Глава 2. Установление и прекращение опеки и попечительства




2.1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними

 

Закон предусматривает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):

- факт отсутствия попечения со стороны родителей или заменяющих их лиц (ст. 145 СК РФ);

- рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 СК РФ).

Отсутствие в отношении ребенка родительского попечения или попечения со стороны иных лиц, обязанных осуществлять его воспитание.

Отказ родителя забрать своего ребенка на практике, как правило, оформляется письменно. Такое оформление распространено в родильных домах при отказе матери взять ребенка с собой после родов и связано с тем, что на местах по сей день применяют утративший силу Приказ Минздрава СССР от 19.11.1986, которым была утверждена форма отказа от родительских прав. В соответствии с действующим законодательством такой отказ не означает невозможности установления материнства. Напротив, в приведенной ситуации в соответствии с Семейным кодексом РФ и статьей 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» запись о матери должна быть произведена по инициативе соответствующего должностного лица медицинской или иной организации.

Итак, если все же заявление об отказе от ребенка было матерью подписано, то оно может служить одним из доказательств по делу о лишении матери родительских прав (ст. 69 СК РФ). Кроме того, при наличии такого заявления работник медицинской организации обязан в соответствии со ст. 122 СК РФ сообщить об отказе в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка (по месту нахождения медицинского учреждения), а последний, в свою очередь, обязан осуществить первичный учет ребенка и решить вопрос о его устройстве.

Такие обстоятельства, как болезнь или отсутствие родителя, а также уклонение от воспитания ребенка, необязательно должны подтверждаться какими-либо документами. Поэтому СК РФ устанавливает обязанность всех должностных лиц и граждан, которым стало известно об утрате ребенком родительского попечения, сообщить об этом органу опеки и попечительства.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основанием для принятия мер по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, является получение органом опеки и попечительства информации об утрате им родительского попечения как в письменной, так и в устной форме от любых лиц, а также получение информации любым другим способом (проверка условий жизни ребенка, сообщения в средствах массовой информации и пр.).

Обязанность решить вопрос об устройстве ребенка возлагается на орган опеки и попечительства и в других случаях «отсутствия родительского попечения» помимо указанных в ст. 121 СК РФ, к которым относятся:

- пребывание родителя (родителей) в местах лишения свободы;

- отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 СК РФ);

- признание усыновителей недееспособными, болезнь усыновителей, их длительное отсутствие, уклонение от воспитания усыновленного и защиты его интересов, отказ забрать ребенка из воспитательных и иных учреждений (то есть все случаи, перечисленные в ст. 121 СК применительно к родителям);

- отмена усыновления (п. 2 ст. 143 СК РФ);

- расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью или истечение срока его действия;

- иные ситуации, в которых лицо или лица, осуществляющие попечение над ребенком, перестают исполнять свои обязанности (например, прекращение «патронатной» семьи, ликвидация детского учреждения и пр.).

В действующем Семейном кодексе РФ прямо закреплено положение, согласно которому несовершеннолетние родители имеют право устанавливать материнство и отцовство в отношении своих детей.

Однако несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, не обладают в данных правоотношениях полной семейной дееспособностью. В соответствии с п. 2 ст. 62 СК РФ они вправе самостоятельно осуществлять родительские права лишь по достижении ими возраста шестнадцати лет. До этого времени их ребенку может быть назначен опекун.

Таким образом, статья 62 СК РФ предусматривает дополнительное основание установления опеки. В данном случае ребенок, которому назначается опекун, не относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Назначение ему опекуна не является обязательной мерой и должно применяться по усмотрению органа опеки и попечительства. Необходимость в назначении опекуна вызвана тем, что сам несовершеннолетний родитель, не обладая в достаточном объеме дееспособностью, не способен представлять интересы своего ребенкаНа деле совместное воспитание ребенка опекуном и родителем возможно лишь в том случае, когда все эти лица проживают в одном жилом помещении. Такое возможно, например, если опекуном ребенка назначена мать несовершеннолетней матери (бабушка ребенка). В остальных случаях функции опекуна сводятся к представительству интересов ребенка

 

 

Установление попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами

 

Ст. 29 ГК РФ в качестве основания для признания гражданина недееспособным называет такое состояние его психического здоровья, при котором лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими. Установить наличие такого состояния можно лишь с помощью компетентных лиц. В связи с этим гражданское процессуальное законодательство обязывает суд при наличии достаточных данных о психическом расстройстве назначить судебно - психиатрическую экспертизу.

Если ребенок, неспособный понимать значение своих действий или руководить ими, не достиг 14 лет, то признания его недееспособным не требуется. Однако, если же такой несовершеннолетний достиг 14 лет, то в целях охраны его интересов и обеспечения совершения от его имени необходимых юридических действий требуется признание его недееспособным в общем порядке. Решение суда будет являться основанием для установления опеки, а назначенный опекун будет являться единственным законным представителем недееспособного несовершеннолетнего (несмотря на то что опекуном может стать не родитель, а иное лицо).

Во-первых, лицо, признанное судом недееспособным, уже может находиться в медицинском учреждении. Принудительное помещение гражданина в психиатрический стационар производится в порядке, установленном ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В течение 48 часов гражданин должен быть освидетельствован врачебной комиссией и выписан либо оставлен в учреждении. В последнем случае вопрос о возможности оставления гражданина в психиатрическом стационаре решается судом (ст. 33 указанного Закона). При разрешении данного вопроса суд вправе одновременно рассмотреть заявление заинтересованных лиц (в том числе и психиатрического заведения) о признании гражданина недееспособным.

Во-вторых, передача под опеку гражданина, признанного недееспособным, может оказаться нецелесообразной. Возможно, его поведение представляет опасность для себя или окружающих или лицо нуждается в постоянном медицинском уходе и оставление его без психиатрической помощи может повлечь существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния. Кроме того, орган опеки и попечительства может просто - напросто не подыскать то физическое лицо, которое хотело бы и могло осуществлять функции опекуна над недееспособным. В этих случаях, в соответствии со ст. 41 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», орган опеки и попечительства вправе принять решение о помещении лица в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения (несовершеннолетнего - в психоневрологическое учреждение для специального обучения). Такое решение может быть вынесено лишь на основании заключения врачебной комиссии с участием врача - психиатра.

Помещение гражданина в психоневрологическое учреждение не лишает его права на жилище. Если жилое помещение принадлежит данному лицу на праве собственности, то орган опеки и попечительства обязан предпринять меры по его охране (наложить запрет на отчуждение, возможно, заключить договор коммерческого найма или передать это имущество в доверительное управление в соответствии со ст. 38 ГК РФ). Средства, вырученные от использования жилого помещения, должны сохраняться на счете недееспособного гражданина. Если же гражданин, признанный недееспособным, проживал в помещении в качестве нанимателя, то право пользования за ним сохраняется.

Таким образом, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Закон определяет круг обязанностей опекуна (попечителя), однако не устанавливает детально порядок их исполнения. Это объясняется тем, что опека (попечительство) состоит в закреплении за нуждающимся в социальной заботе гражданином физического лица, осуществляющего широкий круг действий по оказанию помощи; в обязанности опекуна (попечителя) входит сделать все, чтобы положение лица не ухудшилось; поскольку самостоятельно не могут позаботиться о себе лица, психическая деятельность которых имеет отклонения от нормы.

2.2 Основания прекращения опеки и попечительства

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены статьями 39 и 40 ГК РФ. Все основания можно разделить на три группы.

Первая группа оснований - случаи «автоматического» прекращения, связанные с приобретением подопечным гражданской дееспособности в необходимом объеме. В указанных ситуациях для прекращения опеки или попечительства не требуется издания специального акта, аналогичного акту о назначении. Отношения прекращаются сами собой, что подтверждается документами, свидетельствующими о появлении у гражданина дееспособности.

1) Достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста.

При достижении малолетним лицом возраста 14 лет опека трансформируется в попечительство. При этом в соответствии с законом специального оформления полномочий попечителя не требуется. Следовательно, ранее вынесенное постановление о назначении опекуна создает для этого лица статус попечителя (а ранее выданное удостоверение опекуна свидетельствует о полномочиях попечителя).

При достижении несовершеннолетним возраста 18 лет попечительство прекращается автоматически.

2) Кроме того, гражданская дееспособность в полном объеме наступает в соответствии со ст. 21 ГК РФ при вступлении несовершеннолетнего гражданина в брак.

В случае вступления в брак до достижения совершеннолетия гражданская дееспособность наступает у лица в полном объеме в день государственной регистрации заключения брака. В этот же день прекращается попечительство над несовершеннолетним.

3) Эмансипация представляет собой объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в связи с тем, что этот гражданин «работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью» (ст. 27 ГК РФ). При этом несовершеннолетнему должно исполниться не менее 16 лет.

4) И наконец, еще одна ситуация, в которой прекращается опека над ребенком. Если опекун был назначен ребенку несовершеннолетних родителей (ст. 62 СК РФ), то достижение таким родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком. В данном случае сам родитель непосредственно приобретает полную гражданскую дееспособность, а следовательно, вправе совершать необходимые юридические действия от своего имени и от имени своего ребенка.

5) Восстановление дееспособности лица.

Для того чтобы лицо, признанное недееспособным вследствие психического расстройства, приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме, необходимо соответствующее решение суда (п. 3 ст. 29 ГК РФ). Моментом прекращения опеки будет в данном случае день вступления решения суда в законную силу.

Вторая группа оснований прекращения опеки (попечительства) объединяется законодательством общим термином - освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.

Освобождение от выполнения обязанностей должно оформляться с помощью специального постановления.

В тех ситуациях, когда об усыновлении ходатайствуют иные лица, к разрешению этого вопроса необходимо относиться с особым вниманием. Если ребенок длительное время проживает в семье опекуна, привязался к нему, а условия его жизни соответствуют норме, передача ребенка другому лицу на усыновление вряд ли целесообразно. Суд при необходимости вправе по собственной инициативе привлечь к участию в деле таких специалистов и учесть их мнение о возможности разлучения ребенка с опекуном или попечителем.

И наконец, освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей возможно при помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение. Однако помещение подопечного в такое учреждение не всегда означает отмену опеки или попечительства.

Во-первых, если эта мера осуществляется в целях лечения или проведения лечебно - профилактических мероприятий, обучения и пр., то освобождать опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей не имеет смысла. Учреждение, куда помещен подопечный, обязано осуществлять уход за ним, но в то же время юридическую помощь этому гражданину должен оказывать опекун или попечитель. Кроме того, опекун или попечитель ребенка не должен освобождаться на этот период от обязанностей по его воспитанию.

Во-вторых, помещение подопечного в такое учреждение не всегда исключает возможности общения с опекуном (попечителем). Поэтому осуществлением последним своих обязанностей может быть продолжено.

В любом случае орган опеки и попечительства в каждом конкретном случае вправе принять решение по своему усмотрению. Данное решение должно быть оформлено в виде акта, аналогичного акту о назначении опекуна (попечителя). Таким актом может быть постановление о помещении лица в лечебное учреждение с одновременным освобождением опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей. Однако если в данном постановлении дальнейшая судьба опеки или попечительства не затронута, то опекун (попечитель) сохраняет свой статус и по-прежнему несет установленные законом обязанности по отношению к подопечному.

Последняя группа оснований прекращения опеки (попечительства) - случаи, относящиеся к отстранению опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей.

Таким образом, отстранение опекуна или попечителя должно незамедлительно произойти при обнаружении органом опеки и попечительства таких фактов его виновного поведения, как растрата вверенного опекуну (попечителю) имущества подопечного, ухудшение состояния здоровья подопечного по причине ненадлежащего ухода. Такие же последствия должны наступить в случае, если опекун (попечитель) не обеспечивает подопечного необходимым питанием, одеждой, обувью и пр., а также если подопечный ребенок не посещает учебное заведение (при получении основного общего образования).

 

Заключение

 

Итак, опека - вид правовой помощи, устанавливаемый в целях защиты интересов малолетних и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства, при котором назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия.

Опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений:

- защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица;

- возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления;

- право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия.

Существует необходимость разработки и принятия единого, общего для всех закона, регулирующего основные принципы организации опеки и попечительства на территории Российской Федерации. Естественно, что на практике это предложение способно привести к появлению большого количества различных моделей такого закона и разнообразию вариантов его названия. Однако основным аргументом в пользу его разработки и принятия является, на наш взгляд, возможность осуществить с его помощью следующее:

1. Закрепить за органами местного самоуправления право самостоятельно принимать решения о создании на своей территории органов опеки и попечительства различных типов и видов при условии исполнения в полном объеме предусмотренных законом полномочий и наличия строгой ответственности перед обществом и государством за их неисполнение (ненадлежащее исполнение). При этом возможно наделение органов опеки и попечительства статусом юридического лица, что позволит им осуществлять свои полномочия более эффективно и независимо.

2. Четко и подробно сформулировать основные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должностей в органах опеки и попечительства.

3. Установить единый и, по возможности, детально регламентированный порядок:

- назначения опекуна (попечителя) и освобождения его от исполнения своих обязанностей. Здесь, по нашему мнению, нужно реализовать предложение согласно которому назначение опекуна (попечителя) необходимо оформлять путем заключения гражданско-правового договора, типовую форму которого можно будет разработать и утвердить постановлением Правительства РФ;

- получения согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом, принадлежащим подопечному на праве собственности либо на основании иных, предусмотренных законом прав;

- защиты органами опеки и попечительства личных имущественных и неимущественных прав опекаемых в случаях, не связанных с их отчуждением.

Необходимо сформировать правильно ориентированную социальную политику государства в сфере опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в современных условиях фактически не справляются со своими обязанностями из-за неукомплектованности кадрами, отсутствия транспорта, средств связи и других проблем материального характера. Несмотря на то что эти органы являются органами местного самоуправления, возложить бремя имущественного обеспечения их деятельности только на местные бюджеты было бы не только несправедливо, но и незаконно. Фактически сегодня органы опеки и попечительства исполняют государственные функции социальной и правовой защиты несовершеннолетних и других категорий граждан, что в соответствии со ст. 132 Конституции РФ должно сопровождаться «передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств» из федерального бюджета.

Однако очевидно, что дефицит бюджетных средств не позволит покрыть немалые расходы на организацию и осуществление опеки и попечительства. В частности, совершенно ясно, что осуществить идею предоставления опекунам (попечителям) какой-либо платы за исполнение их обязанностей в современных условиях практически невозможно. Поэтому законодателем могут быть использованы меры всестороннего стимулирования граждан к осуществлению заботы о недееспособных или не полностью дееспособных лицах. Так, должен быть расширен перечень льгот гражданам, ставшим опекунами или попечителями, в том числе льгот жилищных, трудовых и иных, способных во многих случаях заменить вознаграждение за исполнение обязанностей. Правомерно, на наш взгляд, и осуществление идеи о закреплении за опекунами (попечителями) такого преимущества, как право требования от совершеннолетних трудоспособных бывших подопечных предоставления содержания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: