МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра Экономической теории
Словарь
Основных терминов
И понятий
По дисциплине «Микроэкономика»
Симферополь, 2008 г.
УДК – 330.101.542 (03)
ББК – 65.012.1 (03)
С – 48
Словарь основных терминов и понятий по дисциплине «Микроэкономика». – Симферополь, 2008. – 34 с.
[Авторы-составители: к.э.н., доцент Маринина И.Д., cтарший преподаватель Русина Т.В.]
Словарь основных терминов и понятий разработан в соответствии с учебной программой дисциплины «Микроэкономика» и содержит основные микроэкономические категории.
Предлагаемая терминология затрагивает основные микроэкономические направления в экономике. Словарь содержит также перечень наиболее часто употребляемых аббревиатур по микроэкономике, что поможет студентам легче осваивать формулы и разбираться в графиках.
Рекомендуется студентам экономических специальностей всех форм обучения при подготовке к семинарам, к экзамену по дисциплине «Микроэкономика», к комплексному государственному экзамену по экономической теории, а также для других форм самостоятельной работы студентов. Словарь предназначен также широкому кругу читателей, интересующихся микроэкономическим аспектом экономической теории.
© Симферополь, 2008
Введение
Коренные изменения в экономике Украины породили множество процессов и явлений, требующих совершенно иного и более глубокого подхода к их изучению. Современная экономическая система требует от экономистов глубоких знаний не только основ экономической теории, но и более основательного изучения отдельных экономических разделов.
Микроэкономика является важной составляющей экономической теории и изучает поведение и механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами (индивидами, домашними хозяйствами, предприятиями, организациями, то есть микросистемами), стремящимися к достижению целей в условиях ограниченности ресурсов.
Переход студентов украинских вузов на Болонскую систему обучения предусматривает значительное увеличение времени на самостоятельную работу студентов (СРС). Среди различных форм СРС очень важным является освоение терминологии дисциплины, и цель данного учебного пособия состоит в оказании помощи в этой работе.
Систематическое обращение к данному пособию позволит лучше освоить курс «Микроэкономика» и умело применять полученные знания на практике.
А
АБСОЛЮТНАЯ РЕНТА – та часть дохода предпринимателя-землепользователя, которую он отдает в виде арендной платы собственнику земли.
АВАНСИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ — денежный капитал, предназначенный для покупки средств производства, организации дела, реализации бизнес- проектов. Он аккумулируется на этапе образования или активизации деятельности предприятия.
АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ — капитал акционерного общества, образуемый посредством выпуска акций и облигаций. Акционерный капитал состоит из уставного капитала и капитала, полученного от нераспределенной прибыли прошлых периодов, продажи акций выше номинальной стоимости и т. д.
АКТИВЫ(assets) — средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т. д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т. д.).
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (opportunity cost) — издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага.
АНАЛИЗ (от греч. "разложение") — метод, заключающийся в разделении целого на части.
АНАЛОГИЯ (от греч. "сходство") — метод, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (antitrust statutes) — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
АМОРТИЗАЦИЯ — процесс постепенного переноса стоимости изношенных основных средств (отражающих их основные фонды) на стоимость, производимой с их помощью продукции.
АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД — фонд накопления амортизационных отчислений в виде денежных средств, аккумулирующихся для обеспечения воспроизводства основных средств через замену их изношенных элементов.
АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ – это денежные средства, направляемые на возмещение изношенных основных средств через строительство, ремонт, закупку и замену изношенных деталей. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства продукции, а следовательно, в себестоимость и цену.
АРЕНДНАЯ ПЛАТА (rental) — сумма, которую арендатор платит собственнику земли, включающая ренту, амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.
АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ (information asymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть ее не имеет.
Б
БЕЗРИСКОВЫЕ АКТИВЫ(nonrisk assets) — активы, дающие денежные поступления, размеры которых заранее известны (казначейские векселя США, застрахованные денежные счета в банке, краткосрочные депозитные сертификаты и др.).
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ представляет собой ценностный уровень физических способностей к осуществлению социальной деятельности, уровень здоровья населения.
БЛАГА (goods) — средства, удовлетворяющие потребности.
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ РАВНЫХ РАСХОДОВ (budget constraint) — все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на свой доход при данных ценах на эти товары при полном расходовании имеющегося дохода.
БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ – разница между общей выручкой от продажи товаров и денежными затратами на приобретение ресурсов для их производства.
БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ – стоимость израсходованных в производстве ресурсов в фактических ценах их приобретения.
В
ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее увеличение запаса капитала.
ВАЛОВОЙ ДОХОД (total revenue, TR), ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА —суммарный доход, полученный от продажи данного продукта (или нескольких продуктов) по рыночным ценам.
ВЕРОЯТНОСТЬ (probability) — возможность получения определенного результата.
ВЕЩЕСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ представляет собой стоимостную оценку вещественных средств, с помощью которых происходит получение социальных или материальных общественно значимых выгод (в том числе и в форме денежных доходов).
ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ (complementarity of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплекте друг с другом (например, автомобиль и бензин).
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ (substitution of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять одинаковые потребности (например, кофе и чай).
ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (explicit costs) — затраты на приобретение факторов производства, которые не принадлежат фирме и покупаются ею.
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ (externalities) — это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участие в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостоянии людей.
ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) — затраты факторов производства, принадлежащих фирме.
ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (increasing economy of scale) — увеличение объема выпуска продукции более быстрыми темпами, чем увеличение затрат всех используемых для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%.
ВОСПРОИЗВОДСТВО – обеспечение постоянного возобновления процесса производства в хозяйственной системе страны. Воспроизводственный процесс состоит из цикличной последовательности фаз производства, распределения, обмена и потребления.
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (time preference) — общая тенденция сокращения потребления в настоящем времени, в надежде увеличить его в будущем.
ВЫПУСК (output) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи.
ВЫРУЧКА (revenue) — см. Совокупный доход.
Г
ГИПОТЕЗА (от греч. "предположение") — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.
ГОСУДАРСТВО — в качестве экономического субъекта — представляет собой совокупность органов и лиц, сконцентрировавших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – предприятие, в котором государство контролирует структуру и производственный процесс.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (state property) — собственность, решения по которой принимаются на основании установленных правил и процедур, регулирующих интересы общества в целом.
Д
ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ (bilateral monopoly) — рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист, т.е. на рынке участвуют единственный продавец и единственный покупатель.
ДЕДУКЦИЯ (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному.
ДЕНЕЖНЫЙ КАПИТАЛ — капитал в денежной форме, в виде денежных средств. Как правило, образование денежного капитала предшествует созданию на его основе физического капитала.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ (portfolio diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами.
"ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО" (prisoner's dilemma) — описывает ситуацию, когда двое заключенных должны не сговариваясь выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность минимизировать свой срок наказания.
ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) — приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к ценности сегодняшнего дня, согласно формуле
где PDV — сегодняшняя ценность;
FVn — ценность через n периодов;
i — ставка дисконтирования.
В качестве ставки дисконтирования может служить ставка банковского процента или иной показатель.
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ – разность между общим доходом или выручкой предприятия и переменными затратами.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (long-run) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (домохозяйство) — в общем смысле — это:
· основной субъект экономической деятельности, который охватывает экономические объекты и процессы, происходящие в месте проживания человека;
· совокупность лиц, проживающих в одном помещении;
· статистический показатель, который используется при анализе экономических аспектов проблем потребления, жилищной политики и т. п.
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО — в экономической науке — экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.
ДУОПОЛИЯ (duopoly) — рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену.
Е
ЕДИНОЛИЧНАЯ ФИРМА – юридическое лицо, созданное одним учредителем, который владеет всеми ее активами и несет персональную и неограниченную ответственность по всем ее обязательствам.
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) — возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.
З
ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ — капитал, складывающийся за счет займов, например: получение кредитов, выпуск и продажа облигаций и т.п. Такой капитал используется для финансирования деятельности предприятий.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (law of supply) — прямая зависимость между ценой и количеством продаваемого товара, при прочих равных условиях.
ЗАКОН СПРОСА (law of demand) — обратная зависимость между ценой и количеством покупаемого товара, при прочих равных условиях.
ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (law of diminishing marginal returns) — закон, утверждающий, что с увеличением использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) наступает момент, когда дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.
ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН, ИЛИ АУКЦИОН ВТЕМНУЮ (seated — bid auction) — аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НА РЫНКЕ ТРУДА (wage) — цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника, с учетом складывающегося на рынке соотношения между спросом и предложением рабочей силы.
ЗАТРАТЫ(costs) — это выраженные в денежной (стоимостной) форме издержки предпринимателя, связанные с производством и обращением товара; все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата.
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА(land rent) — представляет собой:
· доход, который получает собственник земли от
использования земли хозяйствующими на ней субъектами;
· часть прибавочного продукта, создаваемого непосредственными производителями в сельском хозяйстве, присваиваемая собственниками земли;
· основная часть арендной платы, выплачиваемой
земельным собственникам арендаторами земли;
· плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.
ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ(land, natural resources) — природные условия, необходимые для производства товаров и услуг.
И
ИГРА (game) — взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходимо принимать ответственные решения.
ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer surplus) — разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, т.е. ценой спроса, и ценой, сложившейся на рынке.
ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer surplus) — это:
· разница между валовым доходом и полными издержками производителя;
· разница между предельными издержками фирмы и рыночной ценой товара.
ИЗОКВАНТА (isoquant) — кривая, представляющая все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает производителю одинаковый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска.
ИЗОКОСТА (isocost line) — линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, затраты на приобретение которых имеют одинаковую суммарную стоимость; прямая равных издержек
C = W ´ L + r ´ K.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КАПИТАЛ — это финансовые ресурсы, имущество, интеллектуальный продукт, которые представляют собой долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты.
ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА — показатель, определяющий степень концентрации рынка. При его расчете используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем выше возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
где Iнн — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S1 — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), тогда S1 = 100%, а Iнн = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, тогда S1 = 1%, а Iнн = 100.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА (individual property ship) — фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ведущее дело в собственных интересах и отвечающее за нее личным имуществом.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС (individual demand) — спрос, предъявляемый одним потребителем.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — экономическая наука об институтах, посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — совокупность связанных между собой институтов, функционирующих в пределах определенного рынка и выполняющих ряд функций по обеспечению его эффективной деятельности.
К
КАПИТА (capital) - фактор производства, представленный всеми средствами производства, которые создали люди в прошлые периоды для того, чтобы с их помощью производить необходимые товары и услуги.
КАПИТАЛ — в широком смысле — совокупная сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли.
КАРТА ИЗОКВАНТ (isoquant mар) — совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов.
КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve map) —совокупность кривых безразличия, расположенных в порядке увеличения уровня полезности индивида.
КАРТЕЛЬ (cartel) — рыночная ситуация, при которой фирмы вступают в сговор (соглашение) относительно цен и/или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА (complementary goods) — блага, дополняющие друг друга в потреблении.
КОРПОРАЦИЯ (corporation) — фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности ее совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом).
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — преимущество товара или организации над конкурентом за счет предоставления большей полезности потребителям.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД (short-run) в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого невозможно изменить ни один производственный фактор.
КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) — линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной полезности) от потребления различных наборов благ.
КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ" (income—consumption curve) — кривая, каждая точка которой представляет оптимальное количество потребляемых благ при разном уровне дохода и постоянном уровне цен при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
КРИВАЯ СПРОСА(demand curve) — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое покупатели готовы купить в данный момент при прочих равных условиях.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени, при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (production possibilities curve (frontier)) — кривая, каждая точка которой показывает максимальное количество двух благ, которые могут быть произведены в экономике одновременно при полном использовании данного объема ресурсов на данном уровне развития технологии.
КРИВАЯ РЕАГИРОВАНИЯ (reactive curve) — показывает, каким образом объем выпуска одной фирмы зависит от объема выпуска другой фирмы.
КРИВАЯ "ЦЕНА—ПОТРЕБЛЕНИЕ" (price—consumption curve) — кривая, соединяющая ряд точек касания бюджетной линии и кривых безразличия, образующихся в результате постепенного поворота бюджетной линии (при изменении цены одного из товаров и неизменном доходе потребителя). Используется при анализе влияния изменения цен на относительную замену одного товара другим.
КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные, малоценные и обычные.
КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ представляет собой совокупность интеллектуальных способностей, образованности, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в процессе осуществления социальной деятельности и узаконивают обладание статусом и властью, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.
М
МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ(inferior goods) — товары, спрос на которые уменьшается при росте доходов покупателей (товары низкого качества).
МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД (immediate period) — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых производственных факторов остается неизменным.
МЕЖВРЕМЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ (inter-temporal budget constraint) — показывает возможности переключения текущего потребления на будущее потребление.
МЕТОД (от греч. "methodos" — путь к чему-либо) — учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.
МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических субъектов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· организация эффективного, динамично развивающегося производства;
· поиск оптимального сочетания факторов производства;
· улучшение структуры производства;
- использование инновационных технологий.
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – представляет собой формирование государством целей и правил экономической деятельности для отдельных сфер, рынков, отраслей и использование инструментов их регулирования.
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ – это действие, оказываемое на отдельные, маломасштабные хозяйственные единицы: компании, организации, предприятия, фирмы.
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Размер минимальной заработной платы определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства и применяется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов.
МОДЕЛЬ (model) — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования.
МОНОПОЛИЯ – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже (в случае монопсонии) общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.
МОНОПСОНИЯ (monopsony) — монополия со стороны покупателя.
МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС — процесс обесценивания основного капитала вследствие появления более дешевого или более современного оборудования.
Н
НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonrivality in consumption) — означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.
НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonexclusivity in consumption) — означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.
НЕКООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (non-cooperative game) — такая игра, в которой ее участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером некооперативной игры может служить олигополия.
НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (nonrational demand) — незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя (например, спрос на подарки накануне праздников).
НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.
НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – вид конкурентной борьбы, через совершенствование технической надежности и качества выпускаемой продукции, создание уникальных его свойств, а также предложение новых товарных услуг и дополнительного сервиса.
НОМИНАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА – текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции.
НОРМА ПРИБЫЛИ – доля прибыли в выручке от реализации или доля прибыли в цене изделия.
НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ – вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; элемент внутренних (неявных издержек) наряду с внутренней рентой и внутренней зарплатой; минимальная плата, необходимая для того, чтобы удержать предпринимателя в пределах данного направления деятельности.
НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (nominal wage rate) —сумма денег, выплачиваемая работнику за использование его труда.
НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (nominal rate of interest) — показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита..
НОРМА АМОРТИЗАЦИИ (rate of depreciation) — доля основного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году.
НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit), НУЛЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ (zero profit) — альтернативная стоимость использования предпринимательских способностей. Когда фирма получает только нормальную прибыль, тогда полученный ею доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы.
О
ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ – капитал, который участвует в производственном цикле всего лишь один раз и свою стоимость полностью переносит на стоимость созданных товаров.
ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ — это равновесное состояние экономики, получающееся в результате уравновешивающего взаимодействия спроса на товары, услуги, ресурсы, их предложения на рынках и формирующейся под воздействием спроса и предложения системы цен.
ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (total costs, TC) — совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага и включает в себя переменные и постоянные издержки
ОБЩИЙ ДОХОД – полная сумма выручки от реализации всех произведенных единиц продукции, которая определяется умножением цены проданного товара на его количество.
ОБЪЕКТЫМИКРОЭКОНОМИКИ:
· цены и объемы производства и потребления определенных благ;
· состояние отдельных рынков;
· распределение ресурсов между альтернативными целями и т.п.
ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ – это ресурсы, которые в связи со своей редкостью или ограниченностью требуют эффективного распределения и использования. Как правило, спрос на такие ресурсы достаточно высок.
ОЛИГОПОЛИЯ – рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.
ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ – капитал, который участвует в процессе производства на протяжении нескольких производственных циклов и переносит свою стоимость на стоимость создаваемого товара по частям.
ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (total utility, TU) — совокупная полезность всех потребляемых благ.
ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ (general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цену и объемы продаж на всех других рынках.
ОБЩИЕ РЕСУРСЫ(common resources) — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.
ОБЫЧНЫЙ ТОВАР (normal good) — товар, спрос на который при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (например, предметы первой необходимости).
ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА (risk pooling) — метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (opportunist behavior) — поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров.
ОТРАСЛЬ – область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, владеющие единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, используемых технологических процессов.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (negative externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
П
ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ, ИЛИ ПАРЕТО-ОПТИМУМ (Pareto-optimality) — такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.
ПАРТНЕРСТВО (partnership) — фирма, которая принадлежит двум или более лицам, которые совместно владеют и управляют предприятием, получают часть прибыли и несут неограниченную ответственность за деятельность фирмы.
ПАРАДОКС ГИФФЕНА - состоит в том, что при росте цен на определенный товар наблюдается рост спроса на него, вместо ожидаемого уменьшения.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — деловой человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность, привлекающий средства для организации предпринимательства и берущий на себя предпринимательский риск.
ПРОИЗВОДСТВО — это:
· деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучших результатов;
· процесс, направленный на организацию материального или духовного производства товаров, необходимых потребителям, которые могут быть проданы или обменены на другой полезный товар.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ — период времени, за который реализовывается процесс полного производства изделия или партии изделий в рамках отдельно действующего предприятия либо группы формально объединенных предприятий.
ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО — ситуация, при которой происходит превышение предложения над спросом, и высокие цены стимулируют увеличение объемов производства товаров и услуг при одновременном сокращении спроса.
ПЕРЕМЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА — система вознаграждения, при которой размер компенсации работнику зависит от результатов его работы, результатов работы подразделения или организации в целом.
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА(cross elasticity) — показывает степень влияния на величину спроса на данный товар относительно величины изменения цены другого товара.
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable costs, VC) — издержки, величина которых изменяется с изменением объема выпуска продукции. К переменным издержкам относят:
· затраты на транспортные услуги;
· затраты на энергию, топливо;
· затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, заработную плату рабочим-сдельщикам и т. д.
ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА (variable factors of production) — факторы, затраты которых зависят от уровня выпуска продукции.
ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ — плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.
ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА (utility of good) — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (positive externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического субъекта приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (fixed costs, FC) — издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции в краткосрочном периоде. Они являются затратами на создание условий для осуществления предпринимательской деятельности.
ПОСТОЯННАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (constant economy of scale) — увеличение объема продукции теми же темпами, что и увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства также возрастает на 20%.
ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА (fixed factors of production) — факторы, затраты которых не зависят от объема выпуска продукции.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР (consumer choice) — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
ПОТРЕБНОСТИ (needs) — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.
ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ — правило, согласно которому функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя денежная единица (гривна, рубль, доллар, евро и т.д.), затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. То есть:
ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК (least-cost rule) — правило, согласно кото