III. Применение знаний.Рефлексия.




Ход урока

Наш урок - урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному.

И научишься всему!

-Как вы считаете, что нам может пригодится для успешной работы на уроке?

-Какие царства живой природы вы знаете?(Грибов,животных,растений,бактерий.)

Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»

В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.

-А с каким, вам предстоит узнать, разгадав кроссворд.

I. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. (Птица.)Слайд-2

1.Учитель зачитывает,дети выбирают подходящую картинку и записывают правильное слово.

1. На болоте обитает

И лягушек поедает.

(Цапля.)

2. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

(Петух.)

3. Зимою краснеют

На голых ветвях.

Весенней порою

Опять улетят.

(Снегири.)

4. На шесте дворец,

Во дворце певец.

(Скворец.)

5. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока.) (Картинки)

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

– Назовите тему нашего урока.

После ребята прослушивают аудио- запись пение птиц.

На нашем сегодняшнем занятии вы будете работать в группах, прошу выбрать командиров.

1 группа____________

2 группа_____________

3 группа_____________

-А именно о какой птице пойдет речь вы сейчас узнайте.

2.Учитель предлагает сыграть в игру «Поле-чудес».

Дети выходят и открывают поочередно буквы на доске, разгадывая загадки. Предварительно учитель раскрывает первую и последнюю букву.

1.Половинку от жука составляет буква-К.

2.Круглой формы голова,той же формы буква….О.

3.Скажешь ты наверняка,на турник похожа …П.

С К О П А

(Слайд 1 или 3.)

-Как вы думаете, что нам предстоит узнать об этой птице?

- Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, у реки, в зоопарке, во дворе.

II. Совместное открытие нового знания.

– Рассмотрите рисунок

Кого вы видите? (Летучую мышь, бабочку, гуся, пингвина.)(Слайд-4)

Кто из них является птицей?

Как вы отличаете птиц от других животных? Как еще по-другому называют птиц? (Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела. Поэтому их еще называют пернатыми.)

На доске вывешивается опорная карточка ПЕРЬЕВОЙ ПОКРОВ.

Дети работая по группам выбирают нужную карточку и крепят к доске.

 

– Какова особенность внешнего строения птиц? (Наличие двух ног и пары крыльев.)

На доске вывешивается опорная карточка ПАРА КРЫЛЬЕВ.

– Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нельзя. Могут летать насекомые (бабочки) и звери (рыжая вечерница).)

– А плавают ли птицы? (Да. Например, гусь и пингвин.)

– Бывают ли нелетающие птицы? (Да. Например, страус, пингвин, киви.)

Музыкальная физкультминутка.

Слайд 3 (Со скопой)

- Кто это перед нами?

- Докажите, что это птица.

- Приходилось ли вам наблюдать за этой птицей?

-Сегодня вам предстоит это проделать.

- Все ли перья у него одинаковые? Только ли цветом они различаются?

 

Проверьте свои наблюдения по рисунку. (Слайд 3)

1. Птицей 2018 года была выбрана скопа. Скопа – необычная птица. Великолепный летун, умелый рыболов, заботливый родитель, отважный путешественник, изящная красивая птица. Являясь одной из самых красивых и редких птиц на планете, занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и в Красную книгу Российской Федерации.
Крупная хищная птица, длиной 55—58 см, с размахом крыльев 145—170 см. Длинные крылья, перья верхней стороны тела бурого цвета; темя, затылок и нижняя сторона тела — белые; а вокруг шеи крапчатое ожерелье. С боковой стороны головы имеется бурая полоска, проходящая от клюва через глаз и шею. Ноги свинцового цвета, клюв чёрный. Молодые особи почти не отличаются от взрослых птиц, но выглядят несколько пятнистыми из-за светло-коричневых кончиков перьев на внешней стороне крыльев и хвоста. Их пятнистое ожерелье менее ярко выражено, а радужная оболочка глаза оранжево-красная, тогда как у взрослых птиц она жёлтого цвета. Взрослая окраска молодой скопы появляется к 18-му месяцу.

 

Как вы думаете, зачем птицам перья и клюв?

Ответы групп.

Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

Слайд 5

2. Давайте рассмотрим перьевой покров этой птицы.

Оперение скопы создает характерный индивидуальный облик: сверху — темное, снизу — почти белое, с темными полосами. Завораживает размах крыльев — он достигает 1,5 — 1,7 метров. Лапы птицы усеяны с внутренней стороны шипами и вооружены загнутыми длинными когтями — они являются универсальным своего рода «инструментом», предназначенным для захвата и удержания добычи.

Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы, – разные. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы. Перья, покрывающие все тело птицы, как чешуя тело рыбы, называют покровными. Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья. Между ними находится много воздуха, который плохо проводит тепло. Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.

– Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.

Группы получают карточку для закрепления пройденного материала.(Приложение 2.)

1. Перья птицам необходимы для того, чтобы:

 

а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.  
б) защищаться от перегрева, холода и ушибов    
в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде  

Слайд 6

- Почему воробей нахохлился? Чем это полезно птице? (Между пуховыми перьями содержится много воздуха; воздух плохо проводит тепло.)

Вывод. Для чего птице нужны пуховые перья? Для каких птиц это особенно важно? (Для зимующих.)

- Почему некоторые птицы улетают осенью на юг?

- Как мы называем этих птиц? (Перелётные.)

Физкультминутка

Если я назову перелётную птицу – хлопайте в ладоши, если зимующую – топайте.

Синица, ласточка, скворец, снегирь, грач, воробей, кукушка, дятел, лебедь.

Представьте, что вы птицы. Покажите, как они летают. (Слайд 7)

–А сейчас рассмотрим способ питания этой птицы.( Слайд 8)

- Ребята, по способу питания птиц можно разделить на группы.

- На какие группы по способу питания делятся птицы? (Зерноядные, насекомоядные, хищные.)

- Как называется группа птиц, которые имеют короткий и крепкий клюв? (Зерноядные.)

- Как называется группа птиц, у которых тонкий и острый клюв? (Насекомоядные.)

- Как называется группа птиц с крючковатым клювом и мощными ногами с острыми когтями? (Хищные птицы.)

Игра «Назови птицу»

Ребята передавая мяч по кругу называют хищных, зерноядных, насекомоядных птиц родного края.

Что помогает им добывать пищу? (Клюв, когти.)

3.Способ питания Скопы (Слайд 8)

Питается пернатый хищник исключительно живой рыбой. Семейная пара этого вида «скопиных» вместе с птенцами съедает до 0,9 килограмм в сутки преимущественно больной рыбы, являясь неким «санитаром» водных просторов. Во время охоты она способна нырять на глубину до полутора метров. Богатая территория «Русского Севера» включает в себя более 100 больших и малых озер, много рек и ручьев. И почти во всех этих водоемах водится рыба — богатый источник пищи для единственного представителя семейства «скопиные», обитающего в парке, крупного пернатого хищника — скопы.

Группы получают карточку для закрепления пройденного материала. (Приложение 2.)

 

Клюв птицам необходим потому, что

 

а) для птиц он является носом, ртом и руками    
б) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов, чистить пёрышки и защищаться  
в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек    

 

 

4.

-Давайте рассмотрим способ гнездования этой птицы. (Слайд 9-10..)

 

Так как питается скопа рыбой, то и гнездится неподалеку от места кормления, при этом для гнездования выбирает высокие деревья, порой даже старые отдельно стоящие.Птицы сторонятся населенных местностей, но на территории «Русского Севера» есть небольшое исключение из правил: одна из крупных гнездовых популяций обитает в непосредственной близости от населенного пункта Топорня, расположенного на пересечении Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей.
По большей части для гнездования скопа выбирает обширные, поросшие сосной верховые болота рядом с крупными водоемами, в основном с озерами. Иногда пернатый хищник встречается и среди моховых болот, чередующихся сухими грядами покрытыми старыми ельниками, смешанными лесами или сосновыми борами
Гнездится скопа отдельными парами, на большом расстоянии друг от друга. Гнездо устраивается преимущественно на самых высоких соснах — на самой вершине дерева или чуть ниже. Оно строится из толстых веток, которые птица собирает на земле или обламывает с деревьев. Дно выстилается мхом, сухим торфом, корнями растений. Скорлупа яиц белая с желтоватым оттенком, по фактуре грубозернистая, матовая. Откладывать яйца скопа приступает в конце апреля — начале мая. Пара вместе высиживает яйца, это происходит в течение 35 — 38 суток. Самец приносит рыбу и сменяет самку на время кормежки.

Учитель предлагает просмотреть видео- фильм для закрепления.

Группы получают карточку для закрепления пройденного материала. (Приложение 2.)

Птицы летают для того, чтобы:

 

а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.  
б) помогать людям отдыхать    
в) строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе  

 

 

 

III. Применение знаний.Рефлексия.

1.- Ребята, к нам прилетел почтовый голубь. Для чего использовали его в старину?

- Маша и Миша отправили вам задания по группам. Попробуем с вами подготовить сообщения по группам о том что мы узнали об этой птице.

Работа по заранее подготовленным карточкам (1 группа- перьевой покров, 2 гр-па- способ питания,3 гр-па –способ гнездования.)

Командиры команд вытягивают карточки.

 

(Приложение 1)

IV. Домашнее задание.

- Я желаю тем ребятам, которые ошиблись, внимательно поработать дома по этой теме. Остальных ребят попрошу приготовить доклад о любимой птице.

V. Итог урока.

Слайд 11-13.

-Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

– Назовите о какой птице мы сегодня говорили?

 

 

Оцените работу своей группы. Спикеры отчитайтесь о работе группы: что получилось, над чем необходимо поработать. Кто в группе работал успешно?

Чтение текста, Обсуждение и выполнение задания по тексту Работа с карточками-ответами
       
  Работали дружно со всеми заданиями справились.     Работали хорошо, но могли показать лучшие результаты.     Работа в группе не получилась, но надо стараться.  

- Кто в группе работал успешно? (сигнализируют)

 

 

 

Дополнительная информация для учителя:

 

Интересная ситуация наблюдается в южной части акватории парка — на Сизьменском разливе. Более крупный и сильный околоводный пернатый хищник орлан-белохвост, который также занесен в Красную книгу РФ, вытеснил скопу с берегов водоемов. Вот так проявляется конкуренция между различными видами птиц за территорию для устройства гнезд.
Поэтому большая часть гнезд скопы на этой территории устроена непосредственно над водой, на засохших частично затопленных деревьях. Это очень опасная ситуация, ведь эти деревья быстро гниют и в какой то миг прекращают служить надежной опорой для гнезда, падая в воду вместе с гнездами. Таким образом между национальным парком «Русский Север» и Дарвинским заповедником разработана программа, направленная на воссоздание благоприятных условий для скопы в этой местности. На данный момент построены 2 площадки для обустройства гнезд. Полная кладка яиц состоит из двух-трех яиц. Для «Русского Севера» характерно неоднократное рекордное количество яиц в кладке до четырех, что является свидетельством богатой кормовой базы.

 

 

Плотность этого вида пернатых в парке постоянно растет, надеемся и на дальнейшее воспроизводство популяции. Ведь не зря же эта столь редкая птица изображена на гербе национального парка «Русский Север»!

Слайд11.

Приложение 1

 

Карточка 1

Перьевой покров Скопы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: