Практическое занятие №1 по дисциплине «Логопедия. Афазия.» Выполнила студентка группы ЗСДО(Л)-16 Мустафаева Зейнеп




1. Понятие об афазии

Афазия – полная или частичная утрата речи. Возникает в результате поражения речевых центров коры головного мозга.

В зависимости от того, какая мозговая зона поражается, выделяют следующие формы афазии:

1)Моторная афазия – связана с поражением зоны Брока (нижние отделы премоторной области левого полушария). Речь больной понимает, но произносить слова трудно.

2)Сенсорная афазия – страдает центр Вернике, который располагается в височной доле. Больной не понимает речь, но произносить может;

3)Семантическая афазия – характеризуется нарушением работы теменно-височно-затылочной области. Утрачивается способность воспринимать сложные словосочетания, связанные между собой предлогами или союзами;

4)Амнестическая афазия – возникает из-за поражения теменно-височной зоны. Больной понимает речь, но не может вспомнить название некоторых предметов;

5)Тотальная афазия – полная утрата способности понимать и воспроизводить речь.

 

2.Принципы восстановительного обучения и их характеристики

I. Психофизиологические принципы.

1) Принцип квалификации дефекта. Даже, если поражаются разные участки мозга, это может привести к одинаковым нарушениям(напр., трудностям понимания речи), но нужно провести тщательный нейропсихологический анализ нарушения для выявления механизма, т.е. первичного расстройства (нарушение понимания речи вследствие патологии фактора фонематического слуха, или сужения слухового восприятия, или снижения слухоречевой памяти и т.д.). Надо сопоставлять первичные и вторичные нарушения!

2) Принцип использования сохранных анализаторных систем (афферентаций) в качестве опоры при восстановительном обучении.
3) Принцип создания новых функциональных систем.

4) Принцип опоры на разные уровни организации ВПФ. При афазии, апраксии и амнезии чаще страдает произвольный уровень, а непроизвольный, автоматизированный может оставаться в сохранном виде.

5) Опора на сохранные ВПФ, взаимодействующие с пострадавшей.

6) Принцип контроля.
II. Психологические принципы.

1) Принцип учета личности больного.

2) Принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного. Опора на достаточно упроченные и сохранные формы деятельности: игра, пение, чтение стихов, счет и др. Это позволяет временно перевести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный больному уровень.

3) Принцип опоры на предметную деятельность. Требуется организовать собственную деятельность и тогда через нее будет проходить усвоение.

4) Принцип организации деятельности больного.

5) Принцип программированного обучения. Это один из способов реализации 4-ого пункта, это систематическое управление деятельностью больного извне. Составляются программы работы больного (учитывая специфику расстройства), которые позволили бы ему самостоятельно сначала операции, а затем и действия с целью выполнения задач (говорения, понимания, письма и т.д.).

III.Психолого-педагогические принципы.

1) Принцип «от простого – к сложному». Этот принцип должен быть реализован на психологическом уровне, нужно исходить из того, что доступно больному, а что пока нет и двигаться по этой системе.
2) Принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного). Для внимания не должно быть нагрузки. Должен присутствовать комфорт в плане объема и разнообразия. Ни того, ни другого не должно быть много.

3) Принцип учета сложности вербального материала. Учет объективной и субъективной (для данного больного) частотности лексики, фонетической сложности, длины – слов, фраз, текста.

4) Принцип учета эмоциональной сложности материала. Какой-то материал должен вызывать положительные эмоции, а какой-то наоборот – отрицательные. Вся суть в контрасте, на котором могут актуализироваться нужные слова.

 

3. Задачи восстановительного обучения

1) Восстановление не изолированных частных умений и навыков, а нарушенной функции как психической деятельности.

2) Восстановление функции (частичное или полное), а не приспособление больного к дефекту.

3) Возвращение больного в нормальную социальную среду, а не в упрощенную.

4) Восстановление прежде всего коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон (называния, повторения ИТ. д.).

5) Восстановление разных форм деятельности общения (вербальных и невербальных).

 

4. Методы и приемы восстановительного лечения при афазии

Лечение больных с афазией предусматривает комплексность, а не только восстановительное лечение.

Основной задачей речевой реабилитации является не только восстановление речи, но и социальная реадаптация. Раннее начало реабилитации способствует более полному восстановлению речевой функции и влияет на его темп.

По результатам собственных исследований и данным зарубежных специалистов можно утверждать, что максимальная эффективность достигается при начале речевой реабилитации в первые 3 месяца, при проведении реабилитационных мероприятий не менее 3 часов каждую неделю в течение 5 месяцев и более. В ряде случаев постепенное улучшение речи продолжается и в сроки более 6 месяцев (вплоть до 2 лет).

Выбор конкретной технологии речевой реабилитации зависит от периода и этапа восстановления речевой функции. Задачи этапа реабилитации, определяемые индивидуальным планом (программой реабилитации), соответствуют характеру и степени нарушения речи.

В остром и раннем периоде восстановительная работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. На более поздних этапах восстановления от пациента требуется активное участие в реабилитации.

В остром периоде занятия логопеда заключаются в установлении контакта с больным, в нейропсихологическом обследовании, направленном на выявление его речевых, интеллектуальных возможностей, остаточных возможностей высших психических функций, изучении эмоционально-волевой сферы. В этот период занятия логопеда должны носить преимущественно психотерапевтический характер. Первое время занятия рекомендуется проводить шепотом.

К концу 3-й недели после инсульта в большинстве случаев вырисовывается основная форма афазии и начинается ранний восстановительный период (до 6 мес), когда ведется работа с конкретной формой афазии.

К методикам раннего этапа восстановления относятся:

- стимулирование понимания речи на слух (при разных формах афазии);

- растормаживание экспрессивной стороны речи при моторной афферентной и эфферентной афазии (автоматизированные речевые ряды, пословицы

песни, фразы с жестким контекстом, речевые задания побудительного характера, образцы речевых оборотов, необходимых для элементарного общения, чтение коротких фраз и стихов);

- методики предупреждения аграмматизма (телеграфный стиль) — стимулирование употребления в ответах глагольной лексики;

- методики стимулирования глобального чтения и письма.

 

5. Каких требований должен придерживаться логопед при востановительном обучении

1-е требование к методам восстановления речи является их адекватность механизму нарушения речи. Восстановительное обучение должно идти не от симптома, а от его механизма.

2-е требование – обходность методов. Суть заключается в том, что на нарушение воздействуют не прямо, а с опорой на сохранные моменты.
3-е требование – системность методов: методы должны быть не изолированными, а системными. Системность методов обеспечивает принцип системного воздействия и восстановлению не частных речевых операций, а вербального поведения в целом.

 

6. Какая предварительная работа проводится логопедом перед началом работы по восстановлению речи на раннем этапе болезни?

К методикам раннего этапа восстановления относятся:

— стимулирование понимания речи на слух (при разных формах афазии);

— растормаживание экспрессивной стороны речи при моторной афферентной и эфферентной афазии (автоматизированные речевые ряды, пословицы, песни, фразы с жестким контекстом, речевые задания побудительного характера, образцы речевых оборотов, необходимых для элементарного общения, чтение коротких фраз и стихов);

— методики предупреждения аграмматизма (телеграфный стиль) — стимулирование употребления в ответах глагольной лексики;

— методики стимулирования глобального чтения и письма

7. В чем состоит задача первого занятия с больным, страдающим афазией?

На первом занятии очень важно установить контакт с больным афазией. Присутствие родных на занятие совсем не облегчает работу логопеда. Занятие, особенно первое занятие, надо стремиться организовать так, чтобы быть с глазу на глаз с больным. Вы ли входите к больному, больной ли приходит к вам, на вашем лице должно быть приветливое спокойствие, вы должны, прямо глядя в глаза больному, хорошо ему улыбнуться, крепко пожать руку, чтобы он почувствовал, что вы искренне готовы помочь ему.

И дальше начинается примерно такой разговор. «Мне сказали, что вам трудно говорить. Я хочу вам помочь в этом. Будем заниматься?» Чаще всего больной радостно идет на ваше предложение и вам остается только поставить первый, имеющий уже непосредственное отношение к занятиям, вопрос: «Ну, давайте посмотрим, что вам трудно?». Ожидая от вас непосредственной помощи, больной сам стремится помочь вам, показать, в чем его трудности. Таким способом налаживается первичный контакт.

Если занятия начинаются с больным, только что выходящим из состояния оглушения, характерного для периода, непосредственно следующего за инсультом, вы просто присаживаетесь у его постели и, поздоровавшись, начинаете тихо задавать вопросы, касающиеся его самочувствия: «Как себя чувствуете? Как спали? Голова не болит?» и другие. При этом необходимо внимательно следить за реакцией больного на каждый из поставленных вопросов. Здесь удается нередко установить, насколько ваша речь доступна его пониманию, чтобы таким образом нащупать те вопросы, вокруг которых будет в дальнейшем развертываться восстановительная работа.

Список использованных источников

1. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение.- М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2001. — 256 с.

2. Т.В.Пятница Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. –Ростов – на – Дону:ФЕНИКС, 2015. – 173 с.

3. Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. –– Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006

4. Коган, В. М. Восстановление речи при афазии / В. М. Коган. — М., 1962.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: