СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Выполнила: студентка 3 курса
Киященко Н.Н.
Проверила: Дорожко И.Н.
АША, 2008
Введение
Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинал, просто говоря,- «промежуточный» человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала - человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.
Под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным строем и психологией.
Взаимодействие между собой маргиналов и этносов нередко приводит к возникновению социальных конфликтов. Маргиналы, вливаясь в этническую группу, должны пройти ресоциализацию, т.е. принять те нормы и правила, которые сложились в этнической группе. Если же этого не происходит, между ними неизбежны конфликты.
|
Социализация – процесс формирования личности
На протяжении всей своей жизни любой человек постоянно совершенствуется, происходит его социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. В ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания:
1. социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью собственного «Я».
2. социализация может рассматриваться так же как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются.
Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная – остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни.
|
Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации и усвоить новые представления, либо выбрать асоциальное поведение.
Агентами социализации называют любых субъектов социальной сферы, которые оказывают значимое влияние на этот процесс. Количество и состав агентов социализации различаются в разные периоды жизни человека:
§ в младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, которые постоянно заботятся о ребенке, общаются с ним.
§ в период от 3 до 8 лет кроме родителей, к ним теперь следует отнести так же друзей, воспитателей и др. людей, окружающих ребенка. На этом же этапе в процесс социализации включаются СМИ.
§ в период от 13 до 19 лет, который является исключительно важным в процессе социализации, начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, появляется стремление к риску, независимости и самостоятельности. Этот период характеризуется:
§ изменением роли агентов социализации
§ трансформацией ценностных ориентаций
§ усилением восприимчивости к негативным оценкам окружающих
|
§ несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом
§ противоречием между усилением стремления к самостоятельности и одновременным увеличением зависимости от родителей.
Социализация имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека:
- адаптация – пассивное приспособление к среде, в результате которого личность действует в соответствии с ее требованиями, нормами и ценностями
- интеграция – активное взаимодействие личности со средой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду.
Социализация человека продолжается всю жизнь, т.к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения разных социальных ролей – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Уже у взрослого человека в условиях быстрых социальных и технологических изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т.е. происходит ресоциализация.
Непосредственная функция социализации – формирование личности, способной к сосуществованию с др. людьми и в целом соответствующей ожиданиям общества.
Но бывают случаи, когда личность вступает в конфликт с окружающими, такое явление называют социальным конфликтом.