Игры с детьми в период адаптации к детскому саду
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. И вот несколько конкретных игр, которые помогут вам и вашим малышам привыкнуть к детскому саду.
«Помоги маме»
Цель: развитие координации движения, лёгкая утренняя гимнастика, положительный эмоциональный настрой.
Содержание: зная, что ребёнку трудно подняться утром с кровати, заранее, ещё до его подъёма, разложите на полу несколько игрушек, с небольшим интервалом по направлению в умывальную комнату. Взрослый будет ребёнка и говорит: «Ой, смотри, сколько игрушек лежит на полу! Нам с тобой даже в ванную комнату не пройти. Помоги мне, пожалуйста, их собрать». Ребёнок, двигаясь от одной игрушке к другой, собирает их все в корзину или пакет, теперь можно перейти к водным процедурам.
Примечание: чтобы такая уловка не надоела ребёнку, предметы на полу желательно ежедневно менять.
«Котёнок пришёл в гости»
Цель: развитие координации движений, создание положительного эмоционального настроя.
Содержание: взрослый раскладывает на полу вырезанные из картона следы какого-нибудь животного. Затем взрослый говорит: «Проснись малыш (поглаживает ребёнка). К нам в гости пришёл котёнок (шепчет на ухо), но он почему-то спрятался. Наверное, он хочет с тобой поиграть. Давай отыщем с тобой котёнка, вставай быстрее! Искать его пойдём по следам, обязательно наступая на каждый след».
Мама и малыш двигаются по следам котёнка, доходят до того места, где спрятана игрушка, и находят её. С этой игрушкой можно поиграть в любую игру, взять с собой в детский сад.
|
Медленное пробуждение способствует снижению беспокойства и раздражения у детей.
Игры для засыпания
Чтобы ребенок быстро засыпал, перед сном играть в тихие игры, петь «засыпальные» песни, организовать совместные игры с водой. Это своего рода будет ритуалом на засыпание ребенка.
Игра «Хвостики»
Цель: взаимодействие с членами семьи, обучение приёмам релаксации.
Содержание: детям вместе с родителями можно поиграть в тигрят (лисят, волчат, котят). Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф или ленту. Ребёнок сам выбирает понравившийся шарф или ленту. Взрослый предлагает всем участникам игры, имитируя движения животного, встать на четвереньки и побегать по комнате, стараясь, поймать друг друга и схватить за хвостик.
В конце игры можно выполнить релаксационные упражнения:
* Полежать на ковре: на спине, на животе, на боку.
* Лёжа глубоко подышать, вдыхая через рот.
* Лечь на пол животом вниз, опираясь на прямые руки – прогнуться.
В заключении можно попрощаться с «хвостиками», отвязать их, превратиться снова в людей.
Играя с ребёнком, одевая, умывая, взрослый обязательно должен как можно больше разговаривать с ним, называть все действия ребёнка, а при умывании и одевании называть части тела и части лица, к которым взрослый прикасается. Это необходимо для установления эмоционального контакта мамы с ребёнком. С этой целью полезно использовать разные песенки, прибаутки.
|
Игры для прощания в детском саду
Если ваш ребёнок всё ещё с трудом расстаётся с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.
* Скажите ребёнку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
* Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
* Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему, например, словами: «Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день».
* Скажите ребёнку, как он сможет определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.
* Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Так же помогут следующие упражнения:
«Хозяин ключа»
Цель: помочь малышу обрести уверенность, что мама и папа обязательно придут за ним, «не забудут его в детском саду».
Содержание ритуала: Родители находят ненужный, бутафорский ключ. Мама или папа ежедневно, отправляя ребёнка в детский сад, вручают ему этот ключ и говорят: «Ты у нас хозяин ключа. А ключ этот от нашего дома (квартиры). Положи его в кармашек. Мы не сможем попасть домой без тебя, ведь ключик у тебя в кармане, у «хозяина».
В раздевалке детского сада родители напоминают ребёнку о ключе: «Ты не забыл, что мы не сможем попасть домой без тебя, ключ у тебя, береги его. Мы придём за тобой».
«Волшебный сон».
Цель: отвлечь ребёнка от переживаний во время расставания с мамой.
Содержание ритуала: Предварительный разговор между воспитателем и мамой о том, какие игрушки, занятия, книжки способны отвлечь ребёнка от переживаний.
Утром мама говорит малышу:
«Сегодня я видела волшебный сон. В этом сне были ты и я. Мы с тобой шли по дорожке, а потом нас встретил (а)… (называется нужная игрушка). Он (она) был грустным, а потом увидел тебя и улыбнулся».
По дороге в детский сад мама подробно рассказывает об интересной игрушке (книжке, событии). В детском саду воспитатель встречает малыша со словами:
«Ой, к нам в детский сад сегодня пришёл (назвать нужную игрушку). Он прибежал рано, рано, грустный, он ищет (назвать имя малыша)».
Дальше игрушка здоровается, радуется встречи с ребёнком и предлагает поиграть.
В ходе такого ритуала, малыш ежедневно получает информацию о событиях, которые ждут его в детском саду.