Лекция 14
Перевозка навалочных зерновых грузов. Способы крепления поверхности зерна, Наблюдение за грузом во время перевозки.
Все зерновые грузы принято разделять на три основные подгруппы: злаки, бобовые, масличные. К хлебным злакам относятся рожь, пшеница, овес, ячмень, к просовым злакам — просо, кукуруза, рис.
В группу бобовых входят: горох, бобы, соя, арахис и др.,
в группу масличных — семена подсолнуха, льна, кунжута, конопли и ряд других.
Свойства зерновых грузов принято разделять на две группы:
физические — сыпучесть, усадка, плотность, скважистость, теплопроводность, сорбционные свойства;
биологические — дыхание, дозревание, самонагревание, а иногда и прорастание.
Перевозчик обязан учесть все указанные свойства груза и обеспечить рациональную загрузку судна и сохранность перевозимого груза.
Важное значение для перевозчика имеет знание объемных погрузочных характеристик зернового груза, в первую очередь при определении величины условного кренящего момента. Кренящие моменты для определения достаточной остойчивости рассчитываются в виде объемных моментов — произведение площади поперечного сечения на длину трюма. Умножение полученной величины на плече L и УПО даст значение условного кренящего момента.
В Международных морских перевозках в качестве объемной характеристики зерна приведен стовадж фактор (stowage factor SF) — удельный погрузочный объем единицы массы,
По Правилам Регистра судоходства под удельным объемом зерна понимается физический объем, занимаемый единицей массы зерна, т. е. объем пробы, отнесенный к массе этой пробы.
В качестве объемной характеристики размещения зернового груза на судне следует принимать удельный погрузочный объем зерна (УПО) (табл. 4.2) или стовадж-фактор, выраженный в м3/т или фут3/т.
Таблица 4.2
Насыпная масса и удельный погрузочный объем зерновой массы
Культура | Насыпная масса, кг/м3 | Удельный погрузочный объем, м3/т |
Пшеница Рожь Ячмень | 730-840 680-750 580-700 | 1,37-1,19 1.47-1,33 1,72-1,42 |
Эта характеристика должна устанавливаться с учетом насыпной массы конкретного вида груза (табл. 4.3), конструктивных особенностей загружаемого судна и предполагаемого плана загрузки. Значение величины SF является УСЛОВНЫМ, оно включает в себя все пустоты, образовавшиеся в загруженном грузовом помещении после погрузки и зависит от конструкции самого судна, а также качества зерна (крупности зерен, влажности и засоренности) (табл. 4.4).
Сыпучесть зерна определяется степенью подвижки зерновой массы. Она зависит от размеров частиц, их формы, влажности, качки судна и вибрации, поэтому угол естественного откоса колеблется в широких пределах, например: пшеница — 16-38°; ячмень — 16-45°; рожь — 17-38°; овес — 18-54°; льняное семя — 14-34°; горох — 20-35°.
Усадка зерна неразрывно связана с плотностью и скважистостью зерновой массы. Величина скважистости различных зерновых культур (в %) характеризуется следующими цифрами:
Подсолнечник……………60-80
Овес....................................50-70
Рис...................................... 50-65
Ячмень……………………45-55
Кукуруза............................ 35-45
Льняное семя.................... 35-45
Рожь................................... 35-45
Пшеница.............................35-45
Величина скважистости зависит от способа загрузки. Если загрузка производится «струей», то укладка менее плотная, чем загрузка «дождем», а следовательно, возможна большая усадка зерна в рейсе.
Оптимальным условием хранения зерна считается при температуре воздуха не выше 25 °С, а его относительная влажность 58% для ячменя и не более 72% для пшеницы.
Зерно требует определенного тепловлажностного и вентиляционного режима хранения. Влажность относится к числу важнейших физических свойств зерна и оказывает большое влияние на результаты перевозки. Гигроскопическое содержание влаги в массе зерна зависит от относительной влажности воздуха.
Сорбционные свойства зерна включают два основных явления:; сорбция паров и газов, т. е. способность массы зерна поглощать и удерживать пары! газы, гигроскопичность — способность выделять и поглощать пары воды
По существующим правилам хлебные грузы не принимаются к перевозке: с влажностью выше 15,5% — рис, рожь, овес, пшеница, кукуруза; 16% — горох, бобы, крупа и комбикорма; без фитосанитарных сертификатов; засоренное карантинными сорняками; находящиеся в состоянии самосогревания; зараженные вредителями и т. д.
Также влажность оказывает большое влияние на протекание биологических процессов в зерновой массе, главным из которых следует считать дыхание зерна. Процесс дыхания приводит к потере массы сухого веществ зерна, увеличению количества гигроскопической влаги, изменению состава воздуха в грузовом трюме (появлению углекислого газа), а также выделению тепла. Это может привести к самонагреванию зерна. Исследования подтвердили, что существует определенная связь между относительной влажностью воздуха и влажностью зерна. Для каждого состояния влажности зерна есть равновесный показатель влажности воздуха, когда зерновая масса не поглощает и не отдает влагу (табл. 4.7). Если влажность зерна выше равновесной, то зерно будет подсушиваться, а если ниже, то увлажняться.
Требования по обеспечению безопасности судна при перевозке зерна основаны на предположении, что в каждом, даже полностью заполненном грузовом помещении, имеются подпалубные пустоты. Величина этих пустот нормируется, следовательно, может быть нормирована и величина предполагаемого кренящего момента, а вместе с ним и остойчивость судна.
Учитывая возможность смещения зерна в процессе перевозки, Правила Регистра предусматривают, что судно, перевозящее зерно и другие сыпучие грузы с удельным погрузочным объёмом более 1,0 м3/т, должно принимать меры к предотвращению смещения груза или снижению его опасного влияния. Правила регламентируют требования к статической и динамической остойчивости судов.
В качестве мер, предотвращающих подвижку груза, предусматривается установка продольных переборок (шифтинг-бордсов), питателей или крепление поверхности груза одним из рекомендованных методов.
Правила перевозки зерна Регистра допускают его транспортировку без выполнения каких-либо мер, предотвращающих подвижку груза, если остойчивость судна будет удовлетворять комплексу следующих требований:
Рис. 2. Диаграмма остойчивости судна, перевозящего зерно навалом
1 — расчет по приближенному способу (ц. т. груз принят в ц. т. грузового помещения); 2 — расчёт по уточненному способу, исходя из действительного положения ц. т. груза
- после приложения условного кренящего момента из-за смещения зерна угол статического крена θg1 для всех судов не должен превышать 12° или для судов неограниченного плавания углы входа палубы в воду θg2, если он меньше 12° (см. рис.2).
- остаточная площадь egr диаграммы статической остойчивости между кривыми восстанавливающих и кренящих плеч до угла крена, соответствующего максимальной разности между ординатами двух кривых θmax = 40° или угла заливания θf(в зависимости от того, какой из них меньше), при всех условиях загрузки должна быть не менее 0,075 м-рад;
- начальная метацентрическая высота после поправки на влияние свободных поверхностей жидких грузов должна быть не менее 0,30 м;
- остойчивость судна, перевозящего зерно, должна быть проведена во всём спецификационном диапазоне удельных объёмов груза.
Загрузка судна нормируется в зависимости от степени заполнения грузового помещения. Существует понятие “заполненный отсек” и “частично заполненный отсек. Термин “заполненный отсек” относится к любому отсеку, в котором уровень зерна после загрузки и штивки достигает максимально возможной высоты. Под “частично заполненным отсеком” понимается загрузка на не максимально возможную высоту.
При расчёте остойчивости судна и определении условного кренящего момента угол условного смещения зерна в заполненном отсеке принимается равным 15° и 25° в частично затопленном отсеке. Установление более жёстких требований для частично заполненного отсека должно служить побуждающим стимулом к полной загрузке отсека или к закреплению поверхности зерна одним из рекомендованных методов.
Если расчёты показывают, что принятый вариант загрузки судна зерном не обеспечивает достаточной остойчивости и не удовлетворяет требованиям Правил Регистра, тогда для уменьшения условного кренящего момента может быть выполнено одно из следующих рекомендованных мероприятий:
- 1. установка продольных переборок по ДП судна в трюмах и на твиндеках или
- 2. мешкование груза;
- 3. крепление поверхности зерна методом “бандлинг”;
4. крепление поверхности зерна методом “строппинг”.
При эпизодических перевозках зерна на короткие расстояния лучше несколько недогрузить судно, если при этом удается избежать частичной загрузки помещений.
При больших переходах в частично загруженных помещениях рекомендуется применять для фиксации поверхности зерна стропинг-метод, так как он дешевле других способов и требует меньшей затраты времени.
Для полностью загруженных помещений, если нужно выбирать между установкой шифтингов и мешкованием "блюдца", надо учитывать размеры люков. При больших и широких люках рациональнее ставить шифтинг-бордсы, а при малых люках мешковать "блюдца".
Высокие питатели целесообразно применять только вместо частично загруженных твиндеков, т.е. трюм плюс высокий питатель.
Совместную частичную загрузку трюма и твиндека целесообразно производить при загрузке твиндека на высоту более чем 1/8 его ширины. В противном случае крышку твиндечного люка надо закрыть, так как кренящий момент при совместной загрузке будет больше,чем при раздельной за счет образования общей широкой свободной поверхности зерна в трюме и твиндеке. При пустом твиндеке крышки твиндечного люка должны быть закрыты.
На неспециализированных судах при перевозке зерна рекомендуется два-три трюма загружать вместе с твиндеками как единые отсеки, а остальное зерно до полной грузоподъемности размещать в трех-четырех питателях, тогда в последних останутся свободные поверхности и уровень зерна в них можно регулировать в широких пределах.
Даже в полностью загруженных насыпным грузом трюмах неспециализированных судов под палубой остаются пустоты, создающие опасность смещения груза. Для зерна рекомендуется принимать в расчет высоту подпалубных пустот равную 0,457 м. При перевозке происходит усадка зерна на величину 2% высоты трюма. В результате бортовой качки пустоты могут возрасти еще на 0,5% ширины судна. Таким образом, величина подпалубной пустоты hv определяется по формуле:
hv = h1 + 0,02 Η + 0,005 В1 (130)
где h1 - высота продольных балок подпалубного набора, м; Н - высота трюма, м; В - ширина судна, м.
Для судов разных размеров расчеты дают следующие усредненные величины hv, хорошо совпадающие с контрольными замерами:
длина судна, м подпалубные пустоты, м
60 - 90 0,30
91 - 120 0,35
121-150 0,40
более 150 0,45
При расчетах принимается сдвиг поверхности зерна в полностью загруженном трюме на угол 15°, а в частично загруженном трюме на 25°.
Подсолнечное семя может перевозиться навалом без установки шифтингов и питателей. Его погрузка в трюмы и твиндеки производится при открытых твиндечных крышках, с тщательной штивкой. Усадка груза по высоте, примерно за месячный переход, не превышает 5%. Если погрузка производится до приема бункера, то суда некоторых типов могут приобретать малую остойчивость, и даже небольшое нарушение симметричности загрузки вызывает крен в несколько градусов, поэтому бункеровку надо производить до начала грузовых операций.
Практикуются перевозки зерна на танкерах. Благодаря наличию многочисленных поперечных и продольных переборок никаких дополнительных мер по предотвращению смещения зерна на танкере принимать не надо. Составляя план загрузки танкера зерном, желательно предусмотреть полную загрузку максимального числа грузовых танков. Это придает судну благоприятную остойчивость.