Отчет о выполненной работе оформляется в виде реферата с титульным листом. Содержание отчета включает в себя: исходное задание, формулы и результаты расчетов.
Расчетная работа № 4. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.
1. Выберите участок автотрассы вблизи учебного заведения (места жительства, отдыха) длиной 0,5 – 1 км, имеющий хороший обзор (из окна, из парка, с прилегающей территории).
2. Измерьте шагами длину участка (в м), предварительно определив среднюю длину своего шага.
3. Определите число единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут, 1 часа. Заполните таблицу:
Таблица 2 - Учетная таблица
Тип автотранспорта | Кол-во, шт. | Всего за 20 мин. | За 1 час, Νј | Общий путь за 1 ч., L., км. |
Легковые автомобили | ... | |||
Грузовые автомобили | ||||
Автобусы | ||||
Дизельные грузовые автомобили |
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом по следующим исходным данным:
- число единиц автотранспорта, проезжающего по выделенному участку автотрассы в единицу времени;
- (см. таблица 3).
Средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города
Таблица 3 - Нормы расхода топлива автотранспортом приведены
Тип автотранспорта | Средние нормы расхода топлива (л на 100 км) | Удельный расход топлива Vј (л на 1 км) |
Легковые автомобили | 11-13 | 0,11 – 0,13 |
Грузовые автомобили | 29 – 33 | 0,29 – 0,33 |
Автобусы | 41 – 44 | 0,41 – 0,44 |
Дизельные грузовые автомобили | 31 - 34 | 0,31 – 0,34 |
Значение эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего, приведены в таблице:
|
Таблица 4 - Коэффициенты выброса
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Дизельное топливо | 0,1 | 0,03 | 0,04 |
Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, равного удельному расходу (л/км).
Обработка результатов и выводы.
1. Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (Lј, км) по формуле: Lј = Νј х L, где
ј – обозначение типа автотранспорта;
L – длина участка, км;
Νј – число автомобилей каждого типа за 1 час.
2. Рассчитайте количество топлива (Qј, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле: Qј = Lј х Yј
3. Определите обще количество сожженного топлива каждого вида (SQ) и занесите результаты в таблицу (5):
Таблица 5 - Расход топлива
Тип автотранспорта | Νј | Qј | |
Бензин | Дизельное топливо | ||
Легковые автомобили | |||
Грузовые автомобили | |||
Автобусы | |||
Дизельные грузовые автомобили | |||
Всего | ∑Q |
4. Рассчитайте объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего. Занесите результат в таблицу (6):
Таблица 6 - Объем выделившихся вредных веществ
Вид топлива | ∑Q, л | Количество вредных веществ, л | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | ||
Бензин | ||||
Дизельное топливо | ||||
Всего | (V), л |
|
4. Рассчитайте массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:
V х М
m =, где М – молекулярная масса
22,4
6. Рассчитайте количество чистого воздуха, необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды. Результаты запишите в таблицу (7):
Таблица 7 – Результаты работы
Вид вредного вещества | Кол-во, л (объем) | Масса, г | Объем воздуха для разбавления, м³ | Значение ПДК, мг/м³ |
Угарный газ | ||||
Углеводороды | ||||
Диоксид азота |
7. Сопоставьте полученные результаты с количеством выбросов вредных веществ, производимых находящимся в вашем районе заводами, фабриками, котельными, автопредприятиями и другими загрязнителями воздуха. При этом пользуйтесь соответствующими данными по экологической оценке качества выбросов от этих предприятий.
8. Сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.
9. Определите основные пути решения проблем автомобильного транспорта. Занесите данные в таблицу:
Таблица 8 - Пути решения проблем
Направления решения проблемы | Уменьшение выхлопов автомобильного транспорта | Уменьшение числа аварий и травматизма на автомобильном транспорте |
Нормативно-правовое | ||
Технологическое | ||
Инженерно-проектировочное | ||
Экономическое | ||
Просветительское |
Расчетная работа № 5. Решение задач
1. Будет ли превышен уровень ПДК ртути в комнате, если в ней разбит термометр? Площадь комнаты 17 м2, высота потолков 3,2 м, масса разлившейся ртути 1 г (ПДК ртути – 0,0003 мг/м3).
|
Решение:
1. Определите объем комнаты по формуле: ,
где S – площадь, м2 ; h – высота, м.
2. Определите концентрацию ртути в комнате:
где Мр – масса ртути,
V = 17 х 3,2 = 54,4 м3 ,
.
2. При санитарной обработке кухни площадью 10 м2 , высота потолков 3,2 м, использовали один аэрозольный баллончик хлорофоса массой 200 г. Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/м3?
Решение:
Определите объем комнаты:
Определите концентрацию хлорофоса в комнате:
Обоснуйте свой вывод.
3. При сгорании 1 л этилированного бензина в атмосферу выбрасывается 1 г свинца (q). Какой объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? Расход бензина составляет 0,1 л на 1 км, ПДК свинца – 0,0007 мг/м3.
Решение:
1. Определите массу бензина, которая будет израсходована, когда автомобиль проедет 200 км по формуле: г,
где m – масса бензина, л;
L – длина пути, км;
p – расход бензина, л/км.
2. Определите, сколько свинца выбрасывается в атмосферу при сгорании бензина: г,
где q – выброс свинца в атмосферу при сгорании 1 л бензина.
3. Определите, сколько м3 воздуха будет загрязнено:
м3
Часть 3
Тестовые задания
Инструкция:
Не спеша, внимательно прочитайте первое тестовое задание из числа предлагаемых вариантов.
Определите, какой из предложенных вариантов ответа к заданию, по Вашему мнению, наиболее верно и полно завершает мысль, поставленную в самом задании.
Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа.
Продолжайте, таким образом, работу до завершения выполнения тестовых заданий всех вариантов. Тестовые задания оцениваются положительно, если даны все предусмотренные заданием правильные ответы. Если допущена хотя бы одна ошибка в тексте, то оно считается не выполненным.
После выполнения всех заданий проверьте правильность их выполнения.
Задания первого типа «Один из четырех» - выберете правильный ответ из четырех предложенных.
1. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" был принят в:
а) 1991 году б) 2002 году в) 1993 году г) 1995 году
2. Какое международное объединение ставит основной целью изучение "сценариев" будущего развития человечества в его взаимоотношениях с природой?
А) ЮНЕП В) "Римский клуб"
Б) ЮНЕСКО Г) МСОП
3. Синонимом слова "загрязнитель" служит слово:
а) поллютант в) пестицид
б) канцероген г) удобрение
4. Концепция устойчивого развития предполагает:
а) гармонизацию социально-экономического и экологического развития;
б) учет интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений;
в) существенное увеличение производства и потребления;
г) рост численности населения планеты;
д)осознание каждым человеком ответственности за сохранение природной среды.
5. Загрязняющие вещества, которые являются результатом химических реакций, протекающих в атмосфере, называют:
а) побочными в) вторичными
б) антропогенными г) атмосферными
6. В настоящее время наиболее опасным загрязнением для человека и экосистем является:
а) загрязнение сернистым газом; в) загрязнение фреонами
б) биологическое загрязнение; г) радиационное загрязнение
7. Предельно допустимой концентрацией называют:
а) количество загрязняющего вещества в окружающей среде, практически не влияющего на здоровье человека и не вызывающего неблагоприятных экологических последствий;
б) количество вещества, которое разрешается выбрасывать предприятиям в окружающую среду;
в) максимальное количество вещества, содержание которого не ведет к гибели организма;
г) максимальное количество вещества, которое может переносить организм или сообщество.
8. Разрушение или нейтрализацию загрязняющих веществ в результате естественных физических, химических и биологических процессов называют:
а) реутилизацией отходов; в) самоочищением среды;
б) обезвреживанием отходов; г) устойчивостью среды.
9. Оценка воздействия технических проектов с точки зрения влияния на окружающую среду и здоровье людей называется:
а) экологическим мониторингом;
б) санитарно-гигиеническим исследованием;
в) экологической экспертизой;
г) экономико-правовой экспертизой.
10. Кумулятивная интоксикация ионами мышьяка (As), который используется при производстве пестицидов и моющих средств, вызывает:
а) поражение костного мозга и нарушение образования клеток крови;
б) почечную недостаточность, рак легких и кожи, умственные расстройства;
в) заболевание легких и верхних дыхательных путей;
г) поражение клеток железистого эпителия желудка и кишечника.
11. Основными поставщиками свинца в окружающую среду являются:
а) автомобильное топливо и красители;
б) солнечные батареи и космические антенны;
в) калийные и фосфорные удобрения;
г) пестициды.
12. Основными поставщиками мышьяка (As) в окружающую среду являются:
а) лампы дневного света и накаливания;
б) лекарственные препараты и инсектициды;
в) трубы, краски, ракетное и автомобильное топливо;
г) пестициды и моющие средства.
13. Перегруженность воды органическими загрязнителями характеризуется:
а) биохимической потребностью в кислороде (БПК);
б) предельно допустимой концентрацией (ПДК);
в) средне смертельной дозой (ЛД50);
г) предельно допустимым уровнем (ПДУ).
14. Люминесцентные лампы после использования становятся источниками одного из наиболее опасных токсикантов:
а) свинца; в) кадмия;
б) ртути; г) никеля.
15. Максимальный вред приносит избавление от стойких органических веществ - полимеров (например, полиэтилена) путем:
а) сжигания; в) захоронения;
б) разложения; г) утилизации.
16. Наиболее общей формой аксиомы о потенциальной опасности является:
а) любая жизнедеятельность человека потенциально опасна;
б) любая система, обладающая энергией, потенциально опасна;
в) любое воздействие на человека является потенциально опасным;
г) любая деятельность человека потенциально опасна.
17. При проведении анализа безопасности (риска) различают:
а) предварительный и количественный анализ риска;
б) предварительный количественный анализ риска, окончательный анализ риска и оценку остаточного риска;
в) предварительный и качественный анализ риска;
г) подготовительный и качественный анализ риска, оценку остаточного риска.
18. Опасность это:
а) негативный вид взаимодействия человека с техникой и окружающей средой;
б) негативный вид взаимодействия человека с техникой;
в) явления, процессы, объекты, свойства объектов, способные причинять вред жизнедеятельности человека;
г) негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять вред самой материи.
19. Если в процессе эксплуатации отказ возникает несколько раз, он классифицируется как:
а) вероятный; б) маловероятный;
в) возможный; г) приемлемый.
2. Более опасным веществом считается:
а) вещество с меньшим ПДК;
б) вещество с большим соотношением ПДК/ПДУ;
в) вещество с меньшим соотношением ПДУ/ПДК;
г) вещество с меньшим ПДУ.
21. Ветвь дерева опасностей [Остановка двигателя => Выход из строя компрессора => Ошибки при проектировании => Человеческий фактор => Общая неисправность самолета => Гибель людей] построена:
а) обратным апостериорным методом;
б) неправильно;
в) обратным априорным методом;
г) прямым методом.
22. Техногенная чрезвычайная ситуация – это:
а) состояние полного разрушения экологического равновесия в природных системах;
б) нарушение технологии производства или технического устройства, приводящее к ущербу окружающей природной среды;
в) нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей, создающее угрозу их жизни и здоровью и наносящее ущерб имуществу, национальной экономике и окружающей природной среде;
г) труднообратимое и неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, массовая авария, приводящая к гибели живых организмов и экономическому ущербу.
23. Ранг опасности устанавливается:
а) для качественной оценки опасности;
б) для количественной оценки системы;
в) для качественной оценки реализованной опасности;
г) для оценки остаточного риска.
24. Безопасность жизнедеятельности изучает:
а) Безопасность человека применительно к любой деятельности;
б) Безопасность непроизводственных процессов;
в) Взаимодействие человека с техникой;
г) Взаимодействие человека с техникой и окружающей средой.
25. Болевые рецепторы реагируют на:
а) механические, химические и термические сигналы;
б) механические и термические сигналы за болевым порогом;
в) механические, химические, световые и термические сигналы за болевым порогом;
г) механические, химические и термические сигналы за болевым порогом.
26. При проведении экспертизы учитывается:
а) все оценки экспертов, кроме минимальной и максимальной, и число экспертов;
б) оценки экспертов с коэффициентом доверия выше среднего и число всех экспертов;
в) оценки экспертов, их число и коэффициент доверия;
г) оценки экспертов и коэффициент доверия.
27. Усталость относится:
а) не является опасностью; в) к поражающим опасностям;
б) к поражающим факторам; г) к психофизиологическим опасностям.
28. Световое излучение характеризуется:
а) частотой и формой сигнала;
б) длиной волны и интенсивностью;
в) периодом и длиной волны;
г) частотой, амплитудой и формой сигнала.
29. Человеческий глаз воспринимает:;
а) интенсивность излучения; в) цвет излучения
б) цвет и яркость излучения; г) яркость излучения.
30. Наилучшим образом человек воспринимает цвет:
а) желто-зеленый; в) оранжевый;
б) черный; г) голубой.
31. Концентрация вредных веществ относится к:
а) физическим критериям; в) ретроспективным критериям;
б) вероятностным критериям; г) логическим критериям.
32. Наибольшее число информации поступает через:
а) болевые анализаторы; в) вкусовые анализаторы;
б) зрительные анализаторы; г) химические анализаторы.
33. Безопасность это:
а) состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков энергии, вещества и информации не оказывает значительного влияния на здоровье;
б) состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков энергии, вещества и информации незначительно;
в) состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков энергии, вещества и информации не превышает предельно допустимых значений;
г) состояние источника опасности, при котором потенциальная опасность отсутствует.
34. Порог слышимости звуковых сигналов составляет:
а) 0 Дб; в) 20 кГц;
б) 10 Дб; г) 0 Гц.
36. Какое из утверждений вы считаете верным?
А) Современное состояние биосферы характеризуется как экологическая катастрофа, поэтому человечество не имеет будущего.
Б) Современное состояние биосферы характеризуется как экологический кризис. Человечество существует до тех пор, пока его генетические возможности соответствуют параметрам окружающей среды. Для решения проблемы сохранения здоровья человечества необходимо единство биологического, биосферного, социального и исторического подхода к анализу системы «Человек – среда», формирование экологической культуры населения.
Задания второго типа - выбрать два правильных ответа из предложенных пяти и более вариантов ответов:
1. Назовите два основных источника биологического загрязнения окружающей среды:
а) нефтеперерабатывающие заводы;
б) животноводческие комплексы;
в) комбинаты по производству химического волокна;
г) предприятия промышленного биосинтеза;
д) бумажные фабрики.
2. Процесс экологического дублирования характеризует устойчивость экосистемы и предполагает наличие в экосистеме:
а) биологического разнообразия; в) конвергенции;
б) биологического однообразия; г) дивергенции;
д) правильного ответа нет.
3. По средней продолжительности жизни людей Россия занимает:
а) 10-20 место; в) 30-40 место;
б) 20-30 место; г) 40-50 место; д) 50-60 место.
4. Какой из перечисленных факторов не влияет на развитие цивилизации?
а) рост населения и состояние биосферы;
б) ресурсные предпосылки материального производства;
в) космические явления и процессы;
г) исчезновение отдельных видов животных.
5. Оптимизация окружающей среды человека осуществляется с целью:
а) обеспечения наилучшего состояния здоровья населения;
б) наиболее полного удовлетворения потребностей при одновременном сохранении качества окружающей среды;
в) усиления процессов интенсификации в промышленности и сельском хозяйстве;
г) ускорения темпов роста городского населения;
д) открытия новых месторождений полезных ископаемых.
6. Повышение температуры воды в водоемах вследствие теплового загрязнения способствует:
а) усиленному размножению плотоядных рыб;
б) ускорению "цветения";
в) изменению цвета воды до светло-зеленого и даже до голубого;
г) замыканию биотического круговорота;
д) потере водой растворенного кислорода;
е) поглощению кислорода из атмосферного воздуха.
7. Классический пример токсиканта с биологическим накоплением представляет собой:
а) марганец г) фосфор;
б) хлор; д) ДДТ;
в) ртуть; е) азот.
8. Загрязнение атмосферы вызывает глобальные экологические проблемы, которые угрожают самому существованию цивилизации. К мировым экологическим проблемам относятся:
а) загрязнение автомобилями атмосферного воздуха;
б) парниковый эффект;
в) высокая смертность;
г) катастрофы и их ликвидация;
д) сокращение пахотных угодий в умеренной зоне;
е) опустынивание.
9. Критерии качества городской среды включают:
а) уровень занятости населения;
б) содержание вредных примесей в атмосфере города;
в) специализацию промышленных предприятий города;
г) уровень здоровья населения;
д) качество образовательных навыков городских жителей;
е) художественную выразительность архитектуры.
Задания третьего типа - вписать нужное слово (термин, фамилию, название города и т.д.) исходя из содержания вопроса:
1. Жизнь распространена на поверхности Земли неравномерно. Существуют области ее повышенной концентрации в биосфере - на границах разных сред, которые В.И. Вернадский назвал.........................................................
2. Процесс повышения роли городов в развитии общества, нарушающий закономерности природы, называется. ......................................................................
3. Искусственное сооружение для биологической очистки сточных вод путем окисления их микроорганизмами, представляющее собой несколько проточных резервуаров, продуваемых воздухом, называют ……………….………..
4. Комплекс общегосударственных или местных мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней или нежелательных видов организмов в те места, где они еще не обитают, называют......................................................................................................................
5. Одну из форм решения экологических проблем страны (как, правило, с высоким уровнем развития производства) за счет перевода заведомо экологически вредных производств в другие, менее развитые страны называют экологической................................................................................................................
6. Преднамеренное уничтожение среды обитания, которое, в свою очередь, приводит к уничтожению всего живого на значительных территориях, называют.............................................................................................
7. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона ………………………………… ., а уменьшение озонового слоя способствует …………………… .......................................................................
8. Продолжите цепочку последствий сокращения тропических лесов: сокращение площади тропических лесов ---- сокращение поступления кислорода в атмосферу ------ ………………………………………….……………
9. Основа адаптации организма к действию факторов окружающей среды – система функциональных резервов. Функциональные резервы человека подразделяются на три группы: ……………………………………………….……
10.Экологическое законодательство – это совокупность законов, регулирующих отношения в области окружающей среда. Назовите основные три группы законов:......................................................................................................
Задание четвертого типа «Раздели на группы» - разделите по определенному признаку названные объекты (животных, города, факторы среды и т.д.) или из терминов и предложений составьте пары таким образом, чтобы получились правильные определения, раскрывающие смысл терминов:
1. Выберите из терминов, используемых для классификации степени экологического неблагополучия:
а) относительно удовлетворительная экологическая зона;
б) зона напряженной экологической ситуации;
в) зона экологического бедствия;
г) зона критической экологической ситуации;
д) зона чрезвычайной экологической ситуации
.....те, которым соответствуют следующие определения:
1) территория, где в результате хозяйственной деятельности произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой угрозу здоровью населения, состояние естественных экосистем (уменьшение видового разнообразия);
2) участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушения природного равновесия, разрушение естественных экосистем, деградации флоры и фауны.
Контрольные вопросы к зачету
1. Понятие безопасного (устойчивого) развития земной цивилизации. Концепция устойчивого развития. В чем преимущества и недостатки существующих экологических моделей развития общества? Основные проблемы безопасности развития человечества.
2. Объективные и субъективные причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды. Истоки, причины и пути выхода из экологического кризиса. Основные проблемы безопасности развития человечества.
3. Назовите составляющие понятия «среда обитания». Сущность оптимального взаимодействия человека со средой обитания.
4. Производственная, городская, бытовая, природная среда. Сущность понятий и их характеристика.
5. Безопасность жизнедеятельности - наука о взаимодействии человека со средой обитания. Задачи и основные направления безопасности жизнедеятельности.
6. Что представляют собой опасности и угрозы жизнедеятельности и что является объектом безопасности жизнедеятельности?
7. Основные проблемы национальной, региональной и глобальной безопасности.
8. Аксиомы безопасности жизнедеятельности.
9. Характеристика понятий «здоровье» и «болезнь».
10. Показатели и компоненты здоровья и здорового образа жизни.
11. Факторы окружающей среды, влияющие на состояние здоровья человека. Средства защиты и профилактики экологозависимых заболеваний.
12. В чем заключаются общие принципы оказания первой медицинской помощи?
13. Понятие шума, единицы его измерения и классификация шумов. Воздействие шума и меры по ограничению шумовой нагрузки.
14. Требования к качеству воды и способы ее очистки.
15. Требования к качеству продуктов питания. Опасность отравления. Профилактика и лечение пищевых отравлений.
16. Правила безопасности при использовании препаратов бытовой химии.
17. Радиоактивный фон в помещении и меры защиты.
18. Воздействие вибрации на человека. Способы и средства защиты.
19. Электромагнитные поля. Основные правила безопасности при работе с компьютером.
20. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания. Способы и средства защиты.
21. Задачи и принципы антинаркотической политики.
22. Пропаганда здорового образа жизни.
23. Какие требования предъявляются к производственным помещениям и рабочим местам?
24. Общие санитарно-технические и эстетические требования к производственным помещениям.
25. Какого социально-гигиеническое значение рационального освещения помещений?
26. Что изучает эргономика? Назовите эргономические показатели, используемые для оценки качества производственной среды.
27. Классификация основных форм трудовой деятельности человека.
28. Работоспособность и ее пределы, профилактика утомления.
29. Негативные факторы производственной среды и их влияние на организм человека.
30. Основные принципы и способы защиты от опасных и вредных факторов производственной среды.
31. Классификация производственных помещений по характеру окружающей среды.
32. Классификация производственных помещений по степени опасности поражения электрическим током.
33. Оценка допустимости воздействия вредных факторов на организм человека. Принципы расчета ПДК и ПДУ.
34. Чрезвычайные ситуации как составная часть дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Раскройте понятие «чрезвычайная ситуация». Назовите основные признаки чрезвычайных ситуаций. Причины возникновения, стадии развития, классификация чрезвычайных ситуаций.
35. Стихийные бедствия. Причины возникновения и их характеристика. Классификация стихийных бедствий.
36. Особенности организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
37. Техногенные аварии (катастрофы). Экологические последствия техногенных аварий (катастроф).
38. Понятие об устойчивости функционирования объектов экономики и технических средств в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость их функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях.
39. Действия населения по защите от радиационного и химического поражения.
40. Действия населения по защите при пожарах и взрывах.
41. Понятие «экстремальные ситуации» Дайте характеристику экстремальной ситуации экологического характера (по выбору).
42. Психические состояния, увеличивающие риск опасности.
43. Методы повышения психологической безопасности.
44. Причины социальных опасностей. Правила поведения при социальных опасностях.
45. Возможные аварийные ситуации в современном жилище.
46. Причины возникновения аварий на транспорте.
47. Терроризм как глобальная опасность.
48. Правила поведения в экстремальных ситуациях аварийного характера.
49. Правила поведения в экстремальных ситуациях криминального характера.
50. Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации.
51. Правовые основы охраны окружающей среды.
52. Управление охраной окружающей среды в РФ.
53. Международное сотрудничество по охране окружающей среды.
54. Недостатки в нормативно-правовой базе охраны окружающей среды.
55. Государственный контроль по охране труда.
56. Ответственность за нарушение норм и требования охраны труда.
57. Система стандартов безопасности труда.
58. Основные нормативные и нормативно-технические документы, регламентирующие безопасность труда.
59. Санитарные нормы и правила.
60. Инструкции по охране труда.
61. Система управления охраной труда на предприятии.
62. Предупреждение производственного травматизма. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.