Список английских аббревиатур




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра Экономической теории

 

 

Словарь

Основных терминов

И понятий

По дисциплине «Микроэкономика»

 

 

Симферополь, 2008 г.

 

 

УДК – 330.101.542 (03)

ББК – 65.012.1 (03)

С – 48

 

Словарь основных терминов и понятий по дисциплине «Микроэкономика». – Симферополь, 2008. – 34 с.

 

[Авторы-составители: к.э.н., доцент Маринина И.Д., cтарший преподаватель Русина Т.В.]

 

 

Словарь основных терминов и понятий разработан в соответствии с учебной программой дисциплины «Микроэкономика» и содержит основные микроэкономические категории.

Предлагаемая терминология затрагивает основные микроэкономические направления в экономике. Словарь содержит также перечень наиболее часто употребляемых аббревиатур по микроэкономике, что поможет студентам легче осваивать формулы и разбираться в графиках.

Рекомендуется студентам экономических специальностей всех форм обучения при подготовке к семинарам, к экзамену по дисциплине «Микроэкономика», к комплексному государственному экзамену по экономической теории, а также для других форм самостоятельной работы студентов. Словарь предназначен также широкому кругу читателей, интересующихся микроэкономическим аспектом экономической теории.

© Симферополь, 2008


Введение

Коренные изменения в экономике Украины породили множество процессов и явлений, требующих совершенно иного и более глубокого подхода к их изучению. Современная экономическая система требует от экономистов глубоких знаний не только основ экономической теории, но и более основательного изучения отдельных экономических разделов.

Микроэкономика является важной составляющей экономической теории и изучает поведение и механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами (индивидами, домашними хозяйствами, предприятиями, организациями, то есть микросистемами), стремящимися к достижению целей в условиях ограниченности ресурсов.

Переход студентов украинских вузов на Болонскую систему обучения предусматривает значительное увеличение времени на самостоятельную работу студентов (СРС). Среди различных форм СРС очень важным является освоение терминологии дисциплины, и цель данного учебного пособия состоит в оказании помощи в этой работе.

Систематическое обращение к данному пособию позволит лучше освоить курс «Микроэкономика» и умело применять полученные знания на практике.

 

 


А

АБСОЛЮТНАЯ РЕНТА – та часть дохода предпринимателя-землепользователя, которую он отдает в виде арендной платы собственнику земли.

АВАНСИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ — денежный капитал, предназначенный для покупки средств производства, организации дела, реализации бизнес- проектов. Он аккумулируется на этапе образования или активиза­ции деятельности предприятия.

АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ — капитал акционерного общества, образуемый посредством выпуска акций и облигаций. Акционерный капитал состоит из устав­ного капитала и капитала, полученного от нераспре­деленной прибыли прошлых периодов, продажи ак­ций выше номинальной стоимости и т. д.

АКТИВЫ(assets) — средства, обеспечивающие денежные по­ступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т. д.), так и скрытых выплат (увеличение стои­мости фирмы, недвижимости, акций и т. д.).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (oppor­tunity cost) — издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характе­ризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожер­твовать для получения первого блага.

АНАЛИЗ (от греч. "разложение") — метод, заключающий­ся в разделении целого на части.

АНАЛОГИЯ (от греч. "сходство") — метод, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (antitrust statutes) — законодательство, направленное против накопления фир­мами опасной для общества монопольной власти.

АМОРТИЗАЦИЯ — процесс постепенного переноса стоимости из­ношенных основных средств (отражающих их основ­ные фонды) на стоимость, производимой с их помощью продукции.

АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД — фонд накопления амор­тизационных отчислений в виде денежных средств, аккумулирующихся для обеспечения воспроизводства основных средств через замену их изношенных эле­ментов.

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ – это денежные средства, направляемые на возмеще­ние изношенных основных средств через строительство, ремонт, закупку и замену изношенных деталей. Сум­ма амортизационных отчислений включается в издержки производства продукции, а следовательно, в себестоимость и цену.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА (rental) — сумма, которую арендатор платит собственнику земли, включающая ренту, амортиза­цию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ (information asymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть ее не имеет.

 

Б

 

БЕЗРИСКОВЫЕ АКТИВЫ(nonrisk assets) — активы, даю­щие денежные поступления, размеры которых заранее известны (казначейские векселя США, застрахованные денежные счета в банке, краткосрочные депозитные сертификаты и др.).

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ представляет собой ценностный уровень физических способностей к осуществлению социальной деятельности, уровень здоровья населения.

БЛАГА (goods) — средства, удовлетворяющие потребности.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ РАВНЫХ РАСХОДОВ (budget constraint) — все комбинации товаров, кото­рые потребитель имеет возможность купить на свой доход при данных ценах на эти товары при полном расходовании имеющегося дохода.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ – разница между общей выручкой от продажи товаров и денежными затратами на приобретение ресурсов для их производства.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ – стоимость израсходованных в производстве ресурсов в фактических ценах их приобретения.

 

В

 

ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее уве­личение запаса капитала.

ВАЛОВОЙ ДОХОД (total revenue, TR), ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА —сум­марный доход, получен­ный от продажи данного продукта (или нескольких продуктов) по рыночным ценам.

ВЕРОЯТНОСТЬ (probability) — возможность получения оп­ределенного результата.

ВЕЩЕСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ представля­ет собой стоимостную оценку веществен­ных средств, с помощью которых происходит получе­ние социальных или материальных общественно зна­чимых выгод (в том числе и в форме денежных доходов).

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ (complementarity of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потреб­ности (личные или производственные) лишь в комплекте друг с другом (например, автомобиль и бензин).

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ (substitution of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять одинаковые потребности (например, кофе и чай).

ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (explicit costs) — затра­ты на приобретение факторов производства, которые не принадлежат фирме и поку­паются ею.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ (externalities) — это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участие в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостоянии людей.

ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) — затраты факторов производства, принадлежащих фирме.

ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (increasing economy of scale) — увеличение объема выпуска продукции более быстры­ми темпами, чем увеличение затрат всех используемых для про­изводства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%.

ВОСПРОИЗВОДСТВО – обеспечение постоянного возобновления процесса производства в хозяйственной системе страны. Воспроизводственный процесс состоит из цикличной последовательности фаз производства, распределения, обмена и потребления.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (time preference) — общая тенденция сокращения потребления в настоящем времени, в надежде увеличить его в будущем.

ВЫПУСК (output) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи.

ВЫРУЧКА (revenue) — см. Совокупный доход.

 

Г

 

ГИПОТЕЗА (от греч. "предположение") — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и про­цессов.

ГОСУДАРСТВО — в качестве экономического субъек­та — представляет собой совокупность органов и лиц, сконцентрировавших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в го­сударственном масштабе, распоряжающихся государ­ственной собственностью.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – предприятие, в котором государство контролирует структуру и производственный процесс.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (state property) — собственность, решения по которой принимаются на основании ус­тановленных правил и процедур, регулирующих интересы общест­ва в целом.

Д

 

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ (bilateral monopoly) — ры­ночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист, т.е. на рынке участвуют единственный продавец и единственный покупатель.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному.

ДЕНЕЖНЫЙ КАПИТАЛ — капитал в денежной форме, в виде денежных средств. Как правило, образование денежного капитала предшествует созданию на его основе физического капитала.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколь­кими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покуп­ки (или продажи) другого.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ (portfolio diversifica­tion) — метод, направленный на снижение риска путем распреде­ления инвестиций между несколькими рисковыми активами.

"ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО" (prisoner's dilemma) — опи­сывает ситуацию, когда двое заключенных должны не сговарива­ясь выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность мини­мизировать свой срок наказания.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) — приведение экономи­ческих показателей (выручки, издержек) будущих лет к ценности сегодняшнего дня, согласно формуле

где PDV — сегодняшняя ценность;

FVn — ценность через n периодов;

i — ставка дисконтирования.

В качестве ставки дисконтирования может служить ставка бан­ковского процента или иной показатель.

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ – разность между общим доходом или выручкой предприятия и переменными затратами.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (long-run) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (домохозяйство) — в общем смысле — это:

· основной субъект экономической деятельности, ко­торый охватывает экономические объекты и процес­сы, происходящие в месте проживания человека;

· совокупность лиц, проживающих в одном поме­щении;

· статистический показатель, который использует­ся при анализе экономических аспектов проблем потребления, жилищной политики и т. п.

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО — в экономической науке — экономическая единица, состоящая из одного или бо­лее лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобрете­ния товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.

ДУОПОЛИЯ (duopoly) — рыночная структура, когда на рын­ке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену.

 

Е

ЕДИНОЛИЧНАЯ ФИРМА – юридическое лицо, созданное одним учредителем, который владеет всеми ее активами и несет персональную и неограниченную ответственность по всем ее обязательствам.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) — воз­никает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

 

З

ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ — капитал, складывающийся за счет займов, например: получение кредитов, выпуск и продажа облигаций и т.п. Такой капитал использу­ется для финансирования деятельности предприятий.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (law of supply) — прямая зависимость между ценой и количеством продаваемого товара, при прочих равных условиях.

ЗАКОН СПРОСА (law of demand) — обратная зависимость между ценой и количеством покупаемого товара, при прочих равных условиях.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ­НОСТИ (law of diminishing marginal returns) — закон, утверж­дающий, что с увеличением использования какого-либо производствен­ного фактора (при неизменности остальных) наступает момент, когда дополнительное применение пере­менного фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН, ИЛИ АУКЦИОН ВТЕМНУЮ (seat­ed — bid auction) — аукцион, в котором ставки выставляются все­ми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НА РЫНКЕ ТРУДА (wage) — цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника, с учетом складывающегося на рынке соотношения между спросом и предложением рабочей силы.

ЗАТРАТЫ(costs) — это выраженные в денежной (стоимостной) форме издержки предпринимателя, связанные с про­изводством и обращением товара; все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА(land rent) — представляет собой:

· доход, который получает собственник земли от
использования земли хозяйствующими на ней субъ­ектами;

· часть прибавочного продукта, создаваемого непо­средственными производителями в сельском хозяй­стве, присваиваемая собственниками земли;

· основная часть арендной платы, выплачиваемой
земельным собственникам арендаторами земли;

· плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ(land, natural resourc­es) — природные условия, необходимые для производства товаров и услуг.

 

И

 

ИГРА (game) — взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходи­мо принимать ответственные решения.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer sur­plus) — разница между ценой, за которую потребитель готов ку­пить товар, т.е. ценой спроса, и ценой, сложившейся на рынке.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer sur­plus) — это:

· разница между валовым доходом и полными из­держками производителя;

· разница между предельными издержками фирмы и рыночной ценой товара.

ИЗОКВАНТА (isoquant) — кривая, представляющая все со­четания производственных факторов, использование которых обеспечивает производителю одинако­вый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска.

ИЗОКОСТА (isocost line) — линия, объединяющая все воз­можные сочетания ресурсов, затраты на приобретение которых имеют одинаковую суммар­ную стоимость; прямая равных издержек

C = W ´ L + r ´ K.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КАПИТАЛ — это финансовые ресур­сы, имущество, интеллектуальный продукт, которые представляют собой долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты.

ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА — показатель, определяющий степень концентра­ции рынка. При его расчете используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем выше возможнос­ти для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удель­ному весу от наибольшей до наименьшей:

где Iнн — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), тогда S1 = 100%, а Iнн = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, тогда S1 = 1%, а Iнн = 100.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА (individual property ship) — фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ве­дущее дело в собственных интересах и отвечающее за нее личным имуществом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС (individual demand) — спрос, предъявляемый одним потребителем.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — экономическая наука об институтах, посредством которых осуществля­ется кругооборот экономических благ.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — совокупность связанных между собой институтов, функционирующих в преде­лах определенного рынка и выполняющих ряд функ­ций по обеспечению его эффективной деятельности.

 

К

 

КАПИТА (capital) - фактор производства, представленный всеми средствами производства, которые создали люди в прошлые периоды для того, чтобы с их помощью произ­водить необходимые товары и услуги.

КАПИТАЛ — в широком смысле — совокупная сум­ма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли.

КАРТА ИЗОКВАНТ (isoquant mар) — совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов.

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve map) —совокупность кривых безразличия, расположенных в порядке увеличения уровня полезности индивида.

КАРТЕЛЬ (cartel) — рыночная ситуация, при которой фирмы вступают в сговор (соглашение) относительно цен и/или объема про­изводства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА (complementary goods) — блага, дополняющие друг друга в потреблении.

КОРПОРАЦИЯ (corporation) — фирма, имеющая форму юри­дического лица и принадлежащая группе акционеров, причем иму­щество и собственность этой фирмы отделены от имущества и от­ветственности ее совладельцев (ответственность каждого акционе­ра ограничена его вкладом).

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — преимущество то­вара или организации над конкурентом за счет пред­оставления большей полезности потребителям.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД (short-run) в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого не­возможно изменить ни один производственный фактор.

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) — линия по­стоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной по­лезности) от потребления различных наборов благ.

КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ" (income—consumption curve) — кривая, каждая точка которой представляет оптимальное количество потребляемых благ при разном уровне дохода и постоянном уровне цен при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

КРИВАЯ СПРОСА(demand curve) — графическое изо­бражение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое покупатели готовы купить в данный момент при прочих равных условиях.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) — графическое изо­бражение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени, при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖ­НОСТЕЙ (production possibilities curve (frontier)) — кривая, каждая точка которой показывает максимальное количество двух благ, которые могут быть произведены в экономике одновременно при полном использовании данного объема ресурсов на данном уровне развития технологии.

КРИВАЯ РЕАГИРОВАНИЯ (reactive curve) — показывает, каким образом объем выпуска одной фирмы зависит от объема выпуска другой фирмы.

КРИВАЯ "ЦЕНА—ПОТРЕБЛЕНИЕ" (price—consumption curve) — кривая, соединяющая ряд точек касания бюджетной линии и кривых безразличия, образую­щихся в результате постепенного поворота бюджетной линии (при измене­нии цены одного из товаров и неизменном доходе потребителя). Используется при анализе влияния изменения цен на относительную замену одного товара другим.

КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от измене­ния дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные, малоценные и обычные.

КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ представляет собой совокупность интеллектуальных способностей, образованности, навыков, моральных качеств, квали­фикационной подготовки индивидов, которые исполь­зуются или могут быть использованы в процессе осу­ществления социальной деятельности и узаконивают обладание статусом и властью, поддерживают установленный соци­альный порядок, существующую в обществе иерархию.

 

М

 

МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ(inferior goods) — товары, спрос на которые уменьшается при росте доходов покупателей (товары низкого качест­ва).

МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД (immediate period) — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых производственных факто­ров остается неизменным.

МЕЖВРЕМЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ (inter-temporal budget constraint) — показывает возможности переклю­чения текущего потребления на будущее потребление.

МЕТОД (от греч. "methodos" — путь к чему-либо) — уче­ние о происхождении, структуре и способах применения всей сово­купности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — раздел экономи­ческой науки, изучающий деятельность отдельных экономических субъектов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· организация эффективного, динамично развива­ющегося производства;

· поиск оптимального сочетания факторов производства;

· улучшение структуры производства;

  • использование инновационных технологий.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – представляет собой формирование государством целей и правил экономической деятельности для отдельных сфер, рынков, отраслей и использование инструментов их регулирования.

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ – это действие, оказываемое на отдельные, маломасштабные хозяйственные единицы: компании, организации, предприятия, фирмы.

МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собствен­ности в виде наименьшей месячной ставки или поча­совой оплаты. Размер минимальной заработной пла­ты определяется в каждый период времени финансо­выми возможностями государства и применяется для исчисления разме­ров государственных налогов, платежей, штрафов.

МОДЕЛЬ (model) — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объ­екта, так и целями, характером исследования.

МОНОПОЛИЯ – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже (в случае монопсонии) общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.

МОНОПСОНИЯ (monopsony) — монополия со стороны покупате­ля.

МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС — процесс обесценивания основ­ного капитала вследствие появления более дешевого или более современного оборудования.

 

Н

 

НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonrivality in consumption) — означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для до­полнительного потребителя равны нулю.

НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonexclusivity in consumption) — означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным поло­жительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

НЕКООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (non-cooperative game) — та­кая игра, в которой ее участники принимают самостоятельные ре­шения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером не­кооперативной игры может служить олигополия.

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (nonrational demand) — не­запланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя (например, спрос на подарки накануне праздников).

НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – вид конкурентной борьбы, через совершенствование технической надежности и качества выпускаемой продукции, создание уникальных его свойств, а также предложение новых товарных услуг и дополнительного сервиса.

НОМИНАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА – текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции.

НОРМА ПРИБЫЛИ – доля прибыли в выручке от реализации или доля прибыли в цене изделия.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ – вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; элемент внутренних (неявных издержек) наряду с внутренней рентой и внутренней зарплатой; минимальная плата, необходимая для того, чтобы удержать предпринимателя в пределах данного направления деятельности.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (nominal wage rate) —сумма денег, выплачиваемая работнику за использование его труда.

НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (nominal rate of in­terest) — показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита..

НОРМА АМОРТИЗАЦИИ (rate of depreciation) — доля ос­новного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit), НУЛЕВАЯ ЭКО­НОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ (zero profit) — альтернативная стои­мость использования предпринимательских способностей. Когда фир­ма получает только нормальную прибыль, тогда полученный ею доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы.

 

О

 

ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ – капитал, который участвует в производственном цикле всего лишь один раз и свою стоимость полностью переносит на стоимость созданных товаров.

ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ — это равновес­ное состояние экономики, получающееся в результате уравновешивающего взаимодействия спроса на това­ры, услуги, ресурсы, их предложения на рынках и формирующейся под воздействием спроса и предло­жения системы цен.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (total costs, TC) — совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо про­дукта или экономического блага и включает в себя переменные и постоянные издержки

ОБЩИЙ ДОХОД – полная сумма выручки от реализации всех произведенных единиц продукции, которая определяется умножением цены проданного товара на его количество.

ОБЪЕКТЫМИКРОЭКОНОМИКИ:

· цены и объемы производства и потребления определенных благ;

· состояние отдельных рынков;

· распределение ресурсов между альтернативными целями и т.п.

ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ – это ресурсы, которые в связи со своей редкостью или ограниченностью требуют эффективного распределения и использования. Как правило, спрос на такие ресурсы достаточно высок.

ОЛИГОПОЛИЯ – рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько вели­ка, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ – капитал, который участвует в процессе производства на протяжении нескольких производственных циклов и переносит свою стоимость на стоимость создаваемого товара по частям.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (total utility, TU) — совокупная по­лезность всех потребляемых благ.

ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ (general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда из­менение спроса или предложения на одном рынке влияет на равно­весные цену и объемы продаж на всех других рынках.

ОБЩИЕ РЕСУРСЫ(common resources) — это ресурсы, цен­ность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внут­ри, и вне ее они оцениваются одинаково.

ОБЫЧНЫЙ ТОВАР (normal good) — товар, спрос на кото­рый при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (например, предметы первой необходимости).

ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА (risk pooling) — метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким обра­зом, что возможные потери каждого относительно невелики.

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (opportunist behav­ior) — поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения кон­тракта с целью получения прибыли за счет партнеров.

ОТРАСЛЬ – область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, владеющие единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, используемых технологических процессов.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (negative externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При на­личии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо про­дается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицатель­ными внешними эффектами.

 

П

 

ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ, ИЛИ ПАРЕТО-ОПТИМУМ (Pareto-optimality) — такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.

ПАРТНЕРСТВО (partnership) — фирма, которая принадле­жит двум или более лицам, которые совместно владеют и управля­ют предприятием, получают часть прибыли и несут неограничен­ную ответственность за деятельность фирмы.

ПАРАДОКС ГИФФЕНА - состоит в том, что при росте цен на определенный товар наблюдается рост спроса на него, вместо ожидаемого уменьшения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — деловой человек, осуществля­ющий предпринимательскую деятельность, привлека­ющий средства для организации предпринимательства и берущий на себя предпринимательский риск.

ПРОИЗВОДСТВО — это:

· деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучших результатов;

· процесс, направ­ленный на организацию материального или духовно­го производства товаров, необходимых по­требителям, которые могут быть проданы или обмене­ны на другой полезный товар.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ — период времени, за который реализовывается процесс полного производ­ства изделия или партии изделий в рамках отдельно действующего предприятия либо группы формально объединенных предприятий.

ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО — ситуация, при которой происходит превышение предложения над спросом, и высокие цены стимулируют увеличение объемов производства товаров и услуг при одновременном со­кращении спроса.

ПЕРЕМЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА — система воз­награждения, при которой размер компенсации ра­ботнику зависит от результатов его работы, результа­тов работы подразделения или организации в целом.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА(cross elasticity) — показывает степень влияния на величину спроса на данный товар относительно величины изменения цены другого товара.

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable costs, VC) — издерж­ки, величина которых изменяется с изменением объема выпуска продук­ции. К пере­менным издержкам относят:

· затраты на транспортные услуги;

· затраты на энергию, топливо;

· затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, заработную плату рабочим-сдельщикам и т. д.

ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА (variable factors of production) — факторы, затраты которых зависят от уровня выпус­ка продукции.

ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ — плата, взимаемая с фирмы за каж­дую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.

ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА (utility of good) — способность эконо­мического блага удовлетворять одну или несколько человеческих по­требностей.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (positive ex­ternality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического субъекта приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо про­дается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объе­ме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положи­тельными внешними эффектами.

ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (fixed costs, FC) — издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции в краткосрочном периоде. Они являются затратами на со­здание условий для осуществления предпринимательской де­ятельности.

ПОСТОЯННАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (constant economy of scale) — увеличение объема продукции теми же тем­пами, что и увеличение затрат всех использованных для производ­ства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства также возрастает на 20%.

ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА (fixed factors of production) — факторы, затраты которых не зависят от объема выпуска продукции.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР (consumer choice) — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребите­ля в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

ПОТРЕБНОСТИ (needs) — внутренние мотивы, побуждаю­щие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОС­ТИ — правило, согласно которому функция полезности максими­зируется в том случае, когда денежный доход потребителя распре­деляется таким образом, что каждая последняя денежная единица (гривна, рубль, доллар, евро и т.д.), затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. То есть:

ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК (least-cost rule) — правило, согласно кото



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: