Принципиальные новшевства при проведении СОУТ




Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 года ООО "Охрана. Безопасность" начала проводить специальную оценку условий труда. Основанием для ее проведения является принятый Государственной Думой РФ Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Что такое специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ)является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Принципиальные новшевства при проведении СОУТ

Процедура специальной оценки условий труда является логическим продолжением аттестации рабочих мест по условиям труда, но имеет массу отличий. Теперь это не просто оценка отдельных факторов производственной среды и трудового процесса, а единый алгоритм выявления и идентификации профессиональных рисков, возникающих во время нахождения работника во вредных и (или) опасных условиях труда и оценки их воздействия с учетом применения работников средств индивидуальной и коллективной защиты. Результат данной оценки в конечном итоге будет отражен в страховом тарифе, уплачиваемом предприятием в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Класс условий труда и установленный в соответствии с ним размер повышающего страхового тарифа:

1 (оптимальный) - 0% дополнительного страхового взноса;
2 (допустимый) - 0% дополнительного страхового взноса;
3.1 (вредный) - 2% дополнительного страхового взноса;
3.2 (вредный) - 4% дополнительного страхового взноса;
3.3 (вредный) - 6% дополнительного страхового взноса;
3.4 (вредный) - 7% дополнительного страхового взноса;
4 (опасный) - 8% дополнительного страхового взноса;

Как можно увидеть, работодателям, обеспечивающим своим работникам безопасные условия труда, повышенный размер страхового тарифа не устанавливается. Это позволит многим предприятиям значительно сократить расходы по данной статье.

Ранее страховой тариф устанавливался на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и очень слабо характеризовал реальное состояние условий труда на конкретном предприятии, а скорее был показателем в среднем по отрасли.

Еще одним отличием специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест по условиям труда, существенно сокращающим расходы предприятий на данную процедуру является "Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда". Декларирование будет возможно в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не будут обнаружены. Для данных рабочих мест работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация). Срок действия декларации - 5 лет.

В законе прописаны случаи прекращения действия декларации и проведения внеплановой специальной оценки условий труда:
1. С работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
2. у работника, в отношении которого принята данная декларация, выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
В случае окончания срока действия декларации и отсутствия вышеперечисленных замечаний - срок ее действия считается автоматически продленным еще на 5 лет.

ООО "Охрана. Безопасность" предлагает проведение специальной оценки условий труда в Пензе и по России в соответствии со следующим порядком:

1. Работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), в обязанности которой и входит организация и проведение СОУТ. Данная комиссия готовит и утверждает перечень рабочих мест.
2. Производится Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (Далее - идентификация). Под идентификацией понимается сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ и должна учитывать все вредные и (или) опасные производственные факторы, воздействующие на работника.
3. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Применяется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены.
4. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. ООО "Охрана. Безопасность" рекомендует обратить внимание на соблюдение принципа "единства измерений" (Измерение должен проводить специально обученный сотрудник, поверенным оборудованием, находящимся в реестре СИ, по аттестованным методикам.)
Рабочие места, проведение СОУТ в отношении которых создает угрозу жизни специалисту организации, проводящей специальную оценку условий труда, оформляются отдельным протоколом и относятся к опасному классу условий труда.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" так же определен обязательный перечень факторов, на который должна быть аккредитована лаборатория, проводящая СОУТ:
4.1. физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
4.2. химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
4.3. биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
4.4. тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
4.5. напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

 

5. Классификация условий труда. В зависимости от вредности рабочему месту присваивается определенный класс (подкласс) условий труда. Всего их четыре - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

5.1. Оптимальные условиям труда (1 класс) - условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

5.2. Допустимые условия труда (2 класс) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

5.3. Вредные условия труда (3 класс) - условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5.4. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.
Результаты специальной оценки условий труда, передаваемые заказчику должны содержать следующие материалы:

6.1. сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

6.2. перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

6.3. карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

6.4. протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

6.5. протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6.6. протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

6.7. сводная ведомость специальной оценки условий труда;

6.8. перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

6.9. заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Далее комиссия подписывает отчет о проведении специальной оценке условий труда и отчет утверждается председателем комиссии. Работодатель обязан организовать ознакомление работником с результатами специальной оценки условий труда на предприятии в течении 30 дней с момента утверждения данного отчета. и при наличии собственного сайта в сети "Интернет" организует размещение данного отчета на нем не позднее 15 календарных дней со дня утверждения данного отчета.

7. Результаты проведения специальной оценки условий труда направляются в Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда для дальнейшего использования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и страховщиками при условии конфиденциальности и защиты от несанкционированного доступа.

8. В целях дальнейшего усиления контроля за процедурой специальной оценки условий труда были отработаны и ужесточены требования к организациям и экспертам, проводящим СОУТ:

8.1. организация обязана указать в уставных документах в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

8.2. иметь в наличии в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

8.3. обеспечить наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

ООО "Охрана. Безопасность" полностью соответствует требованиям, предъявляемым к организациям, проводящим специальную оценку условий труда. Мы работаем на рынке услуг для малого, среднего и крупного бизнеса уже 10 лет и постоянно проводим внутрилабораторный контроль качества, обучаем и повышаем квалификацию наших специалистов, модернизируем лабораторное оборудование. Это обеспечивает гарантию качества выполняемой работы и высокий уровень удобства для наших клиентов.

Чтобы постоянно быть в курсе готовящихся и уже начавших применяться нововведений, а также любых тонкостей действующего законодательства, воспользуйтесь услугами компании «Охрана.Безопасность», которая находится в Пензе. Наши специалисты постоянно следят за изменениями российской нормативно-правовой базы, оказывая эти услуги с профессиональной оперативностью и качеством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: