Методика разработки и внедрения производственной программы




Для разработки производственной программы предприятия, работающие в условиях рыночной экономики с весьма широким кругом проблем, используют разнообразные методы разработки и внедрения производственной программы. Конкретный метод разработки и внедрения производственной программы предприятия выбирает исходя из особенностей своей деятельности и специфики выпускаемой продукции [15]. Наиболее распространенными являются следующие методы разработки и внедрения производственной программы предприятия:

1. Балансовый метод является самым распространенным в планировании и разработке производственной программы. Данный метод представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью получения равновесия (баланса). Балансы на уровне предприятия позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике и использовании, об обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами и т.д. В процессе разработки производственной программы часто применяются следующие балансы:

а) натуральный (материальный);

б) стоимостной;

в) трудовой.

При этом методе разработки и внедрения производственной программы должны быть учтены многочисленные факторы, такие, как:

· технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия);

· совершенствование организации производства и труда;

· изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

· рыночные (инфляция);

· особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона.

Таким образом, с помощью балансового метода проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах составления производственной программы [16].

2. Ситуационный метод считается довольно новым методом планирования, однако многие предприятия уже используют его в своей деятельности по разработке производственной программы. Процесс ситуационного планирования в рамках разработки производственной программы выполняется обычно в следующем порядке:

1) устанавливаются ключевые факторы среды, влияющие на планируемые результаты деятельности предприятия. В качестве критериев для отбора показателей используются как масштабы возможного воздействия на производство, так и вероятность возникновения самого процесса;

2) составляется нормативный план, исходящий из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы производственных факторов на планируемый результат. Он становится главным компонентом разработки комплексного всеобъемлющего плана производственной деятельности всей организации;

3) отбирается для каждого продукта несколько определяющих или основных допущений, отличных от наиболее вероятной ситуации, и составляется автономный план, который не входит в комплексный. В качестве допущения могут быть приняты не только наихудшие варианты, но и должны быть предусмотрены различные случайности. Ситуационный план не разрабатывается в деталях, он предписывает, что должен делать каждый исполнитель в той или иной ситуации и каких последствий можно ожидать при их наступлении;

4) определяется ситуация перехода к данному плану в процессе текущей производственной деятельности, уточняется точка или момент переключения с нормального плана действий на ситуационный, предусмотренный при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Ситуационное планирование дает некоторые преимущества как в процессе разработки производственной программы предприятия, так и в особенности при ее осуществлении в нестабильных рыночных условиях. Руководители и исполнители планов получают возможность быстро действовать в неблагоприятной ситуации, которая была заранее запланирована, например, при изменении спроса на товар вступает в действие ситуационный план сокращения его выпуска [17].

3. Уровневое прогнозирование представляет процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный, минимальный. Из чего становится понятно, что данный метод применяется при планировании объема продаж и реализации продукции. Метод уровневого прогнозирования заключается в сопоставлении затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов на результаты производства, в разложении процессов на составные части и определении ведущих звеньев и на этой основе – "узких мест" и ключевых проблем развития и др. При реализации системного подхода экономический анализ преобразуется в комплексный метод анализа и синтеза проблем планирования.

Метод уровневого прогнозирования при разработке производственной программы обладает многообразными достоинствами:

1) помогает увеличить число плановых альтернатив и подготовиться к возможным отрицательным последствиям;

2) представляет плановикам-экономистам реальное значение показателей, что позволяет избежать составления недостаточно обоснованных проектов;

3) способствует разработке системы раннего предупреждения или ситуационных планов, чтобы предотвратить, снижение плановых и фактических показателей деятельности предприятия [18].

4. Оперативно-календарное планирование – это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запуска-выпуска и срокам выполнения каждого вида продукции, распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям, а также своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри его – до каждого производственного участка и рабочего места, до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями.

Исходными данными для разработки календарных панов служат:

· годовые объемы выпуска продукции;

· трудоемкость выполняемых работ;

· сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических планов предприятия.

В зависимости от сферы применения (или по месту его выполнения), оперативное планирование на большинстве предприятий различных отраслей подразделяется на межцеховое и внутрицеховое.

Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб. Межцеховое планирование должно обеспечивать слаженную ритмичную работу основных цехов, их бесперебойное снабжение и обслуживание вспомогательными цехами и службами.

Исходными данными межцехового планирования являются сводный план реализации продукции и портфель заказов. В ходе межцехового планирования осуществляется:

· выбор календарно-плановых нормативов;

· взаимная увязка содержания и сроков календарных графиков работы цехов основного и вспомогательного производств и обслуживающих служб;

· составление и выдача основным цехам квартальных и месячных календарных планов производства продукции.

На предприятиях, как правило, производственные программы разрабатываются и выдаются цехам плановыми службами на очередной год с квартальной и месячной разбивкой.

Внутрицеховое планирование направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы. Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных цехов предприятия [19].

5. Нормативный метод– основан на использовании при разработке производственной программы нормативной базы: установленных, научно обоснованных и принятых предприятием (или законодательно закрепленных) ограничений по различным показателям и характеристикам его экономической деятельности.

Сущность нормативного метода разработки производственной программы заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитываются потребности хозяйствующего субъекта в различных ресурсах и в их источниках.

Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. на изготовление единицы продукции (или выполнения объема работы) установленного качества. Норматив – величина относительная, она характеризует степень использования орудий и предметов труда, расходование их на единицу площади, веса, объема (например, показатель фондоотдачи – выпуск продукции на единицу стоимости основных фондов).

При разработке производственной программы применяются следующие основные нормативы:

· нормы затрат живого труда: рабочего времени на единицу продукции, выработку продукции в единицу времени, обслуживание; нормативы численности;

· нормы материальных затрат: удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий;

· нормативы использования орудий труда (машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);

· нормативы организации производственных процессов: длительности производственного цикла, объемов незавершенного производства, запасов сырья, материалов, топлива;

· нормы продолжительности освоения проектных мощностей;

· нормативы качества;

· финансовые нормативы: проценты по кредитам, ставки налогов и т.п.;

· маркетинговые нормативы: емкость рынка, коэффициент эластичности спроса, нормы расходов на рекламу и т.п.

Все вышеперечисленные нормы и нормативы дифференцируются: по периоду действия (перспективные, текущие, оперативные), по характеру регламентации (директивные, индикативные), по степени дифференциации (операционные, подетальные, узловые, на изделие), по масштабу применения (цеховые, заводские, отраслевые, типовые) и по принадлежности к сферам применения (основные, вспомогательные, непроизводственные).

Таким образом, во второй главе были рассмотрены основные этапы и методы разработки и внедрения производственной программы предприятия. Главная задача при составлении плана производства - подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и требуемого качества. В плане ука­зываются состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия постав­ки по цене, количеству и качеству. Порядок разработки и внедрения производственной программы предприятия состоит из следующих основных этапов: вся продукция ранжируется с учетом интересов предприятия и возможностей ее сбыта, определяется степень спроса продукции на рынке, продукция оценивается по степени конкурентоспособности, далее следует расчет производственной мощности, расчет фактической заработной платы персонала, расчет сметы затрат на производство, разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия, расчет калькуляции себестоимости продукции (услуг), расчет цены и контроль. наиболее распространенными являются следующие методы разработки и внедрения производственной программы предприятия: балансовый метод, ситуационный метод, уровневое прогнозирование, оперативно-календарное планирование и нормативный метод.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: