Текст для анализа № 2 (из диагностической работы № 1 от 10 октября 2011 года)




Проблемы текста Авторская позиция К комментарию: Автор обращается к событиям августа 44 –го года 1)Меня как человека, пишущего о войне, главным образом интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? (2)Ведь никому не хотелось лишаться своей единственной и такой дорогой ему жизни, и только необходимость до конца оставаться честным человеком заставляла идти на смерть. (3)В то же время находились люди, которые пытались совместить несовместимое. (4)Они надеялись сохранить жизнь и не погрешить против совести, что в определённых, трагических обстоятельствах оказывалось невероятно трудным, если не совсем безнадёжным. (5)Много лет в моей памяти жил один случай, настойчиво будораживший мое сознание. (6)Это произошло в августе сорок четвёртого года, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных. (7)В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. (8)Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидит у самой изгороди. (9)В следующее мгновение я узнал прежнего моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. (10)Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. (11)О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводились беседы, а он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе, оборванный и понурый. (12)Я смотрел на него, а он, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал после тяжёлого вздоха: (13)– Вот так оно получается! (14)– Как же это случилось? (15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться. (16)– Что делать! (17)Такова судьба. (18)Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. (20)Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы. (21)Ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. (22)В конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам... (23)Я верил ему: он говорил правду. (24)Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. (26)И вот плачевный результат этой хитрости... (По В. Быкову*.) * Быков Василь (Василий) Владимирович (1924 – 2003) – советский белорусский писатель, публицист и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, один из наиболее ярких представителей военной прозы второй половины XX века

Аргументы к теме 2

 

В. Быков «Сотников».

Проблема нравственного выбора поставлена Василём Быковым в повести «Сотников». Два партизана, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, оказывается перед выбором: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть, но не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но погибнуть с достоинством, никого не предавая, не отрекаясь от своих убеждений. Оба героя делают непростой нравственный выбор: Сотников гибнет, сохранив человеческий облик, Рыбак предаёт товарищей, родину и соглашается сотрудничать с немцами.

Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.

“...Для меня Сотников — герой, — пишет автор. — Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут...”

«Обелиск»

Учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить, никто из его учеников не произносит его имени на допросе. Но бросить ребят одних в последние часы, в минуты их казни, он не мог, ведь это означало бы для него изменить своим воспитан­никам, изменить своим нравствен­ным принципам.

“Пойти и не вернуться”

В “Пойти и не вернуться” рядом с главной героиней Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”.

 

В. Г. Распутин «Живи и помни».

Дезертирство Андрея Гуськова, героя повести В. Г. Распутина, его эгоизм и трусость, желание остаться в живых привели к трагическим последствиям: они стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны. Муж-дезертир после ранения и госпиталя тайком появляется в окрестностях родной деревни, оправдывая свои поступки желанием увидеть родных. Он становится озлобленным, отверженным от людей, приносит несчастье и своей жене, которая острее его чувствует вину перед людьми. Настена пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Женщина самоотверженна, её муж труслив и эгоистичен.

Б. Васильев «В списках не значился»

Действие повести разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой — лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке, он был свободным человеком. Но именно эта свобода, сознание своего долга заставили его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Нельзя без слез читать слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля».

Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.

Подвиг Евгения Родионова

Евге́ний Алекса́ндрович Родио́нов — рядовой российской армии. Во время Чеченской войны вместе с группой сослуживцев долгое время провёл в плену, подвергаясь жестоким пыткам, отказался от предложения переменить веру в обмен на свободу, за что был зверски убит. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России»

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался один из чеченцев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…» 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. После отказа Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова расстреляли, а ещё живому Евгению Родионову отрезали голову.

 

В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью».

 

Примерное сочинение

Василь Быков, известный советский писатель, сам был участником Великой Отечественной войны, наверное, поэтому в его творчестве военная тематика занимает особое место. Он один их тех авторов, который по-новому подошел к освещению характеров людей в моменты страшных испытаний. Вот и в представленном отрывке он обращается к нравственной проблеме, размышляет о чести и бесчестии, о долге и предательстве…

Василь Быков с самого начала формулирует вопросы, которые представляются ему очень важными: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Он размышляет о жизни, которая дорога каждому, и о неизбежной смерти, потому что необходимо до конца оставаться честным человеком. В. Быков рассказывает об эпизоде, который произошёл в годы Великой Отечественной войны, в августе сорок четвёртого года. Среди пленных гитлеровцев повествователь встретил человека, которого считали погибшим, он «посмертно» был удостоен высокой награды. И вдруг автор видит его «в пропотевшем немецком кителе, оборванного и понурого ». Страшной оказалась судьба этого человека, пытавшегося «сохранить жизнь и не погрешить против совести ». Этот человек был ранен и попал в плен, «он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим». Он принимал участие в боях против своих, хотя стрелял вверх. Человек остался жить, но это, если можно так выразиться, «нравственный мертвец», в нём нет ни злобы, ни отчаяния…только тихая покорность судьбе…

Всем ходом своих размышлений автор приводит нас к выводу: даже ради спасения собственной жизни нельзя поступаться честью и совестью.

Невозможно не согласиться с точкой зрения Василя Быкова, потому что сохранить жизнь и не погрешить против совести, это в определённых, трагических обстоятельствах бывает невероятно трудным, если не совсем безнадёжным. Вопрос, поднятый автором, присутствует во многих произведениях самого В. Быкова. Мне вспоминается его повесть «Сотников». Проблема нравственного выбора поставлена перед двумя партизанами, которые, выполняя оче­редное задание командира отряда, оказываются перед выбором: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть, правда, не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но погибнуть с достоинством, никого не предавая, не отрекаясь от своих убеждений. Оба героя делают непростой нравственный выбор: Сотников гибнет, сохранив человеческий облик, Рыбак предаёт товарищей, родину и соглашается сотрудничать с немцами.

В повести В. Г. Распутина «Живи и помни» стоит та же проблема выбора. Дезертирство Андрея Гуськова, героя повести, его эгоизм и трусость, желание остаться в живых привели к трагическим последствиям: они стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны. Муж-дезертир после ранения и лечения в госпитале тайком появляется в окрестностях родной деревни, оправдывая свои поступки желанием увидеть родных. Он становится озлобленным, отверженным от людей, приносит несчастье своей жене, которая острее его чувствует вину перед людьми. Настена пытается спасти его, но муки совести, людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Женщина самоотверженна, её муж труслив и эгоистичен.

О многом заставили задуматься размышления В. Быкова. Сумею ли я в минуту испытания преодолеть страх смерти, потери здоровья? Можно ли было герою рассказа Быкова просто промолчать, сделать вид, что не заметил, не узнал знакомого? В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью». Как верно сказано!

 

Писать эссе следует по следующему плану:
I. Вступление.
С чего можно начать эссе:
Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа).
Зачем нужны войны? Почему человечество не может извлечь уроки прошлого?
проблемный вопрос.
Может ли компьютер заменить книгу?
типичная ситуация (аналогичная изображенной в тексте).
Часто бывает так, что…
общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии...
ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин.
создание определенного эмоционального настроя.
Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.
обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, - проблема экологии культуры.

Не начинайте эссе со следующих выражений:
• В этом тексте говорится…
• Автор данного текста обратился к проблеме…
• Этот текст посвящён…
• В статье Л. Долининой рассказывается…
• В своём тексте автор…
• Проблема … – основной вопрос, который поднимается в тексте.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным (2-3 предложения), должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы.

II. Формулировка проблемы:
Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией к этой проблеме. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества). Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация — это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Если вы считаете, что вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите:
● В тексте поднимается много проблем, одна из которых – проблема…;
● Автор заставляет задуматься над множеством проблем, одна из которых – проблема…

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например:
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.).

Можно использовать следующие речевые клише:
• Автор поднимает проблему...
• Автор затрагивает важную проблему...
• Автора текста размышляет над проблемой...
• В тексте поднимается проблема…
• Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...
• Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой...
• Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.
• Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...
• Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.
• Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:...
• Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.
• Почему люди любят? Приносит ли любовь людям счастье? Над этими сложными вопросами рассуждает автор/писатель и т.д.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
• Актуальной
• Общественно значимой
• Глубокой
• Философской
• Политической
• Нравственной
• Злободневной
• Животрепещущей
• Насущной
• Острой
• Важной
• Серьезной
• Спорной
• Наболевшей и т.п.

Примеры формулировки проблем:
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры.

III. Комментарий к проблеме.
Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
• насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
• если это возможно, коснитесь «истории вопроса », т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
• есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской;
• на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…»)
• на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»).

Важно следующее:
● если мы говорим, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии.
● если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий.

Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Почувствуйте то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).
Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Клише
:
• «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)
• Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что…
• Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как…
• Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь…
• Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
• Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как…
• Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь…
• … - тема рассуждений автора текста. Её актуальность очевидна, ведь и сегодня…
• Вопрос о …{обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.{Объясняем почему}
• Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.){указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
• Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.{Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
• Рассуждая над проблемой...,{указываем автора}обращается...{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Можно написать комментарий по следующему шаблону:
Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN{укажите автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …{если это нравственная проблема, то укажите, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т. е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметьте, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметьте её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты}. Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма{приведите примеры}, в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над{повторите проблему}, NN обращается{укажите, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.

Проблема может заставить читателя:
• глубоко задуматься
• серьезно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
• серьезнее относиться к …
• переосмыслить свое отношение к …
• по-иному посмотреть на …
• поделиться мыслями о …
• оценить истинный масштаб чего-либо
• открыто выразить свое отношение к …
• оценить собственную позицию
• заняться самовоспитанием и т.п.
• с горечью понять, что …
• заняться ее глубоким изучением

IV. Авторская точка зрения.
Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование ведется от 1-го лица:
• Автор считает, что…
• Позиция автора такова:…
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
• Автор убеждает нас в том, что…
• Основная мысль текста заключается в том, что…
• Автор доказывает, что…
• Позиция автора заключается в том, что...
• По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
• В тексте доказывается мысль о том, что...
• Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»
• Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}.

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование не ведется от 1-го лица:
• Хотя точка зрения автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
• Хотя точка зрения автора не выражена явно, эмоциональная окраска текста убеждает нас в том, что…
• Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что…
• Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности{если вы пишете об этих средствах, обязательно назовите, обратитесь к рецензии, к заданию №24, но только если уверены в правильности решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…

Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:
Автор:
• посвящает свою статью;
• полемически заостряет проблему;
• эмоционально воздействует на читателя;
• делает читателя своим союзником;
• образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
• раскрывает сущность поставленных проблем;
• точно формулирует мысль;
• заставляет читателя задуматься над проблемой;
• показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
• пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
• убеждает читателя в правоте своей позиции;
• пытается найти в читателе единомышленника;
• ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
• пишет интересно и ново о старых проблемах;
• говорит с тревогой о наболевших проблемах;
• открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Также можно использовать следующие речевые клише:

Одобрение Нейтральная позиция (констатация фактов) Порицание, осуждение
Автор восхищается...; поражается..., удивляется...,словно приглашает вместе с нами полюбоваться..., с интересом наблюдает за тем..., как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о.... Автор размышляет о..., словно приглашает читателя к диалогу..., делится своими мыслями (наблюдениями)..., ставит перед читателями важную, злободневную проблему..., пытается объяснить сложные жизненные (философские) понятия Автор с болью в сердце пишет а том, что... с горечью говорит о...; У автора вызывает негодование...; Автор не может смириться с тем..., с горькой иронией пишет о том...; Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автора заканчивает не менее тревожным выводом...

 

V. Согласие/несогласие с автором и аргументация.
Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо написать «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о… (считает, что…)». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать.
Сначала пишется согласие или несогласие с авторской точкой зрения, а далее нужно привести два аргумента (1 из литературы и 1 из жизненного опыта или 2 из литературы), третий – не засчитывается.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Вы должны постараться не повторять аргументы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Когда аргументируете свою точку зрения – надо представлять, что вы доказываете свою точку зрения агрессивно настроенному против нее оппоненту. Если в своем уме вы убедите его, то, очевидно, и аргументы являются подходящими.

Если в вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного жизненного примера, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место! Примеры из литературы мы публиковали в одной из наших новостей: Аргументы к сочинению. Если у вас возникают трудности в подборке аргументов – обращайтесь к нам в группу ВКонтакте.

Речевые клише для аргументации собственной позиции:
Для согласия/несогласия с позицией автора:
• Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему...
• Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
• Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
• Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
• Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
• Мне близка позиция автора тем, что …
• Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
• Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…
• Нельзя не согласиться с автором в том, что…
• Кажется спорной мысль автора о том, что…
• Текст (ФИО автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…
• С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…
• Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…
• Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…
• При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).

С использованием жизненного опыта:
• Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …
• Помню, как-то мама (отец, бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…
• Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что…
• Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но, тем не менее, нечто подобное было и в моей жизни:
• Как часто приходится сталкиваться с...
• Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?
• Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...
• К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)...
• Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…
• • Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...;
• Еще Пётр I говорил, что...;
• Любой историк скажет вам, что...;
• Большинство врачей считают, что...;
• Как установлено японскими учеными... и т. п.
• Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах)...
• Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...


Из читательского опыта:

• Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
• Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
• Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

VI. Заключение:
В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Приведем различные способы оформления заключения:
1. Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и логичная концовка сочинения.
Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
3. Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подума



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: