В ст. 44 Конституции 1995 г. Закреплены полномочия Президента.




Остановимся на некоторых из них. Отметим, что среди всех полномочий Президента есть такие, которые он осуществляет самостоятельно, а другие — совместно с другими органами государства.

Президент, вправе издавать законы и указы, имеющие силу законов (ст. 45.2 Конституции),только в двух случаях.

Во-первых, когда двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента Парламент делегирует ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (ст. 53.4 Конституции).

Во-вторых, при неисполнении Парламентом требований Президента о приоритетном или срочном рассмотрении какого-либо законопроекта Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона (ст. 61.2 Конституции).

В соответствии со ст. 44.3 Конституции Президент после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики;

с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики, по представлению которого определяет структуру Правительства Республики. Освобождение Премьер-Министра и членов Правительства Президент производит уже самостоятельно. Здесь же отметим, что в Конституции 1995 г. закреплен принцип коллегиальной ответственности перед Президентом. Суть его заключается в том, что перед вновь избранным Мажилисом Парламента Премьер-Министр Республики ставит вопрос о доверии Правительству. В случае выражения Мажилисом доверия Правительство продолжает исполнять свои обязанности, если иное не будет решено Президентом Республики.

Особенности правового статуса Президента Республики Казахстан подчеркивают также следующие полномочия:

· он возглавляет Вооруженные Силы;

· как глава государства, Президент представляет Казахстан в международных отношениях;

· в случаях, предусмотренных законодательством, вводит на территории республики режим чрезвычайного положения;

· Президент принимает решения о проведении референдума.

Но назначение на должность и освобождение от нее ключевых фигур государственных органов Президент Республики согласует с Сенатом Парламента (к ним относятся Председатель Национального банка, Генеральный прокурор и Председатель Комитета национальной безопасности). Эти и другие важные полномочия Президента Республики Казахстан соответствуют его статусу в полупрезидентской республике.

При осуществлении Президентом его полномочий необходимую помощь ему оказывают Администрация, консультативно-совещательные органы, учреждения и организации при Президенте, Государственный секретарь, руководитель Администрации Президента

Конституция Республики Казахстан 1995 г. впервые закрепила положения, регулирующие досрочное освобождение, отрешение от должности Президента.

Так, Президент может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством, не менее трех четвертей от общего числа, депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены может быть отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса. Вопрос отрешения Президента Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики или Мажилиса Парламента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: