по выполнению курсовых работ по экономическим дисциплинам для студентов социально-экономического факультета и факультета заочного обучения




  Разработчики:
  Горбач Л.В., старший преподаватель кафедры экономики и управления
  Файзрахманов Ф.М., магистр международного бизнеса и маркетинга, доцент кафедры экономики и управления
  Под общей редакцией Короткова А.В., зав. кафедрой экономики и управления, к.э.н., доцента

Минск, 2010


Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Цели, требования и этапы выполнения курсовой работы…………......……….3

2. Структура курсовой работы………………………………………...……………4

2.1. Титульный лист……………………………………………………..…………..4

2.2. Содержание………………………………………………………...……………5

2.3. Введение…………………………………………………………………………5

2.4. Основная часть курсовой работы………………………………………………6

2.5. Заключение……………………………………………………………..………..8

2.6. Список использованных источников…………………………………..………8

2.7. Приложения………………………………………………………………..…….8

3. Выполнение курсовой работы……………………………………………………8

3.1. Выбор и утверждение темы работы…………………………………...……….8

3.2. Разработка общего плана содержания работы…………………………...….10

3.3. Подбор, изучение и анализ литературы, нормативных документов, статистических и фактических материалов………………………………………….…10

3.4. Разработка и обоснование рекомендаций для предприятия (организации) в соответствие с целью работы………………………………………………….…..11

3.5. написание текста курсовой работы, ее язык и стиль…………………….….12

3.6. Разработка приложений к курсовой работе……………………………..…..17

4. Защита курсовой работы……………………………………………….……….18

5. Оформление курсовой работы…………………………………………...……..19

5.1. Общие требования……………………………………………………….….…19

5.2. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов…..…..19

5.3. Иллюстрации……………………………………………………………….…..20

5.3.1. Иллюстрации……………………………………………..…………………..20

5.3.2. Таблицы…………………………………………………………………...….22

5.4. Приложения…………………………………………………………………….24

5.5. Перечисления, примечания и примеры………………………………………25

5.6. Формулы и уравнения…………………………………………………………25

5.7. Сокращения…………………………………………………………………….26

5.8. Цитирование и библиографические ссылки………………………...……….31

5.9. Список использованных источников и их библиографическое описание…32

5.10. Критерии оценки курсовой работы………………………………..………..34

 

Приложение А. Образец оформления титульного листа работы………………..39

Приложение Б. образец оформления содержания работы………………..……..40

Приложение В. примеры библиографического описания источников……..…..41

 

 


Введение

Курсовая работа представляет собой самостоятельное, творческое, продуманное и достаточно полное изложение выбранной студентом темы по изучаемой им дисциплине на основе определенных источников (научной и учебной литературы, статистических данных, документов предприятий и организаций), имеющее научно-практический характер и позволяющее судить о приобретенных им знаниях и умении их применять в практической деятельности.

Курсовая работа является завершающим этапом изучения студентом дисциплины и одной из важнейших форм самостоятельной работы студента, по результатам которой определяется оценка уровня знаний, умений и навыков будущего специалиста.

При выполнении работы студент должен использовать фактические материалы, собранные в период учебной и производственной практики. Студенты факультета заочного обучения могут использовать материалы предприятий и организаций, в которых они работают. Кроме этого, могут использоваться данные статистических сборников и информация, опубликованная в периодической печати, а также размещенная на электронных носителях и в сети Интернет.

1. Цели, требования и этапы выполнения курсовой работы

Цели выполнения курсовой работы:

1) научить студента самостоятельно проводить научные исследования с использованием современных методик и информационных технологий;

2) расширить, углубить и закрепить его теоретические знания, практические умения и навыки в соответствии с содержанием изучаемой дисциплины;

3) выработать у студента умение формулировать и логически излагать собственные суждения и выводы, разрабатывать и аргументировано обосновывать рекомендации для выбранного объекта исследования;

4) выработать у студента устойчивые навыки публичной защиты полученных в ходе выполнения работы результатов;

5) подготовить студента к выполнению и защите дипломной работы.

Тема курсовой работы должна отвечать учебным задачам теоретического курса, опираться на фактические материалы и соответствовать практическим задачам национальной экономики.

Курсовая работа должна удовлетворять следующим требованиям:

1) структура работы должна способствовать раскрытию выбранной темы и иметь в своем составе: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения;

2) содержание работы должно быть проиллюстрировано графическим материалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами) и таблицами, опирающимися на фактические данные и расчеты с их использованием. В основной части курсовой работы по итогам анализа сложившейся ситуации на предприятия (в организации) должны быть предложены и обоснованы пути решения стоящих перед ними конкретных задач в соответствии с темой и целью работы;

3) оформление работы должно быть выполнено в полном соответствии с настоящими Рекомендациями.

Процесс выполнения курсовой работы включает в себя следующие этапы:

1) выбор и утверждение темы работы, определение и утверждение порядка ее выполнения;

2) разработка общего плана содержания письменной работы;

3) подбор, изучение и анализ учебной и научной литературы, нормативных документов по выбранной теме;

4) сбор и анализ фактического материала, изучение сложившейся на предприятии (в организации) ситуации и вызвавших ее причин, выявление существующих тенденций развития исследуемого в соответствии с темой процесса;

5) разработка и обоснование рекомендаций для предприятия (организации) в соответствии с целью работы;

6) написание текста курсовой работы и разработка приложений к ней;

7) оформление курсовой работы в соответствии с настоящими Рекомендациями.

2. Структура курсовой работы

Структурно курсовая работа состоит из следующих частей:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основная часть, состоящая в свою из разделов (глав);

5) заключение;

6) список использованных источников;

7) приложения.

Окончательно выполненная курсовая работа должна представлять собой полное и систематизированное освещение ее темы, свидетельствовать об основательном понимании и самостоятельном изложении студентом материала, носить аналитический, а не описательный характер.

Объем курсовой работы составляет 30-35 страниц (без списка использованных источников и приложений) печатного текста, выполненного на персональном компьютере. Работу помещают в скоросшиватель или переплетают.

2.1. Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и должен содержать:

1) полное название министерства;

2) полное и правильное название института:

3) полное и правильное название кафедры, на которой изучается дисциплина, по которой выполнена курсовая работа;

4) полное и правильное название дисциплины, по которой выполнена курсовая работа;

5) название темы курсовой работы;

6) полные фамилия, имя и отчество, курс и номер группы, специальность, полный номер зачетной книжки студента, место его постоянной работы, занимаемая должность, а также контактные телефоны;

7) ученая степень, ученое звание, должность и фамилия руководителя;

8) место и год выполнения курсовой работы.

Образец оформления титульного листа приведен в Приложении А.

2.2. Содержание

Содержание включает в себя заголовки структурных частей курсовой работы (кроме титульного листа), а также разделов (глав) и подразделов ее основной части с указанием номера страниц, с которых они начинаются. Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте работы. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т.е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которым она подчинена.

Образец оформления содержания приведен в Приложении Б.

2.3. Введение

Введение в курсовой работе по объему не должно превышать две-три страницы. В нем необходимо:

1) обосновать актуальность и значимость выбранной темы;

2) сформулировать главную цель и задачи исследования в соответствии с темой работы;

3) сформулировать объект и предмет исследования;

4) кратко охарактеризовать содержание основных разделов работы и обосновать их логическую последовательность;

5) дается краткая характеристика литературных источников.

Обоснование актуальности темы курсовой работы является обязательным компонентом ее характеристики. При этом под актуальностью следует понимать научную и (или) практическую своевременность (современность) выбранной темы. А под значимостью понимается важность темы для национальной экономики.

Цель курсовой работы по своему содержанию опирается на обоснование актуальности ее темы и характеризует ее конечный итог. Не рекомендуется формулировку цели начинать со слов «Исследование…», «Изучение…» и т.п., так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. Обычно цель работы формулируется одним предложением.

Исходя из путей достижения цели курсовой работы, определяются ее задачи. Обычно формулируется не более трех-пяти задач. Формулировать задачи необходимо тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов (глав) курсовой работы (заголовки разделов (глав) и подразделов, по сути, определяются задачами работы). Определяя задачи исследования, рекомендуется употреблять слова: «Изучить…», «Установить…», «Определить…», «Обосновать…», «Выявить…», «Проанализировать…», «Исследовать…» и т.п.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования – это процесс или явление, содержащие проблемную ситуацию и избранные для исследования (изучения). Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта исследований и является его частью, по которой существует проблема, исходя из которой, формулируется тема курсовой работы, ее цель и задачи. Необходимо помнить, что именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на ее титульном листе.

Писать введение следует потезисно, выделяя не менее одного тезиса на каждую часть введения. При этом тезисы не нумеруются.

Целесообразно предварительный вариант введения написать перед созданием основных части работы. Окончательный же его вариант необходимо исполнить после окончательного завершения основной части и заключения курсовой работы.

2.4. Основная часть курсовой работы

Основная часть работы включает, как правило, три раздела (главы), которые разделяются на подразделы. Допускается выполнение курсовых работ, состоящих из двух или четырех разделов (глав). Каждый раздел (глава) или подраздел посвящается решению одной из тех задач, которые были сформулированы во введении. При этом название раздела (главы) не должно повторять название курсовой работы, а название подраздела не должно повторять название раздела.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Здесь излагается ход исследования и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Логически правильно построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности.

Первый раздел (глава) должен носить теоретический характер. В нем излагаются теоретические аспекты выбранной темы. Обычными источниками для данного раздела служат учебники и учебные пособия. Излагается материал в абстрактной форме, без привязки к конкретному предприятию.

Второй раздел (глава) работы, носит аналитический характер. В нем приводится общая характеристика деятельности предприятия (организации), анализируются показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и конкретно в соответствии с темой работы. Цель такого анализа – оценить эффективность деятельности предприятия, выявить сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности, определить причины выявленных недостатков. Кроме того, в этом разделе (главе) может содержаться анализ отечественного и мирового опыта в той области, которая определяется темой работы. При подборе материала необходимо использовать организационные, плановые и отчетные документы предприятия. Кроме того, должны использоваться научные монографии, научно-аналитические статьи в периодических изданиях и сборниках. Для поиска статистических материалов можно использовать официальные сайты министерств и ведомств. Содержание этого раздела должно обосновывать необходимость мероприятий, которые студентом будут предложены в следующем разделе.

Третий раздел (глава) носит практический характер. В этом разделе курсовой работы студент, опираясь, прежде всего, на итоги анализа, выполненного в предыдущем разделе, предлагает и экономически обосновывает мероприятия по совершенствованию работы предприятия (организации) в соответствии с темой и целью работы. По своему характеру этот раздел дает простор для творчества студента, позволяет ему проявить свои умения и навыки по будущей профессии.

Рекомендуемый объем каждого раздела (главы) составляет восемь-девять страниц.

В конце каждого раздела (главы) курсовой работы студент должен сформулировать выводы по нему объемом в один-два абзаца по существу изложенного материала. Выводы должны быть краткими, конкретными, вытекать из изложенного материала и логически завершать приведенные рассуждения. При формулировании выводов следует придерживаться следующих правил:

1) они не должны быть тривиальными (т.е. банальными, неоригинальными);

2) в их качестве должны выступать не промежуточные, а конечные результаты работы студента над разделом;

3) при их формулировании не следует приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из сформулированной студентом цели работы;

4) их нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.п.).

2.5. Заключение

Курсовая работа заканчивается заключением, в котором конкретно отражаются ее основные результаты. Оно представляет собой последовательное изложение полученных выводов и практических рекомендаций (предложений), обоснованных студентом в третьем разделе (главе) работы.

Оформляется заключение в виде перечня пронумерованных тезисов (сначала выводы, а затем предложения).

Заключение курсовой работы рекомендуется писать только после создания основной ее части. Его объем должен составлять две-три страницы.

Очень важно, чтобы все задачи, которые были сформулированы студентом во введении, нашли свое итоговое отражение в заключении, ибо заключение показывает степень реализации целей и задач, поставленных перед исследованием, а также научно-теоретическую и практическую ценность выполненной работы.

2.6. Список использованных источников

После заключения помещается список источников (в том числе и электронных), которые студентом были использованы при написании курсовой работы. Этот список включает все источники, изученные при написании работы, независимо от того, сделаны ли на них ссылки по тексту или нет.

Нормальным считается, что студент при подготовке работы использует не менее 10-15 источников.

2.7. Приложения

Приложения помещают после списка использованных источников. Цель их исполнения состоит в том, чтобы избежать перегрузки разделов основной части работы различными аналитическими, статистическими, графическими, табличными и иными материалами, которые не несут основной смысловой нагрузки. Они могут включать заполненные первичные и сводные документы, формы финансовой, бухгалтерской и управленческой отчетности, копии приказов и распоряжений, другие необходимые документы.

3. Выполнение курсовой работы

Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы. Устранение выявленных недостатков работы производится по итогам консультаций с руководителем.

3.1. Выбор и утверждение темы работы

Выбор темы работы, согласование плана выполнения работы и графика проведения исследования в соответствии с ее темой студент проводит в течение двух недель с момента начала семестра, в течение которого она будет выполняться.

Выбор темы курсовой производится в следующей последовательности:

1) предварительное определение тематики работы;

2) рассмотрение наиболее перспективных вариантов темы работы;

3) согласование темы работы с руководителем.

Предварительное определение тематики работы осуществляется, как правило, одним из способов, которые можно условно разделить на основные и вспомогательные.

К основным способам относят:

- способ «осознанного выбора», т.е. выбора на основе накопленного студентом опыта научно-исследовательской, практической или иной работы;

- способ «рекомендательного выбора», т.е. выбора из списка, разработанных и утвержденных кафедрой.

К вспомогательным способам причисляют:

- поисковый способ, основанный на ознакомлении студента с содержанием обзоров достижений науки (иных источников аналитической информации) и предполагающий выбор в качестве темы курсовой работы либо исследование одной из нерешенных проблем (в том числе и проверка одной из гипотез, до сих пор не исследовавшихся), либо повторное исследование ранее решенной проблемы с применением новых, более совершенных методов;

- консультационный способ, предполагающий проведение серии консультаций с преподавателями и коллегами по работе и позволяющий в результате выявить и выбрать в качестве темы курсовой работы либо одну из наименее изученных, специфических («узких», «закрытых») тем, либо, напротив, одну из наиболее актуальных для изучения (в силу особенностей ее содержания).

Для того, чтобы постепенно сузить тематический круг, следует придерживаться следующих правил:

1) тема работы не должна быть слишком широкой. Чем точнее будет сформулирована тема, тем легче студенту подобрать материал для ее раскрытия и уложиться в установленный объем работы;

2) тема должна быть знакома студенту. Владение материалом облегчает выполнение работы. В противном случае значительная часть времени, отведенная для работы, тратится на изучение сути ее темы;

3) тема должна быть перспективной и, прежде всего, для самого студента. Результаты курсовой работы должны найти применение в дальнейшей практической работе студента, а ее содержание может стать основой будущей дипломной работы;

4) тема должна быть интересна самому студенту. Личная заинтересованность в достижении нужного результата стимулирует процесс написания курсовой работы, объективно способствует выполнению ее в установленные сроки и с требуемым качеством;

5) сложность и размах темы должны соответствовать уровню подготовки студента, его творческим и интеллектуальным способностям.

Выбрав наиболее перспективную для себя тему, студенту рекомендуется согласовать ее с руководителем курсовой работы.

При необходимости студент представляет руководителю для согласования план курсовой работы, перечень выбранной литературы, а также другие материалы.

3.2. Разработка общего плана содержания работы

Под планом курсовой работы подразумевается перечень вопросов, которые в ней должны быть рассмотрены. Пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в логической последовательности, соответствующей развитию изложения ее темы.

Подготовка общего плана начинается с определения структуры и формулирования рабочих названий разделов (глав) курсовой работы.

Определению общей структуры курсовой работы предшествуют определение ее задач (проистекающих из ее цели) и определение общего порядка ее построения.

Требования к построению общей структуры работы определены в п. 2.4.

При формулировании рабочих названий разделов и подразделов курсовой работы необходимо опираться на следующие принципы:

1) рабочее название ни одного из разделов или подразделов работы не может полностью совпадать с ее темой;

2) рабочие названия разделов или подразделов работы должны отражать суть их содержания кратко, точно и понятно;

3) рабочие названия смежных разделов или подразделов работы должны быть логически взаимосвязаны друг с другом;

4) рабочие названия смежных разделов или подразделов работы должны быть продуманы и сформулированы в едином стиле изложения с использованием принятой для данной работы терминологии;

5) рабочие названия разделов или подразделов должны сформировать основу для их последующего уточнения (но не переформулирования) и приведения к окончательному виду в процессе редактирования содержания курсовой работы.

Окончательно сформулированные названия разделов или подразделов курсовой работы служат основой для пунктов общего плана ее содержания.

3.3. Подбор, изучение и анализ литературы, нормативных документов, статистических и фактических материалов

Подбор литературы и нормативных документов целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы кафедрой, на которой изучается дисциплина, предполагающая выполнение студентом курсовой работы.

Изучение источников информации рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1. Изучение государственных нормативно-правовых актов (Конституции республики, кодексов, законов, декретов и указов Президента республики, постановлений Совета министров республики, территориальных органов управления) и руководящих документов предприятия (организации) (уставов, положений о подразделениях, должностных инструкций, приказов и распоряжений руководителей различного звена). Содержание государственных правовых актов (с изменениями и дополнениями) доступно на «Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь» (режим доступа: https://www.pravo.by).

2. Изучение научной и учебной литературы, периодических изданий, находящейся в республиканских, городских, районных и институтской библиотеках.

3. Сбор и изучение статистического материала, содержащегося в статистических сборниках и материалах, публикуемых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, как в печатном, так и в электронном виде.

4. Сбор и изучение фактического материала, предоставленного руководством и сотрудниками предприятия (организации) в соответствии с темой и содержанием разделов работы (учредительные, распорядительные, плановые, отчетные и другие документы).

Отбор литературы и источников должен производиться исходя из того, что они должны содержать научные факты.

Научные факты характеризуются следующими свойствами:

1) новизной, которая говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, что к моменту начала выполнения курсовой работы было неизвестно;

2) точностью, которая определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений;

3) объективностью, которая предполагает связь факта с внешними условиями, независимость его от чьей-нибудь воли и возможностей;

4) достоверностью, которая характеризует безусловное реальное существование факта, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации.

При подборе литературы, периодических и электронных изданий необходимо сразу составлять их библиографическое описание в строгом соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций к оформлению списка использованных источников.

3.4. Разработка и обоснование рекомендаций для предприятия (организации) в соответствии с целью работы

По итогам представленных во втором разделе (главе) курсовой работы итогов изучения текущей деятельности предприятия (организации), выполненного анализа состояния и тенденций развития объекта и предмета исследования, студент должен произвести разработку и экономическое обоснование рекомендаций (предложений) по их дальнейшему развитию и совершенствованию. Эти рекомендации должны согласовываться с темой, целью и задачами курсовой работы, опираться на действительные ресурсные возможности предприятия (организации) и содействовать достижению стоящих перед ним (ней) целей и задач.

3.5. Написание текста курсовой работы, ее язык и стиль

Оформление результатов курсовой работы является последним, завершающим этапом учебно-исследовательской работы.

Работа над рукописью может осуществляться в следую­щем порядке:

1. предварительный отбор материала;

2. конспектирование, выписки, отбор материала;

3. систематизация материала;

4. составление предварительного плана работы;

5. окончательный отбор материала;

6. составление окончательного плана литературного оформления;

7. составление чернового варианта;

8. правка;

9. предварительное оформление работы;

10. окончательное оформление работы.

В связи с тем, что объем курсовой работы ограничен, следует определить объем каждого раздела и подраздела, исходя из запланированного. Такая предварительная разметка обеспечивает соразмерность частей работы, помогает сконцентрировать внимание на главном.

Языку и стилю курсовой работы следует уделять самое серьезное внимание. Именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора. Язык и стиль научной работы как часть пись­менной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложе­ния материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным обра­зом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действи­тельности.

Для научного текста характерны смысловая закончен­ность, целостность и связность.

Важнейшим средством выражения логических связей явля­ются:

- специальные функционально-синтаксические средства свя­зи, указывающие на последовательность развития мысли («в нача­ле», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.)

- противоречивые отношения («однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»);

- причинно-следственные отношения («следовательно», «по­этому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»);

- переход от одной мысли к другой («прежде чем перейти к...» «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к..:», «необходимо остановиться на...», «необходимо рас­смотреть»);

- итог, вывод («итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог, следует сказать...»).

В качестве средств связи могут быть использованы место­имения, прилагательные и причастия («данные», «этот», «такой», «названные», «указанные» и др.).

Такие и подобные им слова и словосочетания являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли студента – автора курсовой работы, информируют об особенностях мыслительного его пути. Слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен слу­жить доказательством; слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставле­ния, «ибо» – объяснения.

В некоторых случаях словосочетания рассмотренного выше типа не только помогают обозначить переходы авторс­кой мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста. Например, слова «приступим к рассмотрению» могут заменить заглавие рубрики. Они, играя роль не выделенных рубрик, разъясняют внутреннюю последовательность изложения, а по­тому в научном тексте очень полезны.

На уровне целого текста для научной речи едва ли не ос­новным признаком является целенаправленность и прагмати­ческая установка, поэтому эмоциональные языковые элемен­ты в научных работах не играют особой роли. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, и, следовательно, использование спе­циальной терминологии.

Специальные термины дают возможность в краткой и лаконичной форме давать развернутые определения и харак­теристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Причем научный термин есть не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную термино­логию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.

Фразеология научной работы также весьма специфична. Она признана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочета­ния, как «привести результаты», «как показал анализ», «на ос­новании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсю­да следует, что» и т. п.), с другой – обозначать определенные понятия, являющиеся по сути терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины, как «государ­ственное право», «инфляционная политика» и т. п.).

Грамматические особенности научной речи также суще­ственно влияют на языково-стилистическое оформление тек­ста курсовой работы. Следует отметить в ней наличие большого количества существительных с абстрактным значе­нием, а также отглагольных существительных («исследование», «рассмотрение», «изучение» и т. п.).

Научный стиль изложения характеризуется относительны­ми прилагательными, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнитель­ная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыстрее»), а также превосходная степень прила­гательного с суффиксами «-айш-», «-ейш-», за исключением неко­торых терминологических выражений, например, «наименьшее значение показателя».

Особенностью научного стиля изложения является также отсутствие экспрессии. Отсюда доминирующая форма оценки констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются частью терми­нологических выражений. Отдельные прилагательные употреб­ляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последо­вательность перечисления особенностей и признаков.

Глагол и глагольные формы в тексте научных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, содер­жания нормативных документов и др.

Основное место в научной прозе занимают формы несо­вершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходи­мостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «В данной статье рассматриваются...», «Намечено выделить следующие классификационные группы...»).

В научной речи очень распространены указательные мес­тоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизи­руют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте научных работ не употребляются.

Научная речь характеризуется строгой логической последовательностью, в ней отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом: каж­дый последующий вытекает из предыдущего или является сле­дующим звеном в повествовании или рассуждении. Преобла­дают сложные союзные предложения на основе таких состав­ных подчинительных союзов, как «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Часто употребляются производные отымен­ные предлоги «в течение», «в соответствии с...», «в результа­те», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т. п.

Научный текст чаще излагается сложноподчиненными, а не сложносочиненными предложениями. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают причинные, вре­менные, условные, следственные и тому подобные отношения, а также тем, что отдельные части в сложноподчиненном пред­ложении имеют более тесные связи между собой, чем в сложно­сочиненном. Части же сложносочиненного предложения как бы нанизываются друг на друга, образуя своеобразную цепочку, отдельные звенья которой сохраняют известную независимость и легко поддаются перегруппировке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: