по отношению к одним судам и нижестоящим по отношению к другим.

Кроме того, особенностью судебной организации, вытекающей из независимости судей и подчинения их только закону, является то, что суды не находятся вообще в административном подчинении друг у друга. Даже вышестоящие суды, вплоть до Верховного Суда, не руководят нижестоящими судами, а лишь осуществляют судебный надзор, т.е. в предусмотренном законом порядке проверяют решения нижестоящих судов на предмет их соответствия закону, всесторонности, объективности рассмотрения дел и вынесенных по ним решений. Они вправе принять к своему производству любое гражданское или уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, но руководить им, давать указания о том, как надлежало бы рассмотреть и разрешить то или иное конкретное дело, они не вправе. По объему компетенции различаются суды первой, второй (или кассационной) и надзорной инстанции. В итоге судебно-правовой реформы мы, наверное, будем иметь еще одну - апелляционнуюинстанцию. Судебная инстанция не является звеном, ибо она отражает не место суда в судебной системе, а определенный этап, стадию прохождения дела в суде. Проще говоря, судебное звено - это понятие из области судоустройства, а инстанция - судопроизводства.

Выделение судебных инстанций обусловлено наличием в гражданском и уголовном процессах соответствующих стадий судопроизводства, которые строго регламентированы уголовно-процессуальным (УПК) и гражданско-процессуальным (ГПК) кодексами Республики Беларусь. В последнее время появился еще один - Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Судами первой инстанции являются такие суды, которые рассматривают в судебных заседаниях отнесенные к их компетенции гражданские и уголовные дела по существу, т.е. с непосредственным исследованием доказательств и вынесением решений и приговоров. В этом качестве могут выступать все имеющиеся в республике суды.

Суды второй (кассационной) инстанции проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и решений по кассационным жалобам и кассационным протестам.

Судами надзорной инстанции выступают те суды, которые проверяют правильность (т.е. прежде всего, законность, обоснованность и всесторонность) рассмотренных в судах первой и второй инстанций дел и вступивших в законную силу приговоров и решений по ним. Но делают это не по собственной инициативе, а по надзорным протестам определенных должностных лиц - прокуроров и председателей соответствующего уровня судов.

Суды низшего звена судебной системы (в наших условиях - районные, городские) действуют только в качестве суда первой инстанции, иными полномочиями они не наделены, ибо "под ними" никакого другого "низшего" звена нет. Вышестоящие суды могут выполнять функции всех судебных инстанций, т.е. они могут быть судами первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

Мировая практика знает и такую судебную инстанцию, как апелляционная, которая, согласно Концепции, должна появиться и у нас. Она обладает правом повторного пересмотра (проверки по существу) вынесенных нижестоящими судами приговоров и решений. Введение такой инстанции явится дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования, средством дальнейшего укрепления законности.

Важно подчеркнуть, что судебная система организуется и действует на единых и общих конституционных принципах, обязательных для любого звена. Все суды, действующие на территории нашего государства, осуществляют правосудие от имени Республики Беларусь.

Концепция предполагает создание специализированных составов судов для рассмотрения отдельных категорий дел, скажем, таких, как семейные, административные, земельные, трудовые, по делам несовершеннолетних и т.д. Эта идея нашла свое практическое осуществление в Кодексе "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" и закреплена в Конституции Республики Беларусь (ст.109), где прямо указано, что "система судов строится на принципах территориальности и специализации".

Особенность нашей судебной системы заключается в том, что все суды, включая военные, возглавляет Верховный Суд республики, как высшее судебное звено и высшая судебная инстанция. Он не только осуществляет надзор за судебной деятельностью всех звеньев и видов судов в полном объеме, но на основании предоставленных ему Конституцией и другими законами полномочий дает обязательные для всех судов руководящие разъяснения, направляет судебную практику всех судов по загонному пути.

Исключение составляет система хозяйственных судов, для которых высшим судебным звеном и высшей инстанцией выступает, согласно закону, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и Пленум этого суда.

Особое место в нашей судебной системе занимает Конституционный Суд, учрежденный в соответствии с новой Конституцией Республики Беларусь. Некоторые ученые и практики склоняются к тому, что этот институт не связан с правосудием и является ключевым звеном контрольных органов государства. Думается, однако, что такая точка зрения не выдерживает серьезной научной критики,

Правы И.И. Мартинович и М.И. Пастухов, которые в своей книге "Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь" пишут: "Как известно, наша Конституция относила Конституционный Суд к органам государственного контроля и надзора. Полагаем, что Конституционный Суд. хотя и выполняет контрольные функции в области обеспечения конституционной законности, по сути, является органом судебной власти. В этом убеждают следующие доводы. Во-первых, свою деятельность он осуществляет путем судопроизводства при обязательном участии сторон. Во-вторых, завершается процесс вынесения решения в форме заключения. В-третьих, Конституционный Суд, как и другие суды, при рассмотрении вопросов занимаем положение нейтрального арбитра. В-четвертых, он, по общему правил), не выступает с инициативой в принятии вопросов к своему производству. В-пятых, свои решения основывает на высшем Законе - Конституции Республики Беларусь и международно-правовых актах, ратифицированных республикой. В отличие от контрольных органов, которые имеют систему периферийных органов, Конституционный Суд представлен в единственном числе". Еще один признак свидетельствует о принадлежности Конституционного Суда к судебной власти, - это использование им в своих заседаниях заключений экспертов, специалистов, свидетельских показаний, письменных документов, Подтверждают судебную природу Конституционного Суда и первые шаги его практической деятельности, когда рассматривался ряд дел о конституционности нормативных актов. С принятием новой редакции Конституции дискуссиям на этот счет положен конец. Конституция включила и законодательно закрепила положение о том, что Конституционный Суд входит в общую систему судов Республики Беларусь, и четко определила его место в этой системе и полномочия (ст.116).

Рассмотрение дел в соответствующей судебной инстанции происходит по совершенно определенным процессуальным правилам, закрепленным в законе, и с точно определенной целью.

По общему правилу каждое дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр (проверка) дела в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается лишь в исключительных случаях.

Что же означает рассмотрение дела по первой инстанции? Это - разбирательство дела по существу (т.е. от начала до конца и непосредственно) с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу, и удовлетворения или отказа в иске - по гражданским делам. Дела по первой инстанции рассматриваются всеми судами в пределах своей компетенции, подавляющая часть которых приходится на районные, городские суды. Наиболее сложные и социально значимые дела рассматриваются вышестоящими судами, вплоть до Верховного Суда.

Разбирательство дел по существу характерно тем, что суд с участием сторон и других субъектов процесса анализирует доказательства и устанавливает все важные для дела факты. Это происходит с участием заинтересованных и других лиц, имеющих отношение к данному делу. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решение. Следует подчеркнуть, что в целях обеспечения стабильности судебных актов, суд, вынесший решение или приговор, не может сам ни изменить их, ни отменить.

Решения и приговоры судов по уголовным и гражданским делам вступают в законную силу спустя 10 суток после их вынесения. В течение этого времени стороны могут подать жалобу, а прокурор - направить протест в вышестоящий суд. Ст.115 Конституции гласит: "Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений". Здесь содержится очень существенное новшество: если раньше из этого правила делалось исключение для Верховного Суда, когда он выступал в качестве суда первой инстанции, то теперь Конституция не допускает каких-либо отступлений от провозглашенного, принципа. Следовательно, решение или приговор, вынесенные Верховным Судом, также подлежат обжалованию в установленные законом сроки. Значит, наш законодатель последовательно идет по пути демократизации уголовного и гражданского процессов, укрепления законности и защиты прав и интересов личности и общества.

К исключительному порядку проверки законности вынесения судами решений и приговоров относится рассмотрение (проверка) судебных дел в порядке судебного надзора. Как правило, решение или приговор вступают в законную силу, т.е. приобретают общеобязательность и обращаются к исполнению либо автоматически по истечении кассационного срока и отсутствия кассационной жалоба (протеста), либо если вторая инстанция, рассмотрев дело в кассационном порядке, признала их правильными и оставила без изменений.

Чтобы судебные акты сохраняли стабильность, решения и приговоры, вступившие в законную силу; не могут быть опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Однако жизнь таит немало сложностей. Бывает, что и вступившие в законную силу судебные акты (даже после кассационной проверки) могут оказаться незаконными и необоснованными. Как быть? Как исправить ошибку? Для таких случаев закон предусмотрел особую процедуру пересмотра судебных дел в порядке надзора.

Поскольку этот пересмотр касается уже вступивших в законную силу судебных решений, он допускается лишь в исключительных случаях и по правилам, специально оговоренным в процессуальном законодательстве. Причем пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах областных (Минского городского) судов, в судебных коллегиях. Президиуме и Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь, а также в Белорусском военном суде.

Порядок разбирательства при надзорном пересмотре дел имеет свои особенности. Оно осуществляется по особой процедуре, без участия заинтересованных в исходе дела лиц.

Таким образом, весь процесс надзорного производства свидетельствует об особом характере контроля вышестоящих судов за правильностью осуществления правосудия нижестоящими судами, о его исключительности.

В результате рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты, или отменить (изменить) незаконные судебные решения с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса (например, со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции), либо прекратить дело.

Судебные акты надзорных инстанций (постановления Президиума, Пленума Верховного Суда, Белорусского военного суда, определения коллегий) вступают в законную силу немедленно (с момента их принятия). Они могут быть опротестованы и проверены только в порядке судебного надзора в вышестоящих инстанциях, кроме Пленума Верховного Суда. Поскольку нет более высокой судебной инстанции, решение Пленума является окончательным.

Руководящая роль надзорной инстанции та же, что и кассационной. Она выражается в праве надзорной инстанции отменить или изменить судебный акт нижестоящего суда с указанием на его необоснованность или незаконность. Кроме того, надзорная инстанция может рекомендовать нижестоящему суду пути надлежащего рассмотрения (разрешения) дела.

Используя кассационное и надзорное рассмотрение (проверку) дел нижестоящих судов, Верховный Суд Республики Беларусь тем самым осуществляет руководство судебной практикой (именно практикой, а не судами), поддерживая и укрепляя законность, защищая права и законные интересы личности, общества и государства, утверждая справедливость и правопорядок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: