I. Общие положения
1. Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила) определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее – субъекты транспортной деятельности).
2. Субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
3. Субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать водителей следующими документами:
регистрационными документами на транспортное средство;
страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
путевым листом;
транспортной накладной и иными документами на перевозимый груз;
специальными разрешениями, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
4. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) субъект транспортной деятельности:
осуществляет ежегодное планирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
осуществляет учет, анализ и хранение в течение не менее трех лет поступающих обращений граждан и организаций о нарушении правил дорожного движения водителями транспортных средств, эксплуатируемых субъектом транспортной деятельности, и принятых по результатам указанного анализа мерах;
проводит инструктажи и стажировки водителей.
II. Анализ причин и условий дорожно-транспортных происшествий
5. При осуществлении анализа причин и условий ДТП с участием транспортных средств, эксплуатируемых субъектом транспортной деятельности, устанавливаются:
1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством, или индивидуального предпринимателя, управлявшего транспортным средством самостоятельно, (далее - водитель):
фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения по данной категории транспортного средства, а также по возможности те же сведения о других водителях - участниках ДТП;
прохождение водителем предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;
соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;
соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
наличие у водителя административных правонарушений в области транспорта и дорожного движения, нарушений трудовой дисциплины и взысканий в течение года, предшествовавшему ДТП;
соответствие водителя Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287[1];
организация повышения квалификации и соблюдение условий стажировки водителя;
2) в отношении транспортного средства:
модель транспортного средства;
государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта - бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
наличие отметки о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, если наличие такого специального разрешения обязательно;
наличие специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;
периодичность проведения технического обслуживания транспортного средства и сроки проведения последнего технического обслуживания транспортного средства, а также лицо, ответственное за его проведение;
наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании и ремонте транспортного средства;
наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях (кроме случая, когда водителем является индивидуальный предприниматель, самостоятельно управляющий транспортным средством);
3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица профессиональным и квалификационным требованиям, указанным в пункте 14 и 15 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 2871;
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей в предусмотренных настоящими Правилами случаях;
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр и наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным);
соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил.
Результаты анализа ДТП оформляются документально и хранятся не менее трех лет.