ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ 2-го КУРСА специальности «Телевидение»
Необходимо связаться с руководителем видеоработ для магистерских диссертаций Т.А.Коженовской (066-936-89-46).
Задания на 1-й семестр по дисциплине «Теледраматургия»:
1. Изучить теоретический материал, использовав планы лекций и рекомендованную литературу (прилагаются).
2. Найти и законспектировать высказывания известных кинодокументалистов и деятелей телеискусства о драматургии экранных произведений. Письменная работа.
3. Написать реферат на тему: «Реконструкция как художественный прием в документальном телевидении».
4. Творческая контрольная работа.
ЗАДАНИЕ: сочинить два журналистских текста любого жанра с использованием ВСЕХ предложенных пословиц и поговорок в каждом варианте.
ВАРИАНТ 1
1. Во всяком мудреце довольно простоты.
2. Было – да сплыло и быльем поросло.
3. Возвращаться на круги своя.
4. Все тайное со временем становится явным.
5. Дареному коню в зубы не смотрят.
6. Дурная голова ногам покоя не дает.
7. Знает кошка, чьё сало съела
ВАРИАНТ 2
1. Из грязи – в князи.
2. Как в воду глядел.
3. Клин клином вышибают.
4. Ловить рыбку в мутной воде.
5. Любишь кататься – люби и саночки возить.
6. На безрыбье и рак рыба.
7. На чужом горбу хорошо в рай въезжать.
5. Каждому магистранту подготовить рекламный или проморолик о специальности «Телевидение».
ПЛАНЫЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕЛЕДРАМАТУРГИЯ»
1. ДРАМАТУРГИЯ КАК ВИД ЛИТЕРАТУРЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ЭКРАНА.
Отличительные особенности и взаимосвязь прозы, театральной драматургии, кинодраматургии и теледраматургии. Правила написания сценария. Оригинальность авторского замысла, его формирование, новизна и актуальность. Сценарная заявка – реклама авторского замысла. Сценарный план (синопсис, либретто) – разновидность сценария. Основные формы сценарной записи. Литературная основа как жанрообразующий компонент будущего экранного произведения.
2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОСНОВА ТЕЛЕФИЛЬМА.
Тема – ответ на вопрос «о чем?», идея – ответ на вопрос «зачем?». Идея абстрактна и от материала не зависит. Тема разрабатывается на конкретном материале. Тема как синтез жизненного материала и проблемы, поставленной автором. Связь темы с сюжетом и композицией. Тема как важнейший элемент образности в произведении автора. Идея как творческое воплощение в сценарии авторского взгляда на изображаемые явления.
3. КОМПОЗИЦИЯ СЦЕНАРИЯ.
Архитектоника и соразмерность составных частей сценария. Виды композиции – структурная, сюжетная, сюжетно-линейная. Основные элементы композиции – сцена и эпизод. Сцена как момент действия, происходящем в одном месте. Способы соединения сцен в телефильме. Эпизод – завершенная часть сценария, состоящая из одной или нескольких сцен, объединенных темой и драматической коллизией. Структура построения эпизода.
4. Сюжет как драматический компонент. Основные составляющие сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, перипетии, развязка. Элементы развития действия: драматические коллизии, понятие драматического события, центральное и второстепенные события. Сюжет и фабула. Фабула как состав событий в их логической последовательности. Сюжет как авторская интерпретация фабулы. Категория времени в действительности, в фабуле (время прерывно), в сюжете (время условно) и в слое композиции (время подвижно, динамично).
5. ХАРАКТЕР. РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ И ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Характер – средство передачи эмоций зрителю. Герои: протагонист и антагонист. Идентификация зрителя с образами главных героев. Сопереживание. Сверхзадача, развитие и структура роли. Диалог: речевые характеристики персонажей. Зависимость диалога от жанра телефильма. Монологи героев. Авторская речь.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Дворкин Ю.Б. Начала драматургии в сценарном деле. – СПб, 2000.
2.Дмитриев Л.А. Метод творчества. Законы телевизионной драматургии.- М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2008
3. Клер Р. Сценарии и комментарии. – М.: Искусство, 1969.
4.Телевизионный сценарий: Сборник сценариев телевизионных передач и фильмов.- М.: Изд-во МГУ, 1975
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Беляев И. Особенности национального телевидения. – М.,2000.
2. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия. – М.: Аспект-Пресс,2004.
3. Потемкин С.В. Эстетика видео и язык экранных искусств.- М., 2008.
4. Фрумкин Г.С. Сценарное мастерство: кино – телевидение – реклама.- М.: Академический проект, 2007.
Задания по дисциплине «Документальное кино и телерепортаж»:
1. Изучить теоретический материал на основании планов лекций и рекомендованной литературы (прилагаются).
2. Написать реферат на тему: «Особенности структуры и конструкции документального кинофильма».
3. Написать литературный сценарий видеоработы для магистерской диссертации (тему предварительно согласовать с руководителем видеоработы).
4. Письменно предложить сценарии пяти спровоцированных ситуаций для постановочных репортажей.
ПЛАНЫЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО И ТЕЛЕРЕРЕПОРТАЖ»
1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КИНОИСКУССТВА.
1). Неигровое (документальное) кино является видом киноискусства. Аргументы: оно подчиняется тем же законам создания, что и игровое кино, и имеет те же изобразительно-выразительные средства (кадр, план, ракурс, разновидности съемки с движения, монтаж).
2). Первые документалисты – братья Люмьер, их документальные киноленты, «Прибытие поезда» (1885 год), «Выход рабочих с фабрики». Люмьеры запатентовали первый киноаппарат и дали ему название «кинематограф». Джон Грирсон – автор термина «документальный» (1920 год). Грирсон определил документальное кино как «творческую разработку действительности». Первые кинодокументалисты, их теоретические и практические наработки, которые стали базовой основой для документального кино и телевидения. Путь от отрицания до необходимости сценария для документального кино. Золотой фонд мирового документального кино: фильмы Дзиги Вертова, Льва Кулешова, Константина Кереселидзе, Романа Кармена, Михаила Ромма. «Эффект присутствия» - главное отличие документальных фильмов от художественных.
2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫИ КОНСТРУКЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ КИНОЛЕНТЫ.
Структура документальной киноленты разнообразна: используется репортажная съемка, естественные и интерьерные съемки, архивное кино и видео. Факторы, которые надо учитывать при подготовке документального фильма:
- тематика;
-аудитория;
-где будет транслироваться кинолента;
-какой будет конструкция кинофильма.
Внутренний монолог героя. Записи из дневника. Композиция одного дня. Основа структуры – рассказы людей. Три категории звука в документальном кино:
- музыка (музыка внутри кадра и закадровое музыкальное сопровождение;
- слово (авторский текст, диалог, закадровый диалог или монолог, внутренний монолог);
- шумы (создание реальной звуковой атмосферы экранного действия, функция создания определенного настроения, создание звукового образа, драматургическая функция шумов, функция символизации события). Специфичность и особенности каждой категории в зависимости от жанра. Взаимодействие слова и изображения: слово не дублирует изображение, слово дублирует изображение, контрапункт. Роль музыки и шумов в документальных фильмах без слов (например, в жанре зарисовки).
3.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО.
1). Кадр – съемка от включения до выключения камеры.
2). План – масштаб изображения (дальний, общий, средний, поясной, крупный, сверхкрупный – деталь).
3). Ракурс – точка съемки.
4). Съемка с движения (наезд, отъезд, панорама, проезд или проход, траекторная съемка).
5). Монтаж – линейный, нелинейный, гибридный; технология каждого вида монтажа.
Видеометафора - кадры для показа абстрактных идей и понятий (любовь, грусть, счастье, беда, экономика, целеустремленность и т.п.
Виды и жанры документальных кинофильмов:
- агитфильм – короткометражная лента, цель – политическая агитация;
- видовой – географический, географо-этнографический, краеведческий фильм, иначе – фильм-путешествие, путевой очерк;
- исследование – изучение, анализ какого-нибудь явления или предмета;
- киножурнал – вид кинохроники, содержит короткую информацию о жизни страны, политических и международных событиях;
-кинохроника – оперативная информация (репортаж) об актуальных событиях и фактах современной (на момент съемок) жизни;
- короткометражный – не превышающий 40-50 минут экранного времени;
- научно-популярный – вид научного кино, в котором рассказывается об основах различных наук, научных или технических достижениях, естественных явлениях природы;
- научно-производственный – пропагандирует новую технику и прогрессивные методы труда;
- научно-фантастический – показ возможностей и опасностей научного прогресса;
-учебный – вид научного кино, предназначенный для использования в учебном процессе;
- обучающий – видеофильм, предназначенный для формирования тех или иных навыков;
- псевдодокументальный (мокьюментари) – кинематографический и телевизионный жанр, которому присуща имитация документальности, фальсификация и мистификация; такие фильмы стилизованы под документальные, но описывают никогда не имевшие места в действительности вымышленные события;
- реконструкция – воспроизведение процессов, ситуаций, поведения, происходивших в прошлом, о которых не осталось визуальных свидетельств, но есть некие описания, упоминания, то есть определенные модели и предпосылки;
- эксперимент – метод и жанр, исследование явления в управляемых условиях; обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами;
- художественно-документальное кино – смешанный жанр на основе документалистики; большая часть таких фильмов – документальные кадры, но при этом часть отсутствующего или недоступного документального материала заменяется реконструкцией в исполнении профессиональных или непрофессиональных актеров;
- докудрама (документальная драма) – гибридный жанр игрового кино, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актеров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма.
4. ТЕЛЕРЕПОРТАЖ.
1). Репортаж как жанр, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого был журналист. Сообщение достоверного характера от первого лица, оперативная и динамичная информация, основанная на реальных событиях. Формула «событие-репортер». Репортер как посредник между событием и зрителем. Термин «репортаж» - от французского и английского «передавать».
2). Признаки, отличающие событие:
- драматизм, борьба интересов, зрелищность;
- неожиданность;
- масштаб;
- известность участников;
- история с продолжением;
- экономические, политические и медицинские факторы.
Репортажи по способу трансляции – прямой и фиксированный, по типу звукового сопровождения – синхронные и немые, по способу подачи – комментированные и некомментированные.
3). Информационные поводы (причины, по которым журналисты берутся за сюжет):
- конфликт;
- резонанс (развитие значимого события);
- катастрофа;
- последствия значимого события;
- знаменитость;
- своевременность (дата);
- близость (местная тематика).
4). Событийные репортажи, их признаки и особенности. Тематические репортажи, их признаки и особенности. Постановочные репортажи, их признаки и особенности (снимается реакция зрителей на спровоцированные ситуации). Инфотейнмент – современная интерпретация новостей (юмористическая, саркастическая подача, ироничный тон).
5). Жанры репортажа в соответствии с типологией Рэя Уайта:
- ситуативный (незапланированный);
- твердый (запланированный);
- предыстория;
- комплект-репортаж;
- серийный репортаж;
- специальный (документальный);
- художественный;
- репортаж-последствие.
5. ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫВИДЕОПРОИЗВОДСТВА ТЕЛЕРЕПОРТАЖА.
1). Основные стандарты журналистики: баланс мнений, полнота информации, отделение фактов от мнений.
2). Основные правила репортера: точность и ясность.
3). Компоненты телерепортажа: видеоряд, архивные съемки, фото и другой иллюстративный материал; закадровый авторский текст; синхронны; стенд-апы, шумы и интершумы; титры, субтитры.
4). Лид – текст представления сюжета ведущим в студии. Жесткий лид. Мягкий лид.
5). Последовательность действий при подготовке телевизионного репортажа:
- определение темы и жанра репортажа;
- сбор и отбор информации;
- написание сценарного плана;
- съемка всего исходного материала;
- просмотр отснятого материала;
- поиск архивного материала и другого необходимого видеоряда;
- написание закадрового авторского текста;
- начитка закадрового текста;
- запись всего материала в компьютер;
- монтаж сюжета на станции нелинейного монтажа;
- титрирование.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. – СПб.,2005.
2. Потемкин С.В. Эстетика видео и язык экранных искусств. – М., 2008.
3. Хью Бэдли. Техника документального кинофильма/ пер. с англ. – М.: Искусство, 1972.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Lenizdat. ru«Документальное кино выходит из тени».
2. Соколов. Монтаж: телевидение, кино, видео. М., 2001.
3.Фрумкин Г.С. Сценарное мастерство: кино – телевидение – реклама.- М.: Академический проект, 2007.