Основные этапы разработки производственной программы




Главная задача при составлении плана производства -подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и требуемого качества. В плане ука­зываются состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия постав­ки по цене, количеству и качеству [11].

Основными данными для разработки производственной программы предприятия служат:

· перспективный план экономического и социального развития трудового коллектива;

· портфель заказов, в том числе госзаказ;

· система действующих норм и нормативов осуществления производственного процесса;

· свод действующих законодательных актов об ответственности предприятий за своевременное и качественное выполнение заказов, использование трудовых ресурсов, а также обязательств перед государством по уплате налогов;

· отчетные данные о выполнении плана производства и сбыта продукции за предыдущий плановый период и об остатках незавершенного производства на начало года;

· данные технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

· маркетинговые исследования об изменениях ситуации на рынках сбыта продукции, повышении требований к потребительским свойствам продукции, увеличении требований к качеству, дизайну, упаковке, послепродажному обслуживанию продукции;

· разработанные предложения соответствующих отделов предприятия об обновлении продукции, замене морально устаревшего и изношенного оборудования, внедрении более совершенных технологий изготовления продукции [12].

Порядок разработки и внедрения производственной программы предприятия состоит из следующих основных этапов:

1. Вся продукция ранжируется с учетом интересов предприятия и возможностей ее сбыта. Для этого на основе экспертных оценок специалистов разрабатывается ранговая таблица и оцениваются параметры (показатели), которые зависят от назначения продукции и конъюнктуры, например, вид, надежность в работе, экономичность, безопасность, эффективность, соответствие моде, дизайн. Величина параметров заносится в таблицу в той последовательности, по которой оценивает рынок.

Получивший оценку определенный показатель качества продукции принимается за эталон, которому присваивается величина, равная единице. Эксперты оценивают качество выпущенной продукции и выставляют соответствующую оценку;

2. Определяется степень спроса продукции на рынке. Существует ряд ценовых и других факторов, непосредственно влияющих на величину спроса у потребителей. Следует изучать и учитывать такие факторы, как Уровень доходов потребителей, Уровень цен на взаимозаменяемые товары, Влияние на вкусы и предпочтения потребителей рекламы, Время, которое затрачивается на потребление товара, Доступность товара, Влияние на вкусы и предпочтения потребителей моды;

3. Продукция оценивается по степени конкурентоспособности. Для этого изучаются факторы, влияющие на конкурентоспособность, и сопоставляют их с параметрами факторов главных конкурентов. Правильное определение ассортимента продукции, пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение предприятия-производителя на рынке;

4. Расчет производственной мощности. Важнейшим этапом разработки производственной программы является определение производственной мощности. Производственная мощность – это максимально возможный годовой объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте и с учетом наилучшего использования всех имеющихся на предприятии ресурсов. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном исполь­зовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе приме­нения прогрессивной технологии, передовых форм и методов орга­низации труда и производства.

Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производст­венная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени.

Правильное планирование производственной мощности имеет важное значение не только в рациональном использовании ресурсов, но и в стабилизации производства и насыщении рынка необходимыми товарами.

План производственной мощности предприятия, содержащий по­казатели развития производственного потенциала и потребности ма­териальных ресурсов, определяет не только плановый объем произ­водства, но и продажи продукции, товаров и услуг на рынке;

5. Расчет численности персонала. Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу. Расчет численности персонала организации имеет задачей определение способов и общих затрат на заполнение рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве и отвечает на вопрос: сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы для достижения целей и задач производственной программы и организации в целом;

6. Расчет фактической заработной платы персонала. В статье производственной программы «Затраты на оплату труда» отражаются:

а) оплата труда по сдельным расценкам, тариф­ным ставкам и должностным окладам, выпла­ты стимулирующего характера по положениям о системе оплаты труда; выплаты компенсирую­щего характера за работу в ночное время, за работу в тяжелых и вредных условиях труда, совмещение профессий;

б) оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, льготных часов подростков, перерывов в ра-б.оте кормящих матерей, выполнения государ­ственных обязанностей;

в) стоимость продукции, выдаваемой работни­кам предприятия в качестве оплаты труда;

7. Расчет сметы затрат на производство. Смета затрат на производство это затраты предприятия, связанные с основной деятельностью, за определенный период независимо от того, относятся они на себестоимость продукции в данном периоде или нет. Затраты группируются по следующим экономическим элементам: материальные затраты, амортизационные отчисления, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие затраты;

8. Разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие мероприятия проводятся не только при невоз­можности удовлетворения спроса, но и в случае низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции, отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости, материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям. Так же составляется баланс производственных мощностей и определяется степень их использования;

9. Расчет калькуляции себестоимости продукции (услуг). Расчет калькуляции себестоимости продукции рассчитывается как сумма затрат на сырье, основные, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергию на технологические цели и определяются умножением норм расхода на цену их приобретения с учетом транспортно - заготовительных расходов за вычетом возвратных отходов;

10. Расчет цены. В принятии решения о ценах при постановке задач ценообразования определяющими являются:

· затраты на производство и реализацию продукции;

· максимальная цена, которую готов заплатить потребитель;

· уровень цен на конкурирующие товары, влияние конкурентов.

При установлении отпускной цены помимо уровня затрат и желаемого уровня прибыли учитываются:

· качество продукции, ее конкурентоспособность;

· соотношение спроса и предложения на рынке данного продукта (если спрос в отдельных регионах превышает предложение, то продукция при неизменной себестоимости будет продаваться по различным ценам; чем выше спрос, тем больше возможностей для увеличения цен);

· эластичность спроса (определяются возможные объемы реализации при разных уровнях цен);

· среднеотраслевой уровень цен и уровень цен лидера в отрасли;

· цели, которые преследует предприятие при выработке ценовой политики (максимизация рентабельности продаж; увеличение доли рынка, занимаемой предприятием; стабилизация показателей деятельности и т. д.).

11. Завершающим этапом разработки производственной программы является контроль, в ходе которого выполняется:

а) проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным и, условно-натуральным и стоимостным показателям;

б) изучение причин положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;

в) выявление резервов дальнейшего роста и повышение эффективности производства;

г) разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышение ее качества [13].

В процессе разработки плана производственной программы предприятия должны соблюдаться такие требования, как точное определение потребностей в выпускаемой продукции и обоснование объема ее реализации заказами потребителей, обоснование плана производства продукции возможностями предприятия - его производственными мощностями, полная увязка натуральных и стоимостных объемов производства с объемами реализации продукции и обоснованное распределение производственной программы предприятия по отдельным календарным периодам планового года [14].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: