Цели, задачи и назначение производственной программы





Перед любым предприятием в начале производственной деятельности встает задача определения того объема производства, который принесет ему максимальную прибыль, высокую рентабельность и максимальные объемы продаж. Для решения этой задачи предприятие, в первую очередь, разрабатывает производственную программу.

Производственная программа - календарный план использования производительных сил с целью осуществления выпуска продукции и услуг в ассортименте и объемах, востребованных товарным спросом и потребностями внутрикорпоративной кооперации, по установленной технологии, однозначно задающей ресурсные потребности. Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей [1].

Целью расчета производственной программы является максимально полное удовлетворение ранжированного спроса путем выбора из альтернативных вариантов производства, технологий при ресурсных ограничениях с учетом переходящих планов за пределами горизонта планирования и существующих обязательств.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Т.е., главная задача при составлении производственной программы – подтвердить расчетами, что предприятие в состоянии производить необходимое количество товара требуемого качества в нужные сроки [2].

Не менее важными задачами разработки и внедрения производственной программы являются следующие:

· формирование портфеля заказов, оптимального по объему и структуре работ;

· сбалансированность необходимых ресурсов, мощностей и исполнителей с планируемой программой (задача выравнивания мощностей);

· распределение работ по исполнителям в соответствии с производственной программой;

· определение оптимальной очередности производства объектов или технологических маршрутов движения бригад и строительных машин с учетом их непрерывной и равномерной загрузки (задача оптимизации использования ресурсов);

· равномерное распределение материально-технических ресурсов;

· расчет технико-экономических показателей на основе календарного расписания работ и ресурсов в соответствующих плановых временных периодах [3].

Разработка и внедрение производственной программы является ответом на ключевые вопросы управления производством, таких как:

а) какие виды продукции и в каких количествах производить;

б) в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю;

в) какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;

г) сколько продукции предприятие может выпустить дополнительно в случае возникновения срочных заказов, какого вида и качества;

д) каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;

е) каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения [4].

Производственная программа является результатом согласования следующих целей предприятия:

· получение максимальной прибыли;

· учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;

· возможно полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;

· максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования.

Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей. Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия [5].

Таким образом, отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах. В основу составления производственной программы должна положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия.

1.2 Виды и содержание производственной программы

Предприятия формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса, портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги, государственных заказов и собственных потребностей [6].

Основным классификатором производственных программ является горизонт планирования, в рамках которого строится план. По горизонту планирования производственные программы делятся на стратегические, тактические и оперативные:

1) Стратегическая программа определяет план выпуска продукции в длительном периоде от 1 года до 5 лет и является основой для получения перспективной картины развития предприятия и принятия стратегических решений;

2) Тактические производственные программы, которые определяют планы предприятия в среднесрочном периоде от 1 месяца до 1 года;

3) Оперативные производственные программы с горизонтом планирования от 1 дня до 1 месяца используются в целях управления текущими производственными процессами, а также их упорядочивания и обеспечения. Оперативные программы производства с небольшим горизонтом планирования также называют сменно-суточными [7].

Кроме того, в зависимости от таких факторов, как форма собственности и уровень управления, размеры и структура предприятия, место воз­никновения и выполнения плановой стратегии могут при­меняться три основные схемы планирования производственной про­граммы:

а) Планиро­вание снизу вверх - означает, что производственная программа составляется на нижнем уровне управления, в подразделениях и цехах предприя­тия;

б) При планировании сверху вниз программы разрабатываются на уровне организации в целом и служат для хозяйственных подразделений ос­новой оперативного планирования;

в) Интерактивное планирование предусматривает тесное взаимодействие между высшим руководст­вом фирмы, плановым отделом и всеми оперативными подразделе­ниями и функциональными службами [8].

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости определяется содержанием договоров с заказчиками с установлением конкретных сроков выполнения [9].

Производственная программа включает следующие основные разделы:

· план по производству продукции предприятия;

· план выпуска продукции на экспорт;

· план по повышению качества продукции;

· план реализации продукции.

1) План по производству продукции предприятия. различают два вида плана по производству продукции: в натуральном и стоимостном выражении. План производства продукции (услуг) в натуральном выражении устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура продукции — это укрупненный перечень видов продукции, выпускаемой предприятием, объединенный в ассортиментные группы, а также отдельные единицы, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству. Ассортимент — детально характеризует разновидность изготовляемых изделий по видам, сортам, типам в разрезе но­менклатуры. Качество продукции — это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения потребностей потребителей.

Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры.

План производства продукции (услуг) в стоимостном выражении носит обобщающий характер и является универсальным при взаимоувязке всех подразделений предприятия. В денежном выражении рассчитываются такие показатели:

а) готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты собственного производства, принятые заказчиком или на склад организации, которые являются продуктом с полностью законченной обработкой (комплектацией), соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям;

б) товарная продукция — стоимость готовой продукции и услуг промышленного характера, произведенных в течение определенного календарного периода и предназначенных для реализации на сторону. Товарная продукция включает:

· объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад;

· полуфабрикаты для реализации на сторону;

· изделия и запасные части для проведения собственного капитального ремонта;

· услуги вспомогательных цехов на сторону и собственных нужд;

· инструменты собственного производства, входящие в состав основных средств предприятия;

в) валовая продукция — стоимостная оценка всех видов продукции, произведённой предприятием, и в дополнение к элементам, входящих в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершённого производства за соответствующий период, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;

г) чистая продукция — вновь созданная стоимость в результате хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;

д) реализованная продукция — это стоимость отпущенной на сторону и оплаченной (подлежащей оплате) продукции за соответствующий период.

2) План выпуска продукции на экспорт. В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане руководство должно представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.

3) План по повышению качества продукции.В плане повышения качества продукции должны быть отражены показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество продукции предприятия по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукции.

4) План реализации (сбыта) продукции. В этом плане отражается динамика реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований.

Реализованная продукция - это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика. Объем реализованной продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также продукции и работ для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств, находящемся на балансе предприятия.

При расчете реализуемой продукции необходимо учитывать остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец планируемого периода.

5) План по труду – это часы, минуты рабочего времени – применяют во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа по различным причинам не подлежит нормированию, показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы [10].

Таким образом, в первой главе были рассмотрены понятие производственной программы, ее цели, назначение, виды и содержание. Производственная программа – это календарный план использования производительных сил с целью осуществления выпуска продукции и услуг в ассортименте и объемах, востребованных товарным спросом и потребностями внутрикорпоративной кооперации, по установленной технологии, однозначно задающей ресурсные потребности. Цель разработки производственной программы – определение и расчет необходимого объема производства продукции в плановом периоде, соответствующего по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Основными видами производственной программы принято выделять оперативные, тактические и стратегические производственные программы, а так же по способу планирования – сверху вниз, снизу вверх и интерактивные производственные программы. А в качестве основных разделов производственной программы выступают план по производству продукции предприятия, план выпуска продукции на экспорт, план по повышению качества продукции и план реализации продукции.

2. Общая характеристика процесса разработки и внедрения производственной программы





Читайте также:
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.022 с.