Морфологические средства выразительности




СХЕМА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

1.Какого типа речи текст перед вами?

2.Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).

3.Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?

4.С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?

5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?

6.Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?

7. Какова идея текста (основная мысль)?

Алгоритм лингвистического анализа текста

1. Общие стилистические особенности данного текста

 

Научный Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость
Публицистический Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность
Художественный Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка
Официально-деловой Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, сте-реотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер
Разговорный Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения

Жанровые особенности текста

Научный Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации
Публицистический Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его ха-рактер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения)
Художественный Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа
Официально-деловой Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка

3. Лексические средства выразительности

Научный Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова
Публицистический Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздей-ствия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)
Художественный Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы
Официально-деловой Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера

4. Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей:

- тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;

- стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора

Фонетический уровень – звуковые образные средства

Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (аллитерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности текста.

Морфологические средства выразительности

 

Научный Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление
Публицистический Использование существительных в родительном падеже в роли несогласован-ных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов
Художественный Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы)
Официально-деловой Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: