В соответствии со ст. 75 Конституции правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.
На современном этапе деятельность всех судов регулируется Конституцией, а также Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»1 от 25 декабря 2000 г.
. Судебная власть в Казахстане «имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики» (ст. 76 Конституции 1995 г.). При этом судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории республики.
Подчеркнем, что в данном случае речь не идет о независимости судебной власти от конституции и законов, свободе от контроля со стороны общества. В связи с этим в Конституции 1995 г. закреплено: «Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. По конкретным делам судьи не подотчетны».
Одним из важных аспектов независимости судебной власти является то, что среди всех других требований к судьям предъявляется запрет на членство в политических партиях, профессиональных союзах, на выступления в поддержку или против какой-либо парти и. Судебная власть должна быть полностью деполитизирована, ибо, в противном случае, она не сможет быть беспристрастной (пристрастный судья не судья), а при разрешении дел будет руководствоваться не правом, а политической целесообразностью». Так, на основе конституционных положений о независимости судебной власти закреплены основные проявления данного принципа. В частности, при отправлении правосудия судья независим и подчиняется только Конституции и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью. Такие действия преследуются по закону.
|
Кроме того, судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Он не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка. Суды состоят из постоянных судей. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства или иным способом воздействовать на суд до вступления решения или приговора в законную силу.
Кроме этого, Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» предусматривает гарантию независимости судьи. Независимость судьи защищается Конституцией и обеспечивается:
· предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
· запретом под угрозой ответственности какого бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, ответственностью за неуважение к суду;
· установленным порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку;
· предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение. Судьи, члены их семей и их имущество находятся под защитой государства (ст. 26 Закона).
|
Вместе с тем, исследуя принцип независимости судебной власти, носителями которой являются судьи, хотелось бы остановиться на порядке назначения судей. В соответствии со статьей 82 Конституции Республики председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета. В судах в соответствии с конституционным законом могут создаваться судебные коллегии.
Так, судьями могут быть граждане республики, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. К кандидатам в судьи районного (городского) суда предъявляются требования безупречной репутации и получения рекомендации квалификационной коллегии юстиции. Кандидаты в судьи вышестоящих судов, помимо указанных выше требований, должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, из них, как правило, два года работы судьей.
И, наконец, хочется отметить, что принципы правосудия, закрепленные в Конституции 1995 г., отвечают современным международным требованиям организации и деятельности судов. Так, в соответствии со ст. 77 Конституции «при применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами:
|
· лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;
· никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;
· никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом; в суде каждый имеет право быть выслушанным;
· законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
· никто не обязан давать показания против самого себя, супруги (супруга) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;
· любые сомнения виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
· не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания; применение уголовного закона по аналогии не допускается.