МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Театрализованное представление
«Ветры Байкала»
РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА «БАЙКАЛЬСКАЯ ВОЛНА»
2021 год
Тема мероприятия Театрализованное представление Ветры Байкала
Наименование муниципального органа управления образованием/образовательной организации
МОУ «Невонская СОШ №1» Усть-Илимский район
|
Цель: Экологическое образование через знакомство младших школьников с ветрами Байкала. Задачи: Образовательные: научить детей понимать особенности ветров Байкала, скорости ветра, направление ветра, изменение погоды, правила безопасного поведения на озере в разные времена года расширять знания о природе и взаимосвязях озера Байкал. Развивающие: формировать и развивать у учащихся компетенцию работы с информацией, получать и анализировать, применять знания в жизни Воспитательные: формирование коммуникативной компетенции, навыка аргументировать свою точку зрения, умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества. |
2. Форма реализации |
Предлагается театрализованное представление. Данное мероприятие проводится на летней оздоровительной площадке. Ребята погружены в атмосферу игры, театрализованного представления, тем самым расширяют свой кругозор о Байкале, развивают навыки актерского мастерства, учатся совместно участвовать в творческой коллективно деятельности познавательного характера |
|
Краткое обоснование актуальности/необходимости мероприятия Данная методическая разработка позволяет педагогам расширить экологические знания у младших школьников о ветрах Байкала, их особенностях, правила поведения при путешествии на Байкал. В настоящее время, когда развивается внутренний туризм в России, а также учитываются особенности отдыха в период пандемии –короновируса, следует больше внимания уделять путешествиям по своему региону. Знание особенностей ветров на Байкале поможет предостеречь детей и взрослых от природных опасностей на озере Байкал. Инструменты/продукты реализации практики: · Видео-проектор для просмотра фильмов с сюжетами о ветрах на Байкале · Костюмы для театрального представления с надписями ветров Байкала (Сарма, Култук, Баргузин, Ангара) · Дается определение ветра и его характеристики в игровой форме (сила, скорость, направление). · Ребята получают новую информацию о ветрах Байкала, их появление, опасности. Поэтапная реализация мероприятия: 1этап. Подготовительный. На детской летней площадке ребята готовят костюмы ветров, ищут материал о ветрах Байкала (название, появление, скорость и другие характеристики) 2этап. Распределяют роли для театрализации. 3 этап. Предлагают театрализованное представление для зрителей. 4 этап. Знакомство с легендами о ветрах Байкала. По одной легенде, было у Байкала пятеро помощников, ветров–богатырей: Горный – отличавшийся упорством и выносливостью, честный и открытый Баргузин, верный друг и хороший товарищ Култук, сильная и своенравная Сарма красавица Ангара со светлой и чистой душой. Все ветра служили Байкалу и хранили как зеницу ока волшебный цветок – Байкальскую Розу ветров. Многие люди хотели увидеть его, да мало кому это удалось. Кому–то упорства не хватало, кто – то хотел обманным путем на цветок взглянуть, кто–то со злом в душе шел за ним. Не открывался таким людям цветок, так и рос втайне, только сам Байкал да ветры–богатыри знали, где его можно найти. Как-то собрались они вместе и стали совет держать. Горный ветер предложил спрятать цветок на самую высокую гору, Баргузин – в непроходимом лесу, Култук – в глубине моря, Сарма – в пади, а Ангара – под Шаман–камнем. Внимательно выслушал мудрый Байкал своих помощников и говорит: "Каждый из вас способен о нашей Байкальской Розе ветров позаботиться, укрыть ее от недостойных глаз. Но если человек будет честен, упорен, верен в дружбе и силен в делах, добр и красив душой – пусть ему откроется красота этого цветка. А потому не будем мы его прятать ни на высокой горе, ни в непроходимом лесу, ни в глубинах морских. Пусть Байкальская Роза ветров живет в моем сердце". Легенда. По старинной бурятской легенде, раньше над рыбными угодьями хозяйничали ветры–великаны – Култук и Баргузин, хорошие приятели. Любили они друг к другу в гости ходить – поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на двоих игрушка чудесная – омулевая бочка: куда плывет она, туда и омули неисчислимыми косяками тянутся, будто в бочку ту сами просятся. Это и забавляло великанов. Но однажды полюбили богатыри Сарму, горную богатыршу, хозяйку Малого моря. Нрав–то у нее покруче, чем у Баргузина с Култуком, да и силы побольше, такая жена любому нужна. И захотели оба на ней жениться. На это Сарма сказала, что мужем ее станет тот, кто первый принесет к ее ногам бочку волшебную: "Тоже хочу, чтобы в моем Малом Море много омуля плескалось". Великаны решили, что дело–то плевое, но не хотят уступать друг другу богатыри. Да и бочке досталось: поскрипывает да летает с места на место. Наконец изловчились богатыри, враз ухватились за бочку, да так и застыли: ни тот, ни другой высвободить бочку не может, поскольку силы–то у обоих одинаковые. И только они решили снова бороться – смотрят, а бочки–то и не стало вдруг, выскользнула из рук, в воду ушла... Это сам Байкал ее забрал, чтобы раздоров не было, а Сарма так ни за кого замуж и не вышла. Ссорятся до сих пор ветры–великаны: спорят, кто из них лучше. Так и нагоняют волны на озере. 5 этап: Представление ветров Байкала (инсценирование характеристик ветра) Верховик - я северный ветер, дую с севера на юг. В разных частях озера меня зовут по–разному: верховка, север, сивер. Предвестником моей стихии служит ярко–красный горизонт перед восходом солнца. Часто я начинаюсь утром и стихаю к закату, но, как правило, дую дней по десять. я могу "гулять" сразу по всему Байкалу. Погода примоем ветре стоит сухая и ясная, вода темнеет и покрывается пеной. я- Култук дую вдоль озера с юга в восточном направлении. Рождаюсь в заливе Култук. я же низовик, низовка. Мои предвестники – огромные мрачные тучи. я несу дожди и пасмурную погоду Баргузин. я - Могучий северо–восточный ветер. Дую в сторону острова Ольхон. Моя скорость около 20 м/c, но в Баргузинском заливе я могу достигать ураганной силы и становится опасным для катеров, лодок. Но дую не больше суток. мой ветер приносит с собой устойчивую солнечную погоду, а рыбаки уверены, что я загоняю косяки омуля в сети. Я Горный ветер, а я Сарма - Мы самые коварные и порывистые ветры озера. Мы начинаемся внезапно, быстро набирают силу и достигаем ураганной мощи –50 м/с. мы дуем с октября по ноябрь. Сарма я "сарма" с бурятского "перекат» я разрушаю все на своем пути: вырываю деревья, переворачиваю суда, сбрасываю домашний скот с берега в море, срываю крыши с домов. Ангара–ветер я дую из долины своей тезки, Ангары–реки. Достигаю большой силы, разгоняя свирепые волны в мелководном истоке Ангары. Обычно дую ровно несу сырую холодную погоду. 6 этап: Задай интересный вопрос зритель - зрителю о любом ветре, и выслушай аргументированный ответ. Если ответ не удовлетворил, выскажи свою точку зрения. 7 этап: рефлексия: Что нового я узнал и где мне это может пригодиться Достигнутые результаты В ходе подготовки и проведения данного мероприятия ребята получать новую информацию по теме «Ветры Байкала», работать в группе, распределять поручения, задания между участниками проекта. Сроки реализации: 2-3 дня |
|
Младшие школьники 7-10 лет, руководители кружков, учителя начальных классов. |
|
Рефлексия показала: Младшие школьники узнали новые названия ветров – 85% и высказали мнение что знания о ветрах может пригодиться не только во время путешествия на Байкал, но при поездке с родителями по Ангаре и Усть- Илимскому водохранилищу для личной безопасности -63% |
|
Москвина Анна Викторовна –учитель начальных классов МОУ «Невонская СОШ №1». 8-950-066-48-65 nevonka2@mail.ru Баязитова Марина Николаевна – педагог дополнительного образования РЦДОД «Усть-Илимский район» 8-924-610-66-87 marina.bayazitowa@yandex.ru Скачков Данила – ученик 10 класса МОУ «Невонская СОШ №1» 8-950-146-00-74 |
|
- фотографии (при наличии)
- ссылки на фото / видеоматериалы (при наличии)
- ссылки на публикации в СМИ (при наличии)
- ссылка на сайт образовательного учреждения с размещенной информаций (при наличии);
- примеры информационно-рекламных материалов (при наличии)
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FppdZgPpQLeM&cc_key=
![]() ![]() |