Учебно – коммуникативные умения




Под учебно-коммуникативными умениями понимают умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом.

Более того, развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Это следующие умения:

> главное в них - умение слушать. Умение учебного слушания одно из самых трубных, требующих сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, что требует определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;

> не менее трудным является умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа;

> читать текст и одновременно слушать установки учителя о работе над текстом; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета; выступать перед аудиторией; составлять план выступления; вести полемику, участвовать в дискуссии; задавать уточняющие вопросы; аргументировать, доказывать. [ 11 ]

Все названные выше умения, не только помогают учащимся овладевать новыми знаниями, но и являются важнейшей составной частью подлинной образованности.

 

 

Список используемой литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов.- Екатеренбург: деловая книга, 1999.

2. БабанскийЮ.К. Оптимазация процесса общения.- М.:Педагогика, 1997.

3. Дневник индивидуальной воспитательной работы с учащимися – Чебоксары:1994.

4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока – М: Просвещение, 1984.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед. вузов: в 3 т.-3-е
изд.-М.: Владос, 1999.

6. Онищук В.А. Урок в современной школе - М: Просвещение, 1981.

7. Охитина Л.Т. Психологические основы урока - М: Просвещение, 1977.

8.Пермякова В.А. Уроки его психологический анализ: методические указания -Иркутск:1994.

9.Пермякова В.А. Возрастное развитие детей, его предпосылки и закономерности (в норме и при отклонениях): Учебное
пособие- Иркутск: Изд-во ИГПУ,2002.

10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая
психология - Санкт-Петербург, 2000.

11. Рерке В.И. Психологический анализ современного урока -

Иркутск: ИГПУ, 2002.

12. УшаковА.И; ЩербаковаН.М; ИвановД.В;..ГалюкН.А Очерки психологии довузовской подготовки старшеклассников - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1999.

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..…..4

 

I. Структура психологического анализа современного урока………...5

1.1. Создание общих условий эффективного обучения………………………………………………………....5

1.2. Функции учителя………………………………………………..5

1.3. Конспект психологического анализа урока………………...…9

 

II. Психологическая интерпретация наблюдаемых познавательных процессов…………………………………………………………...….10

2.1. Восприятие учащихся на уроке…...………………………..….10

2.2. Мышление………………………………………………….…...10

2.3. Познавательные интересы, их активность…………………….11

2.4. Внимание…………………………………………………….….12

2.5. Память………………………………………………………..….12

2.6. Учет учителем возрастных особенностей

учащихся на уроке……………………………………………...13

 

III. Общеучебные умения школьников……………………………....…..14

 

 

Список используемой литературы…………………………………..…...18

 

Оглавление……………………………………………………….…19

 

Приложения…………………………………………………….......20

.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

I. Формальная часть психологической характеристики урока:

титульный лист.

Школа:

Дата:

Класс:

Смена:

Урок №:

Учитель (Ф.И.О.):

Тема урока:

Цель:

Задачи: обучающие -

развивающие -

воспитывающие-

 

 

Оборудование: 1.____________________

2.____________________

3.____________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Хронометраж урока:

Например:

Вариант №1- этапы урока.

1. Организация- 1 мин.

2. Проверка домашнего задания - 10 мин.

3. Новы и материал - 20 мин.

4. Демонстрация фильма - 5 мин.

5. Закрепление - 7 мин.

6. Задание на дом - 2 мин.

Литература (с указанием страниц)

 

Вариант №2- хронометраж урока.

1мин. 9 мин. 17 мин. 25 мин. 33 мин. 41мин.

2 мин. 10мин. 18мин. 26 мин. 34 мин. 42мин.

3 мин. 11 мин. 19 мин. 27 мин. 35 мин. 43мин.

4 мин. 12 мин. 20 мин. 28 мин. 36 мин. 44мин.

5 мин. 13 мин. 21мин. 29 мин. 37 мин. 45мин.

6 мин. 14 мин. 22 мин. 30 мин. 38 мин.

7 мин. 15 мин. 23 мин. 31 мин. 39 мин.

8 мин. 16 мин. 24 мин. 32 мин. 40 мин.

Студент при психологическом анализе урока имеет возможность выбрать вариант №1 или вариант№2. При этом четко и логично рассмотреть этапы урока или детально и очень подробно отследить хронометраж урока.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Содержательная часть психологического анализа

 

Этапы урока Деятельность учителя Поведение учащихся Волевые психические состояния Психология интерпритация наблюдаемых познавательных процессов
  Целевая установка   Информационная установка Перцептивная установка Организаторская функция Коммуникативная функция Развивающая функция Функция контроля Поддержание сознательной дисциплины + - Руководство воспитанием Организация познавательноймыслительной деятельности Познавательные интересы учащихся и их избирательная на уроке     Активизация внимания   Организация процессов запоминания и воспроизведения     Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся  
- вдохновение при выполнении творческих заданий - воодушевление - мобилизация - вырабатывание - готовность (установка) - активизация - переутомление - утомление - монотония (безразличте, скука) - пресыщение - усталость
Внешние проявления состояния отдельных учащихся
                       

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: