Дошкольных организаций
ФГОС включает в себя требования: - к структуре программы и ее объемам; - к условиям реализации; - к результатам освоения программы.
Требования к структуре программы и ее объемам. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется на основе примерных основных программ дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Содержание включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа должна: соответствовать принципу развивающего образования; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей; предусматривать решение задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной; предполагать построения процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности является игра.
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками. Обязательная часть – должна быть реализована в любом учреждении. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Включает деятельность по квалифицированной коррекции недостатков детей с ОРЗ.
|
Часть, программы формируемая участниками процесса – отражает: - видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, мероприятий и процедур (кроме коррекции недостатков); - специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Время реализации программы составляет от 65% до 80% времени детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и потребностей. Объем обязательной части не менее 80%, а части, формируемой участниками не более 20%.
Обязательная часть программы должна содержать разделы:
- пояснительная записка;
- организация режима пребывания детей;
- содержание псиолого-педагогической работы по освоению образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художеств.литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
- содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями);
- планируемые результаты освоения основной программы;
- система мониторинга достижения результатов освоения.
1.Пояснительная записка должна раскрывать:
- возрастные и индивидуальные особенности контингента детей в учреждении;
- приоритетные направления деятельности по реализации основной программы;
- цели и задачи деятельности по реализации основной программы;
|
- особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные идр);
- принципы и подходы к формированию программы.
2.Требования к условиям реализации программы: к психолого-педагогическим; к материально-техническим и финансовым; к развивающей предметно-пространственной среде.
3.Требования к результатам освоения: целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде диагностики (мониторинг), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих кадров.
Целевые ориентиры в младшем и раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; владеет активной речью, стремится к общению со взрослыми, подражает им, проявляет интерес к музыкальным, литературным произведениям искусства; развита крупная моторика.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, обладает чувством собственного достоинства, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства;
- ребенок обладает развитым воображением, владеет формами и видами игры, умеет подчиняться правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, у него развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правило безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, в природном и социальном мире, знаком с детской литературой, обладает представлениями из областей природы, естествознания, математики, истории и т.д.