Вступительная статья к теме.




ТЕМА НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Эпоха Великих географических открытий.

Инструкция: выполнять все задания, опираясь на Вступительной статьи к теме и материалы параграфов § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
§ 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй

Требования к знаниям: учащиеся узнают, каким образом и какой ценой приобреталось богатство стран Западной Европы.

Задание 1. Выписать в тетрадь определение понятий:

Великие географические открытия – период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты.

Колония – это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства, без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

Метрополия – государство по отношению к своим колониям, поселениям за пределами своих границ, эксплуатируемым территориям, зависимым странам.

Гуманизм – этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Реформация – исправление, превращение, преобразование – широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века.

Гугеноты – название с XVI века французских протестантов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Задание 2. Опираясь на материалы заполнить таблицу

Причины Великих географических открытий.

Технические изобретения и открытия Перемены в экономике Перемены в социальной сфере Изменения в политической сфере Значение новых явлений в европейском обществе
         

 

Задание 3. Открытие Америки и создание первых колониальных империй.

Заполнить таблицу

мореплаватели Открыли: Что? Где? Когда? Значение открытия
     
     

 

3. Задание 4. Колонизация открытых земель и борьба за новые территории.

Заполнить таблицу

Страна метрополия, с кем конкурировала за новые земли Колония, где находилась, население, как завоевано Что получила колония и что получила метрополия
     

Вступительная статья к теме.

Это эпоха Великих Географических Открытий период между второй половиной XV и серединой XVII столетий. Почти за 200 лет европейцы смогли открыть и описать практически все значимые географические объекты – материки, острова, проливы. Каковы же причины Великих географических открытий и, какие исторические события происходят в этот период?

В XV–XVI веке меняется облик европейских стран, наступает Новое время. Происходит переход от традиционного общества к индустриальному, этот процесс принято называть модернизацией. Перемены в экономике привели к промышленному перевороту и формированию индустриальной, капиталистической цивилизации. Происходит стремительное развитие металлургии, что влечет за собой рост машиностроительной отрасли, появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния. Совершенствуются навигационные приборы – компас, астролябия, позволяющие более точно определять положение корабля в открытом море. Каравелла, благодаря системе парусов могла идти и по ветру, и против ветра. Появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Развивается картография.

Произошли перемены в социальной структуре общества. Появились слои населения, такие как банкиры и предприниматели. Падает степень влияния римско-католической церкви, происходит её раскол – схизма, который ещё больше ослабил её позиции в странах Европы и привёл к еретическим движениям. В Чехии началось движение за создание национальной церкви, основателем которого стал профессор Пражского университета Ян Гус. Его последователи – гуситы провели секуляризацию церковных земель и добились права на существование.

К середине XV века в Европе образовались крупные централизованные монархии. Они обладали военной мощью и со временем стали проявлять повышенный интерес к внешней экспансии. Европе не хватало драгоценных металлов, пряностей и благовония. Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.

Традиционно торговля с Востоком велась через порты Средиземного моря, но завоевания турок-османов отсекли Европу от традиционных рынков. Начался поиск новых торговых путей: вокруг Африки, который прокладывали португальцы, и западный, где главную роль играла Испания. Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей. Представление о шарообразности Земли породило идею о возможности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки.

Первым попытался достичь берегов Индии морским путем генуэзец на испанской службе Христофор Колумб. Он переплыл Атлантический океан в районе тропиков к Карибскому морю, достиг Сан-Сальвадора – острова у побережья Америки и первым сообщил об индейских племенах, населяющих её. Так был открыт Новый Свет. Этим открытием Колумба начинается экспансия Испании в Америку. Совершив четыре путешествия к её берегам, Колумб был уверен, что достиг восточного побережья Азии.

Морские пути интенсивно осваивались. Итальянский мореплаватель Америго Веспучи в 1499 году доказывает, что открыта новая часть света, тем же временем морской путь в Индию у берегов Африки осваивает португальский мореплаватель Б. Диас. В 1497–1498 году корабли под командованием Васко-да-Гамы достигли индийского города Каликут и вернулись в Португалию с грузом пряностей.

В 1494 году, чтобы избежать конфликта в борьбе за открытые земли Испания и Португалия заключили Тордесильянский договор, который разграничивал их заморские владения.

Впоследствии Испанию всколыхнуло известие об открытии государств инков и ацтеков, где золото было в изобилии. В 1519 году отряд конкистадоров во главе с Э. Кортесом захватил государство ацтеков, разрушив его столицу Теночтитлан. А 1530 году завоеватели под предводительством Ф. Писсаро сокрушили государство инков. Священнослужители на захваченных территориях искореняли местные религиозные культы и насаждали католическую веру. Колониальные власти принуждали индейцев работать, голод и эпидемии уносили миллионы жизней, так что вскоре пришлось завозить рабов из Африки.

Начало колонизации Америки французами было положено на заре XVII в. В 1535 году Канада объявляется владением Франции, 1608 г. был основан город Квебек. В 1615 г. владения французов простирались до озер Онтарио и Гурона. В 1670 г. её владельцы получили хартию и монополизировали скупку рыбы и пушнины у индейцев. Стал французской колонией и район Миссисипи – Луизиана.

Англия начала колонизацию с Атлантического побережья в районе 40 параллели, назвав территорию Виргинией. Борьба за колонии приводила к крупным военным столкновениям между европейскими державами. В итоге многие острова Вест-Индии перешли к Англии и Франции.

Таким образом, великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества – зарождающееся индустриальное и традиционное.

Новые открытия:

  1. Дали толчок в развитии наук: географии, истории, астрономии. Европейцы получили представление об истинных размерах Земли, благодаря кругосветному путешествию Ф. Магеллана.
  2. Произошло расширение торговли, начинает складываться единый мировой рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами. Складываются новые торговые пути.
  3. Положили начало созданию первых колониальных империй: Португалии, Испании, Голландии, Англии, Франции.
  4. Начинается ввоз чернокожих рабов из Африки в испанские и португальские колонии в Америке. Работорговля процветала вплоть до середины XIX в.
  5. Изменилась повседневная пища европейцев, они узнали: картофель, томаты, фасоль, чай, кофе, шоколад.

В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире. Выяснилось, что европейская цивилизация далеко не единственная в мире, что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о её размерах и живущих на разных континентах людях.

§ 33. Экономическое развитие и перемены в обществе

Новое в экономике.
На рубеже Средневековья и Нового времени в странах Европы начинает увеличиваться спрос на изделия ремесла, что привело к ускоренному развитию мануфактурного производства. На мануфактурах преобладал ручной труд, было характерно разделение процесса производства на отдельные операции и использование труда наемных рабочих. Существовало два вида мануфактур: рассеянная и централизованная. В рассеянной мануфактуре каждый работник трудился на дому: работодатель развозил сырье и забирал затем готовую продукцию.
Централизованная мануфактура появилась несколько позже. В специальных зданиях работали наемные рабочие разных специальностей. Каждый из них делал только одну производственную операцию, что позволяло работать быстрее.

Открытия в науке и технике.
Развитие производства было бы невозможно без многих изобретений, появившихся в конце Средних веков и начале Нового времени. Стали использовать простейшие механизмы, которые приводились в движение силой воды или ветра. Одним из распространенных источников энергии стали ветряные мельницы. Особенно много их было в Нидерландах. Еще "Средние века было распространено колесо, приводимое в движение силой падающей сверху воды. С XVI в. применение водяного колеса сделалось повсеместным. При помощи энергии колеса совершали много производственных операций: обрабатывали кожи, измельчали руду, пилили бревна и т.п.
Огромное количество технических изобретений основывалось атак же на применении винта. Сначала винты делались из дерева, а
позднее их стали изготовлять из металла. В XVI в. был изобретен
токарный станок, что позволило увеличить производство и применение винтов.
В производстве тканей примитивные вертикальные станки повсеместно уступили место более совершенным горизонтальным ткацким станкам. Использование одной сукновальной мельницы заменяло 24 работника; стал применяться широкий ткацкий станок, который обслуживался двумя рабочими. Это повысило производительность труда в 3 — 4 раза. Был усовершенствован процесс окраски тканей, созданы новые красители.
Многие изобретения были связаны с горнорудным производством. Например, при работе в шахтах и рудниках необходимо было постоянно откачивать воду, для чего был изобретен специальный насос — помпа. В середине XVI в. стали применять специальное колесо, имевшее 10 м в диаметре. Оно приводилось в движение конной тягой или силон воды. При его помощи поднимали на поверхность руду и воду. В XVII в. на шахтах стали взрывать породу, вывозить руду на вагонетках, движущихся по деревянным рельсам.
С далеких времен европейцы пользовались древесным углем, что привело к резкому уменьшению площади лесов в районах металлургии. В XVI в. научились добывать и применять каменный уголь, а в начале XVII в. — считать его. Переход на использование каменного угля привел к повышению производительности в металлургии.
Развитие производительных сил, орудий производства в сельском хозяйстве шло медленнее, чем в ремесле. Для увеличения пашни и пастбищ стали осушать болота и озера. Совершенствовались методы обработки почвы. Наряду с трехпольной системой севооборота местами проявилось многополье. Все чаше применялось удобрение почвы.

Военная техника.
Огромное количество произведенного металла уходило на оружейное производство. В нем все большую роль играло огнестрельное оружие, появившееся в Европе с XIV в. Европейцы заимствовали порох, изобретенный китайцами. Но широко применять его стали только в XV в., когда было найдено более удачное соотношение пропорций орудий, качества металла, из которого их отливали, и количества пороха в заряде. Первые орудия (бомбарды) делали из бронзы или железа, а стреляли каменными ядрами. Позднее распространился чугун, и стволы пушек и ядра стали лить из него, что было гораздо дешевле и увеличивало эффективность стрельбы. Артиллерийский огонь легко сокрушал крепостные стены, поэтому стали использовать земляные укрепления — ядра в них застревали. Для разрушения так» укреплений начали применять орудия, стреляющие навесным огнем — мортиры.
Первым ручным огнестрельным оружием была аркебуза, обслуживавшаяся двумя стрелками. Ее устанавливали на специальной подставке и поджигали порох фитилем. С середины XVI в. стали использовать фитильные ружья, известные под названием мушкетов. Мушкет заряжался с дула, в которое закладывали порох и 8—10 пуль. В XVI в. появились также и первые кремневые ружья., них вместо фитиля применялся кремневый запал. Вошли в употребление и ручные гранаты.
В XV в. совершился переворот и в судостроении: галеры сменили каравеллы — быстроходные суда с 3 — 4 мачтами и системой прямых и косых парусов, позволявшей искусно маневрировать при боковом ветре или даже двигаться против ветра.

«Революция цен».
Великие географические открытия привели к глубоким изменениям в хозяйственной жизни Европы. Уменьшилось значение средиземноморской торговли и итальянских городов. В XVI в. роль посредников стали играть такие города, как Лиссабон, Севилья, Антверпен. Антверпен стал внеевропейским денежным центром, в котором купеческие и банковские фирмы всех стран имели свои конторы и агентов.
Другим важным последствием Великих географических открытий стала революция цен. В Европе в XVI — начале XVII в. наблюдался усиленный рост цен. Цены на продукты сельского хозяйства поднялись значительно выше, чем на промышленные товары. Заработная плата отставала от роста цен. Цены резко возросли в связи с ввозом в Европу из колоний большого количества золота и серебра.
Революция цен принесла пользу землевладельцам, сдававшим свою землю в аренду, так как арендная плата выросла. Крестьяне, платившие сеньорам оброк деньгами, тоже извлекли пользу из революции цен. В лучшем положении оказались предприниматели, так как зарплата рабочих сильно снизилась. От роста цен не пострадали купцы. От революции цен сильно проиграли крестьяне, которые вели мелкое хозяйство, и крестьяне, платившие оброк продуктами. Ухудшилось положение большинства дворян, так как они не вели хозяйства, рассчитанного на рынок. В городах от революции цен пострадали широкие слои населения, ведь они жили в основном на зарплату.

Развитие торговли и товарно-денежных отношении.
Революция Цен привела к еще большему усилению духа предпринимательства. Большие и быстрые доходы давала торговля. Купцам было Легче действовать вместе. Это привело к складыванию торговых компаний. Первые компании были семейными товариществами. Постепенно они расширялись. Стали создаваться акционерные об- 7. Их члены несли ответственность за деятельность компании своим имуществом.
Развитие торговли породило и биржи. Товарная биржа представляла собой рынок, где шла торговля большими партиями таких товаров, как пшеница, хлопок, кофе и др. На бирже продавали и покупали документы, удостоверяющие наличие товаров по их образцам. В XVII в. почти все торговые города имели биржи. Самыми большими были биржи в Амстердаме и Лондоне.
Большое значение для торгового дела имели также банки. Впервые их появление отмечено в XV в. в Генуе и Барселоне. В это время они уже делились на государственные и частные. В XVII в> возникли Амстердамский и Английский банки. Банки осуществляли посредничество в платежах и кредите.
Внимание разбогатевших купцов со временем стало привлекать производство товаров на продажу. Купцу было выгодно контролировать весь процесс — от производства до продажи. Купцы начали вкладывать деньги в производство. Они становятся владельцами мануфактур. Хозяин мануфактуры нанимал людей, которые за плату работали на него. Такое предприятие называется капиталистическим (от слова «капитал* — деньги и другие ценности, которые приносят прибыль), а владельцев этого капитала, предпринимателей называют буржуазией или капиталистами.


§ 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй

Начало географических исследований.
Первые Великие географические открытия совершили Португалия и Испания. Долгая борьба с арабами сделала народы этих стран вольнолюбивыми и воинственными. Когда войны с мусульманами подошли к концу. энергия многих молодых, честолюбивых и небогатых дворян и простолюдинов требовала нового выхода. Испания и Португалия были бедны, но за морем лежали Африка и Индия, богатства которых манили европейцев. В XV в. первыми на поиски африканского золота устремились португальцы. Они усовершенствовали каравеллы. Обнаружилось, что побережье Гвинейского залива богато золотом и слоновой костью. В 1471 г. доплыли до экватора. В 1488 г. экспедиция Б.Диаша достигли мыса Доброй Надежды В ходе своих плаваний португальцы открыли Азорские остров-острова Мадейра, Канарские острова и др.

Открытие Америки.
Европейцы стремилась найти морской путь в богатую Индию, обогнув земной шар- 3 августа 1492 г. Христофор Колумб на трех испанских кораблях взял курс на запад. Более месяца суда плыли по морю. 12 октября на горизонте показала^1 земля. Это был остров Сан-Сальвадор. Колумб убедился, что открыл целый архипелаг. Вскоре моряки увидели большой и богатый остров, который местные жители называли Гаити. Колумб ни; звал его Эспаньолой. У испанцев остался только один маленький корабль, Колумб отплыл обратно и прибыл в Испанию 15 марта 1493 г. Он был уверен, что он плавал к восточным берегам Ин поэтому европейцы жителей новых земель стали называть индейцами.
Колумб совершил еще три плавания к берегам Нового Света (1493—1496, 1498—1500, 1502-1504). В ходе этих плаваний были открыты острова в Карибском море. Колумб высаживался также на материке, но так и не узнал об этом, думая, что перед ним очередной остров. Так, Колумб открыл Америку. Но только итальянский путешественник Америго Веспуччи, посетивший эти земли в [497—1504 гг., доказал, что это новый континент. От имени Америго Веспуччи континент получил свое название Америка.

Путь в Индию.
После открытий Колумба испанцы оказались опасными конкурентами португальцев. Чтобы предотвратить столкновения, оба государства после долгих переговоров заключили в [494 г. соглашение в городе Тордеснльянсе. От полюса до полюса была проведена граница и установлено, что все вновь открытые нехристианские области к западу от нее должны принадлежать испанцам, а к востоку — португальцам.
Продвижение испанцев на запал побудило португальцев активизировать поиски пути в Индию на востоке. Экспедицию снарядили в 1497 г. Во главе се король поставил мореплавателя Васко да Гама. Четыре небольших корабля вышли из Лиссабона Я июня 1497 г. Через пять месяцев они обогнули побережье Африки. I марта 1498 г. португальцы добрались до Мозамбика. Тут находились арабские поселения. В городе Малинди Васко да Гама привлек к сотрудничеству опытного арабского моряка. Через полтора месяца корабли причалили к берегу у города Каликут на западе Индии. Васко да Гаме удалось заключить соглашение с местным правителем. В июле 1499 г. эскадра, нагруженная пряностями, вернулась в Лиссабон.
С тех пор португальцы каждый год стали снаряжать большие эскадры. Благодаря превосходству вооружения они вытеснили из Индийского океана арабских купцов и взяли в свои руки морскую торговлю. Они захватили острова Сокотру у входа в Красное море и Ормуз у входа в Персидский залив, перекрыв пути арабским кораблям. В Индии португальцы стремились овладеть опорными Пунктами на побережье, жестоко эксплуатировали местное население. Торговля с Индией приносила огромные доходы. Укрепившись в Индии, португальцы двинулись к Индонезии, Китаю, Японии.

Плавание Магеллана.
Идея шарообразности Земли становилась Все более популярной. Возникло предположение, что, обогнув Америку с юга. тоже можно доплыть до Индии. Эту мысль упорно вынашивал португалец Фернандо Магеллан, перешедший на службу Испании.
20 сентября 1519 г. его флотилия отошла от берегов Испании. Переплыв Атлантику, Магеллан направился вдоль берегов Южной Америки в поисках пролива в «Южное море». В 1520 г. дошли до узкого извилистого пролива с множеством островов и больше месяца блуждали в проходах между островами. Переход через «Южное море» на запад длился почти 4 месяца. Лишь 6 марта 1521 г. корабли достигли трех населенных островов. Вскоре эскадра подошла к группе крупных островов, которые позже назвали Филиппинскими. Здесь, вмешавшись в межплеменную войну, Магеллан погиб. Лишь один из пяти кораблей под командой баска Эль-Кано 6 сентября 1522 г. возвратился в Испанию. Но на нем привезли столько пряностей, что покрыли все расходы и получили прибыль.

Испанские завоевания в Америке.
В 1518г. испанский губернатор острова Кубы послал экспедицию из 600 человек во главе с Фернандо Кортесом в только что открытую Мексику. Кортес сжег после высадки все корабли, чтобы нельзя было вернуться домой, и двинулся в глубь страны к государству ацтеков. Испанцы беспрепятственно проникли в столицу ацтеков Мехико. Ацтеки приняли белокожих испанцев за богов. Но мирные отношения быстро закончились. Испанцы учинили страшный погром. В 1521 г. Кортеж окончательно захватил и разграбил Мехико. Страна была объявлена собственностью испанского короля.
В 1532 г. Франциска Писарро вторгся в империю инков в Южной Америке и захватил в плен их правителя. К 1534 г. государство инков было уничтожено. В 1525 — 1535 гг. испанцы окончательно завоевали Венесуэлу. Здесь было найдено золото и возникла легенда о волшебной стране Эльдорадо, в которой много золота. Поиски Эльдорадо были безрезультатны. В начале XVI в. началась колонизация португальцами Бразилии.

Испанские и португальские колонии.
Европейские колонизаторы порабощали и эксплуатировали население Америки. Еще в первые годы пребывания испанцев на Эспаньоле там сложились определенные формы эксплуатации. Индейцев обращали в рабство на месте или вывозили в Испанию. Однако скоро рабство запретили, а индейцев объявили «свободными». В их порабощении не была заинтересована церковь, которая рассчитывала усилить свое влияние в колониях. Король видел в туземцах новых подданных. Но колонисты продолжали охотиться на индейцев и обращать в рабство под предлогом, что это людоеды.
«Свободные» индейцы должны были отбывать тяжелую трудовую повинность на рудниках или участках поселенцев из Испании. Такая форма эксплуатации была распространена в Мексике и Перу На островах Карибского моря местное население вскоре было практически уничтожено. Для пополнения недостатка в рабочей силе на острова стали ввозить рабов из Африки.

Задание 5.

1. Дополните предложение.

Переход от традиционного общества к индустриальному, этот процесс принято называть ________________.

2. Отметьте на ленте времени следующие события.

Первая партия переселенцев колонистов из Англии.

Кругосветное путешествие Ф. Магеллана.

Основания французами г. Квебека в Канаде.

Захват Ф. Писсаро государства инков.

1519 г. 1530 год 1607 год 1608 год

 

3. Замена ручного труда на машинный называется _________________

 

.

Основная литература по теме урока:

  1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013

Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007. Дополнительная литература по теме урока:

  1. Добанова Е. Н., Максимов Ю. И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 320с.
  2. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.
  3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет - ресурсы:

1. https://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. https://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. https://museum.ru/ Портал «Музеи России».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: