Служит для повышения эффективности рабочего процесса в цилиндрах дизеля путем принудительной подачи воздуха и его охлаждения. Обеспечивает удаление отработанных газов и вентиляцию картера дизеля.
Отработанные газы удаляются из цилиндров через выхлопной коллектор, с коллектора подаются в турбинную часть турбокомпрессора. При этом энергия отработанных газов заставляет вращаться ротор турбокомпрессора. После этого газы через глушитель и выхлопные трубы удаляются в атмосферу.
При работе турбокомпрессора, его компрессорная часть создает разряжение, под действием которого воздух из атмосферы всасывается через воздухозаборники и фильтра непрерывного действия. Затем он нагнетается через воздухоохладитель в воздушный ресивер дизеля. Из воздушного ресивера через впускные клапаны цилиндровых крышек поступает в цилиндровую втулку.
Одновременно под действием созданного компрессорной частью турбокомпрессора разряжения происходит всасывание паров масла из картера дизеля, пары масла пройдя через маслоотделитель, удаляются вместе с надувочным воздухом через цилиндры дизеля.
Турбокомпрессор типа 6ТК.
Турбокомпрессор предназначен для подачи воздуха в дизель под избыточным давлением с целью увеличения мощности и экономичности дизеля.
Он расположен на кронштейне с переднего торца дизеля.
Турбокомпрессор: 1 – колесо компрессора; 2 – опорно-упорный подшипник; 3 – проставок; 4 – входной патрубок; 5 – корпус компрессора; 6 – лопаточный диффузор;7 – корпус средний; 8 – улитка газовая; 9 – корпус турбины; 10 – патрубок выпускной; 11 – колесо турбины; 12 – сопловой аппарат; 13 – обод; 14 – опорный подшипник; 15,16 – трубы; Б,В – полости.
|
Состоит из одноступенчатой осевой турбины, работающей за счет тепловой энергии выпускных газов дизеля, и одноступенчатого центробежного нагнетателя.
Остов турбокомпрессора состоит из корпуса компрессора 5, среднего корпуса 7 и корпуса турбины 9. Ротор состоит из колеса 1 нагнетателя и колеса 11 турбины насаженны на общий вал. Опорно-упорный 2 и опорный 14 подшипники ротора расположены между рабочими колесами 1 и 11. Средний корпус служит для размещения в нем подшипников и деталей системы уплотнений, он образован верхней и нижней половинами, которые скрепляют друг с другом болтами. К корпусу компрессора присоединен двухзаходный патрубок 4, по которому воздух всасывается в компрессор; патрубок соединен с воздухоочистителями, установленными па боковых стенках кузова тепловоза. В патрубок 4 вмонтирована труба 16, по которой газы отсасываются из картера дизеля.
Корпус компрессора 5 и проставок 3 образуют так называемую воздушную улитку, по которой сжатый воздух поступает через трубу 15 в охладитель наддувочного воздуха и далее во впускной ресивер дизеля.
Масло для смазывания трущихся поверхностей подшипников 2 и 14 поступает из масляной системы двигателя по каналам в корпусе 7.
В полостях Б среднего корпуса и В корпуса турбины циркулирует вода, которая подводится из системы охлаждения дизеля; это позволяет уменьшить тепловые деформации корпуса.
Выпускной патрубок 10 отлит из стали и покрыт теплоизоляционным асбестовым слоем и стеклотканью. Вал ротора откован, из легированной стали, он имеет две опорные шейки. Колесо 1 компрессора изготовлено из дюралюминия, состоит из двух частей. Одна часть колеса имеет спиральные лопатки, другая - прямые, переход от спиральных лопастей к прямым выполнен плавным. Это колесо насажено на шлицы вала и закреплено гайкой. Колесо 11 турбины выполнено из жаропрочной аустенитной стали, посажено на вал с натягом и зафиксировано штифтами. Рабочие лопатки газового колеса изготовлены из жаропрочного сплава и укреплены на диске турбинного колеса при помощи «елочных» замков.
|
Принцип работы турбокомпрессора заключается в следующем: отработанные газы из цилиндров дизеля по коллекторам и газовой улитке поступают к сопловому аппарату, в сопловом аппарате расширяются, приобретая необходимое направление и высокую скорость, и направляются на лопатки рабочего колеса турбины, приводя во вращения ротор. Газы из турбины выходят по выпускному патрубку в глушитель, а затем в атмосферу. При вращении ротора воздух засасывается через входной патрубок в колесо компрессора, где воздуху сообщается дополнительная кинетическая энергия и происходит основное повышение давления. В диффузоре и воздушной улитке вследствие уменьшения скорости воздуха давление дополнительно повышается. Из компрессора воздух подается в охладитель наддувочного воздуха и далее - в цилиндры дизеля
1 – лабиринт; 2, 29 – фланцы; 3 – пробка; 4 – подшипник опорно-упорный; 5, 39, 46 – шпильки; 6, 48 – проставки; 7 – входной патрубок; 8, 13, 14, 16, 18, 20, 36, 37, 38, 47, 48, 50, 51, 52, 53 – болты; 9 – улитка воздушная; 10 – прокладка регулировочная; 11, 25 – диффузоры; 12 – ротор; 15 – корпус средний; 17 – улитки газовые; 19 – корпус турбины; 21 – патрубок выпускной; 22 – штифт; 23 – втулка; 24 – аппарат сопловой; 26, 27, 31, 34, 35, 44 – прокладки; 28 – подшипник опорный; 32, 45, 49 – кольца резиновые; 33 – труба резиновая; 40 – труба; 41 – штуцер; 42 – рым-болт; 43 – труба жаровая; В, Е, И, К, У – полости; Д, Н, С, Т, Х – каналы; Ж, Р, Ф, Ш, Щ – отверстия; М – лапы.