«Средства формирования физической культуры личности»
Менеджер любого уровня, работающий в сфере физической культуры и спорта должен уметь оценивать эффективность проведения тренировочных занятий с любым контингентом занимающихся, что возможно только в том случае, когда он знает классификацию физических упражнений и ожидаемые виды эффекта от их выполнения.
Высшим профессионализмом менеджеров можно назвать возможность оценивать индивидуальное педагогическое мастерство тренера на основе выделения методов, методических подходов и приёмов, которыми он пользуется. Эта способность менеджеров позволяет им организовывать семинары, по повышению квалификации ориентируясь на передовой опыт работающих в организации специалистов, а также приглашать для участия в семинарах специалистов, в передаче знаний и умений которых заинтересована организация.
В качестве дополнительного материала рекомендуем студентам восстановить и расширить знания средней школы по вопросам энергетического механизма обеспечения двигательной деятельности. В качестве самостоятельного задания предлагается оценить какой механизм энергетики является превалирующим в более знакомого вам виде спортивной деятельности или конкретном физическом упражнении (креатинфосфатный, (фасфагенный), лактацидный (гликолитический) или кислородный (окислительный).
Единственным прямым источником энергии является аденозинтрифосфорная
кислота (АТФ) при расщеплении которой получается свободная энергия, запускающая механизм мышечного сокращения. Количество накопленного мышцами АТФ достаточно лишь для выполнения кратковременной мощной работы в течение до 5 сек.
|
Расщепляющаяся после начала работы АТФ мгновенно восстанавливается (ресинтезируется) за счет другого высокоэнергетичного фосфатного соединения – креатинфосфата (КрФ). Эта энергетическая система называется фосфагенной (креатинфосфатной). Мощность этой системы объясняется тем, что не требуется с одной стороны кислорода О2, т.е. происходит в анаэробных условиях, с другой стороны, для расщепления АТФ не нужно ферментов. Этот механизм энергообеспечения включается сразу после начала любой работы и действует в полной мере при выполнении кратковременно мощной работы (взрывные усилия, спринт), т.е. там, где требуется показать максимальную силу и скорость.
Напомним, что АТФ является единственным прямым источником мышечного сокращения, а для того чтобы мышечная деятельность осуществлялась продолжительное время, требуется постоянное ее восстановление. Для восстановления АТФ используются энергетические субстраты – углеводы, жиры и белки.
Белковый ресинтез АТФ в силу его сложности, а именно длительного ферментативного ряда и наличие кислорода в физкультурно-спортивной практике не рассматривается. Следовательно, остаются востребованные два субстрата – углеводы и жиры.
Мышечная деятельность может осуществляться при двух условиях:
а) отсутствием кислорода – анаэробные условия выполнения работы;
б) наличие кислорода – аэробные условия выполнения работы.
Ранее отмечалось, что креатинфосфатный механизм энергообеспечения включается сразу и работает в анаэробных условиях, но емкость его крайне незначительна и ограничивается промежутком времени – 5 сек. Но мощная работа в анаэробных условиях может длиться более продолжительно. Значит, на помощь креатинфосфатному механизму должен приходить другой механизм энергообеспечения и ресинтеза АТФ. Этим механизмом является расщепление гликогена и глюкозы. Данный механизм энергообеспечения называется – лактоцидным или гликолитическим. Лактоцидным его называют потому, что гликоген и глюкоза расщепляются в этом случае до молочной кислоты (лактата). Данная система энергообеспечения достигает своей мощности к 20-40 сек. после начала работы. Следовательно, она в большей степени востребована для мышечной работы сравнимой с пробеганием дистанции от 200 до 800 метров или проплыванием от 50 до 200 метров, а также для выполнения стандартной работы, связанной с задержкой дыхания или ограничением кровоснабжением.
|
Лактоцидная энергетическая система в 3 раза ниже мощности фосфагенной системы, но в 2,5 раза превышает ее по показателю емкости, т.е. продолжительности выполнения работы. Емкость лактоцидной энергетической системы ограничивается (лимитируется) не отсутствием запаса гликогена в мышцах или глюкозы в крови, а накоплением молочной кислоты в мышцах, которые и блокируют этот механизм.
Но мышечная деятельность (работа) продолжается, а, следовательно, требуется восстановление АТФ. Теперь на смену анаэробным механизмам энергообеспечения приходит аэробный механизм, т.е. окисление с участием О2.
В первом случае, субстратом для продолжения энергообеспечения служат опять же гликоген и глюкоза, которые с участием кислорода доставляется мышцам с кровью и окисляются до СО2 и Н2О с выделением энергии, т.е. АТФ. Выглядит это так:
|
C6H12О6 + 6О2 + 36АДФ + 38Ф → 6СО2 + 6Н2О + 38 АТФ
Увеличение мощности работы (в ваттах) прямо пропорционально потреблению кислорода. Но скорость максимального потребления кислорода в единицу времени имеет индивидуальные пределы. Этот индивидуальный показатель называется – максимальное потребление кислорода (МПК). Важность определения данного показателя состоит в том, что при выполнении любой работы мощностью свыше 50% от МПК в качестве энергетических субстратов используются углеводы (гликоген, глюкоза). Запасы гликогена и глюкозы позволяют выполнять работу соизмеримую с преодолением дистанции в 15 км.
Еще раз подчеркнем, индивидуальную значимость показателя МПК, т.к. вся работа по мощности ниже 50% от МПК выполняется преимущественно за счет другого энергетического субстрата – жиров (жирных кислот). При окислении 1 М (моль) жирных кислот образуется 138 М АТФ. Следовательно, в условиях аэробного окисления жиры, по сравнению с окислением гликогена и глюкозы дают возможность получить в 2,5 раза больше АТФ.
Аэробное окисление жиров является наиболее ёмким механизмом энергообеспечения, это является объяснением того, почему в отдельных периодах и этапах подготовки в обязательном порядке планируется работа, позволяющая поднять у спортсмена «потолок» МПК. Другими словами, это означает, перевести организм спортсмена в режимы, позволяющие выполнять работу в более экономном режиме обеспечения энергии, а, следовательно, обеспечить надежность его функционирования в возможно меняющихся условиях. Приведенная информация позволяет менеджерам, в какой то степени, визуально оценить степень готовности спортсмена эффективно выполнять различную по емкости и мощностям работу, а следовательно, оценить готовность различных систем энергообеспечения выполнять предлагаемую работу, критически рассматривать планы подготовки.
Таблица
Энергообеспечение мышечной работы
Источники | Пути образования | Время образования, сек | Срок действия | Продолжительность максимального выделения энергии |
Алактатные Анаэробные | Креатинофосфокиназная и миокиназная реакция, АТФ мышц | до 30 с | до 10 с | |
Лактатные анаэробные | Гликолиз с образованием лактата | 15-20 | От 30 с до 5-6 мин | От 30 с до 1 мин 30 с |
Аэробные | Окисление углеводов и жиров кислородом воздуха | 90-180 | До нескольких часов | 2-5 мин. |
Лекция № 2
«СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫЛИЧНОСТИ»
Средства – то, что создано человеком для достижения определенных целей. Средствами физического совершенствования являются физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического совершенства, это двигательные действия решающие образовательные, воспитательные и задачи физического развития и совершенствования.
Двигательная деятельность это: |
Срочный двигательный эффект |
Следовой эффект |
Адаптационный эффект |
Следует помнить Первый Закон Ж. Лемарка – «работа строит орган в меру его употребления». В процессе достаточной работы происходит морфологические, функциональные, социально-психологические изменения.
Н.Бернштейн (1947) обосновал положение, что в связи с новым уровнем нейрофизиологической организации возникающих в связи с новыми условиями жизни, появляется возможность реализации новых, не существовавших ранее форм двигательных действий. Следует отметить, что здесь нет простого повторения движений, а движение становится модифицированным, рациональным.
Выполнение двигательных действий может вызывать различные эффекты:
а) в зависимости от решаемых задач, различают: образовательный, оздоровительный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреационный, реабилитационный;
б) в зависимости от характера упражнений: специфические и неспецифические;
в) в зависимости от направленности: аэробные, смешанные, анаэробные, силовой, скоростной и т.д.;
г) в зависимости от достигнутого результата: положительным, отрицательным или нейтральным;
д) в зависимости от времени: срочный, отставленный, кумулятивный;
Физические упражнения – это всегда активная двигательная деятельность. Физические упражнения – это единство психического и физического, т.к. вначале всегда идет идеомоторное представление, а затем действие.
Упражнения бывают:
а) естественные (бег, ходьба, плавание и т.д.)
б) аналитические (гимнастика, движение, направленное на развитие качеств).
Физические упражнения имею схожесть с трудом, но между ними имеются принципиальные различия. Труд имеет направленность на изменение природы, окружающей среды и лишь опосредованно воздействовать на человека. Действия физических упражнений направлены на человека и определяются законами физического совершенства.
Физические упражнения – двигательная деятельность, осуществляемая по законам физического совершенствования личности.
Факторы, определяющие воздействия физических упражнений |
Индивидуальные особенности занимающихся | Особенности самих физических упражнений | Особенности внешних условий |
Классификация физических упражнений
Классификация физических упражнений – это их разделение на группы по какому-либо классификационному признаку. Классификаций более 300 и по мере накопления знаний их количество растет.
Наиболее востребованные:
- по целевой направленности: общеразвивающие, профессионально прикладные, спортивные, рекреационные, реабилитационные, профилактические и т.д.
- по воздействиям на развитие качеств (сила, быстрота, координация и т.д.);
- по применению двигательных умений (гимнастические, акробатические, беговые, прыжковые и т.д.);
- по структуре движения (циклические, ациклические, смешанные);
- по преимущественному воздействию на мышечные группы;
- по особенностям работы мышц (статическая, динамическая, смешанная);
- по характеру энергообеспечения;
- по интенсивности.
Не потеряло своей актуальности классификация по П.Ф.Лесгафту: «От простого к сложному» - простые упражнения, сложные упражнения и упражнения в виде сложных действий.
Содержание и форма физических упражнений
Содержание физического упражнения – это совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и т.д.) сопровождающих выполнение движения или вызывающих изменения в организме занимающегося.
Форма физических упражнений – это внешняя и внутренняя организация согласованность, упорядоченность.
Внутренняя организация – это согласованность биохимических и других процессов при выполнении упражнений (бег отличен от борьбы).
Внешняя организация – то совокупность частей, элементов, т.е. техника.
Содержание и форма находится в единстве, и влияют друг на друга, по содержанию определяют технику. Представьте, что внутренние механизмы не могут справиться с заданной работой. Естественно, все изменяется. Или другой пример: специальная выносливость в борьбе, отличается от специальной выносливости в
кроссе.
Тренировка – это борьба «старой» техники с новым содержанием.
Понятие о технике физических упражнений
Техника – это различные способы выполнения двигательной задачи, пример: удар по воротам (подъёмом, щечкой, наружной частью стопы и т.д.);
Прыжок в высоту – (перешагиванием, ножницами, Фёсбери Флоп).
Движения имеют смысловую направленность, каждое движение раскладывается на операции, пример: прыжок в длину (разбег, отталкивание, полет, приземление).
Цель: прыгнуть дальше. По ходу решается ряд двигательных задач: набор оптимальной скорости, принятие правильного направления, группировка, оптимальное приземление.
Выбор и определение операции – важнейшая педагогическая задача.
Основа техники - совокупность относительно неизменных и достаточных действий для решения двигательных задач.
Ведущее звено техники – наиболее важная часть, требующая максимальной концентрации мышечных усилий во времени.
Детали техники – особенности движения, которые могут видоизменяться, не нарушая основы техники. Они зависят от индивидуальных особенностей.
Характеристики техники физических упражнений |
Пространствен- ные положения тела: исходное, промежуточное, конечное траектория: форма, направление, амплитуда | Времен-ные характе- ристики - длите-льность, темп | Простран-ственно- временные: скоростное ускорение | Силовая характерис- тика – внутренняя сила: - активные - пассивные - реактивные | Внешние силы: - сила тяжести; - сила реакции, опоры; - сила сопротив- ления | Ритмиче- ская характе- ристика |
В ряде случаев для оценки техники физических упражнений используются качественные комплексные характеристики.
Методы формирования физической культуры личности
Что следует понимать под методом?
Это набор средств для достижения цели, определенный порядок использования средств. Средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные. Выбор метода основан на знаниях об объекте, на который следует воздействовать. Метод формируется на основе познанных законов.
Метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий, целенаправленное использование которых позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность обучающегося на основе двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирования личности.
Методический приём - это способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Прием – составная часть метода.
Методика – совокупность методов, приёмов и форм организации занятий.
Методический подход - совокупность способов воздействия, выбор которых обусловлен научной концепцией или логикой организации.
Методическое направление – один из путей методики, ориентированное использование однородных, однотипных заданий, т.е. за счет одного доминирующего фактора.
Классификация методов и общие требования к их выбору
Существует масса классификаций методов. Оттолкнувшись от задач можно предложить а) образовательные; б) воспитательные; в) комплексные.
Каждый из трёх выделенных методов может быть направлен:
- на овладение знаниями;
- на овладение двигательными умениями и навыками;
- на воспитание качеств.
Выбор методов зависит от:
1. закономерности формирования двигательных навыков.
2. задач и целей обучения, воспитания и развития.
3. содержания занятий.
4. возможностей занимающихся.
5. возможностей преподавателей.
6. времени, которым располагает преподаватель.
7. этапа обучения.
8. структуры занятий, периодов, этапов, циклов.
9. внешних условий.
Методы, направленные на приобретение знаний:
рассказ, беседа, описание, характеристика, объяснение, самопроговаривание, идеомоторная тренировка, натуральный показ, демонстрация схем, рисунков, видеозаписи, кино.
Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками. |
Метод расчлененного упражнения | Метод целостного упражнения |
Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развития физических способностей.
В основе этих методов лежит порядок сочетания и регулирования нагрузки.
Нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодоления при этом объективных и субъективных трудностей.
Показатели нагрузки |
Внешние параметры (подходы, дистанция, вес, скорость, количество повторений и т.д.) | Внутренние параметры (ЧCC, потребление кислорода, легочная вентиляция, ударный и минутный объёмы крови и т.д.) |
Нагрузка зависит от:
а) объёма (количества повторений, подходов, времени, количества занятий и т.д.
б) интенсивности (скорость, темп, величина энергозатрат, ЧСС и т.д.).
Нагрузка может быть стандартной и переменной, как та, так и другая могут быть прерывными и непрерывными.
Интервалы отдыха |
Субкомпенсационный (неполный) (ЧCC – 130-140 у.м.,недовосстанов- ление 5-10%, чаще субъективно не готовы к повторной работе) Развивает выносливость. | Компенса-ционный (полный). Развивает точность, скорость. | Суперкомпен- сационный: повышенная работоспо-собность. | Постсуперком- пенсационный (нет следов от предыдущей работы) |
Отдых может быть: а) активным, б) пассивным.
Методы тренировки
Вид работы | Преимущества | Недостатки | |
Равномерный | Длительная равномерная Кратковременная равномерная | Большой объем работы; стабилизация двигательного навыка; улучшение кровообращения и дыхания; воспитание волевых качеств. | Привыкание и снижение тренирующего эффекта. |
Переменный | Варьирование нагрузки в период ее непрерывного выполнения | Развивает одновременно скорость и выносливость, координационные возможности, расширяет диапазон использования двигательных навыков, устраняет монотонность, ускоряет врабатываемость организма | Планирование работы по «самочувствию» |
Повторный | Многократное выполнение работы с интервалами отдыха, на фоне незначительного утомления, аэробно-анаэробный, околопредельная работа или максимальная. | Соревновательный темп и скорость; развитие силы и скоростно-силовых качеств, точная дозировка нагрузки, улучшает мышечный обмен. | Сильное воздействие на эндокринную и нервную системы могут вызывать перенапряжение, нарушение техники и ее закрепление. |
Интервальный | Схожа с повторной работой, но из-за сокращений интервала отдыха, сам отдых имеет тренирующий эффект, число повторений от 10-20, серия прекращается, если частота пульса не снижается до 120 уд./мин. Делится на: а)экстенсивно-интервальный б)интенсивно-интервальный Экстенсивно-интервальный: - интенсивность 50-60% или 60-80% - ЧСС – 160-180 уд./мин. - работа 45-90 сек. до 2-3мин Отдых 45-90 сек. До 1-3 мин - уменьшение ЧСС до 120-130 уд./мин. Число повторений подбирается с расчетом относительно устойчивого пульсового режима. Интенсивно-интервальный: - интенсивность 80-95%, - ЧСС до 180 уд./мин. - продолжительность от 30 сек. до 2 мин. Отдых до пульса 120-130 уд. мин. Перерыв между сериями 15-20 мин. | В паузах отдыха уменьшается ЧСС, но увеличивается потребление кислорода и ударный объем сердца, т.е. сам отдых имеет трениру- ющее воздействие. Аэробная производи- тельность, строгая дозированность нагрузки, - высокая плотность Аэробно-анаэробная производительность | Сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха; Быстрый рост, а затем адаптация, что снижает эффективность метода. |
Игровой метод | Игра по задуманному сюжету | Смелость, решительность, находчивость развивает координационные способности, коллективизм, товарищество, дисциплину и т.д. | Отсутствие дозированности нагрузки. |
Соревнователь- ный метод | «Венец» - тренировочной деятельности | ||
Круговой метод | От снаряда к снаряду, от станции к станции а) длительно непрерывное б) экстенсивно-интервальное в) интенсивно-интервальное г) повторное | Строгая дозированность нагрузки вне зависимости от уровня подготовленности. Организованность. |
Методические принципы занятий физическими упражнениями
Общие педагогически принципы: сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуализация, систематичность и т.д.
Специфические принципы для физической культуры и спорта: непрерывность, прогрессирующее воздействие, цикличность, возрастная адаптация.
Темы практических заданий к лекции № 2
1. Назовите средства формирования физической культуры личности (физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы).
2. Виды эффектов от двигательной деятельности (срочный, следовой, адаптационный,
образовательный, оздоровительный, рекреационный, реабилитационный,
специфический и неспецифический, аэробный, аэробно-анаэробный, силовой,
скоростной, положительный, отрицательный, нейтральный, срочный, отставленный,
кумулятивные)
3. Принципиальные различия между трудом и физкультурной деятельностью
4. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений (индивидуальные,
особенности самих упражнений, внешние условия).
5. Классификация физических упражнений:
- по целевой направленности (ОФП, профессионально-прикладная,
профилактическая, реабилитационная)
- по развитию качеств;
- по структуре (циклические, ациклические, смешанные)
- по воздействию на мышечные группы;
- по характеру энергообеспечения.
6. Что такое содержание и форма (внешняя и внутренняя) физических упражнений.
Взаимосвязь содержания и формы физических упражнений.
7. Техника:
- раскройте понятия: основа техники, детали техники, ведущее звено.
- назовите характеристики техники физических упражнений.
8. Раскройте понятие: метод, методический приём, методика, методический подход.
От чего зависит выбор того или иного метода?
9. Нагрузка и ее параметры.
10. интервалы отдыха и их характеристика (субкомпенсационный, компенсационный,
суперкомпенсационный, постсуперкомпенсационный).
11. Методы тренировки (равномерный, переменный, повторный, интервальный,
игровой, соревновательный, круговой).
12. Общие педагогические принципы (сознательность, наглядность, доступность,
систематичность).
13. Специфические педагогические принципы (непрерывность, прогрессивность,
цикличность, возрастная адаптация).