Игра // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/игра




ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО

По мотивам книги Масару Ибука «После трех уже поздно» [7]

ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, г. Пермь, Россия

Научный руководитель – к. филос.н. Нассонов М.С.

 

«Мир во всем мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от поколения, которое сегодня еще в пеленках».

Масару Ибука

Что мы знаем о детстве? Насколько мы недооцениваем его значение? И почему после трех уже поздно?

Для ответов на эти вопросы обратимся к книге «После трех уже поздно», написанную Масару Ибука. Главная установка автора - маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Они без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года усваивают то, что в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. При этом, считает Ибука, все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Книга показывает нам, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось.

Философы, занимаясь вопросами выявления сути мироздания, его происхождения и т.д., как правило, очень редко обращаются к теме детства, с которой, возможно, и следует начинать постижение сущности человека. В настоящее время изучение формирования и становления личности ребёнка является актуальной темой междисциплинарных исследований.[5]

Детство – это первая встреча человека с миром (и с самим собой), это первая реакция на бытие. Выделяется особая сфера – метафизика детства, как поиски основания для будущей полноценной жизни. Если Архе коренится в человеке, то поэтому тема детства должна присутствовать в качестве первой и главной темы философии. [9]

Однако для начала обратимся к физиологии. Структуры мозга формируются к трем годам. Человеческий мозг насчитывает 1,4 миллиарда клеток. [8] Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга, благодаря росту аксонов, в нем формируются связи между удаленными друг от друга участками. Мозг младенца активно растет и за 2-3 года достигает 80% размера мозга взрослого человека. Что происходит в течение этих 2-3 лет? Основной прирост веса мозга происходит за счет глиальных клеток, которых в 50 раз больше чем нейронов. [6] Также происходят процессы миелинизации непрерывно длящихся с момента рождения до 18 лет. В журнале «The Nation» отмечается, что в раннем детстве связи в мозге образуются невероятно быстро. По словам доктора медицины, педиатра Берри Брацелтона, именно в детстве «в мозге закладывается основа для развития его интеллекта, самопознания, способности доверять и желания учиться». [4] Погружая ребенка в мир фактов, цифр и языка, мы развиваем его интеллект, но этого не достаточно. Ученые пришли к выводу, что важно задействовать и эмоции. Исследования показали, что если младенца не берут на руки, не играют с ним и не вызывают у него эмоциональных реакций, то симпатических связей образуется меньше. Можно сделать вывод, что окружающая среда должна воздействовать как на умственный, так и на эмоциональный уровень; благодаря этому растет тонкая сеть дендритов.

«Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

А. С. Макаренко

Рассмотрим поподробнее значение игры. Игра́ — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. [3]. Как правило, важность и значение игровых процессов недооцениваются взрослыми. А ведь игровая деятельность начинается практически с момента рождения, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, с тем лишь отличием, что содержание, мотивация, внешние атрибуты и отношение к игре претерпевает значительные изменения. [2] Таким образом, можно сделать определенные выводы: игры оказывают положительное влияние на формирование взаимодействия между детьми. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах.

Рассмотрим основные пути и средства по воспитанию и обучению детей раннего возраста.

«Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей». [7] Если родители жалуются на непослушание ребенка, то чаще всего они в этом сами виноваты. Дети будут лучше слушаться и уважать родителей, если те время от времени будут признавать свои ошибки. Тему воспитания детей и отношения к этому родителей затрагивают писатели: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то вопрос упраздняется и остается: как надо жить самому?» - говорил Л.Н.Толстой. [1] Не рекомендуется передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители могут сделать это успешно. Для этого им нужно все время учиться и думать, не обязательно посещать учебные заведения, самообразования вполне достаточно.

«Взрослые понятия “легко” и “трудно” не годятся для детей». [7] И это одно из главных преимуществ детей. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. Не надо бояться “перекормить” мозг ребенка: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, просто перестает воспринимать новую информацию. Приведем в пример 2,5-летнего ребенка, который начал запоминать флаги различных стран и мог правильно назвать 30 флагов, включая такие, как флаг Панамы, Ливана, Монголии - флаги, которые и взрослый вспомнит с трудом. Это образец замечательной способности детей по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализированием, как у взрослых, этому ребенок научится значительно позже. Более простой пример – способность младенца узнавать лицо своей матери.

Также нельзя забывать, что впечатления детства определяют дальнейший образ мыслей и действий. Выражение «Ложка дегтя в бочке меда» в раннем детстве означает, что влияние оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. [7] Тот факт, что человек не помнит всего, что с ним случилось в раннем детстве, не означает полного забвения. Любое впечатление и любой опыт, полученный в возрасте до 3-х лет, становится частью основания сформировавшейся личности. Под гипнозом, любой человек, если ему внушить, что ему только 1 год от роду, начнет говорить и вести себя, как годовалый ребенок. Это означает, что любые впечатления детства навсегда сохраняются в сознании. Образно говоря, раннее развитие - это фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

От нас зависит, каким ребенок станет в будущем. «Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица – это зеркало, в котором отражаются отношения в семье». [7] Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре. [10] Чем младше, тем острее дети ощущают свою беззащитность, в то время когда родители пытаются выяснить отношения между собой. В такой среде ребенок часто тревожен, неуверен в себе, замкнут, у него могут появиться необоснованные страхи. Анализ многих правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном, первые годы своей жизни они проводили в неблагополучных семьях. XXIвек будут строить те, кто доверяет другим. Если развит принцип доверия к людям ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества. К сожалению, современная система образования придает слишком много значения экзаменам и отметкам, но никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте.

В заключении отметим, что тот, кто искренне хочет покончить с различными предрассудками, враждебностью, агрессивностью, излишней подозрительностью, должен заботиться не только о ситуации в мире сегодня, но и по максимуму вложить силы в воспитание ребенка. Ведь именно сегодняшние дети составят завтрашнее общество. Вот почему так важно раннее воспитание и развитие наших детей.

Список литературы:

1.Афоризмы о воспитании // vitamarg URL: https://www.vitamarg.com/deti/article/169-aforizmi-o-vospitanii

2.Игра // Академик URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/411/ИГРА

Игра // ВикипедиЯ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/игра

4.«Как развить таланты с пеленок?» // Gigabaza.ru URL: https://gigabaza.ru/doc/219.html

5.Мир детства как философская проблема // dissercat URL: https://www.dissercat.com/content/mir-detstva-kak-filosofskaya-problema

6. «Об особенностях развития мозга от зачатия до подросткового возраста» // livejournal URL: https://progenes.livejournal.com/44697.html

7. Масару Ибука "После трех уже поздно". - Москва: Альпина нон-фикшн, 2011.

8. Структуры мозга формируются к трём годам // bookap.info URL: https://bookap.info/razvit/ibuka_posle_tryoh_uzhe_pozdno/gl7.shtm

9.Таинство детства в философии Василия Розанова // rodnayaladoga URL: https://rodnayaladoga.ru/index.php/proza/index.php/component/authorlist/author/195-burmistrov-b-v

10.Что чувствует ребенок, когда родители ссорятся // URL: https://social-saratov.ru/centr/tepp/324-chto-chuvstvuet-rebenok-kogda-roditeli-ssoryatsya

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: